Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Американские шестидесятники и их дети




7 960-е годы были бурным и крайне важным по своим социальным и
культурным последствиям периодом в истории XXстолетия. Среди клю­
чевых событий специалисты выделяют «молодежную революцию», мо­
лодежные движения, студенческие волнения, хиппи, движение «красных
бригад», мини-моду, поп-арт, появление «Битлз», десегрегацию амери­
канской школы, появление хеппенингов и многое другое. Им предше­
ствовали не менее важные и драматические события XX в.: окончание
Второй мировой войны, победа над фашизмом; взрыв атомных бомб над
Хиросимой и Нагасаки; смерть Сталина. К шестидесятникам относят
поколение людей, родившихся в начале и в середине 1930-х гг. Выра­
зителем их взглядов стала субкультура хиппи, детей которых относят к
новой когорте
Generation X.

БУРНЫЕ ШЕСТИДЕСЯТЫЕ

8 1966 г. Франция вышла из военной организации НАТО, а затем грянула
студенческая революция «Красный май 1968-го». Звучат лозунги: «Да здравству­
ют свободный секс и наркотики!», «Долой буржуазный порядок!». Левые настро­
ения становятся крайне популярными. Активизировалась деятельность маои­
стских, троцкистских, анархических и других экстремистских групп. Работы
А. Грамши, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, Ф. Энгельса, К. Маркса, Р. Люксем­
бург публикуются даже в таких буржуазных издательствах, как «Галимар»,
«Обье», «Маспери Дюкро». В США и других странах установилось сотрудни­
чество «новых левых» с ультралевыми организациями. Чрезвычайно популяр­
ны в это время восточный мистицизм, анархизм, маоизм, идеи хиппи.

В начале 1960-х ситуация в Западной Европе и США была достаточно спо­койной: студенческие и молодежные выступления, к примеру, во Франции в основном сводились к протесту против войны в Алжире и не захватывали коренных социально-экономических вопросов, не выходили за рамки бур­жуазного радикализма, питаемого моральным протестом. Однако в середи­не 1960-х гг. заметно ухудшились условия учебы и жизни студентов. Ауди-

тории были переполнены, недоставало общежитий для студентов, обостри­лась проблема их материального обеспечения, ибо резко увеличился удель­ный вес выходцев из малообеспеченных семей.

Непрекращающиеся в течение февраля—апреля 1968 г. студенческие выступ­ления накалили атмосферу в университетах. Власти попытались остановить волну студенческих выступлений репрессиями, закрытием факультетов, прекращени­ем занятий, привлечением к ответственности наиболее активных студентов. Однако все эти меры лишь еще более обостряли обстановку. Образуется множе­ство групп и течений с разной политической окраской и ориентацией. В 1968 г. возникает группа «Новые левые». Свои лозунги они позаимствовали у Маркузе

и Турена. Революция для них — «спон­танное насилие», а в ее авангарде должны стоять «подлинные революционеры» — асоциальные слои общества.

В марте 1968 г. в Париже состоялись демонстрации протеста против амери­канской интервенции во Вьетнаме. В них приняли участие студенты из Нан-тера, члены Комитета защиты Вьетна­ма (НКВ). После того, как стало изве­стно об аресте шести активистов НКВ, около 700 студентов Нантера провели митинг и приняли решение захватить административное здание университе­та. В район Латинского квартала на демонстрацию собралось 1,5 тыс. сту­дентов. Власти в свою очередь стянули сюда 2 тыс. полицейских. Начались массовые столкновения, продолжав­шиеся несколько часов. Полицией было арестовано 596 студентов, 27 из них было взято под стражу.

4 мая по распоряжению ректора занятия в Парижском университете были отменены, а 5 мая суд приговорил четырех участников демонстрации в Ла­тинском квартале к тюремному заключению. В ответ на это студенты про­вели демонстрацию протеста. Число демонстрантов достигло 20 тыс. чело­век. Полиция применила силу, в результате 600 студентов и полицейских получили ранения, 422 студента были задержаны, а 31 из них — арестова­ны. В знак протеста против расправы с парижскими студентами почти во всех университетах провинциальных городов прошли митинги и демонст­рации. 10 мая на демонстрацию вышло 20 тыс. студентов. К вечеру число демонстрантов увеличилось до 50 тыс. Студенты и учащиеся колледжей ста­ли возводить баррикады. 13 мая около 1 млн рабочих, служащих, студентов вышли на улицы Парижа. В других городах также прошли массовые демон­страции рабочих с участием студентов. В Марселе в демонстрации участво­вало 50 тыс. студентов и рабочих, в Тулузе — 40 тыс., в Нанте — 20 тыс. 13 мая студенты захватили здание Сорбонны, заявив, что она отныне становится народным университетом1. Студенты захватили учебные помещения и в

1 31-й годовщине Красного Мая посвящается (http://lomleft.narod.ru).

других городах страны. Власти были вынуждены отступить, полиция поки­нула университеты и студенческие городки, арестованные студенты были освобождены, возобновились занятия в Парижском университете.

По примеру студентов на массовые митинги вышли французские рабочие и стали захватывать предприятия. Стачечная борьба стремительно захватила металлургические и машиностроительные заводы, а затем распространилась на другие отрасли экономики, парализовала частный и государственный сек­тор. В течение недели во всеобщую забастовку было вовлечено 9 млн рабочих. Самая крупная в истории Франции стачка вызвала серьезный социально-по­литический кризис. Жак Саважо выдвинул лозунг: «Фабрики —рабочим, уни­верситеты — студентам!» Ночью 15 мая 1968 г. французские студенты захвати­ли парижский театр «Одеон» и подняли над ним два флага: красный и черный. Зачинщиком беспорядков признали Даниэля Кон-Бендита. «Несколько бешеных», к числу которых относили и Кон-Бендита, на­шлось в те годы во многих странах Европы. Не только немецкий рыжий сту­дент Кон-Бендит был таким. В Германии во главе движения стал студенче­ский вождь Руди Дучке. Судьба его трагична (в то время как Кон-Бендит дегенерировал в старого толстого брюзгу, стал вице-мэром Гамбурга, а впос­ледствии депутатом Европейского парламента, и, конечно, центристом) — в него в том же судьбоносном году стреляет правый работяга — алкоголик. Дучке парализован, в 1980 г. погибает в ванной комнате, уже будучи депутатом от «зе­леных». В Америке бунтовали хиппи, демократическая конвенция в Чикаго закончилась многотысячными потасовками и судом над Джерри Рубиным и его товарищами. В 1968 г. в Калифорнии произошли революционные убий­ства, совершенные Чарльзом Мэнсоном и его коммуной. Даже социалисти­ческая Прага попробовала взбунтоваться в 1968 г. Восстание в Праге носило вначале студенческий характер. Его подавили советские танки.

В 1960-е гг. бурлила не только Западная Европа, но и Северная Америка. Во второй половине 1960-х гг. США сотрясали антивоенные демонстрации, студенческие волнения и расовые беспорядки. Своего пика молодежная революция достигла в 1968 г., когда массовые молодежные, студенческие выступления захлестнули 64 страны мира. Во Франции в мае 1968 г. студен­ты едва не свергли правительство генерала де Голля. В Америке власти бро­сали против молодых бунтарей армию — и в 18 городах дело доходило до настоящих уличных боев, выгорели целые кварталы. В Мексике в 1968 г. студенты чуть не сорвали Олимпийские игры — и некоторые участники бес­порядков сидят до сих пор в тюрьмах.

