Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава XIII. Криминалистическое исследование письма




§ 1. Научные основы криминалистического исследования письма

Письмо — один из способов фиксации речи. Опреде­ляющими особенностями его в отличие от устной речи и других способов фиксации (на магнитную ленту, напри­мер) являются закрепление на бумаге или ином матери­але и передача информации, содержания речи посредст­вом символов, знаков, букв.

В письме выделяются две стороны: смысловая (пись­менная речь) и техническая, или графическая (графика исполнения письма).

Письменная речь — это содержание документа (поня­тийное наполнение) и языковые средства, которыми оно выражается. Почерк — система движений при выполне­нии письменных знаков.

При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, то есть как смысловая, так и графическая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанав­ливается автор документа, по почерку — его исполнитель.

Возможность установления автора и исполнителя ру­кописного документа основывается на индивидуальности (неповторимости) и постоянстве (устойчивости) письмен­но-речевых и графических навыков каждого пишущего. Формирование и развитие этих навыков и проявление вовне основывающихся на них идентификационных при­знаков письма протекает в соответствии с психофизи­ологическим учением академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека.

Навыки письма формируются под влиянием языковой среды, обучения, производственной, в том числе и пись­менной, практики, особенностей физических и психичес­ких черт личности индивидуума.

В процессе овладения навыками письма от пишущего требуются сознательные, целенаправленные усилия в вы­боре лексических средств, в соблюдении грамматических и стилистических норм, правил правописания письмен­ных знаков. В дальнейшем в результате длительной тре­нировки навыки письма становятся автоматизированны-


ми, внимание пишущего в основном сосредоточивается на содержании документа, а не на языковых и графичес­ких средствах его выражения.

Автоматизированность навыка письма, связь его с высшей нервной деятельностью и мышлением человека лежат в основе индивидуальности и устойчивости письма во времени.

Каждому пишущему свойствен особый, характерный для него навык письма. Индивидуальность письма прояв­ляется в совокупности отражений степени грамотности, характера устойчивых грамматических ошибок, специфи­ки словарного запаса (используемой лексики), манеры изложения мыслей на бумаге, особенностей начертания письменных знаков. Индивидуальность приобретаемых человеком в процессе обучения и практической деятель­ности навыков предопределяется неповторимостью ком­плекса физиологической, психической и анатомической структуры личности.

Навык письма, будучи сформированным, становится, по выражению И. П. Павлова, «косным», трудноизменя­емым, закрепляется в высшей нервной системе в виде своеобразного динамического стереотипа настолько проч­но, что он не может быть произвольно, свободно изменен пишущим по первому желанию. Вместе с тем И. П. Павлов допускал наступление некоторых частичных из­менений в навыковых действиях, объясняя их возможнос­тью перехода с обычного динамического стереотипа на новый как реакцию на изменения окружающей среды. Однако, будучи менее устойчивыми в физиологическом отношении, новые нервные связи при возвращении к пер­воначальным внешним условиям уступают место ста­рым, более прочным связям.

На устойчивость проявления навыка письма в значи­тельной степени влияет степень фиксации (автоматиза­ции) стереотипа в высшей нервной системе. Чем выше эта степень фиксации, тем труднее проходит перестройка навыка, и, наоборот, чем слабее стереотип (или он еще окончательно не сложился), тем легче изменяются закре­пленные им навыковые действия.

Автоматизированность письма проявляется до тех пор, пока оно выполняется в «нормальных» условиях, в которых формировался стереотип. Резкое однократное изменение условий (целевой установки письма, физичес­ких или психических перегрузок, преднамеренного иска­жения письменной речи или почерка) приводит к прекра-


щению или значительному ослаблению автоматизиро­ванности выполнения письма, к выполнению его под усиленным контролем сознания. Однако ввиду кратков­ременности новых условий сложившаяся ранее манера письма не разрушается и установившиеся нервные связи лишь временно угнетаются. При возвращении к первона­чальным («нормальным») условиям (письму без искус­ственного искажения) автоматизация навыка полностью восстанавливается.

Научные положения о наслоении новых нервных свя­зей на старые, длительном сохранении и возможности регенерации последних имеют практическое значение в криминалистической экспертизе письма. Явление со­хранения старого стереотипа проявляется даже при по­пытках преднамеренного искажения особенностей пись­менной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом ни использовался, собственные навыки, закрепленные выработавшимся сте­реотипом, сохраняются, и некоторые из них отображают­ся в искаженном письме.

