Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

CASE-технологии в логистическом менеджменте




Сегодня система управления практически всех предприятий имеет ярко выраженную функциональную направлен­ность. Во главе организации имеется руководитель, ему подчи­няются заместители по направлениям, "под каждым из них" находятся подразделения, выполняю­щие определенные функции.

В основе подобной организации управле­ния лежит принцип разделения и специали­зации труда Адама Смита, описанный в его работе "Достояние народа", опубликован­ной еще в конце XVIII века. Однако в нынеш­них условиях этот подход управления становится малоэффективным по следующим при­чинам:

– функционально-ориентированная ор­ганизация не стимулирует заинтересо­ванность работающих в конечном ре­зультате, поскольку системы оценки их деятельности оторваны от результа­тивности работы предприятия в целом. Их видение происходящего чаще всего не выходит за рамки подразделений, в которых они работают, они не ориенти­рованы на целевые задачи предприя­тия. Монопольное положение каждой службы внутри предприятия, приводя­щее к тому, что работники этих служб считают себя незаменимыми в органи­зации, приводит к неоправданной и ча­сто разрушительной конкуренции между функциональными отделами и подразделениями организации;

– при функциональном подходе главным потребителем результатов труда ра­ботника является его вышестоящий на­чальник. Это означает, что каждый со­знательно или подсознательно старает­ся удовлетворить (или угодить) начальнику, а не коллеге из соседнего подразделения, а тем более клиенту. При современных тенденциях клиентной ориентации, когда клиент – "царь и бог", такой подход сразу отбрасывает предприятие на последние роли в кон­курентной борьбе за доли рынка. Умес­тно отметить, что начинать разговор о клиентной ориентации предприятия, не пройдя путь процессной ориентации, в принципе можно, но стоимость подоб­ного подхода оказывается слишком вы­сокой;

– большая часть реальных рабочих про­цессов предприятия состоит из мно­жества функций, т.е. выходит за рамки отдельных подразделений. Однако в функционально ориентированных структурах чрезмерно усложнен обмен информацией между различными подразделениями, что приводит к большим накладным расходам, нео­правданно длительным срокам выра­ботки управленческих решений, и как следствие – потере клиентов. По подсче­там аналитиков, время взаимодей­ствия между подразделениями разде­ляется следующим образом: 20% - вре­мя работы, 80% - передача результатов следующему исполните­лю. Попытки внедрения автоматиза­ции в функционально ориентирован­ных организациях (программа внедре­ния АСУ 70-х годов) привели к увеличению накладных расходов на обеспечение деятельности без повы­шения эффективности, а в ряде случа­ев – при снижении эффективности в не­сколько раз.

Иерархическая функциональная структура неизбежно обладает еще одним серьезным пороком – проявлением фунда­ментального закона искажения инфор­мации при ее передаче или закона ин­формационной энтропии. Управляю­щая информация передается в основном с помощью естественного языка, а любой естественный язык об­ладает информационной избыточнос­тью. Русский язык обладает 32%-ной ин­формационной избыточностью, что больше, чем многие другие европейские языки. В свою очередь информацион­ная избыточность является источни­ком искажения сути сообщения, т.е. при передаче через четыре уровня уп­равления информации мы имеем высо­кую вероятность получения около 100% искажений от исходного сообще­ния. По этой причине погибли и распа­лись все великие иерархические им­перии от древнейших времен до сегод­няшних дней.

Сама по себе функциональная ориента­ция управления не содержит в себе ни види­мого конфликта, ни противоречий и вполне укладывается в большинство форм органи­зационного анализа, восходящих к ньюто­новским воззрениям на способы достижения результатов в работе, т.е. выполнению ли­нейной последовательности заданий. На­пример, для военных организаций такая четко определенная иерархическая функ­циональная структура управления оправ­дана обязательными (уставными) отноше­ниями подчиненности и теми конкретными целями, которые перед ними ставятся.

Вместе с тем, реальная деятельность (т.е. дея­тельность, приносящая дополнительное ка­чество) не осуществляется вдоль линейно-функциональной иерархии, так как здесь имеют место только разрешения и приказы. Она пронизывает предприятие в виде набора биз­нес-процессов, которые в большинстве своем никем не управляются и никто за них не от­вечает, потому что бизнес-процессы не опи­саны и не документированы.

Введем несколько определений из области "процессной" терминологии.

Коммерческие и некоммерческие органи­зации производят продукты или предостав­ляют услуги, поэтому они могут рассматри­ваться как производственные системы. В свою очередь, производственные системы со­стоят из групп взаимонезависимых компо­нент, работающих вместе для достижения конечной цели. Эти компоненты определяют­ся как процессы. Таким образом, производ­ственная система состоит из группы взаимосвязанных процессов, которые обес­печивают достижение целей организации.

Процессы – это связанный набор повторя­емых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и/или ин­формацию в конечный продукт (услугу) в со­ответствии с предварительно установленны­ми правилами.

Различают основные и вспомогательные процессы. Основные процессы - это те, кото­рые добавляют качество, вспомогательные процессы формируют инфраструктуру орга­низации. Примерами процессов могут быть процессы сбыта и снабжения, процесс разра­ботки нового изделия и вывода его на рынок, процесс обслуживания клиентов. Лозунг не­фтяных компаний "от скважины до бензо­заправки" означает не что иное, как бинес-процесс макро-уровня, охватывающий весь технологический цикл.