Социализм и пацифизм как цель борьбы получают самое широкое рас­пространение среди студентов. В ряде американских университетов (Вис-консинском, Калифорнийском и Чикагском) появляются клубы и органи­зации радикально настроенных студентов и отражавшие их взгляды журна­лы: «Studies on the Left» и «New University Thought». На страницах этих изданий развернулась широкая дискуссия по проблемам защиты мира, борьбы за гражданские права. Резкой критике подверглись устои американского об­щества, его моральные и духовные ценности, официальная культура. Уси­лилось брожение среди негритянской молодежи. Студенты обращали вни-

мание властей на пороки высшей школы, такие как расистский характер системы образования, разница образовательного уровня в школах, располо­женных в богатых районах, и в школах «обслуживающих» бедноту, господ­ство в системе образования советов опекунов и регентов, составленных по преимуществу из представителей крупного бизнеса и реакции, широкое распространение в учебных заведениях «охоты на ведьм» и требования «ло­яльности».

В апреле 1965 г. по инициативе Студенческого демократического обще­ства была проведена первая массовая акция протеста против войны во Вьет­наме — поход на Вашингтон, в которой приняло участие 25 тыс. человек. Во

время антивоенного марша 15 апреля 1967 г. только в одном Нью-Йорке, по оценкам полиции, в манифестациях приняло участие 125 тыс. человек. В декабре 1966 г. состоялась общенацио­нальная антивоенная студенческая конференция, на которой был создан Студенческий мобилизационный ко­митет за окончание войны во Вьетна­ме. В дальнейшем антивоенная борьба приобрела еще более внушительные масштабы. Начала давать результаты и агитационная работа, развернутая пе­редовыми студентами среди американ­ских солдат. Уже в 1966 г. члены СДО и других «новых левых» организаций стали создавать кафетерии около военных баз, где они вели среди солдат ан­тивоенную агитацию как устно, так и печатно, распространяя свои листов­ки. Это было в 1966 г., а в следующем году, за отказ служить в армии и быть отправленным во Вьетнам были осуждены 952 человека. Около 10 тыс. скры­вавшихся от призыва в армию находились в Канаде, а несколько сотен де­зертировавших из американской армии искали политического убежища в других странах. В 1968 г. взрыв небывалой активности молодых людей со­тряс Чикаго: на антивоенную демонстрацию собралось более 10 тыс. чело­век. На борьбу с ними правительство отрядило около 25 тыс. полицейских и национальных гвардейцев, вооруженных стрелковым оружием, базуками и огнеметами. В 1969 г. из армии США дезертировало 73 тыс. человек. Ты­сячи американских солдат шли в военной форме в рядах демонстрантов по улицам Вашингтона и Сан-Франциско 15 ноября 1969 г. Войска националь­ной гвардии были введены в университеты и колледжи штатов Иллинойс, Мэриленд, Нью-Мексико, Висконсин, Кентукки, Огайо. Только в коллед­же Овал (штат Огайо) было арестовано 500 студентов, а 95 — получили ра­нения. В Мэрилендском университете за два дня демонстраций было ране­но 138 человек и 182 арестовано2.

Молодежная революция 1968 г. породила волну терактов, которые вли­лись в существовавший ранее терроризм исламских фундаменталистов, чер­ных экстремистов, ирландских революционеров, профашистских и проком­мунистических группировок типа «Красных бригад» и других организаций.

2 31-й годовщине Красного Мая посвящается (http://lomleft.narod.ru).

В конце 60-х число взрывов, устроенных революционно настроенными мо­лодыми людьми в городах Америки, резко возросло.

Во второй половине 1960-х гг. наряду с антивоенными выступлениями развертываются острейшие расовые волнения. В течение ряда лет десятки крупнейших американских городов пережили буквально состояние граждан­ской войны. Повсеместно негритянское население берет инициативу в свои руки, выдвигает из своей среды признанных руководителей движения. Во главе движения становится партия «Черные пантеры».

Бурные 1960-е сменились затишьем в 1970-е гг. В июле 1976 г. Жак Погащ организовал на радио «Франс-культур» пять встреч между Филиппом Соллер-сом — редактором «Тен-Кель» и религиозным философом Морисом Клаве -лем, непримиримыми противниками, чтобы они высказались о событиях 1968 г. Встречи проходили вяло и скучно. По всему чувствовалось, что про­изошла смена поколений, смена ценностей и политических ориентации мо­лодежи. Начиналась совершенно новая культурная эпоха — постмодернизм, когда ценится многообразие культурных форм и политических ориентации, уважается чужое мнение, главным признается веротерпимость и плюрализм. высоко ценится самоирония и сарказм, ирония и любознательность.

СОЦИОЛОГИ-БУНТАРИ

Периоды оттепели, а это слово вошло в исторический лексикон отече­ственной науки для обозначения любых периодов гласности и либерализа­ции, в частности, нэповский, хрущевский и горбачевский, обычно сопро­вождаются выходом социально мыслящей публики из подполья на улицы, в редакции, на телевидение, университетские кафедры и съездовские три­буны. В такие моменты отмечается всплеск политического активизма насе­ления (в первых рядах часто идут социологи и представители социальных наук), растут тиражи многих газет и журналов, оживляются дискуссии и споры по общественным вопросам, нередко переходящие в бытовые ссоры и идейные конфликты, образованная часть общества, переживая необычай­ный духовный подъем и рост ожиданий, предается построению утопических проектов переустройства общества, социальному романтизму, очернению и отчуждению «мрачного» прошлого, иллюзиям относительно будущего. И здесь, как ни странно, социологи в первых рядах: их можно встретить среди деле­гатов партийных съездов, во фракциях Государственной Думы, министерс­ких кабинетах, телевизионных студиях.

Политический активизм, как показывает история, чрезвычайно выгоден социологии и социологам. По своей природе это племя разрушителей тота­литарных режимов и закрытых обществ, противники идеологической моно­полии и цензуры слова. Выполнив свою историческую миссию, социологи моментально включаются в демократические преобразования и большин­ство из них добивается высоких постов при новой власти.

Парадоксально, но в большинстве случаев лидерами студенческих бес­порядков в конце 1960-х гг. выступали именно студенты-социологи — пред­ставители науки, которая больше других ратовала за прогресс и порядок. Самой яркой фигурой являлся знаменитый французский социолог-бунтарь Д. Кон-Бендит.

КОН-БЕНДИТ Даниэль (Cohn-Bendit Daniel) родился в 1945 г. во Франции (из немецких евреев), но вырос и окончил школу (1965) в Германии3. В молодом возрасте вернулся во Францию, где изучал социологию в университете Нантера (пригород Па­рижа). На протяжении длительного времени являлся идейным вдохновителем и политическим организатором студенческого протестного движения во Франции. Весной 1968 г. он быстро завоевал популярность своими выступлениями, в которых го­ворил о необходимости разрушить буржуазное общество и при­менить насилие против «центров эксплуатации». Он отвергал какой-либо конкретный идеал в общественном отношении и ратовал за непрерывную революцию. Под лозунгом «Насилие — это радость» Кон-Бендит и его соратники-анархисты устраивали погромы в Латинском квартале Парижа в майские дни 1968 г. Они строили баррикады с красным флагом, кидали в полицейских бутылки с «коктейлем Молотова», ввязывались в драки с полицией, разбра­сывали листовки, в которых призывали к немедленным выступлениям про­тив существующей системы. Разбивались витрины магазинов, переворачи­вались и поджигались автомашины, уничтожались деревья на бульварах и подвергались порче картины в музеях. В те бурные дни кое-кто призывал даже уничтожить Пантеон, где погребены великие французы — Вольтер, Руссо, Гюго, Марат, Жорес. Некоторые исторические памятники были ос­квернены хулиганскими надписями. Среди маоистских групп раздавались крики о низвержении «бастионов буржуазной культуры». Масс-медиа пугали обывателей грядущей анархией по примеру Китая. Газета «Франс-суар» опубликовала 15 мая статью под заголовком: «Во французском университе­те происходит культурная революция на китайский лад». В ней писалось:

«Так же как в Нантере, на факультете естественных наук Парижского уни­верситета группы студентов обоснова­лись прочно: они ночуют в спальных мешках и просыпаясь организовывают группы и комитеты по обсуждению будущего университета. Почти повсюду появляются в аудиториях стенные газеты в лучшем стиле китайской «культурной революции». На факультете естественных наук имеется даже «комиссия бдительности против подрыв­ной деятельности», ибо молодые бунтари французского университета отвер­гают попытки «возврата к прошлому», которые предпринимают старые тра­диционные партии»4.