Индивидуальность письма, постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и графических навыков позволяют использовать его в криминалистичес­ких целях — в целях идентификации личности автора и исполнителя документа.

§ 2. Идентификационные признаки письма

В процессе исследования письма изучаются письмен­ная речь, топография письма и почерк. Идентификацион­ные признаки письма представляют собой проявляющие­ся в этих элементах особенности письменно-речевых и графических навыков индивидуума.

Письменная речь. В общественной, производственной, научной и иной деятельности письменная речь несет раз­личную информативную нагрузку. Посредством ее фик­сируются и передаются сообщения о фактах, событиях, явлениях, понятиях, идеях, то есть определенный смысл, конкретное содержание.

Вместе с тем, как и любое общественное явление, письменная речь имеет и свою форму, в которую об­лечено ее содержание, — языковые средства, материали­зующие содержащиеся в ней мысли в виде словарного состава, употребленного в определенных синтаксических


конструкциях, в той или иной степени соответствующих нормам литературного языка.

В основе криминалистического исследования письмен­ной речи лежит определение особенностей письменно-ре­чевых навыков. В силу отражения сложившихся в цент­ральной нервной системе условно-рефлекторных связей эти навыковые особенности складываются в индивиду­ализирующую каждую личность совокупность и могут быть использованы в качестве идентификационных при­знаков в целях установления автора исследуемого до­кумента. Эти признаки могут выглядеть в виде соответ­ствия нормам, в пределах которых они формировались, в виде отдельных устойчивых отклонений от принятых норм, являющихся следствием слабого развития или от­сутствия вообще навыка в определенных нормах.

Идентификационными признаками письменной речи являются грамматические, лексические и стилистические особенности письма. Практически, однако, анализу при­знаков письменной речи предшествует ознакомление с со­держанием документа.

Содержание документа — не признак письменной ре­чи, а сама письменная речь, смысл излагаемой информа­ции. Содержание не имеет такой четкой индивидуальнос­ти, как языковые средства, которыми оно выражается. Вместе с тем в содержании документа может быть зало­жена такая фактическая информация, которая окажется полезной при проведении оперативно-розыскных меро­приятий.

При ознакомлении с содержанием анализируются:

а) тема (основной смысл высказывания) и идейная
направленность документа;

б) сведения фактического характера, ссылки на источ­
ники и использованные материалы;

в) упоминания автора о самом себе.

Грамматические признаки письма представляют со­бой особенности соблюдения или нарушения нормиро­ванного грамматического строя языка.

Грамматические особенности языка проявляются в практике применения правил орфографии, синтаксиса и пунктуации. Усвоение грамматического строя языка происходит постепенно с раннего детства путем подража­ния речи взрослых, путем чтения (самообразования) и, наконец, путем изучения в школе нормативной грамма­тики. Однако под влиянием бытовой речи, а также в силу частичных изменений, вносимых время от времени в пра-


вила правописания в целях их упорядочения и упрощения, в письме нередко формируются устойчивые отступления от грамматических норм.

Лексические признаки — характерная для пишущего совокупность языковых средств и особенности исполь­зования их для выражения мыслей на бумаге. Такими языковыми средствами являются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства.

Лексика рассматривается как словарный запас, сово­купность слов, активно употребляемых автором. В качес­тве общей характеристики лексика автора исследуемого документа может быть определена как бедная или бога­тая. Вместе с тем в ней могут быть выявлены некие особенности, которые могут иметь значение идентифика­ционных признаков. Такими особенностями могут быть: устаревшие слова, вышедшие из современного активного литературного употребления (архаизмы); новые слова, сравнительно недавно вошедшие в язык науки, техники и в другие сферы общения (неологизмы); слова, употреб­ление которых характерно для лиц, объединенных по роду своей деятельности, профессии (профессионализ­мы); слова из тайного, «засекреченного» жаргона опреде­ленных социальных групп; слова, характерные для оп­ределенной территориальной единицы (диалектизмы).

Фразеология — совокупность устойчивых сочетаний слов, обозначающих нечто единое по смыслу. Характер фразеологических оборотов позволяет оценить главным образом условия воспитания и уровень образования пи­шущего. Так, обороты типа «сломя голову», «ловить рыбу в мутной воде», «плясать под чужую дудку» и т. п. приемлемы для любого русского человека, а обороты «геркулесовы столпы», «лебединая песня», «сизифов труд» — типичны для начитанных лиц.

