Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Г. Шуман, С. Прессер Открытый и закрытый вопрос




«Начиная с первых социальных исследований, — писал П. Лазарсфельд в 1944 г.,—ученые стремились сочетать до­стоинства тщательно разработанных качественных мето­дик с преимуществами формализованных технических процедур». Стехпор как была написана это часто цитиру­емая работа, полемика вокруг открытого, в противополож­ность закрытому, вопроса в основном завершилась побе­дой закрытой формы — вне всякого сомнения, благодаря ее чисто техническим преимуществам: она удобна при ин­тервьюировании, кодировке и анализе материалов. Данные большинства проводимых в настоящее время массовых обследований, за редким исключением, получены с помощью закрытых вопро­сов1. Вместе с тем нельзя не отметить по крайней мере два принципиальных ар­гумента в пользу информации, собранной иным способом — путем ответов на открытые вопросы. Во-первых, предлагая альтернативы к закрытому вопросу, ис­следователь не в состоянии предусмотреть все их возможные варианты, иными словами — полного соответствия системе координат (frame of reference) респонден­та, во-вторых, сам перечень альтернатив может оказывать определенное воздей­ствие на выбор опрашиваемого. Хотя обычно рекомендуется в ходе пилотажа ста­вить сначала открытые вопросы, а затем на основе полученных ответов форму­лировать альтернативы закрытых вопросов, однако это пожелание редко реализуется в практике социологических исследований.

Дискуссия о том, какой вид вопросов предпочтительнее, в чем преиму­щества каждого из них, до сих пор носит умозрительный характер. Трудно назвать точный эксперимент, в котором один и тот же вопрос, направлен­ный на выяснение определенных установок, использовался бы в пределах единой выборки в закрытой и открытой формах. Аргументы за и против пос­ледних основываются главным образом на доводах здравого смысла.

В предлагаемой статье предпринята попытка сравнить эффективность применения комплексных открытых и закрытых вопросов в рамках стандар­тизованного крупномасштабного исследования ценностных ориентации и ус­тановок. Представленные здесь данные получены в ходе пяти исследований ценностей работы2, причем в соответствии с поставленной задачей одной по-

Из «Генерального социального обследования» Национального центра по изучению общественного мнения (NORQ полностью исключены открытые вопросы, направленные на изучение установок. Эксперимент охватывал также вопросы о наиболее важных проблемах, стоящих перед американс­ким обществом, и о тех качествах, которые опрашиваемые хотели бы воспитать в своих детях. Эт; часть исследования осуществлялась по сокращенной программе. С методической точки зрения е(Результаты представляют меньший интерес, чем рассматриваемые здесь. — Прим. перев.

ловине респондентов задавался открытый вопрос, а другой — закрытый. В 1976 г. в Детройте методом обычного интервью было опрошено 896 чело­век. В остальных четырех исследованиях интервьюирование осуществлялось по телефону (на общенациональной выборке): в феврале 1977 г. опрошено 1203человека, в августе 1977 г. — 1218, в августе 1978 г. — 1144, в январе 1979 г. — 884 человека.

Нас интересовали два типа возможных различий между открытыми и зак­рытыми вопросами: 1) в маргинальных (одновариантных) распределениях, на основе которых выявляется важность какой-либо ценности или проблемы; 2) в многовариантных связях, анализируемых с целью определить локализацию и детерминанты ответов во всей совокупности. Результаты опроса не будут вы­зывать сомнения, если разница в данных, полученных при использовании открытого и закрытого вопросов, не превысит ошибки выборки. В таком слу­чае исследователь волен выбирать форму вопроса по своему усмотрению.

