Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жизненные ценности подростков




На какие ценности ориентируются сегодняшние подростки? Многие считают, что подростки все больше ценят собственные интересы. В частно­сти, имеются документальные свидетельства того, что финансовые, а не философские вопросы больше всего волнуют учащихся. Так, было установ­лено, что начиная с 1990-х гг. юноши и девушки все меньше и меньше осуж­дают эгоизм и обман. Не исключено, что причиной послужили проявления коррупции в политике и бизнесе, а также те материальные трудности, с ко­торыми молодым людям приходится сталкиваться. Возможно, у молодежи и подростков складывается впечатление, что это и есть норма нашей жиз­ни. Или они думают, если такое позволено другим и ведет к успеху, то поче­му оно не может быть позволено мне. Во всяком случае, заметно возрастает терпимость по отношению к обману ради денег, к эгоистичному и безответ­ственному поведению.

Может быть, современная молодежь становится в большей степени ма­териалистами и реалистами, чем в прежние времена? Или юноши и девуш­ки, несмотря ни на что, остаются идеалистами?

ИДЕАЛИСТ — человек, преувеличивающий роль духовных ценностей и идеалов (добра, справедливости, честности) в нашей жизни и в развитии общества.

МАТЕРИАЛИСТ — человек, преувеличивающий влияние веществен­ных или материальных факторов (экономических условий, социаль­ной обстановки, финансового благополучия) на поведение людей и жизнь общества.

Существуют научные данные, подтверждающие оба предположения. Так, проведенное в школах Австрии, Франции, Швейцарии и Западной Герма­нии исследование показало:

1) молодежь хочет быть похожей на себя, а не на идеальных героев рома­нов, героев кинофильмов или великих людей;

2) она стремится сделать успешную карьеру в шоу-бизнесе, предприни­мательстве, промышленности или науке (начиная от певцов и заканчивая археологами). Кто-то мечтал стать просто богатым человеком, а кто-то — физически привлекательным и популярным.

Вместе с тем значительная часть опрошенных (около 40%) хотели бы стать дружелюбными и вежливыми людьми с хорошо развитым чувством юмора, быть честными, надежными, трудолюбивыми, добрыми. Исходя из этого ученые пришли к выводу: во всем мире и во все времена молодым людям свойственно быть идеалистами20.

Итак, юноши и девушки остаются и материалистами, и идеалистами. Соотношение материалистических и идеалистических ценностей, однако, меняется с возрастом. Чем моложе люди, тем больше они идеалисты и ро­мантики. И наоборот, чем старше становится человек, тем скорее он превра­щается в материалиста.

Когда американские ученые выяснили, какие книжки читают подрост­ки 10—13 лет, каким героям они подражают и восхищаются, то оказалось: первенство держат вымышленные герои, которым свойственны чувство коллективизма, общности с другими людьми. Каждый из них действовал, руководствуясь нравственной необходимостью заботиться об окружающих. Персонажи этих произведений не могли оставаться равнодушными к боли и страданиям других людей, они чувствовали себя в ответе за них. А вот у студентов на первом месте были не сказочные герои и не ковбои, как у под­ростков в 14—16 лет, а реальные бизнесмены, достигшие успеха благодаря упорному труду и выдающимся способностям21.

Юношеский идеализм на самом деле долго не выветривается. И в 18 лет мы верим в идеальную дружбу и платоническую любовь. Мы представляем людей лучше, чем они есть порой на самом деле. Мы хотим и общество пе­рекроить по своим меркам, списанным с идеального вымышленного обще­ства, в котором все люди братья, нет обмана и войн, а мужчины и женщины бесконечно красивы.

Однако в юности идеализм, зародившийся в подростковом возрасте, не­редко превращается в максимализм. Мне надо все и сразу, я хочу дружбы вечной и искренней или мне не нужно вообще никакой. Кто был револю­ционерами, великими путешественниками, первооткрывателями, возмути­телями общественного спокойствия? Только молодые люди. А кто подни­мал полки в Гражданскую войну, шел в тыл к фашистам, бесстрашно под­рывал вражеские поезда?

Но и в мирные 1960—90-е молодежь не могла утихомириться. Знамени­тые студенческие демонстрации, прокатившиеся в 1968 г. по Франции, выз­вавшие шок в общественном мнении, заставившие пересмотреть многие фундаментальные ценности, организовала молодежь. Ее идеализм, оказы­вается, выражает себя в озабоченности социальными проблемами. Несог­ласии с бедностью и неравенством, наркоманией и призывами к войне. Разве плох такой максимализм?