После завершения студенческой революции в 1968 г. правительство Франции выслало его из страны. Уже в 1968 г. во Франкфурте он становится активистом движения «Kinderladen», а затем основывает собственную груп­пу «Revolutionarer Kampf» (Революционная борьба) и вместе с Ёшкой Фишером участвует в организации «Frankfurt Sponti-scene» по осуществле­нию в Западной Европе социальной революции. С 1978 г. он является сна­чала корреспондентом, а затем издателем журнала «Pflasterstrand». В 1994 г.

3 Личный сайт Кон-Бендита: http://www.cohn-bendit.de.

4 31-й годовщине Красного Мая посвящается (http://lomleft.narod.ru).

Кон- Бендит стал депутатом Европарламента от французских «зеленых» и со­ратником министра иностранных дел ФРГ Йшки Фишера. Среди его при­страстий наблюдатели отмечают, что Кон-Бендит является страстным фут­больным фанатом.

Сегодня Даниэль Кон-Бендит — вполне благопристойный и добропорядоч­ный господин, муниципальный советник в городском совете Франкфурта— на-Майне и депутат от партии «зеленых» в Европарламенте. Одинаково свободно говорит и на немецком, и на французском, очень любезно делится своими мыс­лями о... футболе: «С детства обожал эту игру».

Даниэль Кон-Бендит выступает против агрессивной политики США в

Ираке и России в Чечне. Тем не менее он поддержал вторжение войск НАТО в Боснию и американцев в Афганистан. Бывший анархист и сегодняшний ин­тернационалист борется с глобальным неравенством, Всемирным банком и Всемирной торговой организацией, ухудшением экологии и необольше­визмом. В интервью леволиберальной французской газете «Либерасьон» в 2004 г. Кон-Бендит уподобил чеченцев, сражающихся за свою независимость, американским индейцам, которым была уготована незавидная участь. Он заявил далее, что надежды европейцев на демократизацию России развея­лись, а сама эта страна становится «все более авторитарной, если не тотали­тарной». Политик, приобретший известность как один из лидеров студен­ческого движения 1960-х гг. в Германии и во Франции, потребовал от своих коллег по Европарламенту выдвинуть посредническую инициативу в «коло­ниальной войне», которую Россия ведет в Чечне. В 2001 г. Даниэль Кон-Бендит оказался в центре скандала. Дочь немецкой экстремистки Ульрике Майнхоф опубликовала в Интернете выдержки из книги Даниэля Кон-Бен-дита «Большой базар», изданной в Париже в 1975 г. В конце января 2001 г. эти выдержки были опубликованы в британском еженедельнике «Обсервер» и затем в парижском еженедельнике «Экспресс». Кон-Бендит рассказывает в своей книге, в частности, о том, как в семидесятых годах, будучи воспита­телем в альтернативном детском саду, созданном крайне левыми во Франк-фурте-на-Майне, он позволял себе с детьми «эротические забавы». Сейчас Кон-Бендит активно защищается. В своих многочисленных интервью он говорит, что, во-первых, не вступал с этими детьми в половые отношения; во-вторых, у него есть письма тех детей (им теперь 28—30 лет) и их родите­лей, подтверждающие его утверждения; в-третьих, публикация книги «Боль­шой базар» была всего лишь «неоправданно легкомысленным» вызовом, который он бросил буржуям; в-четвертых, эти страницы его старой книги вытащены на свет его политическими противниками только для того, что­бы скомпрометировать его, как политического деятеля.

«Новые левые» и «контркультура» 1960-х дали миру и других социалис­тически настроенных радикалов, в том числе Руди Дучке, Эрнесто Че Гевару, Режи Дебре, Тома Хайдена, Элриджа Кливера, Эбби Хоффмана. Иммануил Валлерстайн тоже когда-то был лидером и теоретиком бунтующих студен-

тов 1960-х гг., а теперь это автор знаменитой теории мировой капиталисти­ческой системы.

В Германии 1960-х гг., так же как и в остальной Европе этого времени, часть молодых людей верила, что не сегодня-завтра должна произойти ре­волюция. Ханс Иоахим Кляйн был один из них. Он являлся активным участником различных левых и анархических групп во Франкфурте. Эти группы выступали против агрессии во Вьетнаме, Палестине, против правой диктатуры, американского империализма и верили, что могут переделать мир. Когда в начале 1970-х гг. Фракция Красной Армии (RAF) совершила первые покушения, многие молодые люди решили присоединиться к ней и

взять в руки оружие. Ханс Иоахим, которого прозвали «кляйн Кляйн» (маленький Кляйн), стал членом «ре­волюционных ячеек» (RZ). Потом он отказался от вооруженной борьбы.

1960-е гг. XX в. дали огромный тол­чок развитию мирового революцион­ного движения. Во Вьетнаме, в Алжи­ре, по всей Латинской Америке анти­империалистическое сопротивление достигло своей высшей точки, апогея. Французские студенты и рабочие пред­приняли самую решительную попытку сокрушить капиталистическое обще­ство в мае 1968 г. В авангарде борьбы шла самая способная и талантливая часть студентов, интеллигенции, рабо­чих. Молодые бунтари в 1960-е вышли из подчинения общества. Они создали собственную культуру — ее назвали контркультурой. Они придумали соб­ственную музыку — рок. Они изобре­ли собственную живопись — поп-арт и психоделическую живопись. Они со­здали свой театр — ливинг-театр, то есть уличный, свое кино — параллель­ное кино.

Эти бунтари ненавидели сытое, скучное, занудное буржуазное общество, в котором они жили. Они жажда­ли революции, наклеивали в своих домах портреты Ленина, Троцкого, Фи­деля Кастро и Че Гевары. Но они ненавидели также традиционные компар­тии и Советский Союз, называя их «омерзительной бюрократией» — такой же омерзительной, как капитализм. Чтобы как-то отличить этих бунтарей от традиционных левых — друзей Советского Союза, новую поросль рево­люционеров стали называть «новыми левыми». Именно «новые левые» вы­нудили американское правительство прекратить войну во Вьетнаме. Они добились юридического расового равноправия в Америке. Именно «новые левые» добились для молодых права на субкультуру — рок, сленг, джинсы, маечки, фенечки, на внешний вид, отличный от «взрослого мира». Они до-

бились для парней права носить длинные волосы, а для девчонок — не не сить лифчики5.


 

В основе молодежной контркультуры и идеологии «новых левых»ненависть к сытому капитализму

и «омерзительной бюрократии» социализма

Возникнув, как моральный протест, борьба стала приобретать к середи­не 60-х гг. социально-политический характер. От абстрактно звучащих об личений истеблишмента левое студенческое движение стало переходить ь критике капиталистического господства. Вместо истеблишмента был назваь капитал, как главный источник всех видов угнетения. Одновременно дви­жение «новых левых» стало отказываться от тактики ненасильственных дей­ствий в пользу террора.

