Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Старение и старость. Изменение органов и систем органов в процессе старения.




а) Проявления старения на молекулярно-генетическом, клеточном, тканевом, органном и организменном уровнях;

б) Гипотезы, объясняющие механизмы старения. Зависимость проявления старения от генотипа, условий и образа жизни;

в) Понятие о гериатрии.

Литература:

Основная:

1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 1.

2. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005, глава 3.

3.Лекции по биологии.

Дополнительная:

1. Косых А.А., Козвонин В.А. Использование озона в регенерационной терапии нормальной и патологически измененной печени// Нижегородский медицинский журнал. Приложение к НМЖ «Озонотерапия», Н.Новгород, 2005.- С.43-44.

2. Косых А.А. Итоги и перспективы регенерационной терапии печени// Вятский мед. вестник, 2006.-№-2.- С.29-30.Спец. вып. Мат. Межрегион. Н.-практ. Конф. «Актуальные вопр. гепатологии».

3. Лиознер Л.Д. Теоретические и экспериментальные подходы к изучению регенерации у млекопитающих //Клеточные основы регенерации у млекопитающих. - М.: Наука,1984.-С.4-18.

4. Лукоянова Г.М., Дикушин А.Н., Цирдава Г.Ю. и др. Хирургическое лечение циррозов печени у детей //Нижегородский мед. журнал, 1997.- №1.- С. 35-39.

5. Мирский История отечественной трансплантологии. – М.: Мир, 1982

6. Мэттсон П. Регенерация - настоящее и будущее: Пер. с англ. /Перевод Лиознера А.Л.; Под ред. А.Г.Бабаевой.- М.: Мир, 1982.- 175 с.

7. Петров Р.В. Иммунологические мобили. М.: Медицина. – 1983.

8. Петров Р.В. Иммунология /Учебник для мед. инст-ов. М.: Медицина. – 1987.

9. Садовникова В.В. Влияние импульсного магнитного поля на репаративные процессы в патологически измененной печени. //Регенерация. Адаптация. Гомеостаз. - Горький, 1990. - С. 30-37.

10. Солопаев Б.П. Проблема регенерации патологически измененных органов и обратимости патологических изменений. Регенерационная терапия - резерв борьбы за здоровье человека. //Регенерация. Адаптация. Гомеостаз. - Горький, 1990. - С. 6-14.

11. Солопаева И.М. Хорионический гонадотропин в биологии и медицине. Монография. Н.Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2000. – 192 с.

12. Солопаева И.М.; Солопаев Б.П. Стимуляция регенерации патологически измененной печени и хорионический гонадотропин. - Н. Новгород: изд-во ННГУ, 1991. - 124 с.

13. Структурные основы адаптации и компенсации нарушенных функций: Руководство /АМН СССР; Л.И. Аруин, А.Г. Бабаева, В.Б. Гельфанд и др.; Под ред. Д.С. Саркисова. - М.: Медицина, 1987. - 448 с.

14. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л.: Наука. - 1988.

15. Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Иммунология: Учебник. – М.: Медицина, 2000. – 432 с.

Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012».

Зав. кафедрой: ________________________

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра биологии

Методические указания для студентов 1 курса

Специальности лечебное дело

по самостоятельной внеаудиторной работе № 17

по дисциплине биология

Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А.

Тема: Эволюционное учение (семинар).

Цель: изучить историю становления и основные положения современного эволюционного учения; особенность действия эволюционных факторов в популяциях людей.

Задачи:

1.Сделать краткие сообщения по предложенным заранее вопросам.

2.Провести дискуссию о механизмах и способах видообразования; проблемах современного эволюционного учения.

В результате изучения материала студент должен:

Знать:

1. Основные методы изучения эволюционного процесса;

2. Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина;

3. Учение о микро- и макроэволюции;

4. Пути и способы видообразования.

5. Генетический полиморфизм и генетический груз популяций.