Изобразительно-выразительные средства — это выра­жения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение) и так называ­емые стилистические фигуры (градация, антитеза, рито­рические вопросы и другие речевые приемы).

Изобразительно-выразительные средства вводятся для усиления действенности речи, придания ей образнос­ти и силы. Создавая запоминающийся образ, они углуб­ляют понимание основного, главного в описываемых событиях.

Стилистические признаки — характерная для автора манера изложения мысли, заключающаяся в построении


отдельных предложений и текста в целом, отборе лекси­ки, употреблении изобразительно-выразительных средств языка в соответствии с функциональным назначением речи, функцией языка в той или иной сфере человеческой деятельности. Среди функциональных (жанровых) стилей выделяются научный, публицистический (газетно-жур-нальный), официально-документальный (канцелярский), производственно-технический, художественно-беллетрис­тический и эпистолярный (бытовой) стили, специфика каждого из которых обусловливается целевой установкой документа, навыковыми особенностями автора в выра­жении мыслей в соответствии с его индивидуальными эмоциональными, психическими, профессиональными и иными привычками и наклонностями.

В практике расследования преступлений исследования письменной речи производятся в целях установления авто­ра документа. Процесс установления автора включает в себя неидентификационные исследования на первом этапе — определение предполагаемого облика и идентификаци­онные исследования на втором этапе. Суждения об авторе могут быть высказаны в отношении его половой принад­лежности, национальности, образования, возраста, профес­сии (специальности), места работы и жительства и других характеризующих данных. Идентификация автора по пись­менной речи производится на основе сравнительного иссле­дования совокупности грамматических, лексических и сти­листических особенностей его письменно-речевых навыков.

Топография письма. Топография письма — это раз­мещение текста на листе бумаги. Идентификационные признаки топографии — привычные для данного пишу­щего особенности такого размещения.

Топографическими признаками являются:

1. Поля—отступы от обреза листа бумаги справа, слева,
сверху, снизу. Оцениваются с точки зрения наличия (или
отсутствия), размера (большие, средние, малые), формы
(равномерные, сужающиеся, расширяющиеся книзу).

2. Абзацы — части текста с законченной мыслью.
Отмечаются наличие или отсутствие выделения и способ
выделения (отступы красной строки, увеличенный интер­
вал между абзацами, сочетание отступа красной строки
и увеличения интервала и др.).

Красная строка оценивается по размеру ее отступа от линии начала строк.

3. Расположение строк — по отношению к горизон­
тали на нелинованной бумаге (горизонтальные, поднима-


ющиеся, опускающиеся), по форме (прямые, выпуклые кверху, вогнутые вниз) или по отношению к линиям типографского графления на линованной бумаге (над линиями, на линиях, без соблюдения линий графления).

4. Перенос слов. Некоторые пишущие не делают пере­
носы, заранее бросают строку и переходят на следую­
щую, уплотняют буквы или загибают окончание строки
кверху или книзу. При наличии переносов знаки переноса
могут быть в одну или две черточки, размер их может
быть большим или малым, форма — прямая, выпуклая,
вогнутая, расположение по отношению к строке — посе­
редине или со смещением вверх или вниз вплоть до
расположения ниже линии строки, по отношению к гори­
зонтали — горизонтальные, поднимающиеся или опуска­
ющиеся.

5. Выделение слов — акцент на отдельные слова или
группу слов. Способы акцента — подчеркивание одно-
или двухштриховой, прямой, волнистой, сплошной, пунк­
тирной линиями; увеличение размера букв; письмо враз­
рядку, прописными буквами и др.

6. Вставки пропущенных слов и букв. Способы вста­
вок могут быть разнообразными: с использованием кор­
ректурных знаков, «галочки» и др.

7. Положение обращения (адресата), подписи, даты,
нумерации страниц. Указанные реквизиты могут распо­
лагаться по-разному по отношению к листу бумаги и ос­
новному тексту, строке, горизонтали. Помимо положе­
ния в них обращается внимание на способ выполнения,
особенно нумерации страниц и даты1.

Топографические признаки письма используются для идентификации автора и исполнителя в сочетании как с признаками письменной речи, так и с признаками почерка в рукописном документе. Ценность их заключается в том, что выполнение их чаще всего происходит автоматически, без контроля сознания, поэтому они могут сохраниться даже при искусственной маскировке (искажении) письма.

Почерк. Почерк — это система движений руки при выполнении письма. Особенности таких движений, от­ражающие особенности физиологии и психики личности, составляют идентификационные признаки почерка.

