Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 5. Закупочная логистика




Характеристика функциональных областей логистики

Закупочная логистика

Характеристика функциональных областей логистики

Объектом логистики, как известно, является сквозной мате­риальный поток, но на любых участках упра­вление им имеет определенную специфику. В соответствии с этой спецификой выделяют пять функциональных областей ло­гистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную.

 

Рис. 25. Взаимосвязь закупочной, производственной и распределительной логистики

Различают следующие компоненты логистики:

Закупочная логистика – процесс своевременного и оптимального обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Распределительная логистика – обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса.

Производственная логистика – обеспечение качественного своевременного и комплексного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.

Складская логистика – оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов, расчет оптимального количества складов и места их расположения.

Транспортная логистика – оптимизация транспортных систем, выбор вида и типа транспортных средств, определение разноканальных маршрутов доставки, обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.

Закупочная логистика

Закупочная логистика — это управление материальными по­токами в процессе обеспечения предприятия материальными ре­сурсами.

Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в сво­ем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и вре­менное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления.

Рассмотрим цели функционирования службы снабжения:

v На внешнем уровне служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, со­гласовывая технико-технологические, экономические и методо­логические вопросы, связанные с поставкой товаров. Служба снабжения работает в контакте со службами сбыта поставщика и транспортными организациями. Идея логисти­ки — получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предпри­ятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической макросистемы. Это означает, что служба снабже­ния, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирова­ния всей макрологистической системы. Собственное предприя­тие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы — улучшается положение предприятия, как ее элемента.

v Внутри своего предприятия, служба снабжения, должна обеспечивать прохождение материального потока в цепи «снабжение—производство—сбыт» при высокой степени согласованности планов и действий по управлению ма­териальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта с учетом постоянных изменений.

 

ПРИМЕР

Рассмотрим два варианта организации снабжения, принци­пиально отличающиеся друг от друга возможностями реализа­ции системного подхода к управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем.

На рис. 26 представлен вариант организационной структуры предприятия. Задачи что закупить и сколько закупить решаются дирекцией по производству. Задачи, у кого и на каких условиях закупить решаются ди­рекцией по закупкам. Здесь же выполняются работы по снабжению, то есть заключаются договоры, контроли­руется их исполнение, организуется доставка закупленных пред­метов труда. В результате функция управления материальным потоком в процессе снабжения предприятия сырьем и материа­лами разделена между различными службами и ее эффективная реализация затруднена.

Другой вариант, представленный на рис. 27, предполага­ет сосредоточение всех функций снабжения предприятия в од­них руках, например, в дирекции по материально-техническому снабжению. Такая структура создает широкие возможности ло­гистической оптимизации материального потока на стадии за­купок предметов труда.

Рис. 26. Реализация функции снабжения в процессе работы различных подразделений предприятия

Рис. 27. Реализация функции снабжения в процессе работы одного подразделения предприятия

Задачи службы снабжения:

Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить задачи:

v Сделать или купить;

v Выбор поставщика (сколько, у кого, на каких условиях закупить)

v заключить договор и проконтролировать его исполнение;

v организовать доставку и складирование.

Задача «Сделать или купить». В широком плане решение задачи предусматривает решение во­проса о степени использования в производственном процессе собственных средств производства: средств труда (собственный транспорт, склады, техника, обору­дование), предметов труда (изготовленных своими силами заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий). Альтернативные решения — наемный транспорт, лизинг оборудо­вания, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплектую­щих изделий.

В более узком значении задача заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делать комплектующее изде­лие самим или же покупать у другого производителя.

При принятии решения учитываются следующие факторы:

Ø Са­мостоятельное производство комплектующих снижает зависи­мость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Пред­приятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах).

Ø В то же время, высокое качество и низкую себесто­имость комплектующих скорее обеспечит производитель, кото­рый специализируется на их выпуске. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке ком­плектующих у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестои­мость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды.

Ø Риск потерь, обусловленный ростом зави­симости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем «спокой­нее» предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализиро­ванного производителя.

Ø Решение в пользу закупок комплектующих должно быть принято в случае, если:

 потребность в комплектующем изделии невелика;

 отсутствуют необходимые для производства комплектую­щих мощности;

 отсутствуют кадры необходимой квалификации.

Ø Решение против закупок и в пользу собственного производ­ства принимается в том случае, когда:

 потребность в комплектующих изделиях стабильна и до­статочно велика;

 комплектующее изделие может быть изготовлено на име­ющемся оборудовании.

Задача «Выбор поставщика»

После того, как решена задача «делать или покупать» и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необхо­димо закупить, решают задачу выбора поставщика.

Основные этапы решения этой задачи.

Ø Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:

— объявление конкурса;

— изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;

— посещение выставок и ярмарок;

— переписка и личные контакты с возможными поставщи­ками.

В результате перечисленных мероприятий формируется спи­сок потенциальных поставщиков, который постоянно изменяется.

Ø Анализ потенциальных поставщиков. Составленный перечень потенциальных поставщиков анали­зируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество та­ких критериев?

— Часто ограничиваются ценой и качеством поставляемой про­дукции, а также надёжностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляе­мой продукции.

— Удаленность поставщика от потребителя;

— сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

— наличие резервных мощностей;

— организация управления качеством у поставщика;

— психологический климат у поставщика (возможности за­бастовок);

— способность обеспечить поставку запасных частей в тече­ние всего срока службы поставляемого оборудования;

— финансовое положение поставщика, его кредитоспособ­ность и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков формиру­ется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

Ø Оценка результатов работы с поставщиками. Р аз­рабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчи­тать рейтинг поставщика, т.е. производится первичная классификация. Перед расчетом рейтинга необходи­мо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.

Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производствен­ного или торгового процесса. Отсутствие некоторых комплек­тующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых то­варов в торговле — к резкому падению прибыли торгового пред­приятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки.

Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.

 

 

ПРИМЕР 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...