Уметь:

  1. Объяснять биологические особенности различных популяций человека с эволюционных позиций.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Понятие микро- и макроэволюции.

2. Популяция и ее основные характеристики. Закон Харди-Вайнберга; содержание и его математическое выражение.

3. Элементарные эволюционные факторы (мутации, популяционные волны, изоляция, дрейф генов, естественный отбор).

4. Характеристика мутационного процесса.

5. Роль в видообразовании изоляции и дрейфа генов. Виды изоляции.

6. Естественный отбор. Эффективность и скорость естественного отбора.

7. Формы естественного отбора, действующие в природных популяциях.

8. Творческая роль естественного отбора.

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

Выберите правильный ответ (ответы):

1. Элементарной единицей эволюционного процесса является: а) особь, б) популяция, в) вид, г) сообщество, д) клетка.

2. Элементарной единицей эволюционного процесса по Ж.Б.Ламарку является: а) особь, б) популяция, в) вид, г) сообщество, д) клетка.

3. Элементарное эволюционное явление – это: а) популяционные волны, б) мутация, в) корреляции, г) изменение генофонда популяции, д) естественный отбор.

4. Элементарные эволюционные факторы – это: а) естественный отбор, б) мутационный процесс, в) искусственный отбор, г) борьба за существование, д) изоляция, е) дрейф генов.

5. Генетическая гетерогенность природных популяций обусловлена: а) дрейфом генов, б) мутациями, в) популяционными волнами, г) географической изоляцией, д) биологической изоляцией.

6. Источником элементарного эволюционного материала является: а) естественный отбор, б) мутационный процесс, в) изоляция, г) модификационная изменчивость, д) борьба за существование.

7. Изменение генофонда популяции – это: а) элементарное эволюционное явление, б) элементарный эволюционный фактор, в) дрейф генов, г) борьба за существование, д) идиоадаптация.

8. К изменению генофонда популяции приводит: а) изоляция, б) идиоадаптация, в) миграция, г) мутационный процесс, д) естественный отбор, е) ароморфоз.

9. Создатель синтетической теории эволюции: а) Дарвин, б) Кольцов, в) Северцов, г) Геккель, д) Четвериков.

4). Подготовить краткий доклад (сообщение) по одной из предложенных тем:

1.Основные методы изучения эволюционного процесса (палеонтологические, морфологические, эмбриологические и т.д.).

2. Этапы развития эволюционной теории.

3. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

4. Синтетическая теория эволюции (Четвериков С.С., Фишер Р.А., Шмальгаузен И.И.).

5. Учение о микроэволюции:

5.1. Популяция – элементарная эволюционная единица; экологическая и генетическая характеристики популяции.

5.2. Элементарные эволюционные факторы (мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, дрейф генов, естественный отбор) и их роль в видообразовании.

5.3. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Формы естественного отбора и его творческая роль.

6. Вид – результат микроэволюции. Структура и критерии вида.

Пути и способы видообразования.

7. Макроэволюция – эволюция таксонов надвидового порядка.

7.1. Формы филогенеза: филетическая, дивергентная, конвергентная эволюция, параллелизм.

7.2.. Направления эволюции групп. Аллогенез и идиоадаптация. Арогенез и ароморфозы.

7.3. Биологический прогресс и биологический регресс, их основные критерии.

7.4.Эмпирические правила эволюции групп.

 

Литература:

Основная:

  1. Ярыгин В.Н. «Биология» в 2-х книгах. М., Высшая школа, 2008.
  2. Косых А.А., Чиркова Л.В. «Эволюционное учение». Учебное пособие, Киров, 2006.
  3. Лекция «Современное эволюционное учение»

Дополнительная:

1. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.

 

Ответы на тестовые задания: 1б,2а,3г,4абде,5б,6б,7а,8гд,9д.

 

Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012».

Зав. кафедрой: ________________________

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра биологии

Методические указания для студентов 1 курса

Специальности лечебное дело

по самостоятельной внеаудиторной работе № 18

по дисциплине биология

Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...