Когда в США стали преследовать чернокожих, а затем разыгралась вой­на во Вьетнаме, студенты всей страны маршировали в первых рядах борцов за гражданские права. Массовыми демонстрациями и выездами на мотоцик­лах юноши и девушки выражали свой протест, устраивали забастовки на улицах городов и в студенческих городках. Когда в 1970 г. Соединенные Штаты напали на Камбоджу, волна антивоенных выступлений прокатилась

20 Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 23.

21 Там же. С. 23-24.

Год

«Группа молодых людей, в основном избегающих как работы, так и уче­бы, живущих на родительские деньги, пьющих, не имевших в жизни даже самых мелких целей, организовала притон на 11-м этаже, в центре города, в четырехкомнатной квартире...»

«Живем настоящим днем, а что было и что будет, нас не волнует. У нас нет никаких увлечений, нам лишь бы провести весело вечер».

Год

«Если кто не имеет понятия, как это так «красиво» жить, мы вам растол­куем. Это когда у тебя каждый день в кармане 80 рублей, а то и больше, си­гареты «Мальборо», «Кент», когда ты пьешь коньяк «Камю», когда с тобой интересная девчонка или парень, когда у тебя дома солидные и все понима­ющие родители...»

«Мне 21 год. Я окончил всего 8 классов, потом сменил несколько профес­сий, но ни одна меня не заинтересовала! Я ничем не увлекаюсь, книг не читаю. Просыпаюсь, чтобы поесть или когда надоест спать...»

«Надоело жить так, как живут мои сверстники. Выйдешь во двор, и опять те же лица, умирающие со скуки... Казалось бы, все есть — шмотки и про­чие атрибуты «веселой» жизни. Но как хотелось бы сменить эту «веселую» жизнь на интересную, увлекательную...»

«Я учусь в училище. Староста. Много общественных поручений. Для меня такая жизнь интересна. А вот с группой отношения портятся. Группа труд­ная. Запросто могут сорвать урок, нагрубить учителю. Я как староста хочу все это изменить, повлиять на разболтанных, а в ответ слышу: «Тебе что. больше всех надо?» В группе меня уже не могут терпеть...»

ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ

Часто мы путаем эти понятия то ли намеренно, то ли по незнанию. К примеру, богатство — это ценность или цель жизни? Тот, кто дал правиль­ный ответ — богатство есть цель, а не ценность, — все равно ошибся. Поче­му? Давайте разберемся, а в качестве консультанта возьмем известного аме­риканского специалиста по управлению С. Паркинсона, автора всемирно известной книги «Законы Паркинсона»24. Будем рассуждать вместе с ним.

Является ли богатство смыслом жизни? Можно ли поставить перед со­бой цель разбогатеть? Сколачивать состояние — занятие полезное, но даль­ше возникает вопрос: на что нужны эти деньги? Если рассуждать здраво, то богатство не самоцель, а средство для достижения цепи. Что будет делать миллионер, когда он уже завладел миллионами? Он может купить полити­ческую власть себе или своим детям или купить политиканов, которые де­лят власть между собой. Он может купить знаки высокого положения в тех странах, где положение еще имеет свое символическое выражение. Он мо­жет купить еду, выпивку, женщин, приятелей и комфорт. Наконец, он мо­жет купить убежище — остров в южных морях, обитель, полную солнца, красоты и покоя. Но большинство развлечений имеют свойство доставлять

24 Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сб. / Пер. с англ. Минск, 1998. С. 480—482.

со временем все меньше и меньше удовольствия. Разумная мера удоволь­ствия доступна и небогатым, а излишества приводят только к несварению желудка, болезням и переутомлению. Тот, кто гоняется за удовольствиями, напоминает слепого в темной комнате, который ловит черную кошку, дав­но сбежавшую в неизвестном направлении.

Для средней семьи солидные состояния обычно вне пределов досягаемо­сти. Добившись обеспеченности и комфорта, мало кто решится рискнуть всем своим достоянием в надежде на то, что ему повезет в игре. Во-первых, люди чувствуют себя ответственными за благополучие семьи. Во-вторых, они не так уж уверены, что огромное состояние принесет им такое же огром­ное удовлетворение. Только представители самых низших слоев общества с

бешеной энергией стараются добиться богатства, потому что им дает разгон неистовое желание вырваться из ког­тей нищеты, да и с самого начала им нечего терять. Если десять таких людей вышли на старт, то девять из них фини­шируют в тюрьме, а десятый станет миллионером.