Идея представления организации в виде набора бизнес-процессов, а управления ее деятельностью - как управление бизнес-процессами стала распространяться в кон­це 80-х годов. Лучшие компании мира нача­ли решать для себя эти задачи и на практи­ке доказали важность, эффективность, экономичность и прогрессивность перехода на клиентно-ориентированное производ­ство и процессно-ориентированную струк­туру управления производством.

Выделение бизнес-процессов, их анализ и последующее совершенствование – колос­сальный резерв для повышения конкурентоспособности компании и эффективности ее работы. Среди основных преимуществ такого подхода можно выделить простоту проведе­ния оптимизации как самих процессов, с точ­ки зрения их организации, синхронизации, взаимосогласованности, так и ресурсов, по­требляемых процессами, особенно это каса­ется человеческих ресурсов. Кроме того, ста­новится очевидность управления, нацелен­ного на конечный результат, который оценивается потребителем – клиентом про­цесса.

Пятьдесят лет назад и ранее, когда компьютерные средства поддержки инфор­мационной деятельности не были доступны, существование функционально-ориенти­рованного подхода к управлению было не только оправданным, но и единственно возмож­ным решением в управлении сложными объектами. Подобный подход позволяет де­композировать деятельность по функцио­нальному принципу и, обеспечив согласова­ние между функциями соответствующими стандартами, осуществлять осознанное уп­равление. Проблемой, не всегда видимой, здесь является наличие в исполнительных механизмах человека, скрытого иерархией структуры и "спинами начальников". Далее без исключения начинают работать известные "законы Паркинсона".

Эффективное существование функцио­нально-ориентированного управления тре­бует непрерывного, жесткого и репрессивного управления персоналом. Вместе с тем, при использовании средств поддержки ин­формационной деятельности можно охватить всю логистическую систему целиком, рассмотрев составляющие ее процессы как единое целое и введя контур исполнительно­го управления на передний план. В этом слу­чае человек как исполнительный ресурс сис­темы оказывается непосредственно вовлечен в процесс, подчиняясь его законам и логике, и отчитываясь не конкретному человеку со своими слабостями и проблемами, а процес­су, наполненному равнозначными и равноответственными элементами – людьми исполнения.

В результате система выравнивает требо­вания ко всем участникам процесса, требуя от них равного качества на всех участках, во всех процедурах, становясь саморегулирую­щейся с точки зрения качества структурой. В данном случае ключевым фактором успеш­ного существования подобной системы явля­ется использование совершенной системы управления предприятием (СУ), обеспечи­вающей оперативной информацией участни­ков процесса, собственно процесс с технологической точки зрения и руководителей предприятия. Количество уровней управления сокращает­ся до двух, численность управленческого со­става уменьшается по мере стабилизации процесса, резко возрастает эффективность процесса и его управляемость, образуется гибкость и настраиваемость управления.

Однако еще раз следует подчеркнуть, что внедрение самой совершенной системы уп­равления предприятием (СУ) в функцио­нально-ориентированную структуру не только не принесет ожидаемого эффекта, а, наоборот – увеличит накладные расходы и, как правило, снизит общую эффективность де­ятельности.

Из всего сказанного следует вывод о том, что переход на процессную, логистическую ориентацию – та неизбежность, с которой придется столк­нуться практически каждому среднему и крупному отечественному предприятию, если оно хочет не только выжить, но и успешно развиваться.

Сегодня, когда связь информационных технологий с бизнес-процессами стала еще теснее, роль моделирования бизнес-процес­сов существенно возросла. Модели бизнес-процессов находят применение даже в таких классических областях ведения бизнеса, как пооперационное исчисление стоимости, орга­низация и реорганизация технологических процессов, управ­ление качеством. Это ведет к тому, что моде­лирование бизнес-процессов все чаще рас­сматривается как еще один аспект управления бизнесом. Эффективными средствами такого управления являются CASE-системы (Computer Aided Software Engineering – Компьютерная поддержка программного обеспечения инжиниринга).

Поясним ключевые моменты описания бизнес-процессов на простом примере обра­ботки заказов. Для начала изложим общий сценарий этого процесса.

Допустим, потребитель хочет заказать из­готовителю несколько изделий. На основе ин­формации о клиенте и изделиях изучается вопрос о технической возможности и эконо­мической целесообразности изготовления данных изделий. После поступления заказа у поставщика приобретаются необходимые материалы. После получения материалов и последующего планирования заказа пред­приятие изготавливает изделия в соответ­ствии с графиком работ и отправляет их кли­енту вместе с надлежащей документацией.

На рис.31 представлены субъекты ответ­ственности (организационные единицы), уча­ствующие в рассматриваемом бизнес-процессе, причем для каждого из них показан выход, а также взаи­мосвязи (отношения) в виде контекстных ди­аграмм или диаграмм взаимодействия. Пос­ледовательность выполнения процессов здесь не отражена, тем не менее можно полу­чить исходное представление о структуре бизнес-процесса. В сложных процессах не­сметное множество обменов между различ­ными деловыми партнерами подчас может привести в замешательство. Помимо различ­ных взаимодействий, сюда можно ввести функции субъектов ответственности. На ди­аграмме это сделано лишь в нескольких узлах.

