Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №23. Виды водопользования




Вопрос №23. Виды водопользования

Водопользование делится на обособленное и совместное.

В случае совместного водопользования водный объект представляет интерес прежде всего как природной ресурс, используемый человеком для личных и бытовых нужд.

Примером совместного водопользование является пользование общедоступными водными объектами, что предполагает право каждого на доступ и бесплатное использование поверхностных водных объектов для личных и бытовых нужд.

Обособленное водопользование, в отличие от совместного, предполагает предоставление водных объектов (или их частей) в пользование для целей, обеспечение которых исключает использование данных водных объектов (или их частей) другими физическими лицами, юридическими лицами.

К целям обособленного водопользования относятся:

1. Обеспечение обороны страны и безопасности государства;

2. Иные государственные или муниципальные нужды, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами;

3. Осуществление рыбоводства.

Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах (или их частях), находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, а также в государственной или муниципальной собственности.

Водопользование подразделяется также по способу использования водных объектов на:

1. Водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2. Водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3. Водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

 


Вопрос №24. История становления природоресурсного права России

Калинин в своем учебнике делит историю развития природоресурсного законодательства на несколько этапов:

Допетровские времена

Неразвитость промышленности, использование ресурсов лесных, водных и ресурсов недр спонтанно, т. е. в тот период времени данные виды деятельности не регулировались законами.

Петровский период

Начиная с 1700 года появляются в России первые правила использования недр. Для развития государства Петр повелел воеводам и чиновникам отыскивать руды на землях всех владельцев. Он запрещает рубку дуба, лиственницы и клена, высота которых более 12 аршин, потому что в этот период времени он стал развивать флот. Рубка этих пород деревьев разрешалась везде для казны.

10 декабря 1719 года он издает указ об учреждение Берг коллегии, в ведении которой входит управление горными делами и полезные ископаемые объявляются собственностью казны. Этим же указом он устанавливает правила разведки и добычи полезных ископаемых. В 1723 году им впервые были урегулированы правила добычи торфа, при этом он обратил внимание, что добыча разрешается на удобных местах болотах, при условиях, что эти болота для пашни и сенокоса не годятся. Впервые в 1762 году он обратил внимания и ввел понятие «гражданско-правового оборота». Он установил, что все заводы фабрики, железные рудники и леса надобно делить между наследниками, как недвижимое имущество. Даже земля выделялась и делилась между мужчинами, мальчиками, ибо девушки были довесок, которых надо было выдать выгодно за муж.

Период реформ Екатерины II (1782 г. )

Она издает манифест в 1782 году, который отменяет все ограничения на использования весов. Она впервые вводит понятие «межевание» и издает «межевые инструкции», которые устанавливали, что бортные угодья, рыбные ловли, бобровые гоны, перевесы и всякие угодья, которые находятся на владельческих землях, следует отдавать в вечное содержание самим владельцам. Т. е. с 1782 года права собственности каждого в имении распространялась на леса, всю растительность, живность в лесах, на воды и внутренности земли (недра).

С 1872 года на Руси начинается осуществление правого регулирования нефтедобычи, в соответствии с которым поиск месторождений дозволялся всем, а для самой добычи (извлечение) нефти устанавливался разрешительный порядок. Нефтеносные участки, неразрабатываемые и не используемые ресурсопользователем, или не оплаченные им в течение 2 лет отбирали. Впервые в России на добытую нефть устанавливался акцизный сбор.

Советский период

Советский период – большинство специалистов, которые занимаются природоресурсным правом, возникновение и развитие природоресурсного права связывают с:

· Принятием декрета о земле 1917 года (Декларация, так как государственная дума была распущенна, и декрет официально не был принят),

· Декрет о лесах 1918 года,

· Декрет о недрах земли 1920 года,

· Земельный кодекс РСФСР 1922 года,

· Лесной кодекс РСФСР 1923 года

Первыми актами советского государства были заложены основы земельного и лесного законодательства, действующий с 1 октября 1917 года нормативный правовой материал был положен в основу конституции РСФСР 1918 года. Именно в эти годы закладываются основы природоресурсного права. Не смотря на то, что единого акта об охране природных ресурсов не было, не существовало и органа, который бы ведал охраной всех природных ресурсов страны, охрана и распоряжение природными ресурсами в основном относилась в компетенции местных Советов народных Депутатов.

Объекты же природы, которые имели общегосударственное значение, передавались в ведение соответствующих наркоматов.

Принимались акты, регулирующие отдельные компоненты природной среды. Своеобразным лесным кодексом является декрет ВЦИК о лесах 1918 года. В нем впервые закрепляются права граждан и организаций на пользование лесом для получения топлива, строительной древесины. Декрет определял и меры способствующие охране леса и лесовосстановления.

