Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация тарооборота в торговле




Под тарооборотом понимается совокупность операций, связанных с приемкой, хранением, возвратом или сдачей тары для повторного использования.

Предприятия торговли в зависимости от выполняемых ими функций и товарно – отраслевого профиля выполняют очень обширный круг операций с тарой, основными из которых являются следующие: приемка тары по количеству и качеству; вскрытие; высвобождение от товара; кратковременное хранение и накопление отгрузочных партий; вывоз; сдача по количеству и качеству тарособирающим (тароремонтным) предприятиям или изготовителям (поставщикам) товаров; документальное оформление тарных операций.

Рациональная система организации оборота тары находится в тесной взаимозависимости и взаимосвязи с существующими нормативными актами, регламентирующими порядок оборота отдельных видов тары. Основные из них:

а) Положение о поставках товаров народного потребления;

б) Инструкции о порядке приемки продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству;

в) особые условия поставки товаров, которыми установлены порядок приемки и сроки возврата тары, расчеты, имущественная ответственность сторон;

г) Инструкции о порядке приемки, использования и возврата деревянной и картонной тары, сетчатых и тканевых мешков, паковочных тканей, стеклянной тары, тары – оборудования и др.;

д) договоры между поставщиками и покупателями на поставку товаров, где предусматриваются конкретные условия оборота тары;

е) Положение о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам.

Цены на тару устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством. В договоре поставки предусматривается конкретная цена с указанием прейскуранта или иного акта, которым она утверждена.

В прейскуранте указаны порядковый номер определенной тарной единицы, номер ГОСТа, внутренние или наружные размеры, краткая характеристика тары и ее назначение. Уровень оптовых цен зависит от категории тары, определяемой ее качественным состоянием. На деревянную и картонную тару прейскурантом установлена поощрительная система оптовых цен, которая повышает заинтересованность сдатчика в бережном отношении к таре и сохранении ее качества.

Многооборотная инвентарная тара и стеклянная оплачиваются по залоговым ценам. Залоговая стоимость взыскивается с товарополучателей вместе со стоимостью товаров и указывается в счете – фактуре отдельной строкой.

Организация приемки поступающей с товаром тары и упаковки по количеству и качеству — одно из непременных условий обеспечения эффективной работы с тарой в торговых организациях и предприятиях.

Во всех случаях несоответствия качества, количества, маркировки, цены тары данным, указанным в сопроводительном документе (накладной, счете – фактуре), составляют приемный акт. Порядок составления акта и предъявления претензии к поставщику определен в инструкциях о порядке приемки продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления по качеству и количеству.

Для вскрытия тары необходимо использовать специальные инструменты: топорик – гвоздодеров, клещи, металлические и деревянные набойки для обручей, ножи для вскрытия картонных ящиков и вспарывания мешков, молотки (железный и деревянный) (приложение А).

Запрещается использовать для вскрытия тары предметы, которые могут повредить ее. Нельзя заламывать крышку ящика, сбивать деревянные обручи железным клином, взламывать или извлекать донья, не снимая предварительно утурного обруча и не поднимая других обручей. Для предотвращения порчи ткани мешков запрещается расшивать их с помощью неприспособленных для этого ножей.

Для хранения тары на каждом торговом предприятии должно быть выделено специальное помещение, оснащенное противопожарным оборудованием. Не допускается хранение тары в местах, не защищенных от атмосферных осадков, действия солнечных лучей.

Заключительные операции с тарой, выполняемые предприятиями розничной торговли, — сдача ее по количеству и качеству таросибрающим (тароремонтным) предприятиям или изготовителям (поставщикам) товаров и ее документальное оформление.

В настоящее время многократное использование тары ведется по двум направлениям:

а) тара, в которой поставщик отпускает товар, остается собственностью поставщика, поэтому после высвобождения ее обязательно возвращают поставщику (инвентарная тара);

б) тара, в которой поставщик отгружает товар, оплачивается покупателем в установленном порядке, но подлежит после ее высвобождения сдаче тарособирающим организациям (возвратная тара).