 

 

 


 

 

Диаграммы взаимодействия широко при­меняются в теории бизнеса. Представленная на рис.31 диаграмма по сути является организационным потоком рассматриваемого бизнес-процесса. Организационный поток отражает взаимодействие организационных единиц, обеспечивающих осуществление данного бизнес-процесса.

Кроме организационного потока, бизнес-процесс сопровождают функциональный, выходной и информационный потоки.

Функциональный поток описыва­ет тот же бизнес-процесс при помощи подлежащих выполнению функций с указанием их последовательнос­ти. Главная роль здесь отводится не субъек­там ответственности, как это было на диаграмме взаимодействия организационных единиц, а динамич­ной последовательности функций. Функциональные потоки представляют собой последовательности выполнения фун­кций для создания выхода и, таким образом, они могут характеризовать бизнес-процесс.

Потоки выходов определяют главное содержание бизнес-процесса. Цель любого бизнес-процесса состоит в создании выхода для получения вознаграждения в виде другого выхода. В нашем примере выхо­дом производителя является выполнение за­каза клиента, а вознаграждением – получе­ние денежных средств, хотя в процессе про­изводства создается также промежуточный выход, возникающий в результате выполне­ния функций.

Понятие "выход" весьма неоднозначно. В наиболее общем смысле выход в бизнесе есть результат производственного процесса. Вы­ход может быть физическим (материальный выход) и нефизическим (услуги). В то время как материальный выход легко поддается оп­ределению (например, доставка материала, изготовленные детали или даже готовый про­дукт), с понятием "услуги" дело обстоит сложнее, поскольку оно охватывает услуги самого разнообразного характера. Вот лишь некоторые примеры:

– театральные представления (драмати­ческие спектакли, концерты), где выходом является исполнение на сце­не; потребление этого выхода происхо­дит одновременно с его созданием;

– банковские услуги в виде займов или кредитов; в этом случае услуга со­стоит в предоставлении необходимых денежных средств и сама по себе явля­ется результатом других банковских услуг (проверка кредитоспособности, услуги по депозиту и т. д.);

– услуги по страхованию;

– услуги государственного сектора (вы­дача водительских удостоверений, удо­стоверений личности и т. д.).

Немаловажная характеристика выхода – его востребованность стороной, не являю­щейся его производителем. Иными словами, на данный выход должен быть спрос. Необхо­димыми предпосылками служат поступле­ние заявки от клиента и наличие договорен­ности о цене. На каком уровне существует здесь отношение клиент-поставщик – меж­ду внешними деловыми партнерами или между внутренними организационными единицами – значения не имеет. Цена может быть рыночной либо речь может идти лишь о внутрифирменных расчетах. Кроме того, не­существенно, имеем ли мы дело с запрашива­емой ценой или фактически уплачиваемой. Если сторона, приобретающая услугу, осоз­нает ее денежную стоимость – этого доста­точно. Внутрифирменные услуги, так же, как и некоторые внешние услуги государствен­ного сектора, иногда предоставляются бес­платно.

Для повышения прозрачности выхода су­ществует тенденция к описанию внутрифир­менного выхода и начислению соответствую­щей стоимости. Так же обстоит дело и в госу­дарственном секторе. На рис.32 под символом каждого выхода указана создающая его фун­кция. В данном случае выходом являются ин­формационные услуги, например, "прове­ренный заказ", "производственный план", "заказ", "документация на заказ", "заказ на отправку". Изделия же, представляющие со­бой непосредственный результат процесса производства, рассматриваются как матери­альный выход. Доставленные изделия – ре­зультат услуги "транспортировка".

На рис.32 показан результат процесса "из­готовление изделия", т.е. материальный вы­ход в виде изготовленного изделия. Анало­гичным образом в процессе изготовления вы­полняется и документируется проверка качества. Все данные, относящиеся к заказ­чику, фиксируются в "документации на за­каз", которая сама по себе является услугой по предоставлению информации. После исполнения каж­дой внутрифирменной функции описывается поставляемый ею выход, который в свою оче­редь поступает в следующий процесс уже в качестве входа. Чтобы не перегружать диаг­рамму, организационные единицы на рисун­ке опущены. Приведенная иллюстрация вы­ходного потока не позволяет однозначно опи­сать последовательность выполнения функций.

Информационный поток. Помимо информационных услуг, компо­нентами процесса являются и другие данные, используемые для описания инфраструкту­ры бизнес-процессов.

На рис. 33 представлены информационные объекты бизнес-процесса и данные, которы­ми они обмениваются. Объекты, отнесенные к разряду информационных услуг, обведены двойной рамкой. Показаны также информа­ционные объекты, описывающие контекст­ную среду бизнес-процесса, например, дан­ные, касающиеся поставщиков, изделий или графиков работы. Эти данные необходимы для создания информационных услуг. На­пример, при проверке заказов проверяется кредитоспособность заказчика и наличие ма­териально-производственных запасов.

