Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие № 18. I. Предтекстовая работа. II. Чтение текста. Волшебная музыка Нур-ага. III. Послетекстовая работа. культовая фигура, виртуозное владение игры на домбре, титаническая




Занятие № 18

 

I. Предтекстовая работа

Объясните значение следующих словосочетаний:

культовая фигура, виртуозное владение игры на домбре, титаническая

работоспособность.

 

II. Чтение текста

 

Волшебная музыка Нур-ага

 

Нургиса Тлендиев по праву является культовой фигурой в развитии национального и современного музыкального искусства Казахстана. Силой своего огромного таланта, виртуозным владением игрой на домбре, титанической работоспособностью Нургисе Атабаевичу удалось отразить мироощущение нескольких поколений казахов. И одним из знаковых моментов явилось создание фольклорно - этнографического оркестра «Отырар сазы», снискавшего невероятный успех не только на родине, но и далеко за ее пределами. Уже при первом взгляде на оркестр слушатели видят красочную картину: помимо домбр и кобызов, на сцене много старинных казахских музыкальных инструментов—жетыген, шертер, шанкобыз, сырнай, сазсырнай, сыбызгы, асат аяк, дауылпаз, туяк-тас, конырау. Оркестр «Отырар сазы» был создан по инициативе первого руководителя республики. Блестящие аранжировки народной музыки и ярко национальные авторские сочинения Нургисы Атабаевича стали основой репертуара оркестра.

Его песни «Қ ұ стар қ айтып келе жатыр», «Ә ке тұ ралы жыр», «Куә бол», «Саржайлау» и многие другие стали популярными и любимыми в народе.

За неоценимый вклад в развитие музыкальной культуры Нургиса Тлендиев был награжден орденом «Халық каһ арманы». После смерти дирижера в 1998 году оркестр по праву стал носить его имя.

Нургиса Тлендиев—один из величайших композиторов ХХ века. Он не только композитор, но один из крупнейших деятелей искусства, организатор, учитель, после которого осталось много учеников в мире искусства.

III. Послетекстовая работа

 

1. Ответьте на вопросы:

1. На какие темы писал Тлендиев?

2. О чем говорится в песнях, упомянутых в тексте?

3. Какие песни Тлендиева вы еще знаете?

2. Конкурс «Кто лучше знает песни Н. Тлендиева?

 

3. На примере текста составьте небольшое сообщение о своем любимом композиторе

4. Выпишите из текста согласованные определения с определяемыми словами.

 

5. Запишите предложения, вставляя союзное слово»который» в нужной форме. Расставьте знаки препинания. К какому стилю относятся данные предложения?                                     

       1). На другой день князь Андрей поехал к Ростовым с …. он возобновил знакомство на последнем бале. 2). Наташа была в домашнем синем платье в …. она показалась князю Андрею еще лучше, чем в бальном.

 

6. Замените причастный оборот придаточным определительным.

       1) Произведения Пушкина, переведённые Абаем, пришли в казахскую степь сто лет назад. 2) Абай глубоко осознавал значение произведений русской прогрессивно-демократической литературы, сыгравшей большую роль в развитии культуры Казахстана того времени. 3) Благородные потомки чтят Ш. Валиханова как великого предка, посвятившего всю свою жизнь интересам родного народа.

 

 

Занятие № 19

 

I. Предтекстовая работа

 1. Объясните значения слов: айтыс, байге, кө кпар, ақ ын, импровизация.

 2. Запишите, раскрывая скобки.

       Высоко (художественный) рассказ, историко (литературный) кружок, иссиня (чёрный) цвет волос, музыкально (поэтическое) состязание.

 

II. Чтение текста.

     

Праздничные традиции

 

    Большие праздники и торжества (такие, как той, ас) не проходили без единоборств, без айтыса акынов, без конных состязаний.

Айтыс – состязание акынов, которое способствовало развитию талантов и их проявлению. Акыны, соревнуясь в красноречии, выражали мнение народа относительно происходящих событий, давали им критическую оценку. Слушая их выступления, люди узнавали последние новости, получали информацию о жизни своих современников в

других регионах. Акын должен импровизировать, быть готовым к продолжению диспута по любой теме, знать все последние события и приводить исторические примеры. Слушатели поддерживают того, чье выступление было наиболее содержательным и красноречивым, правдиво и точно отражало мнение народа.

Бә йге – приз, премия. У многих эта традиция ассоциируется со скачками, однако, это одностороннее понятие. Бә йге получали, в первую очередь, чемпионы по борьбе, скакуны и победители айтыса. Особенно большой приз давали скакунам, победившим в скачках. Они могли получить 100 и более лошадей, но забирать весь скот было не принято. Борцы получали бә йге в виде верблюда, покрытого ковром. Акынам накидывали чапаны и дарили хорошего коня.

Кө кпар – национальная спортивная борьба, где испытываются ловкость, сила, смелость участников-наездников. В ней участвуют 10—15 джигитов. Им для игры выделяется козленок. По правилам игры его на полном скаку поднимают с земли и стараются отвезти к порогу почтенного аксакала или всеми уважаемого человека. Соперники стремятся перехватить кө кпар и отвезти к своим родственникам. Победителями выходят ловкий, сильный джигит-наездник и крепкий, хороший скакун, которые одариваются особенно щедро и богато.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...