Признаки почерка делятся на общие и частные.

1 Способ выполнения нумерации страниц, даты, знаков переноса характеризует эти элементы письма с точки зрения привычной для исполнителя графики.


Общие признаки характеризуют почерк в целом. Об­щими признаками являются:

1. Выработанность почерка — техническая приспособ­
ленность почерка к быстрому, беглому письму. Вырабо­
танность зависит от степени автоматизации, отработан­
ности движений руки. Почерки по этому признаку могут
быть выработанными (хорошо выработанными), средней
и малой выработанности. В почерке высокой выработан-
ности наблюдается, с одной стороны, многовариантность
(вариационность) букв в зависимости от их места в слове
и сочетаний с другими буквами, с другой стороны — од­
нотипное выполнение разных букв.

2. Общий тип почерка. По этому признаку почерки
могут быть простыми (близкими к «ученическому»), уп­
рощенными и усложненными (вычурными). Упрощенные
почерки — это, как правило, хорошо выработанные
(«быстрые»), трудночитаемые почерки с упрощенным на­
писанием букв, связей между ними. Усложнения (вычур­
ности) чаще всего вводятся в надстрочные и подстрочные
элементы букв для украшения их.

3. Общее направление движений в почерке. Большин­
ство русских почерков являются левоокружными (с дви­
жениями против часовой стрелки). Реже встречаются пра-
воокружные почерки и почерки с угловатыми связями
элементов букв.

4. Размер почерка. В соответствии с высотой строчных
элементов букв почерки могут быть мелкими (до 2 мм),
средними по размеру (от 2 до 5 мм), крупными (5 мм
и больше).

5. Наклон почерка. Русские почерки в основном пра-
вонаклонные (с углом в 55—70°), реже — прямые и лево-
наклонные.

6. Разгон почерка — соотношение высоты двухштри-
ховых строчных букв к их ширине и интервалам между
буквами. В зависимости от этого соотношения почерки
могут быть размашистыми, средними по разгону и сжа­
тыми.

7. Степень связности (напряженность) почерка. Оп­
ределяется по количеству букв, выполненных связно, без
отрыва орудия письма от бумаги. Если каждая буква
пишется отдельно, без связи с другими буквами или
связывается не более двух букв, — почерк считается
отрывистым; при связи трех-четырех букв — средним по
степени связности; пяти букв и более — связным (напря­
женным).


Общие признаки почерка являются признаками груп­пового значения. Они определяют сходство или различие почерков в исследуемом документе и сравниваемых об­разцах и используются при первоначальном отборе мате­риала для последующего исследования его по частным признакам.

Частные признаки — это особенности движения руки при выполнении отдельных письменных знаков с точки зрения отклонения их от норм школьных типовых пропи­сей и общих характеристик почерка. Такие отклонения могут иметь место в любых штрихах (элементах) букв: начальных (предварительных) и заключительных, основ­ных и соединительных, овалах и полуовалах, надстроч­ных и подстрочных (рис. 31), выполняемых приводящим или отводящим, левоокружным или правоокружным дви­жением (рис. 32), связанных между собой с образованием петли, угловатости, путем примыкания (рис. 33).



 


Рис. 31. Штрихи (элементы) букв:

а) начальные и заключительные; б) основные и соединительные;

в) овалы и полуовалы;

г) надстрочные и подстрочные



 


 


Рис. 32. Направление движения при выполнении штрихов (элементов) букв:

а) приводящее и отводящее;

б) левоокружное
и правоокружное


Рис. 33. Способы связи штрихов (элементов) букв: а) петлевая; б) угловатая; в) примыкающая


Все многообразие частных признаков может быть классифицировано в четыре группы:

1. Особенности направления движения при выполне­нии письменных знаков и их элементов (рис. 34).

Рис. 34. Левоокружное выполнение буквы «т» и первого полуовала буквы «ж», одноштриховой вариант буквы «т», правоокружное выполнение строчных элементов букв «в» и «ы», приводящее движение при выполнении первого элемента буквы «л»

Рис. 35. Упрощенная связь букв «с» и «р»,

непрерывное выполнение букв «б» и «р»,

различные способы связи штрихов (элементов) букв «н» и «к»

Рис. 36. Расположение верхних окончаний основных штрихов букв «н» по восходящей и нисходящей линии, выступание среднего штриха, буквы «ж» за верхнюю и нижнюю линии строки, левонаклонное расположение отдельных основных штрихов букв «т» и «у», различные интервалы между основными штрихами буквы «т»

Рис. 37. Расположение точек начала буквы «а» вверху слева, внизу слева, внутри овала; начало выполнения буквы «а» с точки, с предварительного штриха; направление заключительного штриха буквы «я» вверх влево, вниз влево, вниз


2. Особенности связывания письменных знаков и их
элементов (рис. 35).