Каждый информационный объект имеет свое имя, кроме того, ему можно присвоить и другие атрибуты. Функции процесса, работающие с информационными объектами, являются частью объектов, предоставляющих информационные услуги. Можно соотнести функции и с другими информационными объектами, однако это будут уже подфункции по отношению к функциям процесса, рассматривавшимся до сих пор. Например, детальную функцию "проверка кредитоспособности" можно соотнести с информационным объектом КЛИЕНТ в рамках функции процесса "проверка заказа".

Поскольку поток данных активизируется функциями, связанными с информационны­ми объектами, функциональный поток на рис.33 более или менее просматривается. Однако если один информационный объект обраба­тывается несколькими функциями или если одна функция требует нескольких потоков данных, то однозначно проследить функцио­нальный процесс невозможно.


 


Ни один из представленных здесь потоков (организационный, функциональный, выход­ной и информационный) не позволяет смоде­лировать бизнес-процесс полностью. Следо­вательно, необходимо собрать все описания воедино. Для этого можно взять за основу одно из описаний, а затем интегрировать его с остальными. Поскольку к определению бизнес-процес­са ближе всего подходит поток функций, обычно его берут за отправную точку. В принципе, в этой роли можно использовать информаци­онные потоки.

Модели бизнес-процессов можно проекти­ровать на разных уровнях абстрагирования. Рассмотренная выше модель бизнес-процес­са относилась к обработке заказов. В этом примере описывалась не столько реальная процедура обработки заказов клиентов, сколько некоторый обобщенный процесс об­работки заказов, представляющий собой аб­стракцию реально осуществляемого процес­са. Такой вид описания называется типом бизнес-процесса.

Если рассмотреть какой-нибудь фрагмент производ­ственного процесса обработки отдельного за­каза, то здесь каждый объект, фигурирующий в бизнес-процессе, конкретизируется присво­ением ему определенного имени или набора имен. Для управления конкретными процес­сами используются конкретные модели биз­нес-процессов.

В производственном секторе это обычно составление графиков работ, ко­торые служат описанием производственного процесса для изготовления отдельных дета­лей или выполнения производственных зака­зов.

В административном секторе конкретные модели бизнес-процессов реализуются с по­мощью систем управления, которые автоматизируют управление потоками документов и работ. Следователь­но, они должны иметь доступ к информации, касающейся управляющей структуры и от­ветственных субъектов, а также технических средств применительно к каждому бизнес-событию.

Конкретные бизнес-процессы на­зываются э кземплярами. Между типом биз­нес-процесса и экземпляром этого процесса существует отношение класс – экземпляр.

Совокупность конкретных процессов об­работки заказа составляет класс, или тип, на­зываемый "бизнес-процесс обработки зака­за". Конкретные процессы являются экземп­лярами (элементами) этого класса. Классы "перенимают" характеристики своих эле­ментов, хотя каждый из классов – это абст­ракция отдельных его экземпляров.

Уровни типа занимают важнейшее место в моделировании бизнес-процессов. Для под­держки организационных и реорганизацион­ных мер необходимо не только "ноу-хау" по каждому бизнес-процессу, но и "ноу-хау" отно­сительно всей структуры процессов в органи­зации. В конце концов, целью организацион­ных изменений является усовершенствова­ние всего процесса. Таким образом, экземпляры "выстраиваются" в соответ­ствии с новой, усовершенствованной схемой. Благодаря обработке исключений, возникаю­щих в ходе выполнения процесса и "выпада­ющих" из его структуры, можно учитывать конкретные отклонения отдельных экземп­ляров. Представление экземпляров называется 1-м уровнем описания; уровни типа называ­ются 2-м уровнем описания.

Таким образом, 1-й и 2-й уровни находят­ся в таком же отношении, как классы и экзем­пляры. Каждый класс характеризуется име­нем и перечнем атрибутов, описывающих со­ответствующий экземпляр. Например, класс КЛИЕНТ характеризуется атрибутами "но­мер клиента", "имя клиента" и "платежный период". Экземпляры, имеющие эти характе­ристики, являются предметом описания на 1-м уровне.

Для дальнейшей характеристики классов можно перечислить прилагаемые к ним фун­кции. Группировка классов всегда вызывает не­которые затруднения. Поэтому при описании понятия "заказ" мы будем абстрагироваться только от специфических свойств конкретного заказа. В результате получаем классы "оформлен­ный заказ" и "готовый заказ". На 2-м уровне мы абстрагируемся от свойств "оформленный" и "готовый" и создадим из этого под­множества родительский класс "заказ". Та­кая операция называется обобщением и на структурных схемах обо­значается символом "треугольник" (рис.34).

 
 

 

 


При обобщении величины группируются в родительские классы. При этом экземпляры заказа 1-го уровня становятся и экземпляра­ми класса "заказ". Классу "заказ" приписы­вается в качестве свойства "состояние заказа", что позволяет соотнести с каждым экземпляром класса состояние процесса, описав заказ как "оформленный" или "готовый". Станок и пресс, обобщаясь, становятся "ресурсом".

