Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследования игр и игрушек




Интерес к изучению игрушки проявился давно. Однако научному изу­чению феномен игры подвергся только в конце XIX в. Специалистов по ис­следованию детских игрушек (но не игр) принято называть игрушковеда-ми. Среди них много педагогов, философов, антропологов и этнографов, психологов и социологов, искусствоведов и историков. В 1920-е гг. исто­рией и феноменологией детской игрушки занимался Л.Г. Оршанский27. В 1918 г. Наркомпрос РСФСР основал Музей игрушки с целью изучения истории и этнографии игрушки. После 1930 г. началась работа по созданию новой советской игрушки, отражающей новую эпоху и нового человека — строителя социализма. В 1932 г. был основан Всесоюзный научно-иссле­довательский институт игрушки в г. Загорске (ВНИИИ) с филиалом в г. Вятке. Это были единственные в мире научные учреждения подобного рода28. Социогенезом игрушки в условиях первобытной культуры занимал­ся Е.А. Аркин29. Он считал, что единственным создателем игрушки явля­ется ребенок.

Выдающийся детский психолог Д. Б. Эльконин (1904—1984) рассматри­вал игрушку в качестве средства передачи общественного опыта. Централь­ная проблема его исследований — природа детства и глубинные законы психического развития ребенка. О себе Д.Б. Эльконин писал, что интерес к психологии детской игры возник у него в самом начале 1930-х гг. в ходе наблюдений над игрой дочурок и в связи с чтением лекций по детской пси­хологии. Записи наблюдений, к сожалению, затерялись во время войны в блокадном Ленинграде. В тот период экспериментальные факты и теоре­тические взгляды на игру обобщала ленинградская группа психологов —

27 Оршанский Л.Г. Игрушки. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М.; Петроград,
1923.

28 См.: Игрушка Горьковского края. Загорск, 1933.

29 Аркин Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М.. 1935.

О.Н. Варшавская, Е.А. Гершензон, Т.Е. Конникова, Ф.И. Фрадкина. Важ­ные экспериментальные исследования в Харькове проводил Г.Д. Луков (1937—1941). Итоги довоенных исследований советских ученых были под­ведены в статье А.Н. Леонтьева «Психологические основы дошкольной игры» (1944).

Игрушка из ила, сделанная детьми (диаметр 6 см). Древний Египет, XII династия Petrie Museum

Под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца в послевоенный пе­риод был проведен ряд важных экспериментальных исследований Л.С. Сла­виной (1948), З.В. Мануйленко (1948), Я.З. Неверович (1948), А.В. Черко-вым (1949), З.М. Богуславской (1955), которые дальше продвинули понима­ние детской игры. Внимание ученых сосредоточилось на раскрытии социального содержания игры как ведущего типа деятельности детей дош­кольного возраста. Значительный вклад в разработку психологической тео­рии детской игры внесли работы Л.С. Выготского (1896-1934). Проблемы детской игры интересовали его в связи с работами по психологии искусства и исследованиями развития знаковой функции. В самом начале 1933 г. он прочитал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена ряд лекций по психологии детей дошкольного возраста, среди них и лекцию по игре.

В 1950-е гг. в практической работе советских педагогов и детских учреж­дений была принята следующая рабочая группировка игр и игрушек:

1) игрушки для творческих сюжетных игр (например, куклы);

2) игрушки-занятия (настольные игры, полуфабрикаты, стройматериа­лы, конструкторы и др.);

3) технические игрушки (машины, трактора и т.д.);

4) игрушки для подвижных и спортивных игр;

5) декоративные карнавально-праздничные игрушки30.

30 См.: Байковская О.Ф. Просмотр массовой продукции артелей // Игрушка. М., 1950. С. 37.

В 1970-е гг. Н.Д. Бартрам31 рекомендовал изучать игрушки как средство социализации личности в структуре того или иного общества. Типологией детских игрушек и культурными функциями занималась Е.А. Флерина32. В ходе исследований учеными были выявлены группы игрушек, которые встречаются практически повсеместно. Среди них выделена и группа так называемых «образных игрушек», представленная куклами и игрушками, изображающими животных33.

Для социолога игрушка выступает средством:

а) солидаризации детского сообщества («тусовки» в песочнице, борьба за обладание любимой игрушкой, передача игрушки в дар другому и т.д.);

б) аккумуляции культурного опыта,
квалификации и знаний предшествую­
щих поколений, накопитель традиций,
а потому и элемент интеллектуального
капитала;

в) средство трансакции культурно­
го и социального опыта — норм, цен­
ностей и стереотипов поведения — от
старшего поколения к младшему;

г) средство управления поведением
детей со стороны взрослых, их воспи­
тания и социализации.

Связанную с обществом область изу­чения игрушки Е.Г. Овечкин34 предлага­ет условно разделить на два аспекта: «иг­рушка в обществе» (социологический аспект) и «общество в игрушке» (социо-лого-искусствоведческий аспект).