В формировании молодежной контркультуры и идеологии «новых левых», взятой на вооружение студенчеством во мно­гих странах, огромное влияние оказали социологи франкфурт­ской школы и прежде всего Герберт Маркузе (1898—1979) — профессор Калифорнийского университета, идейный вождь движения «Новые левые». В новом свете он пересмотрел ряд важных положений классического марксизма, приспособив их к современным реалиям. Маркузе подчеркивает, что современ­ная западная культура, с ее достоинствами комфорта, техни­ческой оснащенности, удобства бытия и безопасности суще­ствования рождает репрессивную терпимость всех членов бур­жуазного общества, создает одномерного человека.

Молодые бунтари 1960-х, почувствовав себя такими одномерными, подня­ли революцию против репрессивной культуры, а заодно и буржуазного обще­ства в целом. Собственно говоря, к тому их призывал автор знаменитой книги «Одномерный человек» (1964)6: если во времена «старых левых» и К. Маркса, т.е. в середине XIX в., самой революционной силой выступал пролетариат — изгой индустриального общества, то сегодня, в середине XX в., знамя револю-

5 Тарасов А. Русские дети Че Гевары и Джерри Рубина (http://screen.ru).

6 Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

ционной борьбы у него должны перехватить те, кто чувствует себя отщепенца­ми, изгоями. К ним Маркузе относил молодежь и жителей гетто. Если постин­дустриальное общество отрицает их, то и они, в свою очередь, имеют право от­рицать его самого. Во главе нового общественного движения, призванного ра­дикально изменить ситуацию и получившего название «новых левых», должны находиться студенты и гуманитарные интеллектуалы — свободно парящий слой одиночек, обладающих социальными знаниями. Именно они должны подхва­тить выпадающее из рук рабочего класса знамя «тотальной негации» (всеобщего отрицания). Вслед за Т. Адорно и М. Хоркхаймером, Г. Маркузе повторяет, что все, существующее в современном западном обществе, — ложно и все это не­обходимо разрушить.

Маркузе зарекомендовал себя как критик советского и западного обществ, отрицавший тезис марксизма о пролета­риате как единственной силе, способной разрушить капитализм, автор работ «Ра­зум и революция. Гегель и возникно­вение теории общества», «Эрос и циви­лизация», «Одномерный человек», «Со­ветский марксизм», «Критика чистой терпимости», «Конец утопии», «Очерк об освобождении» и т.д. Франкфуртская школа создает критическую теорию об­щества. Пик популярности трудов пред­ставителей этой школы приходится на 1960—70-е гг., особенно в связи с движе­ нием молодежного протеста, прокатив­шимся по США и западно-европейским странам и вызвавшим к жизни как новые направления в социально-гуманитар­ном знании, так и ряд практических мероприятий государств, начиная от ре­форм систем высшего и среднего образования и кончая созданием правитель­ственных ведомств по делам молодежи и молодежной политики, направленной на бесконфликтную адаптацию молодежи в современное общество.

Вовсе не случайно, а как знак признания их вклада, в 1968 г. среди сту­денческой молодежи появляется характерный лозунг «Мао—Маркс—Марку­зе», хотя сами франкфуртцы отринули насильственные действия и экстре­мизм этого движения7.

«Новые левые», которых назвали громкоговорящим меньшинством, вы­ступившие против авторитетов и политических партий, против всех, кому больше 35 лет, против любой идеологии и политики, несомненно, опирались на работы социологов и философов франкфуртской школы. Однако свои­ми действиями они привели к тому, что не предусматривалось ни Г. Марку­зе, ни самими бородатыми бунтарями, а именно к укреплению и совершен­ствованию буржуазного общества, превращению его, если можно так выра­зиться, в капитализм «с человеческим лицом».

Таким образом, социология сыграла в истории Западной Европы и США XX в. особую роль. Получалось так, что социология действовала наподобие

7 О франкфуртской школе см. т. 1-2 настоящего издания «Фундаментальной социологии».

психологического или интеллектуального фильтра, отбирая и притягивая и социологические факультеты людей с ярко, если не сказать патологически выраженными реформистскими наклонностями. Их ряды пополняли те, кт' когда-либо испытал жизненную неудачу и разочарование. Социология и прежде притягивала всякого рода радикалов. Так, в 1930-е гг. среди них бы ц, социалисты, которые в молодости призывали к низвержению основ суще ствующего строя, а в пору зрелости превратились в отъявленных консервя торов. В 1960-е гг. она привлекала радикально настроенных студентов веду, щих университетов мира.

Но социология не просто фильтровала, отбирая в свои ряды радикалов и

революционеров всех мастей, она во­оружала их теоретическим багажом знаний, опираясь на который они со­здавали новые концепции общества формировали мировоззрение многих поколений молодежи.

По мнению А. Гоулднера, социоло­гия не только привлекает, но и произ­водит главным образом радикалов. Доказательству подобного тезиса он по­святил целую книгу — «Наступающий кризис западной социологии»8. Ее называют самым важным вкладом в историю социологии после «Социоло­гического воображения» Р. Миллса. Книга писалась в разгар студенческих движений 1968 г., накала борьбы в Европе и Америке «новых левых», обо­стрения выступления радикалов, особенно негритянских лидеров. В первых же строчках А. Гоулднер отражает пафос своего будущего повествования: он говорит о трагическом разрыве между теорией, объясняющей общество, и общественной практикой. Если это противоречие не выходит за границы науки, то расхождение теории и практики остается вопросом методологии, но если оно выходит за пределы науки, то превращается в вопрос полити­ческий. Воинственно настроенные радикалы Америки, особенно «новые левые» лидеры негритянского освободительного движения серьезно не ин­тересовались социальной теорией, хотя интерес к животрепещущим соци­альным проблемам стоял у них на первом плане. Происходит это, считает А. Гоулднер, отчасти потому, что они не успели выработать собственной те­ории (другие их не устраивают), отчасти потому, что они, как и все амери­канцы, являются прагматистами и интересуются больше делом, нежели рас­суждениями.

Но, оказывается, существуют другие причины, в которых следует разоб­раться. В 1960-е гг. социология в США стала частью поп-культуры. К этому времени социология достигла своей интеллектуальной и институционааь-ной зрелости. Сотни тысяч американских студентов ежегодно посещали курсы социологии, ежегодно выходили в свет многие тысячи книг по социо­логии, не считая статей и отчетов. А. Гоулднер отмечает: интерес к социо­логии был настолько велик, что обществоведческая литература продавалась везде — на железнодорожных станциях и в аэровокзалах, в гостиницах, ма­газинах, на уличных лотках. Поскольку к этому времени возросло матери­альное благосостояние среднего класса, тысячи родителей покупали своим

8 GouldnerA. The coming crisis of Western Sociology. N.Y., 1970.

детям социологическую литературу даже тогда, когда это не было продик­товано нуждами образования9.

Социологическая литература стала массовым, общедоступным жанром. О социологии сообщали в прессе и по радио, в студенческих аудиториях, на общественных диспутах. Общедоступность социологической литературы, присутствие ее в каждом американском доме имели свои негативные момен­ты. Молодое поколение, обычно радикально настроенное к истэблишмен­ту, ошибочно идентифицировало социологию с официальной культурой, против которой оно выражало свой протест. С другой стороны, близкое зна­комство, постоянное общение с социологией привело к некритическому восприятию социальных знаний. Даже в своем протесте они не выходили за рамки поп-социологии (буквально социологии «книжек в обложках»).