Таким образом, 2-й уровень содержит свя­занные с предметной областью классы описа­ний бизнес-процесса. Что касается новых классов, формируемых из аналогичных (по­хожих) классов 2-го уровня путем абстраги­рования от их отношений с конкретной облас­тью, то они присваиваются 3-му уровню, ко­торый является метауровнем. При этом классы 2-го уровня становятся эк­земплярами этих метаклассов. Например, класс "материальный выход" включает эк­земпляры "материал" и "изделие", а также обобщенное понятие "деталь". Класс "инфор­мационные услуги" охватывает понятие "за­каз" вместе с двумя его дочерними классами, а также понятие "сертификат". Формирова­ние этого класса зависит и от его назначения. В роли элементов метаклассов могут высту­пать либо обобщенные классы 2-го уровня, либо их подклассы.

Таким образом, классы на 3-м уровне мо­делирования определяют каждый объект, необходимый для описания фактов на 2-м уровне. Эти объекты служат стандартными блоками, или "кирпичиками" для описания приложений на 2-м уровне. С другой стороны, поскольку классы 2-го уровня используют терминологию 1-го уровня, то объекты 3-го уровня образуют также инфраструктуру для описания конкретных бизнес-процессов.

Этот процесс абстрагирования можно про­должить, группируя теперь уже классы 3-го уровня и относя полученные группировки к мета2-уровню. Затем выполняется абстраги­рование от содержания модели. Такой подход к структурному моделированию позволяет создавать обобщенные модели, инвариантные к содержанию конкретного бизнес-процесса.

 

Контрольные вопросы:

1. Опишите основные функции и формы организации логистического управления.

2. Как выглядит структура централизованного управления материально-техническим обеспечением при сгруппированной организации служб?

3. Опишите схему централизованного управления материально-техническим обеспечением при разбросанной организации служб.

4. Приведите структуру децентрализованного управления обеспечением при сгруппированной организации служб.

5. В чем особенности децентрализованного управления обеспечением при разбросанной организации служб?

6. Охарактеризуйте механизм межфункциональной координации управления материальными потоками.

7. Опишите структуру органа управления материальным потоком в корпорации с металлоемким производством.

8. В чем особенности структуры управления материальным потоком в фирме, ориентированной на выпуск потребительских товаров?

9. Опишите функции контроллинга в логистической системе.

10. Охарактеризуйте экономические методы государственного регулирования в организации матералопотоков.

11. Опишите основные принципы логистического процессного управления.

12. Что такое CASE-технологии и в чем состоит эффективность их использования в логистическом менеджменте?

13. Как производится обобщение величин в родительские классы?

14. Опишите уровни моделирования бизнес-процессов.

 

 

ГЛОССАРИЙ

Базовый модуль - условная единица площади, представляющая собой прямоугольник со сторонами 600x400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.

Ведущая деталь - деталь, имеющая наибольшую длительность цикла изготовления по сравнению с другими деталями данного комплекта

Вместимость вагона - произведение длины вагона на его ширину и высоту, т.е. полный объем вагона

Водоизмещение судна - масса или объем воды, вытесняемой плавающим судном

Вспомогательная площадь склада - площадь, занятая проездами и проходами

Гарантийные (страховые) запасы - запасы, постоянные по величине, и предназначенные для обеспече­ния непрерывного снабжения производства или торговли в случае непредвиденных обстоятельств

Грузовая единица - некоторое количество продукции, которое погружают, транспорти­руют, выгружают и хранят как единую массу

Грузовместимость судна - способность судна вместить груз определенного объема

Грузоподъемность вагона - количество груза в тоннах, которое может быть погружено в дан­ный вагон в соответствии с прочностью его ходовых частей, рамы и кузова

Грузоподъемность судна - перевозочная способность судна, выраженная в тоннах

Группа изделий А - наиболее ценные изделия, на долю которых приходится около 80% общей стоимости изделий, выпущенных фирмой, они составляют около 15-20% наименований всего выпуска продукции

Группа изделий В - средние по стоимости изделия (примерно 10-15% общей стоимо­сти выпуска), но в количественном отношении они составляют около 30% общего выпуска

Группа изделий С - самые дешевые изделия (примерно 5-10% от общей стоимости вы­пуска) и самые массовые по количеству наименований (более 50% общего выпуска)

Дедвей т (или полная грузоподъемность) - количество тонн груза, которое может принять судно сверх собст­венной массы до осадки по грузовую марку

Документ доставщика – документ, применяемый, когда поставщик пользуется транспортом другой фирмы, в котором указываются: название и адрес отправи­теля; описание продукции; количество мест; масса (вес) продукции; особенности транспортировки; название доставщика

Задача "сделать или купить" - обоснование альтернативного решения вопроса о степени исполь­зования в производственном процессе либо собственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование) и собственных предметов труда (изготовленных своими силами заго­товок, полуфабрикатов, комплектующих изделий), либо наемного транспорта, лизинга оборудования, аренды складов, а также закуп­ки полуфабрикатов или комплектующих изделий

Закупочная логистика – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами, товарами

Запаздывания в системе с обратной связью - интервалы времени, возникающие между моментом получения ин­формации, принятием решений, основанных на этой информации, и процессом выполнения этих решений.