Из благополучной средней семьи редко выходят миллионеры, и еще реже среди них встречаются люди, окон­чившие коммерческие институты. Главная цель жителей современного при­города, имеющих определенную профессию, — это стремление, чтобы их дети были еще лучше устроены, получали бы более высокие оклады и дру­жили бы с влиятельными людьми. Все это не имеет ничего общего с насто­ящим богатством. Значит, для большинства из нас богатство не представля­ет цель жизни.

Богатство может стать целью жизни в практическом, но не в этическом смысле. Вы поставили цель к 30 годам обзавестись первым миллионом, и последовательно ее выполняете. В начале 1990-х гг. в России молодые люди за месяц делали целые состояния. Время было такое — эпоха первоначаль­ного накопления. Тогда даже статьи с таким названием появлялись: «Мил­лионером в Москве может не быть только ленивый». Большая часть из пер­вого поколения миллионеров разорилась, отошла от дел и переквалифи­цировалась на другую профессию, была застрелена рэкетирами, а те, что остались, помудрев, увидели, что смысл жизни не в деньгах.

Богатство потому и не является по-настоящему целью жизни, что оно не может быть ценностью.

Но так происходит только с богатством, успехом и некоторыми другими целями-ценностями. А вот очень маленькие и очень конкретные цели, на­пример, сходить за молоком, завтра проснуться в шесть часов утра, пости­рать рубашку, никогда не спутаешь с большими ценностями. Например, общественное положение.

Высокое общественное положение — цель, которой мы можем добивать­ся и ради достижения которой стоит прилагать усилия. Но вряд ли можно ска­зать то же самое о стремлении к счастью (в противоположность удовольстви­ям). Можно ли стать счастливым, поставив себе целью добиваться счастья? Часто происходит как раз наоборот: счастья достигают те, кто требует малого. Символ счастья — рай в шалаше, простая пища и жизнь на лоне

природы. Убегая от цивилизации, мы можем расстаться с автомобилем и радио, свести свое имущество к минимуму и таким образом наслаждаться единением с природой и всей ее прелестью. Может быть, это и неплохая мысль, если речь идет о людях пожилых. А в более ранние годы этот план провалится — надо воспитывать детей. Удалиться на лоно природы, успев обогатить свой ум, унося в памяти множество прочитанных книг, — это одно. а растить детей, которые никогда не видели библиотеки, концертного зада или театра, — это совсем другое. Вряд ли они будут счастливы, и весьма воз­можно, что они деградируют до такой степени дикости, которая может ока­заться на редкость неприятной. Расставшись с цивилизацией, нам не вер­нуться к первобытной простоте.

Богатство — ценность или цель жизни?

Положение в обществе, может быть, и стоит усилий, но сами эти усилия легко превращаются в нелепицу. Как и счастье, общественное положение обыч­но приходит к нам как побочный продукт какой-то другой деятельности.

Сравнивая всевозможные цели, которые мы ставим перед собой, надо упомянуть о стремлении создать что-то прекрасное, нужное и всем интерес­ное. Художник, писатель или музыкант ставит перед собой цель, которая не ведет ни к положению в обществе, ни к богатству, счастью или спокойной жизни. Скульптор, высекающий шедевр из глыбы мрамора, создает прекрас­ное произведение искусства. Для него в этом и труд, и забава, ему жаль каж­дой минуты, потерянной на еду или на сон. Статуя, которую он изваял, мо­жет принести ему и некоторую сумму денег, и славу в мире искусства. Он счастлив, когда работает, и испытывает удовлетворение, завершив эту работу. Он верит, что слава переживет его самого, и его лучшие произведения оста­нутся в наследство грядущим поколениям.

Только такой род занятий может соединить все мыслимые цели: славу, богатство, счастье, интересную работу, удовольствие. Какая радость сравнит­ся с радостью композитора, написавшего музыку к оперетте, имеющей бе­шеный успех? Заставить петь весь мир — это само по себе счастье, но, если получаешь удовольствие во время работы, а по окончании ее на тебя еще сваливаются слава и богатство, это значит, что ты добился почти всего, чего можно добиться в жизни.