«Новые левые» в современной России

В социологической литературе много говорилось о расовых предрассуд­ках и проблемах бедности. Книжных знаний молодым радикалам казалось достаточно, они не видели необходимости углубляться в социальную тео­рию. Когда они встречали эмпирические данные, противоречащие их цен­ностям и усвоенным знаниям, они считали их моральным отступлением от науки, а не поводом к размышлению. На теоретизирование радикалы смот­рели, как на форму эскапизма, если не морального предательства. Они не замечали, пишет А. Гоулднер, как превратились в мещанствующих нигили­стов, в антиинтеллектуалов из провинциального захолустья. Как это ни па­радоксально, но зажиточные буржуа и молодые радикалы, стремящиеся разрушить, переустроить их мир, придерживались одних и тех же полити­ческих взглядов10.

9 GouldnerA. The coming crisis of Western Sociology. N.Y., 1970. P. 4.

10 Ibid. P. 5.

Став элементом повседневной культуры, социология приземлила уровень понимания социальных проблем. Начитавшись популярных книжек, обы ватель решил, что без лишних углублений в ее теорию, он способен ко,мпе тентно судить о бедности, преступности, расовых предрассудках, безрабо тице и т.д. Молодые радикалы увидели в социологии прекрасный инструмент для революционного изменения общества.

Глубокого изменения общества, к которому призывают радикалы, невоз­можно достичь лишь политическими средствами. Старое общество через идеологию и теории добивалось господства над человеческими умами. Они выступали уникальным средством не принудительного, а вполне доброволь­ного подчинения людей порядку и за­кону. Поэтому невозможно освободить человека от старого общества, либо построить новое, не создав новой куль­туры, включающей новую идеологию и новые социальные теории, не проведя последовательной критики доминиру­ющих сегодня социальных теорий.

Корни молодежного протеста таят­ся также в сфере ценностных ориента­ции. Придерживаться старых догм, во всем следовать старшему поколению означает для молодежи потерять сво­боду и автономию. Радикально разор­вать с прошлым, значит стать свобод­ным, значит человечески жить лучше, чем жили отцы и дети. Прошлые тео­рии не только не верны, но они еще бесчеловечны". Для молодого поколе­ния социальные теории не представля­ют собой академические стерильные абстракции. Оно стремится увидеть за теорией личность теоретика, и когда молодежь обнаруживает ее, она разоча­ровывается в ней. Оказывается, соци­ологи жили не так, как провозглашали в своих писаниях. Те, кто публиковал прекрасные книги о «культуре бедно­сти», окружали себя комфортом, а их сочувствия оказывались пустым зву­ком. Те, кто призывал повышать грамотность среди негритянского населе­ния, не шли учительствовать в негритянские гетто. Среди социологов мо­лодые радикалы не обнаружили ни одного мученика. В социологии они увидели часть американского истеблишмента, инструмент репрессивного общества12.

В большинстве случаев, как это ни странно, лидерами студенческих мя­тежей в 1968 г. явились студенты-социологи. Пример тому знаменитый француз-бунтарь Кон-Бендит. Но тогда непонятно, задается вопросом А. Го-

" GouldnerA. The coming crisis of Western Sociology. N.Y., 1970. P. 8. 12 Ibid. p. 9.

улднер, почему социологию радикалы называют частью консервативной культуры, а студенты-социологи возглавляют демонстрацию протеста?

Несомненно, что социология часто притягивает юношей и девушек с явно выраженными реформаторскими наклонностями. Как правило, это те, кто испытал какие-либо жизненные неудачи и разочарования. Они-то и служат источником критического отношения этих людей к социологии в целом. Социология всегда привлекала радикалов, в 1930-е гг. ими были молодые социалисты, вскоре превратившиеся в консерваторов. Усилению критичес­кого отношения к социологии и росту радикального сознания во многом способствовала деятельность Р. Миллса и франкфуртской школы.

Согласно А. Гоулднеру, социология имеет диалектический характер: она в той же мере репрессивна, в какой и либеральна. Его подход к истории со­циологии — рассматривать изменение социальной мысли в единстве с из­менением общества. «Социальная наука — это часть социального мира и одновременно его концепция»13.

Молодые радикалы 60-х гг. увидели в социологии прекрасный инструмент революционного изменения мира

Социология как академическая дисциплина отличается от журналистс­кого репортажа, живо реагирующего на происходящие события. Журнали­сту как раз необходимо все то, от чего стремится избавиться социолог в сво­ем исследовании.

Но не заставляет ли стратегия ценностного нейтралитета социолога быть равнодушным к социальным проблемам общества. Можно ли отказаться от своей позиции, проводя консультации с политическими лидерами и партиями?

Настоящий социолог, уверен А. Гоулднер, всегда больше чем просто со­циолог. С. Липсет, Д. Вронг, Б. Бергер, Р. Миллс, Л. Козер, Б. Розенберг, Д. Райсмен, А. Страус и другие рассматривали себя в качестве интеллектуа­лов не в меньшей степени, нежели в качестве ученых. Они продолжали тра­дицию социологии как критической теории общества.

13 Ibid. P. 13.

Несомненно, идейную почву для студенческих революций 1968 г. подго­товила марксистская социология. Марксистский вариант социологии име­нуют критической социологией за ее склонность подвергать все сомнению и пересматривать самые основы общества, полагаясь на умозрительные кон­струкции. Марксизм породил плеяду выдающихся социологов и социальных мыслителей мирового уровня: Ф. Энгельс, Н. Бухарин, Л. Троцкий, В. Ле­нин, Г. Лукач, А. Грамши, Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хорхаймер, Э. Фромм,

Ю. Хабермас и др. Никто другой, кро-

Все дети рождаются гениями, а все взрослые ме Маркса, отмечает А. Гоулднер14, не

в первые шесть лет жизни ребенка заняты дал западным социологам столько ин-

тем, чтобы уничтожить в нем признаки тени- _

альности. тересных и плодотворных идеи для

б Филер критического анализа современного общества.

«ОТЕЦ» ПСИХОДЕЛИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ15

Один из основателей гуманистической психологии ЛИРИ Ткмюти (1920—1996) прожил крайне интересную, насыщенную загадочными событиями и экстравагантными поступками жизнь, вполне отвечающую идеалам и воззрениям романтичес­ких хиппи. Он успел побывать профессором Гарвардского уни­верситета, серьезным экспериментатором, создателем новых психологических теорий и тестов, кумиром бунтующей моло­дежи, заключенным, киберпанком, автором бестселлеров, ком­позитором. Его окрестили одним из главных злодеев XXв., меч­тавшим о спасении человечества, но вместо того посадившим на наркотики целое поколение молодежи. А президент Никсон назвал его самым опасным человеком в Америке, которого че­ тыре года от АфрикидоАфганистаналовилиФБРиЦРУ. В кон­це жизни его считали пророком поколения иксеров и киберпанков, а после смерти, транслировавшейся по Интернету на весь мир, уже в 2000 г. журнал «Монд» назвал его самым великим мыслителем XX столетия.

Он родился в семье потомков ирландских иммигрантов. По настоянию матери, ревностной католички, обучался в Иезуитском колледже в Уорчес-тере, готовясь к пастырской должности. Но в 19летЛири, недовольный схо­ластическим подходом к религии, порвал с католической церковью. Следу­ющий шаг Лири сделал под влиянием отца — поступил в Военную академию в Вест-Пойнте. Но и военным он оказался никудышным: большую часть вре­мени нерадивый курсант проводил взаперти на гауптвахте, развлекаясь чте­нием книг по восточной философии. Восемнадцать месяцев, проведенных в Вест-Пойнте, он впоследствии сравнивал с послушничеством в буддистс­ком монастыре.

14 GouldnerA. The Coming Crisis of Western Sociology. N.Y., 1970.

15 Использовалась информация с веб-сайтов: http://absolutology.by.ru; http://vookstock.narod.ru;
www.sumbur.n-t.org; http://nirl.hl.ru; http://psy.lseptember.ru.

