Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 15. Проблема социально-экономической эффективной деятельности по управлению государством




Цель: Рассмотреть критерии социальной эффективности государственного управления, изучить эффективность организации и функционирования субъекта государственного управления.

План:

1 Критерии социальной эффективности государственного управления

2 Эффективность организации и функционирования субъекта государственного управления

3 Демократические процедуры измерения социальной эффективности государственного управления.

 

1 Критерии эффективности представляют собой признаки, грани, стороны, проявления управления, посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества.

Наиболее обобщающий и определяющий класс составляют критерии общей социальной эффективности государственного управления. На их основе определяется связанность общества и государственного управления и подготовленность государственного управления к обеспечению динамичного и гармоничного развития общества.

К критериям общей социальной эффективности государственного управления относится:

- уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам;

- темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые по методике ООН;

- уровень благосостояния жизни людей в расчете на душу населения и с разбивкой доходов различных категорий, а также в сравнении со стандартами развитых стран;

- упорядоченность, безопасность и надежность общественных отношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным результатом.

 

2 Для анализа и оценки состояния организации функционирования самого государства, как субъекта управления общественными процессами используют критерии специальной социальной эффективности:

– целеориентированность (целесообразность) организации и функционирования государственного управляющей системы;

– затраты времени на решение управленческих вопросов и осуществление управленческих операций;

– стиль функционирования государственной системы, ее подсистем;

– сложность организации объектов государственного управления;

– общие - экономические, социальные, технические, кадровые и др. издержки на содержание и функционирование управленческо – государственной системы.

Критерии конкретной социальной эффективности каждого управленческого органа:

– степень соответствия направлений, содержания и результатов управленческой деятельности органов и должностных лиц тем ее параметрам, которые обозначены в правовом статусе органа государственной должности (каждый должен заниматься своим делом);

– законность решений и действий госорганов и органов местного самоуправления;

– реальность управленческих воздействий;

– соответствие содержания управленческих актов запросам и нуждам людей;

– характер и объем взаимосвязей органов государственного управления и должностных лиц с гражданами (уровень демократизации управленческой деятельности);

– мера обеспечения в решениях и действиях управленческого органа и должностного лица государственного престижа;

– правдивость и целесообразность управленческой информации;

– нравственное и моральное состояние органа управления и его влияние на общество.

3 В государственном управлении при оценке его рациональности и эффективности должны сравниваться:

– цели, практически осуществляемые в государственного управлении с целями, которые объективно детерминированы общественными запросами;

– цели, реализованные в управленческих процессах, с результатами, полученными при объективации государственного управления;

– объективные результаты управления с общественными потребностями и интересами;

– возможности, заложенные в управленческом потенциале, со степенью их реального использования;

– общественные издержки, ушедшие на государственное управление, с объективными результатами, полученными вследствие управления.

Основной критерий - уровень и качество жизни населения.

Критерии: здоровье, качество жизни, уровень личной и общественной безопасности, уровень экономического развития государства, территории, культура образование, искусство, экологическое состояние, степень развития прав и свобод и т.д.

Необходимо познать степень реального удовлетворения общественных запросов в государственно-правовом целеполагании, организации и регулировании.

Процедуры анализа и оценки государственного управления:

– отчеты органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц (послание Президента, отчеты председателя Правительства, депутатов перед избирателями и т.п.);

– массовые обсуждения и голосования (референдумы);

– общественное мнение - как совокупность свободно выраженных суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей, хотя по природе и субъективно, но из-за своей массовости обладает свойством объективно “видеть” эффективность государственного управления;

– СМИ - их достоинства состоят в объективности (независимости);

– обращения граждан. Структура и содержание, предмет и адресность обращений весьма точно отражает жизнь людей.

Вопросы к лекции:

 

1 Что является критерием социальной эффективности государственного управления

2 Охарактеризуйте эффективность организации и функционирования субъекта государственного управления

3 Какие демократические процедуры измерения социальной эффективности вяделяют в государственном управлении.

Тесты к теме:

1. Правовое регулирование государственного управления –

это.

А) деятельность государства по организации государственных

органов и установлению правил их функционирования;

В) соответствие итогов реализации решения к требованиям

законов и правовых актов;

С) разработка, обсуждение и принятие правовых актов и

осуществление организационных мероприятий;

D) деятельность государства по изданию юридических норм

поведения людей, обязательных к исполнению;

Е) система хозяйственных отношений между странами мира.

 

2. Что такое законность в государственном управлении.

А) стандартные решения, при принятии которого существует

фиксированный набор альтернатив;

В) юридическое установление в государственном органе,

характеризующее объем, содержание и ресурсы деятельности;

С) система юридических правил, норм, средств и гарантий с

соответствующими им государственными структурами,

призванных обеспечивать практическую реализацию законов и

других актов;

D) законодательное определение аспектов целей, функций, структур

и принципов государственного управления;

Е) установление отчетливо видимых субординационных

взаимосвязей.

 

3. Управленческая информация – это.

А) часть данных, раскрывающая содержание, смысл правила

поведения, т. е. юридические права и обязанности;

В) представление об основных закономерностях, отношениях и

взаимосвязях эффективного ведения управленческой

деятельности;

С) получение, осмысление, систематизация сведений об объектах

управления;

часть социальной информации, которая выделена по критериям

пригодности и обслуживанию государственно-правовых

процессов формирования и реализации управляющих

воздействий;

Е) правильные ответы С, D.