ИСТОРИЯ ИГРУШКИ

Некоторые ученые считают, что детские игры и игрушки возникли одно­временно с появлением человечества. Уже в могильниках первобытной эпо­хи были обнаружены детские игрушки.

Игрушка претерпела длительную эволюцию: от уменьшенных копий предметов труда, охоты, домашнего обихода в древности — через игрушки, символизирующие прекрасное в жизни (игрушки XIX — первой половины XX в.), к игрушкам, воплощающим безобразное, ужасное, смерть (последние десятилетия). Высушенные тыквы, глиняные шары с камешками внутри и раковины были первыми погремушками человечества — ими отгоняли злых духов. Впервые греметь для развлечения малышей ими стали в Египте — их

31 Бартрам Н.Д. Избр. статьи. Воспоминания о художнике. М., 1979.

32 Флерина Е.А. Игра и игрушка. М, 1973. С. 23.

33 Павлинская Л.Р. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири // Традиционное вос­
питание детей у народов Сибири. Л., 1988. С. 222-252.

34 Овечкин Е.Г. Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек советского общества
(http://polit.spb.ru).

находили в детских захоронениях 1360 г. до н.э. Глиняные погремушки без острых частей, раскрашенные в голубой цвет, радовали глаз младенцев три тысячи лет назад. Йо-йо — самая старая игрушка в мире после куклы. Гречес­кие йо-йо сделаны из терракоты — их можно увидеть в музеях, на картинах, на росписях. Ею развлекались Наполеон и Дюк Веллингтон.

Древнегреческий краснофигурный сосуд с изображением ребенка, держащего игрушку.

V в. до н.э. Детская гравировка

От Древнего Китая (III в. до н.э.) до нас дошли глиняные игрушки: домик, ручная мельница, плита и посуда для приготовления пищи. В развалинах древ­него перуанского города была найдена мумия ребенка, а рядом с ней — по­гремушка, сделанная из морской раковины. Известны специально изготов­ленные игрушки, найденные при раскопках древних городов Египта, Вави­лона, Древней Греции и Римской империи. В античных государствах — Древней Греции и Древнем Риме появились многие игрушки, которыми так любят играть современные дети, — мячи, волчки, серсо, скакалки, куклы и др.

Археологические раскопки свидетельствуют, что 5 тыс. лет назад местные жители в долине Инда делали фигурки быков с качающимися головами, обезьянок, спускающихся по веревочке, тележки с вращающимися колеси­ками, свистульки в форме птиц и животных, — последние до сих пор встре­чаются в индийских деревнях.

Много детских игрушек ученые нашли в Италии, раскапывая несчастный город Помпеи, засыпанный пеплом после извержения вулкана Везувия в 79 г. Немецкий археолог Шлиман, отыскавший легендарную Трою, раско­пал вместе с ней и древние детские игрушки: погремушку с металлически­ми частицами внутри, игрушечную посуду, куколок из глины.

Археологические находки подтверждают, что уже в Древнем Египте дети играли глиняными фигурками пехотинцев, а свинцовыми солдатиками — дети Древней Греции и Рима. Греческие дети забавлялись и троянским ко­нем, начиненным солдатами и офицерами.

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны (в древности ее населяли самые разные народы), относятся к эпохе бронзы. Это маленькие глиняные топорики, погремушки и малень­кие горшочки грубой лепки, которые относятся к фатьяновской культуре и датируются II тысячелетием до н.э. Вероятно, они служили культовыми предметами. Много игрушек было обнаружено в могилах времен бронзово­го века, расположенных на территории Европы и Кавказа, в скифских кур­ганах. Обобщенные, простые скульптурные изображения утвари, животных находят при раскопках на территории России и сопредельных государств. Чаще всего древнейшие игрушки выполнены из глины, дерева, сплетены из растительных волокон. Так, излюбленной игрушкой детей могли быть вы­резанные из дерева условные изображения птиц, типичные для деревянной пермской культуры конца XII—XIII вв.

Самые древние в мире игрушки — детская деревянная лодка и трещотка в виде зверя. Древний Египет додинастического периода (5500-3100 гг. до н.э.)

У древних славян, которые пришли на эти земли только в IV в. н.э., игруш­ки появились сравнительно недавно — всего тысячу лет назад. На месте по­селений и городищ, где жили славяне и их предки, археологи в большом ко­личестве находят бытовые и культовые предметы, изделия ремесленников и художников давно минувших времен, в том числе и игрушки. Древнейшие из них найдены в славянских погребениях VI—VIII вв. Сохранились в основном только глиняные, реже из кости. При раскопках древнерусских городов об­наруживают (иногда прямо в обжиговых печах) глиняные шары-погремуш­ки, свистульки в форме лошадок, баранов и птиц, кукольная посуда, фигур­ки людей и фантастических существ. Находили глиняную игрушку и в раскоп­ках X—XVII вв. (Москва, Рязань) — свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазу­рью. Игрушки издавна были чаще всего домашними поделками. Их мастери­ли между делом из того, что имелось под рукой: тряпок, соломы, глины, де­рева. Так, глиняные игрушки производились повсюду, где имелось горшеч­ное или гончарное дело. Игрушечное производство в XVII—XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали

и в царскую семью. В XVIII—XIX вв. производство глиняной игрушки достиг­ло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

В своем шедевре 1560 г. «Детские игры» фламандский живописец Питер Брейгель-старший изобразил детей с хула-хупами, пирогами из грязи, мета­нием ножиков, одеванием кукол, хождением на ходулях и игрой в бабки. У средневековых детей игрушек было немного, потому что жизнь была тяжелая.