В 1940 г. Лири поступил в университет Алабамы, где всерьез начал зани­маться психологией, но был исключен за ночевки в женском общежитии (хотя ученую степень бакалавра получить ему удалось). После Второй ми­ровой войны Лири, защитив докторскую диссертацию, занял пост директо­ра госпиталя в Калифорнии и преподавал в Калифорнийской медицинской школе в Сан-Франциско.

Накопленный за долгие годы исследований лабораторный материал по­зволил ему в 1950 г. получить степень доктора психологии. Затем следуют серьезные научные публикации: «Уровни измерения межличностного пове­дения», «Межперсональная диагностика личности: функциональная теория и методология личностного роста», «Прогноз межличностного поведения в психотерапевтических группах». В те годы Лири олицетворял собой образ типичного американского ученого, конструировал методики, создавал на­учные теории. Так, он опередил знаменитого Эрика Берна в создании тео­рии коммуникативных игр, его публикации по теории личности и группо­вой терапии по времени совпадают с революционными идеями Абрахама Маслоу, Карла Роджерса и Шарлотты Бюлер. Иными словами, его имя мог­ло бы стоять в одном ряду с классиками мировой психологии. Достиг нема­лых успехов он и в прикладной психологии.

В 1957 г. им опубликована знаменитая психодиагностическая методика личности (Leary Interpersonal Diagnosis). С тех пор опросник Лири активно использовали и используют в своих целях ЦРУ и ФБР, психологические ин­ституты всего мира. Он состоит из 128 суждений-характеристик человека, все они пронумерованы и размещены на карточках. Испытуемый отмечает те из них, которые описывают его «Я». На заполнение уходит не более 15 мин. Со­гласно «ключу» определяются оценки по ^характеристикам, формирующим 8 октантов так называемой дискограм-мы, которые отражают тот или иной вариант межличностных отношений. По результатам обработки строится гра­фический профиль личности. Провер­ка опросника Лири путем сопоставле­ния с данными MMPIvl 16-факторного опросника Кэттелла подтвердила его высокую валидность. Методика переве­дена на многие языки, в том числе и на русский (модификация опросника про­ведена Л.Н. Собчик в начале 1970-х, а в 1990 г. ею издано руководство к рус­скоязычной версии). Сегодня опросник Лири — одна из самых популярных методик в инструментарии практического психолога.

В конце 1950-х гг. Т. Лири убеждается, что традиционные методы психо­терапии не работают: треть пациентов чувствуют улучшение состояния, треть — ухудшение, а еще треть вообще не замечают перемен. В 1960 г., на­ходясь в отпуске в Мексике, Т. Лири по совету одного из местных коллег отведал ядовитых грибов (ацтеки называли эти грибы «теонанакатль» — «плоть Бога»). Ему понравилось, он почувствовал, что обнаружил то, что давно искал — панацею от всех бед, лекарство от всех недугов. Т. Лири по­казалось, что можно вылечить сознание, а физические боли уйдут сами со­бой. Правда, местные индейцы употребляли наркотики изредка и лишь в ритуальных целях, вызывая у себя измененные состояния сознания. Риту-

альная практика у них никогда не выливается в бытовую наркоманию, и Т. Лири, к тому времени серьезно увлекавшийся восточными медитациями увидел в психоделиках16 гораздо большие возможности. По возвращении Гарвард, где он тогда преподавал, Лири взялся за эксперименты, которы проводил с заключенными. Оказалось, что 90% испытуемых, пройдя пси ходелические сеансы, свидетельствовали о глубокой переоценке ценностей и мощной внутренней трансформации, а впоследствии вернулись к hod мальной жизни и не совершали повторных преступлений.

Будущий лидер поколения хиппи мечтал, что «лет через 20 все обществен­ные институты будут преобразованы в соответствии с прозрениями, почерп­нутыми из опыта расширения созна­ния», что изменится вся система обра­зования, и вместо книг будут молекулы определенных веществ, открывающие «внутреннюю библиотеку»; что изме­ нится сам стиль жизни людей, которые не менее двух часов в день будут посвя­щать отдыху от «социальных игр» с помощью ЛСД.

После пропагандистской кампании, развернутой Тимоти Лири и автором знаменитых «Полетов над кукушкиным гнездом» Кеном Кизи, вещество приобрело бешеную популярность, попало под строгий запрет. Его иссле­дования были в самом разгаре, когда в 1962 г. психоделики {LSD и галюци-ногенные грибы) объявили вне закона". Эксперименты пришлось прекра­тить, но отказываться от психоделиков Лири не собирался. После увольне­ния Лири из Гарварда его приютил в 1963 г. молодой нью-йоркский миллионер и ветеран ЛСД-круизов Уильям Хитчкок, который предоставил в его распоряжение огромный особняк в своем поместье около Нью-Йор­ка, превращенный в прибежище для психоделических пилигримов со всего мира. «Мы считали себя антропологами из XXI века, населявшими машину времени, которая приземлилась в мрачных шестидесятых», — вспоминал Лири. Вскоре он выпускает книги «Психоделический опыт» (1962), «Пси­ходелический Считыватель» (1964) и «Психоделические молитвы» (1967). В них Т. Лири приходит к выводу: «то, что люди считают реальностью, — не что иное, как социальная фабрикация», а при употреблении психоделиков человек освобождается от болезненных комплексов и социальных стерео­типов.

Его влияние и популярность среди хиппи возросли в середине 1960-х гг. настолько, что само это революционное движение, по мнению некоторых авторов, является порождением не романтической идеи изменить буржуазное общество, а массового употребления нового вещества, наркотика, которое назвали «духовным эквивалентом водородной бомбы». А праотцом и перво­священником нового движения-религии, естественно, стал Т. Лири. С легкой руки «психоделического гуру» поколение детей-цветов прочно «подсело на

16 Термин «психоделический» можно перевести как «расширяющий сознание». Он был предложен
психиатром Хамфри Осмондом, пионером исследования ЛСД в США.

17 Название наркотика ЛСД в 1960-е запрещалось употреблять в любом виде. Так, «Битлам» власти
собирались предъявить иск за песню «Lusy in the Sky with Diamonds» («Люси в небесах с алмаза­
ми») за то, что в названии зашифрована аббревиатура LSD, а небеса с алмазами — суть наркоти­
ческие видения. В результате альбом «Сержант» получил дополнительную рекламу.

кислоту». Его благословил умирающий Олдос Хаксли. С ним подружились лидеры битников Аллен Гинзберг, Джек Керуак, Уильям Берроуз и Артур Ке-стлер. Культовые калифорнийские рок-группы Grateful Dead и Jefferson Airplane клялись ему в верности на своих концертах-бдениях18. Сам Лири ре­гулярно выводил толпы хиппи на индуистские песнопения, появляясь перед многотысячными сборищами одетым в нечто наподобие хлопчатобумажной пижамы, обвешанный «фенечками», он провозглашал свою культовую фра­зу: «Включайтесь, настраивайтесь и отпадайте!», превратившуюся в лозунг «поколения мира и любви». На гребне популярности в 1969 г. он даже выдви­нул свою кандидатуру на губернаторских выборах в Калифорнии19.