В конце 1992 г. было опрошено около 250 человек в возрасте от 13 до 20 лет в городах Евпатории, Владимире и некоторых районных центрах Владимир­ской области25. Из опрошенных верят только в себя —37,4%, в Бога — 30%,

в друзей — 17,2%, в родных — 12,7%. Сегодняшние юноши и девушки смот­рят на жизнь прагматично, полагаясь больше на себя, своих родных и близ­ких, нежели на оказавшиеся фантома­ми идеи, а также властные структуры, не способные создать молодым усло­вия для достойного цивилизованного самоосуществления. Из общего числа опрошенных более половины (52,7%) часто или очень часто конфликтуют с окружающими, выбирая малопродук­тивные, «жесткие» (сила, крик, нецензурная брань, месть) способы разре­шения конфликта.

Как показывают недавние опросы ВЦИОМ26, для молодежи — по срав­нению с населением в среднем и в особенности со старшими поколениями — характерна довольно высокая степень удовлетворенности жизнью27. Впол­не или скорее довольны своей жизнью более трех пятых молодых людей (66%), скорее недовольны — чуть более одной четверти (27%), тогда как со­вершенно не довольны только 5% опрошенных. Основным мотивом рабо­тающей молодежи, объясняющим их выбор рабочего места, выступают чи­сто финансовые причины — возможность получения большего дохода. При высокой значимости материального благополучия, значимость социально­го признания, достижения высоких статусных позиций оказывается для мо­лодежи довольно низкой. Наиболее значимыми для молодых респондентов оказываются не столько общественные свободы, сколько традиционные для большинства россиян ориентации на государственные гарантии. До 40% оп­рошенной молодежи высказывают готовность уехать из России на некото­рое время. Доля тех, кто хотел бы уехать из России навсегда, в десять раз меньше. Несколько чаще об этом заявляли только самые молодые респон­денты (7%), а также находящиеся без работы (10%).

Желание съездить за рубеж растет с достижением более высокого потре­бительского статуса. У самых молодых и еще учащихся такие желания мо-

25 Завражин С.А., Хартанович К.В. Новое поколение на периферии: конформисты или девианты? //
Социологические исследования. 1993. № 8. С. 55-57.

26 «Мониторинг общественного мнения» — результаты репрезентативного опроса 1264 молодых рес­
пондентов России, проведенного в ноябре 2002 г.

27 Зоркая Н., Дюк Нади М. Ценности и установки российской молодежи // Полит.Ру 22 августа
2003 (www.polit.ru).

гут быть связаны либо с неопределенными мечтами о будущем, с большей открытостью к переменам, к новому (здесь самый высокий процент тех, кто поехал бы посмотреть на другие страны — 37%), либо, в меньшей степени с желанием поучиться (в два раза чаще среднего — 16%), подзаработать (18%). Выше средней готовность поехать на время за границу и среди спе­циалистов (44%), для них наиболее значима здесь возможность посмотреть на иную жизнь (30%), получить высокооплачиваемую работу (27%).

Как и для подавляющей части россиян, для молодежи чрезвычайно важ­ной остается именно национальная идентификация. 61% опрошенных моло­дых ответили, что они практически постоянно ощущают свою принадлеж­ность к русскому народу, еще 17% — что довольно часто. К экстремистским груп­ пировкам, в том числе футбольным фа­натам и антисемитским акциям, молодые респонденты относятся более не­гативно, чем к националистическим акциям. Одобряющих и готовых уча­ствовать (или уже участвующих) в действиях экстремистов лишь около 2%2\

Социологи пришли к выводу: если в начале 1990-х гг. молодежь считали основным проводником либерально-демократических идей, то в конце де­сятилетия выяснилось, что взгляды молодого поколения практически ни­чем не отличаются от взглядов старших поколений.

Исследование ценностных ориентации и жизненных приоритетов моло­дежи29, а также межпоколенческих взаимоотношений, проведенное в Зеле­нограде30 в 1999 г.31, выявило, что большинство молодых людей (54%) удов­летворены не только своей жизнью, но не обществом, в котором они живут. Современную молодежь отличает более позитивный, чем у старшего поко­ления, настрой: они практически не жалуются, в большей степени рассчи­тывают на себя, нежели на помощь извне (особенно от государства).

Фактор возраста отчетливо проявляет себя в отношение к религии. Ве­рующих среди молодежи от 40% (среди 12— 14-летних) до 53% (среди 22-25-летних). Для сравнения — 78% взрослых считают себя верующими32. Про­явилась следующая тенденция — молодежь младшей группы дает наиболь­шую долю затруднившихся с ответом и колеблющихся. Начиная с 22 лет число тех, кто не смог однозначно ответить относительно своего отношения к религии, значительно снижается.