Так среди обязанностей граждан значилась помощь лесоразведению как личным трудом, так и уплатой специальных лесных сборов.

20 июля 1920 года принимается декрет СНК РСФСР «Об охоте», в котором регулирование охотничьего дела было поручено народному комиссариату земледелия. Следует обратить внимание, что этот наркомат ведал как охотой, так и охраной промысловых животных. Отсутствие четкого разграничения функции охраны окружающей среды и функций природопользования привело к тому, что компетенция одного органа сосредотачивала в себе и охранительную и промысловую функции.

В свою очередь запрет на совмещение, использование природных ресурсов, являясь одним из основополагающих принципов охраны окружающей среды, законодательно был закреплен только в 2002 году в ФЗ «Об охране окружающей среды».

Наркомзему также предоставлялось право учреждать заповедники и заказники с целью разведения промысловых животных и птиц.

В 1921 году принимается декрет СНК РСФСР об охране памятников природы садов и парков. А 30 октября 1922 года принимается земельный кодекс РСФСР, который в свою очередь исходил из принципов национализации земли, определял правовой режим земель с/х назначения, городов, поселков и свободных земель гос. фонда.

В связи с тем, что собственником земли являлось государство распоряжение ею землепользователями (колхозами, коммунами, артелями, деревенскими жителями) было весьма ограниченно и находилось под контролем гос. органов.

Вслед за принятием земельного кодекса в июле 1923 года принимается лесной кодекс РСФСР.

Согласно этому кодексу все леса составляли единый государственный фонд, который подразделялся на леса:

а. Общегосударственного значения

a. Леса собственно-государственные

b. Леса особого значения – впервые выделяются защитные леса

б. Местного значения - оставались в пользование местных СНК, на которых возлагалась охрана лесопользования

В это же время было положено начало правовой охране недр, т. е. были приняты в 1920 и 1923 году положения «о недрах земли», которые регулировали гражданско-правовые отношения, возникшие в связи с разведкой и эксплуатацией подземных ресурсов.

Таким образом в 20-ые годы 20-ого столетия природоресурсное право было оформлено в четкую систему кодексов. И в результате восстановления и развития народного хозяйства активно развиваются природоресурсные нормы, хотя в это же время отношения в области охраны окружающей среды должным образом не было урегулировано

В 1924 годы была принята конституция СССР, которая в п. 1 относила к предмету ведения верховных органов власти СССР (съезд советов, ЦИК СССР) установление общих начал землеустройства, землепользования, пользование недрами, лесами и водами на всей территории СССР.

Аналогичные правовые предписания содержались и в конституции СССР 1936 года, которая в число объектов исключительной государственной социалистической собственности включало так же землю, ее недра, воды, леса, т. е. все основные компоненты природных ресурсов.

Но ни в конституции 1924 года, ни в конституции 1936 года не было упомянуто ни об охране окружающей среды, как самостоятельной функции государства, ни о законодательстве об окружающей среды как отрасли законодательства. Природоресурсные нормы не ограничивались установлением общих начал и формой государственной собственности.

Таким образом, до конца 50-ых годов 20-ого века внимание акцентировалось на области законодательства, которая в основном состояла из нормативно-правовых актов, регулирующих организацию рационального пользования природных ресурсов.

Начиная с 1957-1963 годов, в союзных республиках принимаются законы об охране природы.

В 1960 году был принят 1-ый закон РСФСР «Об охране природы» (27 октября 1960 года) он включал в себя всего 22 статьи, но в нем были сформулированы важные положения о объектах, которые подлежали охране, о планировании, учете количества и качества природных ресурсов. Впервые появилась статья об ответственности руководителей ведомств и предприятий в указанной сфере.

После принятия закона «Об охране природы» в РСФСР, начался период, который был очень противоречив, а именно с одной стороны начинается полномасштабное промышленное освоение ранее не тронутых территорий Сибири и Дальнего Востока, строительство гидротехнических сооружений, строительство дорог, и в это же время охрана природы становится фактором не только экономической, но и политической жизни страны.

Большинство решений, которое принимает съезд, было направленно на снижение негативного воздействия антропогенных факторов на природную среду.

Конституция СССР 1977 года юридически закрепила политику советского государства в области охраны, улучшения и рационального использования окружающей природной среды. В ней была установлена обязанность государств охранять социалистическую собственность: недра, землю, воды и леса, и устанавливалась обязанность граждан по сбережению и укреплению этой собственности.

7 января 1988 года было принято постановление центрального комитета КПСС и совета министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», которое оказало большое влияние на принятие закона РСФСР от 19 декабря 1991 года «об охране окружающей природной среды».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...