Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: формы власти, стили руководства, лидерство




10.1 Формы власти

10.2 Стили руководства

10.3 Лидерство

 

Власть – возможность и способность руководителя подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями других людей. Различают несколько форм власти: законная (традиционная); экспертная; эталонная; власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении.

Законная (традиционная) власть основана на использовании представления людей об идеальной организации совместных действий, когда управленческие и исполнительские функции разделены рационально, т.е. самым лучшим образом для достижения общих целей. Работники осознают, что руководитель наделен полномочиями приказывать, а они обязаны подчиняться. В этом случае работники реагируют не на личность, а на должность.

Достоинствами этой формы власти являются простота реализации власти, предсказуемость поведения подчиненных. При использовании властных полномочий руководитель опирается на традиции общества и собственное должностное положение.

Недостаточный учет традиций страны и низкий уровень организационной культуры понижает эффективность управления.

Экспертная власть наряду с формальными властными полномочиями использует признанный авторитет руководителя как специалиста, имеющего глубокие знания и обладающего опытом в соответствующей области практической деятельности. Такое положение руководителя облегчает управление подчиненными, что является несомненным достоинством этой формы власти. Кроме того эффективность исполнительской работы повышается, т.к. ряд производственных проблем исполнителей могут быть решены при консультациях с руководителем.

Эталонная харизматическая власть характеризуется тем, что руководитель, кроме властных полномочий и компетентности в данной сфере деятельности, использует свои незаурядные качества как личности и особо привлекательные способности публичного и межличностного общения.

Подчиненные восхищены руководителем и готовы подражать его действиям, творчеству и поведению. Распоряжения руководителя выполняются безусловно. Эффективность управления и исполнительских работ высокая.

Негативная сторона этой формы власти может проявиться в случае отрицательной социальной направленности действий харизматического руководителя, поскольку власть строится на силе собственных качеств и способностей руководителя, а логика и традиции учитываются по мере необходимости с учетом ситуации.

Власть, основанная на принуждении – базируется на страхе исполнителя перед наказанием или ущемлением потребностей за неисполнение распоряжения руководителя. Использование этой формы власти обеспечивает требуемый эффект за сравнительно короткое время, но требует дорогостоящей системы принуждения и контроля. Кроме того из-за подавления творческих начал исполнителей следствием являются низкая производительность работы и низкое качество её результатов. Деятельность властных структур подвержена высокому риску для их существования.

Власть основанная на вознаграждении – это эффективная власть, позволяющая проявлять творческие возможности исполнителей. Виды вознаграждений могут быть разнообразными: высокая зарплата, денежные премии, бесплатные стажировки и обучение и другое.

Трудность использования этого метода в «чистом виде» заключается в ограниченных ресурсах для вознаграждения.

Стиль руководства – относительно устойчивая система используемых способов, методов, организационных отношений с подчиненными и манера поведения практического управления подчиненными, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

Существуют несколько систем классификаций стилей руководства.

По классификации К. Левина[7] стиль может быть автократичным (авторитарным) – это одна крайность и либеральным – другая крайность – или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке. Рис.10.1 показывает авторитарный – либеральный континуум.

 
 

 

 


Рис. 10.1. Континуум стилей.

 

Авторитарный стиль руководства. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Дуглас Макрегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией «Х». Согласно теории «Х»:

1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.

2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

3. Больше всего люди хотят защищенности.

4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

На основе таких исходных предположений, автократ обычно как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений, стремится упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить свою специфическую задачу, что позволяет легко контролировать ее исполнение, т.е. плотно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.

Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа.

Демократический стиль руководства. Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя. Д. Макгрегор назвал их теорией «Y»:

1. Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.

2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.

Либеральный стиль руководства. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. При этом поощрение и наказание отступают на второй план по сравнению с внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей. Подчиненные избавлены от мелочного постоянного контроля и «самостоятельно» принимают решения и стараются найти путь их реализации в рамках предоставленных полномочий.

Либеральный стиль руководства характеризуется, прежде всего, социально-экономическими методами. Он наиболее предпочтителен в сфере производства и утвердился во многих отраслях народного хозяйства. По результатам социологических исследований, он наблюдается примерно у 63% опрошенных руководителей в сфере производства.

Социальная роль «начальника-либерала» на заводе, фабрике, ферме - роль управителя, менеджера. В его руках сосредоточена экспертная власть. Участие сотрудников в принятии решений носит совещательный характер. Принятое решение он доводит до исполнителей, в том числе, в форме просьбы. При этом начальник рассчитывает на инициативу своих подчиненных. Характер его отношений с ними мягкий и достаточно открытый. Такой руководитель общается с сотрудниками часто как по своей, так и по их инициативе. Соблюдения трудовой дисциплины либерал требует достаточно формально. Главное для него - точное выполнение заданий, хорошие производственные показатели. Морально воздействуя на подчиненных, наказывать он не любит, зато старается использовать различные способы поощрения.

Либеральный стиль руководства — за счет высокой технологичности и нестандартных решений — помогает начальнику успешно работать с персоналом и получать максимальную результативность от своих подчиненных.

 

Лидерство и управление (менеджмент) разные понятия. Под лидерством понимают особое управленческое взаимодействие с подчиненными, основанное на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти.

Различие между менеджером-лидером и менеджером-администратором можно обнаружить по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Противопоставление их друг другу не имеет смысла. Их характеристики находятся в разных измерениях (см.табл. 10.1).

Таблица 10.1

Отличие менеджера-администратора от менеджера-лидера

Менеджер-администратор Менеджер-лидер
Администратор Имеет исполнителей (подчиненных) Поручает Работает по целям других План - основа действий Полагается на систему Использует доводы Профессионален Делает дело правильно Уважаем Инноватор Имеет последователей Вдохновляет Работает по своим целям Собственное видение — основа действий Полагается на людей Использует эмоции Энтузиаст Делает правильное дело Обожаем

 

На практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов управленцев. Замечено, что значительная часть менеджеров обладает лидерскими качествами, а обратный вариант встречается реже.


Лекция 11.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...