Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика складских операций




Склады выполняют следующие функции:

— временное размещение и хранение материальных запасов;

— преобразование материальных потоков;

— обеспечение логистического сервиса в системе обслужива­ния.

Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний.

Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транс­порта, внутренний — необходимость перемещения груза внутри склада.

Реализация функции временного хранения материальных за­пасов означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хране­ния, изъятию грузов из мест хранения.

Преобразование материальных потоков происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание.

Рассмотрим функции различных складов, встречающихся на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

На складах готовых изделий предприятий-изготовителей осуществляется складирование, хранение, подсортировка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, мар­кировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции.

Склады сырья и исходных материалов предприятий-потре­бителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.

Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения продукции производственно-технического назначения, кроме пе­речисленных выше, выполняют также следующие функции: обеспечивают концентрацию товаров, подкомлектовку продук­ции, подборку ее в нужном ассортименте, организуют достав­ку товаров мелкими партиями как на предприятия-потребители, так и на склады оптовых посреднических фирм, осуществляют хранение резервных партий.

Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства (выходные оптовые базы), принимают товары от производственных предприятий большими партиями, ком­плектуют и отправляют крупные партии товаров получателям, находящимся в местах потребления.

Склады, расположенные в местах потребления (торговые оптовые базы), получают товары производственного ассорти­мента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия.

В целом комплекс складских операций представляет собой следующую последовательность:

— разгрузка транспорта;

— приемка товаров;

— размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели);

— отборка товаров из мест хранения;

— комплектование и упаковка товаров; — погрузка;

— внутрискладское перемещение грузов.

Остановимся на характеристике отдельных операций.

Разгрузка логистическая операция, заключающаяся в освобождении транспортного средства от груза.

Погрузка логистическая операция, заключающаяся в подаче, ориентиро­вании и укладке груза в транспортное средство.

Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, от типа транспортного сред­ства, а также от вида используемых средств механизации.

Различные варианты выполнения погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами приведены на рис. 65.

 

 

Рис. 65. Различные варианты выполнения погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами: а, б, в— механизированным способом; г, д —с помощью средств малой механизации

 

Следующей, существенной с точки зрения совокупного логи­стического процесса операцией является приемка, поступивших грузов по количеству и по качеству.

Приемка грузов - в ходе различных технологических операций в составе материального потока могут происходить несанкционированные изменения, такие как порча и хищение грузов, сверхнорматив­ная убыль, недостача, излишки, несоответ­ствие ассортиментного состава. В процессе приемки происходит сверка фактических параме­тров прибывшего груза с данными товарно-сопроводительных документов.

На складе принятый по количеству и качеству груз переме­щается в зону хранения. Тарно-штучные грузы могут храниться в стеллажах или в штабелях. Некоторые способы укладки грузов на хранение приведены на рис. 66.

Рис. 66. Выполнение различных операций в зоне хранения: а, б, в— механизированным способом; г — с помощью средств малой механизации

 

Следующая операция — отборка товаров из мест хранения, может производиться двумя основными способами:

— отборка целого грузового пакета:

— отборка части пакета без снятия поддона. Эта операция может выполняться с разной степенью меха­низации.

В высотных складах тарно-штучных грузов отборщик в спе­циальном стеллажном подъемнике передвигается вдоль ячеек стеллажа, отбирая необходимый товар. Такие склады называ­ют статическими.

Другой вариант отборки реализуется в так называемых вы­сотных динамических складах. Здесь стеллажный подъемник автоматически подается к ячейке с необходимым грузом. С помощью телескопического вилочного захвата грузовой пакет выни­мается из места хранения и транспортируется к рабочему месту отборщика. Необходимое количество груза отбирается, осталь­ное подается назад в место хранения.

Максимальная высота статических складов составляет обыч­но 12 м. Для длины стеллажей оптимальным считается соотношение 1:5.

Динамические склады обычно крупнее статических. Высота стеллажей 16-24 м, но может достигать и 40 м. Длина — вплоть до 150 м.

 

Грузовая единица

Одним из ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы.

Грузовая единица — некоторое количе­ство грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Существенные характеристики грузовой единицы: размеры и способность к сохранению целостности, а также первона­чальной геометрической формы в процессе разнообразных логи­стических операций.

Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их по­грузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использо­вать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.

В качестве основания, платформы для формирования гру­зовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стан­дартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транс­портной тары.

В логистике применяется разнообразная материально-техни­ческая база. Для того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базо­вый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного сред­ства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.

Использование единого модуля позволяет привести в гар­моническое соответствие размеры материально-технической ба­зы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя (рис. 67).

На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип со­здания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые опре­деляют наружные и внутренние размеры транспортной тары. Отдельные варианты схем размещения транспортной тары на поддонах приведены на рис. 68.

Способность грузовой единицы сохранять целостность в про­цессе выполнения логистических операций достигается пакети­рованием.

Пакетирование — это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое. Это обеспечивает

Ø сохранность продукта на пути движения к потребителю

Ø возможность достижения высоких показателей эффектив­ности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ за счет их комплексной механизации и автома­тизации;

Ø максимальное использование грузоподъемности и вмести­мости подвижного состава на всех видах транспорта;

Ø возможность перегрузки без переформирования;

Ø безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.

 

Рис. 67. Принципиальная схема использования основного модуля на разных стадиях логистического процесса


Рис. 68. Примеры размещения транспортной тары различного размера на поддоне 1200х800 мм (в плане): а) тары прямоугольного сечения; б) тары круглого сечения

Рис. 69. Повышенная устойчивость грузового пакета, обандероленного

Термоусадочной пленкой

 


 

На практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.

Одним из наиболее прогрессивных методов формирова­ния грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки. Преимущества этого метода.

Высокая степень сохранности грузов. Грузовой пакет, обандероленный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость. Не вызывает разрушения па­кета даже его наклон под углом до 35 градусов (рис. 69). В результате уменьшаются потери при транспортировке, увели­чивается безопасность работы с грузом.

Грузы в термоусадочной пленке защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоять атмосферным условиям до двух месяцев. Снижается возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки сразу становится заметным.

Возможность пакетирования грузов различных размеров и формы. Упаковывать в термоусадочную пленку можно кирпич, ба­калейные товары, книги, металлические детали неправильной формы и многое другое.

Сравнительно низкие затраты труда. При использовании автоматического и полуавтоматического оборудования затраты труда на пакетирование в термоусадочную пленку в 3-4 раза меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты. Кроме того, хранящаяся в стеллаже обандероленная пленкой грузовая единица может быть вскрыта для отборки части паке­та. При этом целостность грузовой единицы не нарушается, что также дает экономию рабочего времени: не требует повторной упаковки груза.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...