В отличие от более взрослых поколений, которые знают, как «все должно быть», молодежь не уверена в себе, ее взгляды на мир не устойчивы и чрезвы­чайно разнообразны, приоритеты и предпочтения — не определены. Не решен и главный вопрос — о смысле жизни. Оказывается, молодежь больше задумы­вается о цели и смысле жизни, нежели взрослое население. Доля взрослых ни­когда не задумывающихся о смерти в два раза больше, чем у молодежи.

Изучение ценностей тинейджеров в возрасте от 15 до 18 лет в 26 странах мира показало, что особое значение в молодежной среде имеют юмор и раз-

28 Там же.

28 Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социологические иссле­дования. 2002. № 1.

30 Зеленоград — административный округ Москвы с населением 220 тыс. человек.

31 Опрошено 564 респондента — молодые люди от 12 до 29 лет. В качестве контрольной группы выс­
тупали 50 респондентов старше 30 лет.

32 Скриптунова Е.А., Морозов А.А. Указ. соч.

влечения. В частности, юмор является в настоящее время одним из наибо­лее эффективных способов борьбы с проблемами и заботами молодежи. В отличие от инфантильности предшествующего поколения нынешние ти­нейджеры ожидают от жизни таких очень серьезных вещей, как успешная карьера (81%), вступление в брак (69%), жизнь в условиях мира (66%)33. Боль­шим сюрпризом оказалось и то, что лишь 38% тинейджеров намереваются жить в той стране, где они родились.

В то же время похоже, что сегодняшние заботы зачастую сильно отлича­ются от проблем вчерашних тинейджеров. 73% современных молодых лю­дей озабочены получением хорошей работы, 64% — опасностью потерять то, что они любят, и — в противоположность тому, что можно было бы думать в связи с проблемой «отцов и детей» — 63% тинейджеров беспокоятся о здо­ровье своих родителей.

Что же больше всего влечет тинейджеров? На первом месте стоит индус­трия развлечений. А в этом ряду прочно первенствует просмотр телепере­дач (93%), опередивший даже встречи с друзьями. Большинство молодых людей предпочитают музыкальные видеофильмы, а также спортивные про­граммы. Вторую строчку среди любимых занятий занимает прослушивание музыкальных записей, затем идут просмотры фильмов дома и непосред­ственные походы в кино.

В ходе исследования было установлено, что любимым времяпрепровож­дением являются вечеринки, занятия спортом, разговоры по телефону, а также походы в магазин и просто сидение дома. Новое поколение тинейд­жеров — это не только потребители сегодняшнего дня, но и будущие потре­бители. Обладая зрелостью 35-летних людей и импульсивностью подрост­ков, сегодняшние тинейджеры хотят всего и сразу, а также желают знать точно, что они приобретают34.

ПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ35

Поколенческие нормы — предписания, требования, пожелания и ожи­дания общественно одобряемого поведения, некие обобщающие образцы (шаблоны), управляющие поведением людей, представляющих разные по­коления. Они возникают, развиваются, изменяются и испытывают всевоз­можные деформации в те периоды, когда общество находится в переходной стадии развития. Так, если в традиционном обществе старики выступали в роли не только хранителей мудрости, но и нравственных авторитетов, то сегодня молодежь ориентируется в моральном выборе совсем на иные ис­точники, в частности на СМИ.

Именно с этих позиций еще в начале XX в. изучал генерации француз­ский социолог Ф. Монтре36. Он анализировал духовное состояние людей че-

33 Тинейджеры заставят коммерсантов попотеть // Московская правда. 1995. 18 окт.

34 Там же.

ь Материал написан в соавторстве с д-ром социологических наук, проф. Н.В. Шахматовой. 36 См.: Mentre F. Le generations sociales. Paris, 1920. P. 49.

рез неформальные механизмы распространения идей, единых верований и менталитета, характерных для данного поколения. Будучи свидетелями од­них и тех же событий, получив одно и то же образование, участвуя в одной и той же культуре, генерации, по его мнению, разрабатывают сходные жизнен­ные проекты. Между собой поколения вступают в отношения только сотруд­ничества либо конкуренции.

Прошлые поколения передают свои взгляды, идеалы и ценности будущим поколениям. Однако в процессе такой передачи что-то утрачивается, что-то искажается, отбраковывается и изменяется. В результате поколенческие системы ценностей очень сильно отличаются друг от друга. Ф. Монтре пер­вым обратил внимание на особенности в институциализации поколенческих норм и попытался выявить механизм их преемственности.