 

4. Критерии социальной эффективности государственного

управления.

А) уровень благосостояния жизни людей, упорядоченность

общественных отношений;

В) производительность труда, темпы прироста национального

богатства;

С) безопасность и надежность общественных отношений;

D) все вышеперечисленные;

Е) правильные ответы А, В.

Литература

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. – М.: Омега-Л., 2011. Издание 3-е, дополненное.

2. Государственное управление. Основы теории и организации./ Под ред. В.А. Козбаненко. Учебник. – М.: СТАУТ, 2010.

3. Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М.: Экономика, 2012.

 

ГЛОССАРИЙ

Для студента изучающий курс «Теория государственного управления» необходимо грамотно оперировать экономическими и управленческими терминами. Нижеуказанный глоссарий содержит все необходимые термины и определения, изучение которого позволит углубить знания теории управленческой деятельности.

Автократия – сосредоточенное в руках одного человека безграничное властвование, который принимает управленческие решения без помощи кого-либо.

Авторитаризм – политический режим, при котором вся политическая и экономическая власть, основанная на харизме, осуществляется одним человеком. Авторитаризм, как и тоталитаризм, автократия относятся к деспотическому типу политических режимов, при котором вся полнота государственной власти осуществляется через насилие, террор, подавление, ограничение свобод.

Административная реформа – процесс совершенствования механизма государственного управления и общественных отношений в сфере государственного управления

Аспект - (от лат. aspectus — вид) точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие; перспектива, в которой выступает явление, сторона предмета, сторона предмета, изучаемого определённой наукой: философский аспект, экономический аспект и др.

Бюрократия – (от франц. bureau – бюро и греч. kratos – власть) форма осуществления власти, при котором происходит подмена общей воли общества волей группы лиц, проявляется как правила в крупных иерархических организациях.

Власть – такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована или санкционирована им, т.е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

Государственная должность – должность в республиканских органах государственной власти, а также других органах, образуемых в соответствии с Конституцией, с установленными кругом обязанностей, ответственностью, денежным содержанием.

Государственная политика – совокупность целей и задач, практически реализуемых государством, и средств, используемых при этом.

Государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан Республики Казахстан по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти.

Государственное управление – это осуществляемое в рамках закона воздействие специально уполномоченных лиц на определенные их компетенцией сферы деятельности государства с целью проведения государственной политики.

Государственный орган – созданная государством единичная структура власти, для осуществления закрепленных за ней целей и функций.

Государственные услуги – предоставляемые государственными органами исполнительной власти, непосредственно или через подведомственные им государственные учреждения безвозмездно или по регулируемым органам государственной власти ценам услуги гражданам и организациям в области образования, социальной защиты населения, здравоохранения.

Государство – организация непосредственного политического властвования. Организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и как механизм управления.

Гражданское общество – общество, при котором в государстве соблюдаются и защищаются права и свободы человека, само государство способствует развитию экономики и политической свободе, государственная и общественная жизнь строится на идеалах демократии и справедливости. Основными чертами гражданского общества являются: открытость, свобода, правовой характер, самоуправляемость и саморазвитие, плюрализм.

Законодательная власть – подсистема государственной власти, основными функциями которой являются представительство интересов граждан и принятие законов, иных правовых и политических актов.

Исполнительная власть – подсистема государственной власти, основными функциями которой являются обеспечение и ведение непосредственного управления общественными процессами, сознанием, поведением и деятельностью людей.

Менеджмент - совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием до­стижений науки управления. Основная цель менеджмента - высокая эффектив­ность производства, рациональное использование ресурсного потенциала предпри­ятия.

Местное самоуправление – форма народовластия, обеспечивающая организацию деятельности населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения. Местное самоуправление организуется в городах, районах, поселках и других территориях.

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который выполняет функции, и главы государства, и законодательной, и исполнительной власти.

Общество – устойчивое объединение людей, с единым образом жизни, общим языком, проживающих на одной территорий.

Политическая (государственная) власть – представляет собой особую разновидность общественной власти. Термины «политическая власть» и «государственная власть», равно как и стоящие за ними понятия, – синонимы. Политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная, т.е. такая, которая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

Политическая система общества — это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Публичная власть – совокупность аппарата управления и аппарата подавления, т.е совокупность органов законодательной и исполнительной власти специальных органов, которые правомочны и имеют средства для принуждения исполнения государственной воли.

Республика – форма правления, при которой:

– государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (Мажилису, сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т.п.), который выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти;

– представительная власть сменяема, избирается на определенный срок;

– законодательно закрепляется подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

Социальное управление — целенаправленное воздействие на общество для упорядочения, сохранения, со­вершенствования и развития его опре­деленной качественной специфики.

Суверенитет (государственный) – под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти.

Унитарное государство — это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

Управление – функция организо­ванных систем (биологических, техни­ческих, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержа­ние режима деятельности, реализацию ее программы, цели.

Федерализм – обеспечение единства системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федераций.

Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

 

План семинарских занятий

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...