Интермодальная система - система доставки грузов несколькими видами транспорта по еди­ному перевозочному документу с передачей грузов в пунктах пере­валки с одного вида транспорта на другой без участия грузовла­дельца

Информационная логистика - отрасль логистики, организующая поток данных, сопровождающий материальный поток, и являющаяся звеном, связывающим снабже­ние, производство и сбыт

Код EAN-13 - 13-значный код, применяемый для кодирования товаров народного потребления и содержащий информацию о стране, предприятии-производителе товара, характеристике товара и контрольную цифру

Коммерческая логистика - область логистики, охватывающая процессы коммерческой дея­тельности по закупке сырья и материалов, сбыту готовой продук­ции

Конкурсные торги (тендеры) - распространенная форма поиска потенциальных поставщиков на основе конкурсного отбора их письменных предложений в соот­ветствии с заранее сформулированными критериями оценки

Контейнер - элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспо­соблениями для механизированной установки и снятия его с транс­портных средств, имеющий постоянную техническую характери­стику и объем не менее 1 м3

Контракт - юридически оформленная сделка между хозяйствующими субъек­тами на куплю-продажу продукции

Контрейлер - прицепной кузов автомобиля, приспособленный для перевозки вме­сте с грузом на железнодорожных платформах

Крытые вагоны - грузовые вагоны, предназначенные для перевозки ценных грузов, боящихся атмосферных осадков

Лизинг - краткосрочная или долгосрочная аренда оборудования и других технических средств за определенную плату

Логистика - интегрированная система активного управления материальными потоками на основе применения современных информационных технологий и оптимизационных экономических решений, рассматривающая в единстве материалопотоки между хозяйствующими субъектами и внутри них и направленная на достижение высоких конечных результатов деятельности

Логистическая цепь - совокупность логистических звеньев, через которые проходит дви­жение материального потока, с выделением следующих главных звеньев: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции вплоть до места ее потребления

Макрологистика - область логистики, решающая вопросы, связанные с анализом рын­ка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции рас­пределения, размещением складов на полигоне обслуживания, вы­бором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с организацией пунктов доставки готовой продукции, с выбором транзитного или складского способа товародвижения

Максимальный желательный запас - максимальная величина экономически целесообразного запаса в данной системе управления запасами

Маркировка - различного вида знаки, рисунки, надписи или условные обозначе­ния, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и ме­ры по их сохранности при транспортировке

Маршрутизация перевозок - способ организации перевозок грузов с предприятий оптовой тор­говли, основанный на формировании рациональных направлений и последовательности доставки по расписанию получателям грузов

Материальные запасы - находящиеся на разных стадиях производства и обращения продук­ция производственно-технического назначения, товары народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления

Материальный поток - совокупность грузов, деталей, товарно-матери-альных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка, сборка) операций

Машины непрерывного действия - погрузочно-разгрузочные машины, перемещающие грузы непре­рывным или почти непрерывным потоком (конвейеры, элеваторы, пневматические устройства)

Машины периодического (циклического) действия - погрузочно-разгрузочные машины, перемещающие грузы отдель­ными подъемами или штуками через некоторые интервалы време­ни (краны, тельферы, погрузчики)

Мезологистика - область логистики, осуществляющая интеграцию в одну систему нескольких фирм одной отрасли

Микрологистика - область логистики, решающая локальные вопросы в рамках отдель­ных звеньев и элементов логистики и осуществляющая управление материальными и информационными потоками на внутрипроизвод­ственном (внутрифирменном) уровне

Надежность обслуживания - гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ре­сурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимо­сти от негативных непредвиденных обстоятельств, которые могут возникнуть

Неликвидные запасы - запасы производственные и товарные, длительно неиспользуемые

Объект изучения логистики – материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки, сопровождающие производственно-коммерческую и другие виды человеческой деятельности.

Организационное направление в логистике - функциональная область логистики, осуществляющая продвижение материального потока и обеспечение снабжения и сбыта

Отправительская маркировка - маркировка, содержащая номер места (в числителе) и число мест (в знаменателе), наименование отправителя и получателя, пункт от­правления и назначения

Оферта - предложение о продаже, которое продавец рассылает потенциаль­ным покупателям своей продукции со следующими реквизитами: наименование товара, количество и качество товара, цена, условия и срок поставки, условия платежа, характеристика тары и упаковки, порядок приемки-сдачи

Пакетирование - операция формирования на поддоне грузовой единицы и после­дующее связывание груза и поддона в единое целое

Переходящие запасы - остатки материальных ресурсов на конец одного - начало следую­щего отчетного периода

Платформы - грузовые вагоны, предназначенные для перевозки длинномерных и громоздких грузов, лесных грузов

Подготовительные запасы - запасы, выделяемые в производственных и товарных запасах при необходимости подготовки продукции к использованию в произ­водстве или отпуску покупателям

Поддоны - приспособления для механизированной погрузки-выгрузки грузов, сформированных в пакет, применяемые для перевозки тарно-штучных (в ящиках, мешках, бочках, коробках), а также лесных грузов и стройматериалов

Подтверждение получения поставки - документ, используемый для информирования подразделений-потребителей о фактической доставке товаров и для контроля в бухгалтерии соответствия уведомления об отгрузке товара и копий заказа и счета

Полезная площадь склада - площадь, непосредственно занятая хранимым материалом (стелла­жами, штабелями)