Социальные нормы можно класси­фицировать по самым разным основа­ниям, в том числе по степени жесткости наказания за их нарушение. Не являют­ся исключением и поколенческие нор­мы. Выяснилось, например, что чем более значима норма, тем строже на­казание за ее нарушение. Вот почему поколенческие нормы можно класси­фицировать в зависимости от того, на­сколько строго они соблюдаются (жест­кие и мягкие), каков их масштаб (генера­ционные, групповые, индивидуальные) или какова степень их формализации (формальные и неформальные). Так среди формальных норм следует указать на электоральный ценз с 18 лет, раз­решение покупать сигареты и спиртные напитки, уход на пенсию с 55—60 лет, поступление детей в школу и их переход из класса в класс, призыв в армию, разрешение вступления в брак с 18 лет. Неформальные нормы, хотя и менее определены, служат ориентиром в определении жизненных стратегий людей, выступают общепринятой схемой, неким эталоном поведения. Таковы роди­тельские обязанности, права стариков, детей, сроки поколенческо-статусных событий (фактическое вступление в брак, рождение детей, окончание шко­лы, начало трудовой деятельности, учеба в техникуме, вузе, достижение ма­териальной независимости от родителей, этапы карьеры) и пр.

Неформальные эталоны выполняют функцию нормативных ожиданий. Так происходит в межпоколенческих и внутрипоколенческих группах: мо­лодежных тусовках, компании друзей, рабочих бригадах, спортивных коман­дах и т.д. Они структурируют взаимоотношения младших и старших членов группы, новичков и наставников.

В отличие от норм, поколенческие ценности имеют две формы: внутрен­нюю (ценностные ориентациии индивида как представителя своей генера­ции) и внешнюю (ценности, принадлежащие всему обществу). Касаясь вто­рой формы, можно указать на исследование Мэлвина Кона37, который об-

7 См.: Melvin. L.K. Work and Personality. An Inquiry into the Impact of Social Stnitirication. Norwood, 1983.

наружил влияние принятой в обществе социальной стратификации на меж-поколенческие ценности. Как оказалось, родители в рабочих семьях ориен­тируют своих детей на конформизм, а родители из среднего класса — на са­моорганизацию.

В ходе исследования поколений методом нарративного интервьюирова­ния3" и последующего анализа транскриптов саратовскими социологами было выделено 30 поколенческих ценностей, которые, сформировавшись в период ранней социализации (к 18—20 годам), остаются затем относитель­но стабильными. Они претерпевают изменение в связи не с возрастной, а с общественной динамикой, а именно тогда, когда общество, в том числе рос­сийское, вступает в кризисные периоды, переломные точки роста.

Поколенческие нормыобразцы поведения представителей разных поколений

Значимость поколенческих норм оценивалась через частоту их употребле­ния респондентами. Поскольку смысловое содержание слов-ценностей у от­дельных поколений может не совпадать, дополнительно использовался кон­тент-анализ транскриптов, а также их классификация методом ранжирования статистических распределений частотных характеристик рейтинга упомина­ния нормативных ценностей. Кривая падения или возрастания рейтинга цен­ностей свидетельствует о разном уровне их актуальности для людей.

У каждого человека существует несколько путей поколенческой само­идентификации. Поколенческая идентификация — это отражение в само­сознании способа, критериев (и степень их четкости) осознания индивидом

38 В 1998—1999 гг. опрошено 1060 девушек и 975 юношей (учащихся лицеев, вузов и ПТУ), 1011 пред­ставителей среднего поколения (педагоги и медики) в 14 населенных пунктах Саратовского реги­она по стратифицированной многоступенчатой выборке, а также в 2000 г. методом неформализо­ванного свободного интервью было опрошено 720 респондентов представителей различных поко­лений примерно в равных пропорциях (рук. проф. Н.В. Шахматова).

своей принадлежности к определенной генерации и своих отличий от представителей других поколенческих общностей.

В результате проведенного исследования установлено, что пожилые люди едины в определении своей поколенческой принадлежности (90% респонден­тов причислили себя к старшей генерации в соответствии с биологическим возрастом). Чуть менее единодушны по степени совпадения самоидентифика­ции и биологического возраста представители среднего возраста (86%). В млад­шей генерации обнаружен наибольший разброс оценок: только 71 % молодежи причислили себя к молодой генерации, а 29% отметили, что они относятся ско­рее к среднему возрасту. Данные подтверждают субъективный характер само­идентификации и показывают, что внутри младшей генерации внутрипоколен-ческие различия сильнее, чем различия со средней генерацией.