Одним из важнейших требований рациональной организации тарооборота является своевременная сдача (возврат) тары, освобождающейся из – под товара. Порядок и сроки возврата (сдачи) тары, а также ответственность за несвоевременный возврат (сдачу) и за отказ от приемки тары определяются инструкциями, правилами или особыми условиями поставки товаров, а в случаях, ими не предусмотренных, – договорами.

Расходы по возврату тары, а также по амортизации многооборотной тары относятся на поставщика, если иное не предусмотрено особыми условиями поставки или другими обязательными для сторон правилами или договором.

При невозврате тары из – под продовольственных товаров непосредственно поставщикам (предприятиям – изготовителям), с которыми этот возврат согласован, поставщик взыскивает с покупателя (предприятия торговли) штраф в размере двукратной стоимости невозвращенной тары по ценам на новую тару.

В случае отказа поставщика (предприятия – изготовителя) от приемки деревянной и картонной тары покупатель взыскивает с него штраф в размере двукратной стоимости непринятой тары по цене новой. Уплата штрафа не освобождает поставщиков товаров от приема тары, а покупателей – от ее сдачи и возврата. Таким образом, организация тарооборота может влиять и на экономические показатели торговых предприятий.

Порядок и сроки возврата стеклянной, металлической и др. тары устанавливаются в особых условиях поставки товаров или договорах. За нарушение сроков возврата с предприятий торговли взыскивается штраф.

Вопросы по оплате тары должны оговариваться в договорах поставки. В товарно – транспортной накладной (ТТН) возвратная тара указывается отдельной строкой (количество, цена).

Для концентрации возвратной тары, вывезенной из магазинов и других предприятий, ее систематического возврата создаются тарные склады, занимающиеся сбором различных видов возвратной тары, ее ремонтом, изготовлением новой тары, переработкой нестандартной или вышедшей из оборота тары. Наличие тарных складов позволяет улучшить организацию тарного хозяйства и обеспечить максимально возможный сбор и возврат тары

Оборот тары в магазинах

Под оборотом тары понимают ее обращение между двумя последовательными заполнениями. В торговле выполняется целый ряд операций, связанных с обращением тары. Основными из них являются:

• приемка тары, поступившей с товаром;

• вскрытие и высвобождение тары из-под товара;

• хранение тары;

• возврат тары;

• документальное оформление операций с тарой.

На предприятиях торговли происходит приемка тары по количеству и качеству. Она осуществляется в порядке, установленном договором купли-продажи или поставки. При этом стороны договора могут ссылаться в нем на правила, записанные в инструкциях о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.
Приемка тары осуществляется материально ответственны ми лицами одновременно с приемкой поступившего в ней то вара. Количество поступившей тары сверяется с указанным в сопроводительных документах. При проверке качества и комплектности тары руководствуются нормами соответствующих нормативно-технических документов, устанавливающих требования к ним.

Кроме того, проверяется правильность маркировки. Характеризующая тару маркировка должна содержать: наименование предприятия-изготовителя тары или его товарный знак;

обозначение стандарта или другой нормативно-технической документации; надпись «Многооборотная» (для многооборотной тары).

В случае выявления расхождений в количестве тары или ее ненадлежащего качества покупателем составляется акт, служащий основанием предъявления претензии поставщику. Более подробно вопросы приемки на предприятиях оптовой и розничной торговли рассмотрены в соответствующих главах учебника.

Вскрытие тары производят в определенной последовательности с помощью специального инвентаря, что позволяет избежать ее повреждений.

Такой инвентарь включает различные приспособления, при помощи которых производится вскрытие деревянной, металлической и мягкой тары. Сюда относят съемники обручей, гвоздодеры-ножницы для выдергивания гвоздей и резки упаковочной ленты, гвоздодеры ударные для выдергивания гвоздей и шурупов, головки которых не выступают над поверхностью тары, обыкновенные гвоздодеры, хозяйственные молотки, клещи, ключи для вскрытия резьбовых металлических бочек. Для выполнения комплекса операций по вскрытию тары применяют комбинированные инструменты — молоток-гвоздодер-ножницы, молоток-топорик-гвоздодер и др. Вскрытие тканевых и бумажных мешков производят специальным ножом для вскрытия мягкой тары.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...