Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научная теория и эмпирическая схема объекта




Как уже было выяснено, научная теория имеет сложную иерархическую структуру. Абстрактные объекты верхнего слоя образовывают относительно автономные области (теоретические системы), которые связаны с областями нижестоящих уровней не прямо, а через специальные преобразования. При­чем первые в ряде случаев могут иметь так называемое избыточное содержа­ние, иначе говоря, они не проецируются целиком и полностью на объектив­ную реальность, хотя правильно ее объясняют. Откуда берется некоторый «ос­таток»? Понятие — не только идеализированная модель действительности, но и сокращенная система практических действий, которые необходимо осуще­ствить ученому, чтобы в конечном итоге получить такое понятие.

Алексеев И.С, Бородкин Ф.М. Принцип дополнительности в социологии // Моделирование соци­альных процессов. М., 1970. С. 41. " Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1963. С. 57. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. С. 38-39. С различных сторон «ситуативную проекцию объекта» изучали В.А. Ядов, О.М. Маслова, Г.С. Ба-тыгин, Г.А. Погосян, И.М. Попова и В.И. Моин.

В методологии различают не один, а два контекста функционирования теории. Репрезентативная функция теории заключается в ее способности служить абстрактной моделью (заместителем) реальных объектов (экстенси­ональный контекст), а регулятивная функция теории представляет ее уже как систему теоретических операций (интенсионалов), посредством которых осуществляется построение абстрактной модели. Поскольку теоретическое знание не просто копирует реальность, а воплощает определенное отноше­ние субъекта к реальности, постольку одной и той же реальности соответству­ют два (и больше) теоретических обра­ за, каждый из которых выражает не только объективное содержание теории, но и соответствующее субъект-объектное отношение. Например, в кванто­вой теории один и тот же реальный процесс может описываться посредством двух различных идеализированных схем (волновой и корпускулярной). В них используются разные теоретические средства, которые дают противополож­ные картины реальности, но, тем не менее, обе они являются эквивалент­ными и истинными. Вследствие этого схемы не могут без остатка проециро­ваться на отражаемый ими процесс, иначе говоря, они обладают частичной семантической объективностью (неполной истинностью), хотя и приводят к одним и тем же статистическим распределениям.

В ослабленном варианте (учитывая специфику социального познания) дан­ная закономерность проявляется и в социологии. К примеру, одно и то же статистическое распределение ответов — 70% неудовлетворенных и 30% удов­летворенных трудом — можно интерпретировать двумя различными (и в оп­ределенном смысле — противоположными) теоретическими схемами. Соглас­но первой, превышение доли неудовлетворенных толкуется как позитивный факт, свидетельствующий о высокой требовательности рабочих к условиям и организации труда, их социальной активности. Во второй, напротив, этот факт оценивается отрицательно и свидетельствует о слабой работе администрации. отсутствии реальной заботы о человеке. Какая версия правильная? Дополни­тельный анализ побочных факторов — сравнение с другими заводами, изме­рение уровня шума и загазованности — не выявит преимуществ ни одной и: них. Обе объяснительные схемы частично истинны, хотя и противоположны Обе схемы, равно как и две эквивалентные и одновременно противопо­ложные модели трудовой активности (формальная и реальная) хотя и кон­курентны, но в принципе правильно отражают реальность. В каждой содер­жится избыточная информация, обусловленная тем, что они построены нг различных алгоритмах практических действий — «стратагемах». Первая мо­дель удовлетворенности не требует никаких улучшений в условиях и орга­низации труда, она ограничивается проведением разъяснительной работы психологической перестройкой персонала. Вторая предполагает комплекс се­рьезных практических мероприятий по улучшению условий труда (гумани­зации труда) и перестановки в административном штате предприятия.

Таким образом, в абстрактных объектах научной теории содержатся н< только идеализированный образ реальности, но и практическая схема ее из­менения, средства решения практических проблем.

Основными компонентами естественно-научной теории выступают науч­ная картина мира, эмпирическая схема, теоретическая система знания, мате

матический и концептуальный аппараты, абстрактные объекты, эксперимен­тально-измерительные процедуры. Конечно, не все они присутствуют в соци­ологической теории, в частности, здесь нет математического аппарата. Дру­гие компоненты видоизменяются. Тем не менее, в целом одни и те же компо­ненты существуют и в естественно-научном, и в социологическом знании.

В научной теории важную роль играют так называемые онтологические схемы. Это собирательное понятие обозначает достаточно широкий и неодно­родный по составу класс структурообразующих элементов теории, состоящий по крайней мере из трех компонентов — картины мира, частнотеоретической и эмпирической схем. Под онтологической схемой в узком значении следует понимать совокупность идеальных объектов теории, ориентированных, с од­ной стороны, на применение математического аппарата, а с другой — на про­ектирование экспериментальных ситуаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...