Питер Брейгель Старший. Детские игры. 1560 г.

В Средние века в Европе большую роль играли карнавалы, и некоторые исследователи (М. Бахтин) прямо называют Средневековье «карнавальной культурой». Другие (Й. Хейзинга) утверждают, что культура жива, покуда в ней сохраняются игровые формы (они могут быть разными — потлач, ры­царский турнир, состязание риторов, адвоката и прокурора, «игровая», «не­серьезная» мода — ношение париков, например, — «испытание огнем» как форма правосудия, и многое другое).

Сегодня изменения в субкультуре детства связаны с влиянием аудио- и видеосредств массовой информации, компьютеров. Своеобразным симво­лом детской субкультуры начала XXI в. в России стал образ «телепузика». Игрушечные магазины буквально завалены куклами телепузиков (мягкими и твердыми, большими и маленькими, говорящими и молчащими). Детские шапочки, костюмчики, рюкзачки — все строится по образу и подобию те­лепузиков. Любимая игра наших дошкольников — опятьже «в телепузиков», где они подражают их движениям, повторяют их интонации, воспроизво­дят сюжеты любимой передачи. Смешные пластиковые инопланетяне пред­стают перед детьми как группа товарищей по играм. Это дети без семьи, без папы и мамы, без бабушки и дедушки. Отсутствие семьи и родителей прин-

ципиально отличает телепузиков от многочисленных персонажей детских книжек и мультиков35. От классических образов детской субкультуры — Че­бурашки, Буратино, Незнайки, Крокодила Гены или зайца из мультфильма «Ну, погоди!» — их отличает не только сомнительность происхождения и от­сутствие семьи, но и вызывающая безликость — отсутствие ярко выражен­ной индивидуальности, характера и личностных черт. Это совершенно иная система ценностных ориентации, вовсе не та, на которой воспитывались мамы и папы нынешних детишек.

Сегодня американцы обеспокоены тем, что на рынке игрушек появляется все больше страшных игрушек. К. Роуз, священник из Коннектикута, еще

в 1986 г. стал составлять ежегодные списки неподходящих для детей игру­шек. Он заметил, что с тех пор они из неприятных превратились в отврати­тельные. Особенно разросся ассорти­мент игрушек, связанных с насилием, появились, например, куклы-инвали­ды без руки или ноги. Возглавляет спи­сок священника кукла супергерой Рай-ан Хатчет (Райан Топор). Это не что иное, как окровавленный распотро­шенный труп старшеклассника. Он продается вместе с топориком, копьем, лопатой, пригоршней окровавленных сердец, кишок и маленьким человечес­ким лицом, которое можно повесить ему на ремень. Куклу «Мучитель» на упаковке сопровождает надпись: «Же­стокий бездушный дикарь, который живет, чтобы истязать, причинять боль и ужас другим».

Самые модные сейчас конструкто­ры — биониклы, они же трансформе-ры, чудо враждебной техники — внушают настоящий ужас. Если собрать то, что спрятано в небольших пластиковых баночках, получаются жуткие иноп­ланетные роботы-монстры, с которыми можно играть в звездные войны. Продавцы магазинов говорят, что наибольшим спросом пользуются имен­но биониклы, Гарри Поттеры и Барби. Сейчас стало очень мало развиваю­щих игрушек, и очень много таких, которые пропагандируют культ насилия, агрессии, разрушения. Целые витрины в детских магазинах посвящена ору­жию. Вот уж где нет недостатка фантазии. Эта витрина — точная копия под­польной оружейной лавки где-нибудь в подворотне Грозного, где отовари­ваются боевики. То, что мы растим заведомых милитаристских агрессоров и потенциальных оккупантов, — это треть беды. Пластмассовый пистолет с пружинным ударным механизмом, стреляющий пластмассовой дробью, стоит в среднем 50—70 руб. Это милое китайское изделие пробивает до де-

1 Смирнова Е. О., Быкова М.В. Телепузик как герой нашего времени //Дошкольное образование. 2001.

№23.

сяти газетных листов. При попадании в открытые участки кожи остаются кровоточащие гематомы — т.е. не просто синяки, а настоящие повреждения кожи, ссадины. Психологи считают, что мы уже получили поколение, вос­питанное на жестоких фильмах, Интернете и недетских играх.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...