3. Особенности соотношений письменных знаков и их
элементов по размеру, наклону и разгону (рис. 36).

4. Положение точек начала и окончания штрихов
письменных знаков и способ их выполнения (рис. 37).

Идентификационная значимость, ценность частного признака зависит от частоты встречаемости его в почер­ках других лиц, пишущих на языке исследуемого до­кумента. Чем ниже частота встречаемости, тем выше ценность признака при установлении исполнителя.

Исследования почерка производятся в целях пред­положительного суждения о некоторых социально-демо­графических характеристиках исполнителя рукописного документа (пола, возраста, профессиональной принад­лежности), психического состояния (заболеваний и рас­стройств)1 и в целях идентификации его. На пол, воз­раст, профессию исполнителя могут указать выделен­ные частными методиками признаки классификацион­ной связи исследуемого почерка с почерками опреде­ленной социально-демографической группы пишущих. Психическое состояние может быть определено по на­рушениям координации движений и некоторым дру­гим признакам, являющимся следствием каких-либо психических расстройств. Наличие или отсутствие тож­дества исполнителя устанавливается в результате срав­нительного исследования комплексов признаков почер­ка и топографии в исследуемом документе и образ­цах, неповторимость которых оценивается не только по субъективному опыту эксперта, но и на основе ис­пользования математических данных об идентификаци­онной значимости отдельных признаков и комплекса в целом.

Помимо установления исполнителя рукописного до­кумента признаки почерка используются также при ис­следовании подписей. При этом в подписях, подделанных путем рисовки или подражания (без применения техни­ческих средств), могут быть выявлены не только призна­ки несоответствия их подлинным подписям лиц, от имени которых они учинены, но и признаки почерка лица, совер­шившего подделку.

1 Неидентификационные исследования могут быть проведены для решения и других вопросов: физического состояния пишущего, условий письма и др.

 


§ 3. Подготовка материалов для криминалистического исследования письма

Сравнительное исследование письма, разрешение экс­пертом вопросов, связанных с установлением автора и исполнителя документа, вызывает необходимость под­бора (получения) образцов письма подозреваемых (про­веряемых) лиц. При назначении автороведческой и почер­коведческой экспертиз в процессе расследования уголов­ного дела следователь получает такие образцы, руководствуясь ст. 186 УПК.

По своему происхождению образцы письма могут быть свободными и экспериментальными. Свободными образцами считаются рукописи, выполненные (состав­ленные, написанные, отпечатанные на пишущей машин­ке) подозреваемым (проверяемым) самостоятельно, соб­ственноручно вне связи с расследованием события, в при­чинной связи с которым находится исследуемый документ. Это могут быть материалы личного дела, до­клады, отчеты, дневники, личные письма и т. п. докумен­ты. Экспериментальные образцы — это тексты, выпол­ненные подозреваемым (проверяемым) в связи с рассле­дованием дела, по предложению следователя или лица, отбирающего их в порядке оперативно-розыскного меро­приятия.

Получение экспериментальных образцов связано с необходимостью проверки написания подозреваемым (проверяемым) определенных выражений, отдельных слов, не встречающихся в документах — свободных об­разцах.

Образцы письма используются для идентификации автора и исполнителя исследуемого (анонимного) доку­мента. При этом идентификация автора производится по образцам письменной речи, идентификация исполните­ля — по образцам его почерка.

Подбираемые для проведения сравнительного иссле­дования образцы письма должны отвечать следующим требованиям:

1. Самостоятельность выполнения. Документы (руко­писи), подбираемые в качестве образцов почерка и пись­менной речи, должны быть написаны (составлены) самим подозреваемым и не должны содержать каких-либо ис­кусственно введенных изменений (искажений).

Образцы почерка должны быть представлены в виде


оригинала. Рукописные копии, сделанные другим лицом, не могут быть использованы в качестве образца почерка исполнителя оригинала.

Образцы письменной речи должны представлять ре­зультат собственного творчества проверяемого. Они не должны испытывать никакого влияния посторонних лиц с точки зрения их стиля, лексики, грамматики, содержа­ния.

