Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование групп в эксперименте




Важным условием эксперимента выступает формирование или подбор экс­периментальных групп. Самый простой способ проведения эксперимента — сравнение состояния до и после. Можно, например, сравнить показатели про­изводительности труда и освещенности рабочих мест, если вторые изменять умышленно. Однако такая упрощенная процедура не позволяет следить за мно­жеством других, не учтенных переменных, которые влияют на зависимые. Чтобы снять эти влияния или хотя бы проконтролировать их присутствие, применяют выделение не только экспериментальных, но и контрольных групп. Оно осно­вано на предположении о том, что неучтенные факторы одинаково действуют как в экспериментальной, так и в контрольной группах. В экспериментальной группе производится изменение контролируемых (независимых) переменных. В контрольных группах независимые переменные остаются без изменения4.

Обе группы в научном эксперименте, если это действительно таковой, дол­жны быть тождественными (идентичными, похожими по важнейшим приз­накам). Принцип сходства двух групп — экспериментальной и контрольной — не должен нарушаться во время всего хода эксперимента. Его соблюдение называют контролем эксперимента. Контроль — одна из ведущих результиру­ющих процедур на всех этапах проведения эксперимента. Его основная фун­кция — обеспечение чистоты эксперимента в отношении сформированных групп и поведения переменных. Контроль предполагает четкое наблюдение за объектом — регистрацию переменных и их состояний, а также регулирование процессов с целью поддержания заданных параметров состояния объекта.

В социологии используются три метода формирования групп: попарного отбора, структурной идентификации и случайного отбора5.

Метод попарного отбора: из генеральной совокупности отбираются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и кон­трольным, но отличались по факторным характеристикам6. После чего для

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер.

с англ. / Сост. и общ. ред. М.И. Бобневой. М.: Прогресс, 1980.

Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1995.

С 162-174.

Факторными называются такие характеристики экспериментальной группы, которые вводятся или

изменяются самим исследователем.

обеих групп создаются одинаковые условия, а через некоторое время изме­ряется эффект эксперимента путем фиксации и сравнения параметров кон­трольных признаков в обеих группах. Метод используется преимуществен­но в параллельном эксперименте.

Метод структурной идентификации применяется как в линейном, так и параллельном эксперименте. В линейном эксперименте группа отбирается так, чтобы она представляла собой макромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам. Такой отбор может быть осуществлен по принципу квотной выборки. В параллельном эксперименте по тем же характеристикам выравниваются структуры экспериментальной и контрольной групп. Например, имеем две группы численностью соответ­ственно 50 и 90 человек. Известно, что в первой экспериментальной группе среднее образование имеют 70% членов группы (35 человек), а высшее — 30% (15человек). Во второй (контрольной) группе — по 50% тех и других (по 45 че­ловек). Предположим, что в целях создания экспериментальной ситуации нам желательно по характеристике «уровень образования» структуру конт­рольной группы привести в соответствие со структурой экспериментальной группы. Тогда при помощи арифметических приемов мы находим, что кон­трольная группа должна включать 60 человек: 42 человека (70%) со средним и 18 человек (30%) — с высшим образованием.

Метод случайного отбора идентичен ранее рассмотренным методам ве­роятностной выборки с заранее заданным объемом. Как правило, его исполь­зуют в полевых экспериментах при большой (до нескольких сотен человек) численности экспериментальной группы7.

В технологии случайного отбора широко применяется рандомизация. Ран­домизация {randomisation) — процедура, обеспечивающая случайное распре­деление испытуемых в экспериментальную и контрольную группы. Цель — ми­нимизировать возможность сознательного или неосознанного отбора испытуе­мых одного типа, например наиболее образованных или наиболее здоровых. Случайным распределением достигается отсутствие различий между двумя группами и, таким образом, снижается вероятность систематической ошиб­ки вследствие различий групп по каким-либо признакам.

ОШИБКИ И ТРУДНОСТИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ8

При проведении эксперимента иногда допускают ошибки и возникают определенные трудности:

♦ эксперимент производится для получения информации, которая может быть добыта иными, более простыми способами;

♦ за эксперимент выдается включенное или стандартизированное не-включенное наблюдение;

♦ экспериментальная ситуация четко не определена, в силу чего экспе­римент проводится с нарушением его условий;

Подробнее см.: Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов/Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Гор-g шкова. М, 1995. С. 162-174. Материал дается по источнику: Григорьев СИ., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учеб. пособие // http://irbis.asu.rU/mmc/grig/4.3.ru.shtml

♦ субъективные оценки экспериментальной ситуации преобладают над объективными характеристиками;

♦ неправильно построена теоретическая система переменных, перепута­ны причины и следствия;

♦ нет органической связи проведенного эксперимента с целью, задача­ми и гипотезами исследования;

♦ сформулированные гипотезы не отражают проблемных ситуаций, су­щественных зависимостей в изучаемом объекте;

♦ допущена двусмысленность или иная существенная значимая неточ­ность в формулировке гипотезы, вынесенной на экспериментальную про­верку;

♦ в качестве независимой переменной выделен фактор, который не мо­жет быть причиной, устойчивой детерминантой процессов, происходящихв изучаемом явлении;

♦ экспериментальный фактор (независимая переменная) выбран произ­вольно, без учета того, что он должен играть роль детерминанты и поддавать­ся управлению со стороны исследователя;

♦ недооценено воздействие на зависимые переменные факторов, не вхо­дящих в независимую переменную;

♦ связи между зависимой и независимой переменными носят случайныйхарактер, неправильно установлена структура переменных;

♦ независимая и зависимые переменные не нашли адекватного выраже­ния в эмпирических индикаторах;

♦ допущены ошибки в предварительном описании объекта, что привело к неверной эмпирической интерпретации переменных, выбору неадекватных показателей;

♦ были допущены ошибки при фор­мировании экспериментальных и кон­трольных групп. В ходе эксперимента обнаружилось значительное различие групп, что вызвало сомнение в возмож­ности сравнивать эти группы по составу переменных;

♦ для экспериментальной группы трудно подобрать контрольную;

♦ в ходе эксперимента выяснились такие важные свойства эксперимен­тальной группы, которые не были известны до его начала;

♦ контрольная группа не представляет собой аналога экспериментальнойгруппы по существенным для исследования параметрам;

♦ не поддается нейтрализации действие побочных факторов, трудно со­здать экспериментальную ситуацию;

♦ не обеспечен достаточный уровень измерения и контроля за состояни­ем переменных;

♦ при анализе данных использовался логико-математический аппарат, который неприменим к изучаемому классу явлений;

♦ при анализе результатов эксперимента социолог переоценивает воздей­ствие независимой на зависимую переменную, недоучитывает влияние ряда случайных факторов на изменения в экспериментальной ситуации;

♦ инструментарий эксперимента нацелен лишь на фиксацию определен -ных данных (по типу инструмента наблюдения), а не на соблюдение чисто­ты эксперимента;

♦ использованные при анализе полученной информации статистические методы не соответствуют природе причинно-следственных связей;

♦ выводы экспериментаторов подстраиваются (подгоняются) под гипо­тезу без достаточных на то оснований;

♦ эксперимент проводится над людьми, которые не желают этого и со­противляются ему;

♦ среди организаторов экспериментальных работ оказались люди, не за­интересованные в положительных результатах эксперимента;

♦ в ходе эксперимента возникли конфликты среди участников по пово­ду участия в эксперименте;

♦ коллектив отказывается принять участие в эксперименте, мотивируя свой отказ тем, что ранее уже приходилось участвовать в эксперименте и ничего кроме лишних забот это участие не принесло.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...