Правда, еще раньше, а именно в 1966 г., Т. Лири угодил в тюрьму, из ко­торой бежал через три месяца. Вообще 1966 г. был неудачным для него: судеб­ное преследование наркоманов, война во Вьетнаме, а еще президент США Ричард Никсон, назвавший Т. Лири «са­мым опасным человеком в Америке». Его арестовали по сфабрикованному обвинению в хранении и употреблении наркотиков, осудив на десять лет тюремного заключения и крупный штраф (30 тыс. долл.). Помогали ему бежать из тюрьмы товарищи из экстремистских организаций Weathermen Underground и «Черные пантеры». Позже, находясь на свободе, в интервью журналу «Плейбой» (1970) Лири бравировал, что совершенно не боится зак­лючения, потому что «настоящая тюрьма — это тюрьма внутренняя». Более того, тюрьму он расценивал как профессиональный риск при его занятиях «алхимией сознания». На самом деле, как считают эксперты, все было про­заичнее. По версии, достоверность которой недавно подтвердилась, Лири пошел на сделку с властями, «сдал» организаторов своего побега, более того — обязался и впредь «стучать» на своих приятелей. В награду — досроч­ное освобождение.

Сбежав из тюрьмы, Лири укрылся на несколько месяцев в Швейцарии, а затем скрывался в Афганистане, где его обнаружили сотрудники ФБР. В 1973 г. они этапировали его прямехонько в тюрьму. На свободу профессор вышел седобородым, присмиревшим и полузабытым лишь в 1976 г. Бунты 1960-х отгремели. Вчерашние последователи либо вымерли, не выдержав безгра­ничного расширения сознания, либо взялись за ум, подлечились и постриг­лись. Удалившись на покой в звании ветерана психоделической революции, Лири попытался заняться воспитанием троих внуков. Но его хватило лишь на восемь лет. В 1984 г. — после выхода технократической антиутопии Уиль­яма Гибсона «Неоромантик» — Лири присоединился к захватившему моло­дую Америку движению киберпанков, ухитрившись снова стать лидером еще одного недовольного реальностью поколения.

В спокойные 1990-е Т. Лири увлекся новыми авангардными веяниями — «теорией хаоса» и рейв-культурой, посвятив им свои книги «Хаос и кибер-культура» и «Политика экстаза». В последние годы жизни Тимоти Лири не оставил наркотическую культуру, уверяя молодежь, что Интернет 1990-х

18 Степанов С. Многоликий бунтарь Тимоти Лири (http://psy.lseptember.ru).

19 Джон Леннон написал для него песню Come Together в качестве лозунга предвыборной кампании
на пост губернатора Калифорнии.

является аналогом ЛСД 1960-х. Он даже разработал язык программирова­ния под названием СКИПИ (SKIP!Super Knowledge Information Processing Intelligence) и был президентом Futique —- группы, занимавшейся адаптаци­ей учебников и романов к личностным стилям и познавательным ритмам чи­тателя. Лири верил, что в будущем человечество мигрирует из земной колы­бели к звездам и достигнет биологического бессмертия. Будущее — за гедо­нистической элитой, киберличностями, способными самостоятельно программировать свое эмоциональное и ментальное состояние и населять созданные ими пространства радости и экстаза. По мнению Лири, виртуаль­ные реальности и компьютерная среда являются порождением и прямым

продолжением психоделической рево­люции — не случайно первым шагну­ло в Сеть поколение «детей цветов»20. В книге под названием «Инфопсихоло-гия» Лири писал: «Данная реальность пусть останется для школьников, мы же станем пионерами иных, неизве­данных и моделируемых реальностей. Садись за компьютер и начинай по­иск».

Узнав, что он неизлечимо болен ра­ком простаты, Лири превратил свой дом в виртуальную приемную, позволив всем пользователям Интернета знакомиться со своими работами и наблюдать процесс его умирания21. А постаревшие хиппи завели в виртуальном простран­стве свой сайт с календарем знаменательных дат контркультурного движения22. Тимоти Лири написал 24 книги, стал героем документального фильма, сам писал сценарии и снимался в кино. Он — создатель нейрологии и инфопси-хологии, наук исследующих творческий потенциал человека с эволюционной точки зрения. Автор книг: «The Game of Life» (вышедшей на русском языке в издательстве «Janus Books» под названием «История будущего»), «Семь язы­ков бога» и др. Помимо всего прочего наследия Лири успел оставить потом­кам и несколько музыкальных релизов. Самый известный альбом под назва­нием «You Can Be Anyone This Time Around» («Каждый из вас может быть где-то поблизости») сделан в жанре рок-н-ролла. Умер Тимоти Лири 31 мая 1996 г., завещав заморозить его тело и законсервировать мозг.

ХИППИ — «ДЕТИ ЦВЕТОВ»

Настоящей революцией в молодежных движениях оказалось появление хиппи. В Америке первых «волосатых» можно было увидеть уже в середине «свихнутых 1960-х». Еще Джек Керуак, великий писатель «beat generation»,

20 Гостева Н. ЛСД (www.sumbur.n-t.org).

21 Его последняя книга, вышедшая уже после смерти, имеет символичное название «Проект умира­
ния». Проект заключался в следующем: как только наступят последние часы жизни, он в после­
дний раз примет ЛСД и будет передавать все свои ощущения через Интернет в режиме реального
времени. После смерти его мозг должен быть заморожен, чтобы в будущем его воскресили масте­
ра криогенетики.

22 Официальный веб-сайт Тимоти Лири: http://www.leary.com/.

употреблял в своих книгах слово «хипстер». Происходит оно от слова «hip» — «ляжка», а на сленге значило «сексуально распущенный».

Хиппи отрицают традиционные ценности буржуазного общества. Значи­тельную роль в формировании движения хиппи сыграли пацифистские мотивы, протест против грязной войны во Вьетнаме. Подросток в залатан­ных джинсах, с длинными, плохо расчесанными волосами, сидящий на ас­фальте с цветком в руке, — типичный портрет хиппи этого времени. В иде­ологии хиппи значительное место занимает музыка — в основном музыка «Битлз», а также религиозные устремления. Наиболее популярные религи­озные течения среди хиппи — буддизм и христианство. Для хиппи характер­ны полный отказ от участия в обще­ственной жизни, отрицание насилия, проповедь «естественных отношений» между людьми. «Творите любовь, а не войну» — наиболее популярный лозунг западных хиппи в 1960-е гг.

В шестидесятые годы во многих го­родах США проводились постоянные парады хиппи. Одним из таких меро­приятий стало «Summer of Love» — лет­ний фестиваль все в том же Сан-Фран­циско. На это «мероприятие» съеха­лись битники со всех концов Америки и даже из других стран, чтобы провес­ти вместе лето в окружении людей, способных творить только добро.

Движение хиппи потрясло и перевернуло весь мир. Десятки тысяч моло­дых людей в Старом и Новом свете одновременно демонстративно порвали с укладом жизни своих родителей, попытались вырваться из клетки повсед­невного одуряющего своей монотонностью бытия, прутьями которой были вполне мещанские добродетели: деньги, благосостояние, умеренный кон­серватизм, карьера. Западный мир был ошарашен масштабами нового «ис­хода». Города и веси были наводнены юношами и девушками странного вида и поведения: одетые в нарочито старую и рваную одежду, они тихо сидели на площадях и улицах, бренчали на гитарах и читали стихи.

Самый райский уголок Америки — Калифорния с ее мягким климатом стала прибежищем хиппи со всех концов света, а парковая зона Сан-Фран­циско — Хэйт Эшбури и концертная площадка Fillmore West — центром пси­ходелии. Сюда стекались те, кто испытывал презрение к накопительству, ма­териальным благам, карьеризму, коррупции, конформизму, насилию и лжи. Музыка — универсальный и понятный молодежи всего мира язык — стала мощнейшим фактором объединения молодежи в процессе противостояния взрослому истэблишменту. Возникший на базе песен протеста фолк-рок послужил своеобразной закваской для появления всевозможных форм рок-музыки, таких как хард-рок, блюз-рок, арт-рок, джаз-рок, кантри-рок, рок-опера и др. Но если быть более точным, то «рок» в самих США считался музыкой белых хиппи, в то время как молодые представители черного на­селения сделали своим орудием в борьбе за равноправие музыку «соул» и «фанк». В 1967—1968 гг. наблюдается всеобщее явление, которое можно оха­рактеризовать как «fusion» (сплав). Именно тогда Майлс Девис записал свои

альбомы «In a Silence Way» и «Bitches Brew», где продемонстрировал новый способ объединять не только разные музыкальные стили, но и музыкантов с различными подходами к творчеству и разным цветом кожи. В одних и тех же политических акциях, в забастовках, демонстрациях, массовых марщ.. походах, судебных процессах, в теле- и радиоинтервью нередко стали фи„ гурировать вместе руководители «новых левых» и представители черных движений23.