В исследовании 1976 г. мы применили впервые сформулированный Лен­ским закрытый вопрос, направленный на выявление того, что люди ценят в своей работе. В табл. 1 представлены результаты интервьюирования по обе­им формам (респондентам предлагалось выбрать только одну альтернативу). Первые пять вариантов в левой и правой частях таблицы соответствуют друг другу, хотя их нельзя назвать идентичными — между ними есть существен­ные различия, о которых мы скажем ниже. Дополнительные (по сравнению с закрытой формой) альтернативы сформулированы на основе 150 ответов, которые не могли быть включены ни в один из первых пяти пунктов. Ана­лиз табл. 1 позволяет сделать некоторые выводы.

1.Все, за незначительным исключением, ответы на закрытый вопрос рас­пределяются по пяти входящим в него альтернативам. В случае же исполь­зования открытого вопроса они охватывают лишь немногим более 40% от­ветов. Респонденты, которым предлагался закрытый вопрос, ограничивали себя готовыми вариантами; в группе, где применялась открытая форма, на­бор ответов был значительно более разнообразным.

2.Анализ категорий, общих для обеих форм, свидетельствует: результаты первых двух из них очень близки, по третьей наблюдается некоторое расхож­дение, а по четвертой и пятой получены совершенно разные данные (в сред­нем расхождение по пяти альтернативам очень велико: %2 = 46,8 со степенью свободы df= 4, с доверительной вероятностью/К0,001). Очевидно, что на воз­можность продвижения по службе и удовлетворенность работой опрашива­емые указывают значительно чаще, когда эти моменты включены в перечень ответов.

3.Действительные значения (вкладываемый в них смысл) общих альтер­натив могут различаться в зависимости от формы вопроса. Например, вто­рой вариант ответа на открытый вопрос («уверенность, стабильность») шире по своему содержанию, чем соответствующий пункт закрытого («отсутствие опасности быть уволенным»). Близость количественных результатов, таким образом, нередко обманчива. Постоянно возникающая проблема в связи с открытым вопросом заключается в том, что формулируемые на основе груп­пировки эмпирического материала альтернативы не отражают со всей пол­нотой те значения, которые в них закодированы. Конечно, это в определен­ной степени верно и в отношении закрытого вопроса, поскольку предлагае­мые варианты могут иметь для разных людей неодинаковый смысл.

Таблица 1 Исследование ценностных ориентации с помощью закрытого и открытого вопросов, %

 

 

 

 

 

 

 

Закрытый вопрос Открытый вопрос
Взгляните, пожалуйста, на эту карточку и скажите, что из перечисленного здесь для Вас больше всего ценно в работе? Люди по-разному смотрят на работу. А что особенно важно в работе для Вас?
1. Высокая оплата....... 12,4 1. Оплата труда...... 11,5 «Деньги — вотчтоимеетзначение»
2. Чтобы не было опасности быть уволен­ным............... 7,2 2. Стабильность, уверенность 6,7 «Отсутствие опасности быть уволенным», «Хорошие виды на пенсию»
3. Короткий рабочий день, много свободноговремени 3,0 3. Короткий рабочий день или много свободного времени...... 0,9 «Чтобы работа оставляла время для других дел» и т.д.
4 Возможность продвижения по службе.... 17,2 4. Возможность продвижения по службе 1 8
5. Чтобы работа была нужной и давала чувствоудовлетворения 59,1 5. Стимулирующая работа...... 21,3 «Работа, которая предъявляетисполнителю определенные требования», «Творческая, разнообразная работа», «Работа, нужная людям»
6. Приятная, развлекательная работа 15,4
7. Условия труда 14,9 «Возможность самому определять темп работы», «Безопасность», «Чтобы никто не вмешивался», «Понимающее начальство»
8. Удовлетворенность работой..... 17,0 Неопределенные ответы, которые нельзя включить в пункты 5 и 6: «Возможность делать то, что нравится», «Удовлетворенность работой — самое главное»
9. Определенная работа...... 3,0 «Я хотел бы быть бухгалтером»
10. Более одного кодируемого ответа...... 1,4
11. Другие ответы........ 2,4
6. Не знаю......... 0,2 12.Незнаю........... 1,4
7. Нет ответа......... 0,9 13. Нет ответа........ 2,7
Всего......... 100% (460) ....... 100% (436)