Для идентификации исполнителя документа пригодны как свободные, так и экспериментальные образцы почер­ка. При исследовании документов, написанных левой ру­кой, печатными буквами, наряду со свободными образ­цами, выполненными в обычных условиях и общеприня­тым порядком, необходимо представление экспе­риментальных образцов, выполненных аналогичным с исследуемым документом способом.

Для получения экспериментальных образцов состав­ляется специальный текст, включающий в себя отдельные слова и словосочетания, проверка написания которых желательна в ходе исследования. Отбор образцов по возможности должен быть произведен несколько раз. Диктовка подготовленного текста производится ровным, спокойным голосом, без пауз, без выделения интонацией частей текста, без акцентирования внимания на отдель­ных словах.

При сравнительном исследовании письменной речи экспериментальные образцы имеют ограниченное ис­пользование — только для проверки грамматических, но не лексических и стилистических признаков. Послед­ние наряду с грамматическими могут быть выявлены в так называемых условно-свободных образцах, пред­ставляющих собой документы, написанные подозревае­мым (обвиняемым) в связи с расследованием дела (соб­ственноручные показания, заявления, жалобы и др.). По­скольку эти документы пишутся по поводу расследуемого события, они могут содержать не только привычную для автора лексику, но и характерные для него обороты и выражения, встречающиеся в исследу­емых документах.

2. Объем образцов письма. По общему правилу, объ­ем образцов и почерка, и письменной речи должен быть таким, чтобы они давали возможность выявления при­знаков, проверки их устойчивости и содержали бы необ­ходимый для идентификации индивидуальный комплекс. Ограничение минимума этого необходимого объема оп-


ределенным количеством страниц рукописного и маши­нописного текста, как это делается в некоторых методи­ческих указаниях, практически не обосновано. Пригод­ность и достаточность для сравнительного исследования графического и лексического материала в первую оче­редь зависит не столько от количества, сколько от качества его, от четкости отражения в нем особенностей графических и письменно-речевых навыков исполнителя и автора.

3. Время выполнения свободных образцов. Подбира­
емые для сравнительного исследования образцы письма
должны соответствовать исследуемому документу по
времени их написания, то есть должны быть написаны
подозреваемым (проверяемым) как можно ближе ко
времени выполнения исследуемого (анонимного) до­
кумента.

Навыки письма, особенно письменной речи, могут претерпевать большие или меньшие изменения на протяжении жизни человека. Разрыв во времени испол­нения сравниваемых материалов должен быть особенно мал, если известно или предполагается, что исполни­телем или автором документов является лицо, продол­жающее общеобразовательную или специальную учебу, поскольку в это время могут происходить наиболее быстрые и значительные изменения в графике и степени овладения правилами правописания, в обогащении активной лексики.

4. Тематика содержания сравниваемых материалов.
Тематика образцов для сравнения почерка практического
влияния на результаты исследования не оказывает. Поэ­
тому желательно, чтобы они были разнообразными по
своему назначению (официальные документы, частные
письма, заметки и др.), влияющему на степень тщатель­
ности графического исполнения документов. Наличие ру­
кописей, выполненных аккуратным и небрежным почер­
ком, поможет разобраться в различных вариантах иден­
тификационных признаков.

Для сравнительного исследования письменной речи необходимы образцы разнообразной тематики. Такие об­разцы позволяют наиболее полно проследить лексичес­кие особенности и выявить элементы стиля изложения мысли. Предпочтение при этом отдается, однако, образ­цам с совпадающей или хотя бы близкой тематической направленностью и с одинаковым стилем изложения. Только в этом случае в наибольшей степени проявляются 260


совпадения или различия признаков письменной речи в сравниваемых документах.

Некоторое своеобразие представляет собой подбор сравнительных образцов при исследовании подписей на подлинность. Это своеобразие объясняется тем, что под­пись может быть выполнена более или менее тщательно в зависимости от назначения документа, может содер­жать большее или меньшее количество письменных зна­ков фамилии. Поэтому у лица, от имени которого испол­нена исследуемая подпись, должны быть взяты тщатель­но выполненные и небрежные свободные образцы подписей на документах различного характера, полные и сокращенные экспериментальные подписи.

От подозреваемого в подделке должны быть получе­ны свободные образцы почерка, свободные образцы его собственной подписи, экспериментальные образцы начер­тания фамилии (подписи) лица, от имени которого вы­полнена исследуемая подпись. Отбор экспериментальных образцов производится неоднократно с повтором его в течение нескольких дней.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...