Все это получило общее название рок-культуры. Ее стержнем послужит социальный протест, принимавший самые разные формы и направления и выражавший себя в недовольстве своими родителями, правительством, вла­стями, законами, политической системой. Все это выносилось в текст пе­сен. Часто и сам факт слушания или исполнения рок-музыки являлся актом протеста, особенно в Советском Союзе, где подобное деяние не поощрялось и даже наказывалось.

Молодежная рок-культура 60-х гг. — культура социального процесса

У американской молодежи того времени было немало поводов для проте­ста. Началось все с серии политических убийств, в первую очередь — Джона Кеннеди, что привело молодых американцев к разочарованию в своей стране и даже появлению откровенной англомании. А затем началась война во Вьет­наме, в результате чего в стране поднялось антивоенное движение, которое добавилось к довольно мощному и давнему процессу борьбы с ядерным ору­жием в США и пацифистскому движению борьбы за мир во всем мире. «Я прекрасно помню, — пишет один из выдающихся российских джазистов Алексей Козлов, — как в 1971 г., перед приездом Ричарда Никсона в СССР на Садовом кольце в Москве, перед зданием посольства США наши хиппи уст­роили несанкционированную демонстрацию под лозунгами «Американцы — вон из Вьетнама!». Демонстрация была моментально разогнана милицией, многие из ее участников попали в отделения милиции, на какой-то срок в

23 Козлов А. Грань 60-х и 70-х — загадка взрыва контркультуры (www.musiclab.ru).

психушки и за решетку. Некоторых выпускали под расписку, где говорилось о том, что данный человек обязуется не показываться в центре Москвы, то есть в пределах Садового кольца»24. Удивительно то, что советские власти, обли­чавшие «грязную войну» США во Вьетнаме, разогнали молодежную демон­страцию так, как будто она проходила в Америке.

По мнению А. Козлова, впервые в истории молодежная музыка перестала быть по преимуществу развлекательным жанром и взяла на себя несвойствен­ную ей функцию социального протеста. Стремление молодежного авангарда адекватно выразить на музыкальном языке не только свои эмоции и настро­ения, но гораздо более богатую палитру своих чувств, идей и даже теорий,

привело к концептуальному усложне­нию музыкальных форм. Песенная ли­рика тогда имела очень широкий смыс­ловой спектр, начиная с революцион­но-политических песен-плакатов и кончая абстрактно-философскими тек­стами. Возрос интерес к классическому авангарду в лице Джона Кейджа, Л ючи-ано Берио или Карла-Хайнса Штокха-узена, джазовому авангарду в лице Джо­на Колтрейна или Орнетта Коулмена, экспериментам с музыкой «фьюжн» Майлса Девиса, к индийской pare в лице Рави Шанкара, к древним видам этнической музыки, музыке европейского Средневековья, популярность открытой ладовой музыки квинтета саксофо­ниста Джона Хенди и квартета Чарлза Ллойда. Так называемая авангардная, т.е. атональная, политональная или «фри» музыка стала неотъемлемой частью многих композиций в творчестве новых прогрессивных рок-групп. «К сожа­лению, постепенно все это ушло обратно в область субкультуры. А то, что было типичными образцами молодежной музыкальной контркультуры, стало про­сто классикой, иногда называемой как "adult oriented rock" (рок, ориентиро­ванный на взрослых). Как это ни парадоксально, но молодые люди того по­коления кажутся более взрослыми и зрелыми в духовном смысле, чем их свер­стники последующих поколений, появившиеся уже тогда, когда большинство из проблем, вызывавших молодежный бунт, были сняты или значительно ослаблены... Такой активности больше уже не было в нашем столетии. Это был, без сомнения, "золотой век" в истории музыки, да и в истории молодеж­ной культуры... начиная со второй половины 70-х, новые молодежные дви­жения и музыкальные жанры стали появляться все реже и реже»25.

Хиппи стали первым поколением американской молодежи, ценностные ориентации которого лежали далеко от бизнеса, денег, карьеры и делового успеха. Социологи во главе с Дж. Мейном выяснили, что лишь 18% соглас­ны с тем, что деньги играют большую роль в жизни, 12% студентов хотят стать бизнесменами, в то время как 79% — художниками, музыкантами, учителями, психологами, учеными, изобретателями, журналистами и рево­люционерами, т.е. творческими работниками26.

24 Козлов А. Указ. соч.

25 Козлов А. Указ. соч.

26 Fortune. 1969. June.

GENERATION X

Каждое поколение в американской культуре последних десятилетий име­ет свое название: битников сменили хиппи, потом пришли панки и яппи в 1980—90-е настала пора «поколения X», вступавшего тогда в пору активного общественного взросления. Что его ожидало? Рост числа разводов, массовое увлечение наркотиками, волна политических скандалов, плохая конъюнкту­ра на рынке занятости, кризис ценностей, вторжение в культурное простран­ство новых информационных технологий и прежде всего компьютеров и ка­бельного телевидения. «Дети работаю­щих родителей», как еще называют это поколение, выросли в так называемых двухкарьерных семьях (оба супруга тру­дятся). Пока родители строили свою карьеру, дети дни напролет оставались в одиночестве. От них нередко откупа­лись новыми игрушками вместо того, чтобы уделить им теплоту и внимание. Как никакое другое поколение оно было увлечено потребительскими цен­ностями и консьюмеризмом. Неудиви­тельно, что у Generation X сформиро­валась негативистская картина мира. Кажется, оно разуверилось во всем — своих родителях, социальных институтах, общественном устройстве. Generation X стало символом упадка Америки сере­дины 1990-х гг.

В 1980-е в Америке было немало других проблем: яппи все активнее зах­ватывали власть, свирепствовал СПИД, пала Берлинская стена и разваливался Восточный блок. Обществу было не до инксеров, но они уже существовали. К рассматриваемому поколению в зарубежной литературе принято отно­сить тех, кто родился в период с 1961 по 1981 г.27 Хронологически оно следует за поколением «baby boomers» (родившиеся в период с 1943 по 1960 г.), в истории США это тринадцатое по счету поколение молодежи. Во множественном чис­ле их называют Xers («иксеры»). Другие наименования — post-baby boom generation, Gen X culture, «twentysomethings». Численность Generation Хъ США — 46 млн человек.

Среди негативных характеристик этого поколения используют такие тер­мины, как немотивированные бездельники, прогульщики, безответственные, уклоняющиеся от службы в армии. Они нигде не работают, любят компьюте­ры, природу, «экстази», конструкторы «Лего», дешевую еду и техно-party- Менеджеры крупных и средних корпораций даже не знают, что с ними делать и как ими управлять. В России «поколением Икс» часто называют клубную молодежь, читателей «Птюча» и «ОМа», поклонников ботинок «Dr. Martens» и цветных джине «Diesel».

27 Smith В. Managing generation X // USA Today Magazine, 2000. November (www.britanica.com).

История группы 27-летних молодых людей, страдающих «успехофобией», ра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...