4. Отвечая на открытый вопрос интервью, респонденты довольно часто давали ответы, которые нельзя подвести ни под одну из альтернатив закры­той формы. Такие ответы были выделены нами в два самостоятельных пун­кта. В первый вошли суждения 15% опрошенных, считающих, что работа дол­жна доставлять удовольствие или быть связана с приятными социальными контактами (это одна из самых крупных групп (6) в ряду распределения). Почти с той же частотой мы получали ответы, объединенные затем под руб­рикой «условия труда» (7). Последние понимаются в данном случае как са­мостоятельность, автономность работника в процессе трудовой деятельно­сти и как более конкретные характеристики труда (например, безопасность) Наряду с новыми содержательными категориями при использовании откры-

того вопроса наблюдается увеличение числа ответивших «не знаю», ответов, отнесенных к группе «другие», и иных видов потери информации. Возмож­но, более тщательное интервьюирование способствовало бы уменьшению доли подобных ответов, однако, на наш взгляд, указанный недостаток вооб­ще характерен для этой формы опроса. Следует отметить, что группа «удов­летворенность» (8) поначалу представлялась нам составленной из тавтоло­гических высказываний (повторяющих по смыслу вопрос) и соответственно оценивалась как еще один вид потери информации. Но последующий ана­лиз опроверг это представление: такого рода ответы содержательны, хотя и недостаточно определенны.

Считается, что различия, обусловленные формой, не распространяются на связи между данным фактором и другими переменными. С целью проверить предположение о существовании «корреляции, независимой от формы», мы использовали показатели пола и образования. Выбор именно этих признаков был продиктован тем, что они, во-первых, являются наиболее дифференци­рующими и часто встречающимися в исследованиях независимо от тематики, во-вторых, не дублируют друг друга и, в-третьих, относятся к любому респон­денту (по сравнению, скажем, с профессией), в связи с чем сведения по ним отличаются обычно наибольшей полнотой. Кроме того, проверялась гипотеза исследования: влияние формы вопроса на респондента тем меньше, чем выше его образовательный уровень, поскольку последний предполагает развитую и устойчивую систему взглядов и представлений человека.

Зависимость между полом и ценностью работы коррелировала в нашем исследовании с формой вопроса {у}= 12,2, df=A, /><0,02)3. По данным, по­лученным с помощью предлагаемого набора альтернатив, для мужчин боль­шее значение имеет зарплата и возможность сделать карьеру, в то время как при использовании открытой формы существенных расхождений по полу в отношении этих моментов не выявлено (табл. 2). Различны ответы мужчин и женщин на закрытый и открытый вопросы о потребности в самовыраже­нии. В первом случае важность этого аспекта чаще отмечали женщины, во втором — мужчины. Кроме того, не имея перед глазами заранее сформули­рованных альтернатив, многие женщины давали ответы, которые выходят за рамки закрытого вопроса и близки по своему содержанию рубрике «работа должна быть приятной».

Когда в качестве независимой переменной используется образование, обоснованность тройной корреляции не столь очевидна (%2= 13,9, #=8, /КО, 10). Здесь труднее точно определить различия (табл. 3), быть уверенным в их надежности. Однако данные более поздних экспериментов говорят о том, что дифференциация результатов по пункту «стабильность, уверенность» обусловлена формой вопроса.

Таким образом, первый эксперимент показал: форма вопроса влияет не только на одновариантные распределения, но и на характер связей между ос­новными переменными, с одной стороны, и ценностями работы — с другой. Поэтому, видимо, не следует делать какие-либо заключения об иерархии цен­ностей, основываясь исключительно на информации, полученной с помощью закрытого вопроса. Например, по итогам обоих видов опроса различны как

Здесь и далее расчет корреляции производится только по общим для обеих форм альтернативам. В таблицах же приводятся все выделенные варианты.

Таблица 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...