Подтвердились высказанные ранее отечественными социологами пред­положения о генерационных различиях: ориентация на работу намного сильнее у пожилых, чем молодых, а ориентация на семью у них значитель­но слабее, чем у молодых. Молодые больше ориентированы на образование19.

Однако сегодня, как и следовало ожидать, все большее значение приобре­тает критерий «доход, деньги». При характеристике других поколенческих генераций 50% пожилых людей посчитали, что те живут лучше и получают более высокие доходы, что проявляется в наличии дорогих машин, квартир, усадеб, обстановки. Правда, добыты такие богатства, по мнению старшего поколения, нечестным путем. В их высказываниях богатые чаще всего сопо­ставлялись с приспособлением, жульничеством, обманом, криминалом. Им противопоставлялись «бедные», «обездоленные», «нищие», которые больше и честнее трудятся. Бедные — «производители материальных благ», богатые — «торгаши, спекулянты, разворовывающие страну». Здесь проскальзывает яв­ное сочувствие бедным работникам и отнесение себя к категории бедняков. Так думают 64% представителей средней и старшей генераций.

Как видно из табл. 22, молодежь для себя считает самым важным целеуст­ремленность (58%), средний возраст — образованность (68%), а пожилые — трудолюбие (80%). Правда, у молодежи целеустремленность лишь у каждого четвертого сочетается с понятием ответственности, а у каждого третьего — с бесцельностью, безалаберностью (других), что свидетельствует о неоднознач­ности, противоречивости молодежных самооценок. Значение духовности, ответственности, взаимопомощи, доброты, честности, доброжелательности, добропорядочности, бескорыстия, самоотверженности, патриотизма прямо коррелирует с возрастом генерации. Иными словами, чем человек старше, тем выше он ценит данные качества. В то же время инициативность, свобода вы­бора, самостоятельность находятся в обратной взаимосвязи с возрастом, т.е. чем он ниже, тем выше его «социальная цена» для данной генерации.

Значение открытости, общительности, дружелюбия, взаимопонимания, хороших манер с возрастом растет, а степень отрицательных самооценок (отсутствие своего мнения, агрессивность, нелюдимость, недружелюбие) — падает. Значение трудолюбия, опыта, профессионализма, экономности, обязательности также растет с возрастом, а образованность, предприимчи­вость, рациональность, умение добиваться целей, использовать других, а также степень негативных самоооценок неуклонно снижается.

39 См.: Человек и его работа / Под ред. А.Г. Здравомыслова, В.П. Рожина, В.А. Ядова. М., 1967. С. 249.

Б

Таблица 22 Ценностные различия генераций (в % к числу опрошенных)

 

 

  Ценностные характеристики Общие Поколения
  младшее среднее старшее
  Трудолюбие        
  Деньги        
  Образованность        
  Нравственность, духовность        
  Ответственность 65,6      
  Целеустремленность, уверенность в себе 64,5      
  Стабильность, склонность к социальным гарантиям        
  Предприимчивость, умение зарабатывать 49,4      
  Взаимопомощь        
  Доброта        
  Честность, порядочность        
  Энергичность        
  Стереотипность, «как все», равенство        
  Доброжелательность        
  Опытность, профессионализм        
  Законопослушность        
  Уважительность        
  Добропорядочность, хорошие манеры        
  Инициативность        
  Индивидуализм        
  Коллективизм        
  Жесткость,        
  Бескорыстие        
  Свобода выбора        
  Самоотверженность        
  Экономность        
  Принципиальность        
  Релятивизм, взаимопонимание        
  Патриотизм        
  Рациональность        

В нашей стране, особенно для молодежи (это подтверждается и данны­ми других исследований40), тенденция к идентификации с малой внутрипо-коленческой группой заменяется ориентацией на увеличение личной авто­номности, которая для одних превращается в отчужденность, для других означает поиск новой идентичности.

40 Подробнее см.: Ольшанский В.Б., Климова С.Г., Крохин И.П. О методах обработки высказываний, стимулированных серией неоконченных предложений // Опыт прикладных исследований, разра­боток, их экспериментального внедрения в управление воспитательной работой. Тез. докл. Тю­мень, 1983. С. 232-236; Климова С.Г. Социальная идентификация в условиях общественных пере­мен // Человек. 1995. № 3. С. 26-35; Она же. Динамика социальной структуры города: ценност­ные основания // Социологические исследования. 1993. № 11. С. 77-85.

