Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема Регуляция онтогенеза.




Цель: Изучить основные механизмы регуляции онтогенеза; влияние вредных факторов на организм человека и механизмы образования пороков развития.

Задачи:

1. Изучить основные факторы регуляции развития плацентарных млекопитающих;

2. Изучить основные механизмы эмбриогенеза;

3. Изучить тератогенные факторы среды и их значение в формировании пороков человека.

В результате изучения материала студент должен:

Знать:

А) до изучения темы:

1. Основные механизмы онтогенеза;

2.Основные факторы регуляции развития плацентарных млекопитающих;

3.Воздействие вредных факторов среды на зародыш.

Б) после изучения темы:

1. Ведущие механизмы эмбриогенеза на разных стадиях развития;

2. Особенности генетической, нервной и гуморальной регуляции развития;

3. Роль тератогенных факторов среды в формировании пороков развития;

4. Классификация пороков развития.

Уметь:

1. Объяснять механизмы возникновения пороков развития.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1.Основные механизмы онтогенеза: дифференциация, детерминация,

тотипотентность, интеграция, эмбриональная индукция.

2. Генетическая регуляция дифференцировки.

3. Клеточные процессы в период дробления, гаструляции, органогенеза.

4. Критические периоды развития.

5.Тератогенные факторы среды и их значение в формировании пороков развития человека.

6. Классификация пороков развития.

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

Выберите правильный ответ (ответы):

1.Генетическая регуляция онтогенеза у позвоночных осуществляется путем:

А)уменьшения числа генов в процессе развития, б)репрессии генов, в)дерепрессии генов, г)дерепрессии и репрессии генов.

2.Гормональная регуляция развития у млекопитающих начинается в период:

А)гаструляции, б)дробления, в)гисто- и органогенеза, г)плодный.

3.Хордомезодерма является эмбриональным индуктором: а)вторичной кишки, б)нервной трубки, в)выделительной системы.

4.Синдактилия у человека возникает вследствие нарушения клеточных процессов: а)сгущения мезодермальных клеток, б)адгезии, в)избирательной гибели, г)миграции.

5.Критические периоды развития у человека: а)образование зиготы, б)имплантация, в) плацентация, г)дробление, д) роды.

6.Сущность механизма эмбриональной индукции: а)перемещение пластов клеток, б)репродукция клеток, в) сегрегация клеток, г)взаимодействие частей зародыша.

7.Механизмы возникновения наследственных пороков развития: а)мутации в клетках зачатков органов, б)генеративные мутации, в)нарушения закладки органов.

8.Механизмы возникновения ненаследственных пороков развития: а)мутации в клетках зачатков органов, б)генеративные мутации, в)нарушения закладки органов.

4). Решите задачу: В результате тератогенного воздействия в эмбриогенезе произошло нарушение адгезии клеток зачатков структур лица – небных отростков, а также носовых отростков между собой и с верхнечелюстными отростками. Назовите последствия нарушений межклеточных взаимодействий.

 

Литература:

Основная:

1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 1.

2. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005, глава 3.

3.Лекции по биологии.

Дополнительная:

1. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.

 

Ответы на тестовые задания: 1г; 2в; 3б; 4в; 5бвд; 6г; 7б; 8ав.

 

Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012».

Зав. кафедрой: ________________________

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра биологии

Методические указания для студентов 1 курса

Специальности лечебное дело

по самостоятельной внеаудиторной работе № 16

по дисциплине биология

Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А.

Тема: Общие закономерности гомеостаза. Виды гомеостаза. Генетический гомеостаз и его нарушения. Виды регенерации. Трансплантация как возможность восстановления структурного и физиологического гомеостаза (семинар).

Цель работы: Иметь представление о гомеостазе как свойстве живых систем, обеспечивающем самоподдержание стабильности организма.

Задачи:

1. Изучить основные виды гомеостаза и механизмы его поддержания

2. Изучить основные закономерности физиологической и репаративной регенерации, значение для практической медицины.

3. Изучить виды трансплантации и ее практическое значение.

Студент должен

Знать:

1.основные виды гомеостаза и механизмы его поддержания;

2.закономерности физиологической и репаративной регенерации; факторы, стимулирующие регенерацию;

1. медицинское значение регенерации органов и тканей;

2. биологическую сущность и типы трансплантации, ее медицинское значение.

Уметь:

1.подготовить доклад и написать реферат на заданную тему;

2.объяснить причины и механизмы, приведшие к нарушению гомеостаза, и их последствия для организма.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2). Написать реферат и подготовить доклад по одной из предложенных тем:

1. Виды гомеостаза (генетический, физиологический, структурный):

а) Генетический гомеостаз, механизмы его поддержания (репликация, репарация, точное распределение генетического материала при митозе и мейозе, апоптоз). Нарушение генетического гомеостаза и его последствия;

б) Физиологический гомеостаз – поддержание внутренней среды организма;

в) Структурный гомеостаз – поддержание биологического постоянства и целостности биологической системы на разных уровнях организации.

Репарация как механизм поддержания генетического гомеостаза.

а) Виды и механизмы репарации.

б) Генные болезни человека, связанные с нарушением систем репарации.

3. Структурный гомеостаз:

а) Регенерация, как процесс поддержания морфофизиологической целостности биологических систем. Виды регенерации (физиологическая и репаративная);

б) Уровни физиологической регенерации;

в) Способы репаративной регенерации;

г) Основные клеточные источники регенерации.

4. Трансплантация как возможность восстановления структурного и физиологического гомеостаза:

а) виды трансплантации (ауто-, алло- и ксенотрансплантация, имплантация);

б) тканевая несовместимость и пути ее преодоления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...