Пессимизм, пассивность обнаруживают прямую связь с возрастом, а оптимизм, активность — обратную. Неожиданной оказалась прямая связь возраста с благосостоянием и доходом. К удивлению многих, молодежь выказала к ним пренебрежение или оценила весьма невысоко. Причем если ценность семьи признается всеми возрастами, а образование котируется преимущественной средневозрастной генерацией, то работу и социальные гарантии на первое место выдвигают пожилые люди.

Среди фундаментальных поведенческих стратегий —индивидуализм, кол­лективизм и конформизм — для старшей генерации приоритетным оказался коллективизм (на это указали 2/3 респондентов пожилого возраста), для сред­ней — конформизм (каждый третий), для молодежи — индивидуализм (каж­дый третий). Новые цели, ценности и средства их достижения часто оказы­ваются для старшего поколения непонятными и неприемлемыми. Они чув­ствуют себя обманутыми, «обобранными» и уходят от реальности в мир религии или сериалов. Немногие пытаются найти выход в конформизме и вырабатывают для себя цели, в соответствии с имеющимися возможностями.

Поколенческие ценностиценностные ориентации индивида и всего общества

В молодых генерациях проявилась ориентация на активно индивидуалис­тический тип стратегии, готовность принимать безличные, функциональные отношения и искать правила, их регулирующие. Причем, это подтверждают и результы выборочного опроса молодежи, согласно которому 81% респонден­тов выказали стремление самим решать свои проблемы, не прибегая к чьей-либо помощи. При этом умение манипулировать другими людьми сочетается у молодежи с низким самоконтролем и нравственной индифферентностью.

Люди среднего возраста ориентированы на конформизм, пытаются при­способиться к нынешней ситуации, сохраняют установки на добропорядоч­ность, хорошие манеры, инициативность, сосредоточившись на решении

своих личных, семейных проблем. Для многих выход видится в наведении социального порядка, часто не имеющего формы конкретных действий. Таким образом, доминирующие ценностные ориентации различных поко­лений выглядят так (табл. 23).

Таблица 23 Доминирующие ценностные ориентации различных поколений (в % к числу опрошенных)

 

Младшее поколение (%) Среднее поколение (%) Старшее поколение (%)
Целеустремленность   Образованность   Трудолюбие  
Образованность   Деньги   Нравственность  
Предприимчивость, умение зарабатывать   Трудолюбие   Взаимопомощь  
Жесткость   Уважительность   Коллективизм  
Индивидуализм   Ответственность   Деньги  
Ответственность   Стабильность социальных гарантий   Ответственность  
Уважительность   Целеустремленность   Доброжелательность  
Энергичность   Добропорядочность, хорошие манеры   Бескорыстие  
Инициативность   Стремление к равенству   Стабильность социальных гарантий  
Свобода выбора   Инициативность   Доброта  
Трудолюбие     Честность, порядочность  
  Самоотверженность  

Общая для всех поколений шкала ценностей выглядит так: трудолюбие (96%), деньги (85%), образованность (74%), нравственность, духовность (67%), ответственность (83%), целеустремленность, уверенность в себе (63%), стабиль­ность социальных гарантий (63%), предприимчивость, умение зарабатывать (47%), взаимопомощь (47%), доброта (47%). Таковы сегодня базовые ценнос­ти, которые разделяет большинство респондентов, а потому они могут выпол­нять функции межпоколенческой интеграции и преемственности.

Гораздо меньше сходства во взглядах между представителями разных поколений по поводу таких ценностей, как: честность, порядочность (46%), энергичность (46%), стремление к равенству (46%), доброжелательность (46%), профессионализм (44%), законопослушность (43%), уважительность (40%) добропорядочность, хорошие манеры (40%), инициативность (39%), индивидуализм (39%). Они не входят в ценностное ядро общественного сознания, но образуют его промежуточный слой (отсюда условное обозна­чение — «промежуточные»).

Наконец, третий, периферийный слой ценностного круга, смысл кото­рого по-разному понимается и оценивается молодежью, зрелыми и пожи­лыми людьми, образуют коллективизм (39%), жесткость (36%), бескорыс­тие (36%), свобода выбора (35%), самоотверженность (33%), экономность (31%), принципиальность (31 %), релятивизм, взаимопонимание (24%), пат­риотизм (19%), рациональность (15%). Их разделяет меньшая часть опро­шенных, а следовательно, они оказывают наименьшее влияние на обще­ственное сознание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...