Полная грузоподъемность судна - сумма массы служебного (вода, топливо, провиант) и перевозимого груза

Полувагоны - грузовые вагоны, предназначенные для перевозки массовых нава­лочных и лесных грузов

Пороговый уровень запаса - величина запаса, при достижении которой выдается очередной за­каз на пополнение запасов на складе

Поток - система перемещаемых объектов, множество элементов, восприни­маемое как единое целое

Предмет изучения логистики – оптимизация материальных и соответствующих им финансовых, информационных потоков, сопровождающих производственно-коммерческую деятельность

Производственная логистика - область логистики, охватывающая процессы движения материалопотоков внутри предприятия (фирмы)

Производственные запасы - запасы, формируемые на предприятиях и в организациях-потреби­телях и предназначенные для обеспечения бесперебойности произ­водственного процесса; к ним относятся предметы труда, посту­пившие к потребителю различного уровня, но еще не использован­ные и не подвергнутые переработке предприятий

Производственный цикл изготовления изделия - цикл, включающий длительность цикла изготовления заготовок, длительность цикла механической обработки, длительность цикла сборки и время межцеховых перерывов

Пропускная способность склада - количество груза, которое может пройти через склад за определен­ный период (месяц, год) при максимальном использовании емкости и при данной средней продолжительности хранения

Разбросанная служба снабжения - служба, характеризующаяся тем, что ее линейные подразделения, выполняющие отдельные функции (снабжение, сбыт, хранение за­пасов, перевозки), рассредоточены по двум или более специализи­рованным отделам

Распределительная логистика - комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе рас­пределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т.е. в процессе оптовой продажи товаров

Рейтинг - субъективная оценка какого-либо явления или объекта по заданной шкале, позволяющая осуществить первичную классификацию объ­ектов по степени выраженности общего для них свойства

Сгруппированная служба снабжения - служба, характеризующаяся тем, что все ее подразделения, выпол­няющие отдельные функции (снабжение, сбыт, хранение запасов, перевозки), находятся в ведении одного отдела

Сезонные запасы - запасы, образующиеся при сезонном характере производства про­дуктов, их потребления или транспортировки и позволяющие обеспечить нормальную работу предприятия или организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке продукции

Система "Точно в срок" - метод снабжения, с помощью которого в результате частых ("дроб­ных") поставок резко сокращаются накопленные запасы

Система запросов - метод снабжения, при котором с поставщиками заключаются типо­вые контракты на длительный период существования потребностей, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения

Система Канбан - метод управления поставками в условиях поточного производства, разработанный в Японии и учитывающий потребность, которая ис­ходит из конечного монтажа

Система планирования производственных ресурсов МРП (MRP) - метод снабжения, охватывающий 3 уровня: на первом уровне осу­ществляется программное планирование, на втором - распределение материалов, на третьем - управление закупками (т.е. фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования и возникает замкнутая система)

Система прогнозных показателей - система, при которой спрос на большие партии закупок формирует­ся на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводится в соответствие со спросом

Система электронно-информационной коммуникации клиента и поставщика - метод снабжения, при котором запрос поступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке уточняются в прямом меж­компьютерном общении

Склад - здания, сооружения, устройства, предназначенные для приемки и хранения различных материальных ценностей, подготовки их к производственному потреблению и бесперебойному отпуску потре­бителям (покупателям)

Служба снабжения - служба, осуществляющая закупку, доставку и временное хранение потребляемой хозяйствующим субъектом продукции: сырья, полу­фабрикатов, товаров народного потребления

Служебная площадь склада - площадь, занятая конторскими и другими служебными помеще­ниями

Сопроводительное письмо - документ, который обязательно сопровождает поставленную пар­тию товара и подтверждает, что эти товары предназначены именно для данной фирмы

Специализированные вагоны - грузовые вагоны, приспособленные для перевозок определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные и др.)

Специальная (предупредительная) маркировка - маркировка, указывающая способ хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузовых операций

Структура системы – относительно постоянный порядок внутренних пространственно-временных связей системы между ее элементами и взаимодействия их с внешней средой, определяющий функциональное назначение системы

Текущие запасы - запасы, обеспечивающие непрерывность движения материального потока между очередными поставками

Технологическое направление в логистике - функциональная область логистики, осуществляющая совершенст­вование технологий транспортных перевозок, складского хозяйства, информационного обеспечения, планирования и контроля

Товарная (фабричная) маркировка - маркировка, содержащая наименование изделия и название произ­водителя товара, его адрес, заводскую марку, указание сорта, стандарта (например, международных стандартов качества ИСО) и другие необходимые сведения о товаре

Товарные запасы - запасы, находящиеся у изготовителей на складах готовой продук­ции, а также в каналах сферы обращения

Транспортеры - грузовые вагоны, предназначенные для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов

Транспортная маркировка – маркировка, наносимая отправителем в виде дроби (в числителе – порядковый номер, за которым данная отправка принята к перевоз­ке по книге отправления, в знаменателе – число мест данной отправки), рядом с дробью – номер грузовой накладной

Транспортная характеристика груза - совокупность свойств груза, определяющая условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения

Транспортные тарифы - форма цены на продукцию транспорта

Уведомление об отгрузке - документ, направляемый поставщиком потребителю после подго­товки продукции к отправке и содержащий номер заказа и время поставки

Универсальные вагоны - грузовые вагоны, предназначенные для перевозки широкой номенклатуры грузов (крытые, полувагоны, платформы, цистерны)

Унитизация - объединение небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства

Формула Уилсона - алгоритм расчета оптимального размера заказа по критерию мини­мизации совокупных затрат на хранение запаса и повторение зака­за:

Централизованная доставка - обеспечение потребителей продукцией путем ее доставки со скла­дов посреднических снабженческо-сбытовых организаций их соб­ственным транспортом или транспортом общего пользования

Цистерны - грузовые вагоны, предназначенные для перевозки наливных грузов (бензин, керосин, молоко, масло и др.)

Чистая грузоподъемность судна - грузоподъемность, равная массе перевозимого груза

Штриховой код - чередование темных и светлых полос разной ширины, построенных в соответствии с определенными правилами

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бажин И.И. Информационные системы менеджмента. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.- 688 с.

2. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.- 2-е изд.- М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999.- 228 с.

3. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2000.- 375 с.

4. Логистика: Учебник/Под ред. Б.А.Аникина: 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2000.- 352 с.

5. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 271 с.

6. Основы логистики: Учеб. Пособие/Под ред. Л.Б.Миротина и В.И Сергеева.- М.:ИНФРА-М, 2000.- 200 с.

7. Промышленная логистика. /Под ред. А.А.Колобова. М.: Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана, 1997.- 204 с.

8. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник.- М.: ИНФРА–М, 2001.– 608 с.

9. Шеер А.В. Бизнес-процессы: Основные понятия. Теория. Методы./Пер. с англ. – М.: Весть-МетаТехнология, 1999.- 163 с.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

 

1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ.. 6

1.1. Объект, предмет, основные понятия и задачи логистики. 6

 
1.2. Ключевые проблемы и решения логистики в государственном 9

и частном секторах. 9

1.3. Факторы развития логистики. 10

1.4. Научные основы и методология логистики. 13

1.5. Объекты логистического управления. 24

1.6. Функциональные области логистики и их характеристики. 40

 

2. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА.. 42

2.1. Сущность, задачи и функции закупочной логистики. 42

2.2. Служба снабжения на предприятии. 42

2.3. Механизм функционирования закупочной логистики. 44

2.4. Анализ, определение потребности и расчеты количества

заказываемых материалов. 47

2.5. Выбор метода закупок. 48

2.6. Проблема: закупки или организация собственного производства. 49

2.7. Получение предложений и их оценка. 51

2.8. Основные требования к выбору поставщика. 53

2.9. Оценка результатов работы с поставщиками. 54

2.10. Документальное оформление заказа и поставок. 61

2.11. Проверка качества и количества полученной продукции. 62

2.12. Правовые основы закупок. 63

 

3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА.. 65

3.1. Сущность и задачи производственной логистики. 65

3.2. Расчет длительности производственного цикла партии деталей. 66

3.3. Расчет оптимального размера партии. 67

3.4. Расчет длительности производственного цикла изделия. 68

3.5. Анализ ABC.. 69

 

4. ЛОГИСТИКА ЗАПАСОВ.. 71

4.1. Назначение и виды товарно-материальных запасов. 71

4.2. "Толкающие" и "тянущие" системы управления запасами. 74

4.3. Система с фиксированным размером заказа. 78

4.4. Система с фиксированным интервалом времени между заказами. 82

4.5. Система с установленной периодичностью пополнения запасов. 84

до постоянного уровня. 84

4.6. Система "Минимум-максимум". 87

4.7. Преимущества и недостатки различных систем управления

запасами. 89

 

5. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА.. 91

 

6. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА.. 94

6.1. Транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров. 94

6.2. Выбор вида транспорта. 96

6.3. Материально-техническая база различных видов транспорта. 98

6.4. Транспортные характеристики и маркировка грузов. 100

6.5. Транспортные тарифы и правила их применения. 102

6.6. Базисные условия поставки. 105

6.7. Логистические системы сбора и распределения грузов. 107

6.8. Выбор перевозчика фирмой. 109

6.9. Методы выбора перевозчика. 111

 

7. СКЛАДСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ПРОДУКЦИИ

В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ. 114

7.1. Склады и их классификация. 114

7.2. Функции складов. 114

7.3. Координация деятельности посреднических складских предприятий. 115

и транспортных складских баз. 115

7.4. Собственный склад фирмы или склад общего пользования. 117

7.5. Количество складов и размещение складской сети. 118

7.6. Система складирования как основа рентабельности работы склада. 119

7.7. Особенности складской подсистемы "Здание". 120

7.8. Грузовая единица – элемент логистики. 121

7.9. Расчет площади складов. 124

7.10. Определение потребности в подъемно-транспортном

оборудовании. 127

7.11. Показатели работы складов. 128

7.12. Выбор оптимального варианта системы складирования. 129

 

8. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА.. 131

8.1. Информационная инфраструктура. 131

8.2. Использование в логистике технологии автоматизированной

идентификации штриховых кодов. 135

8.3. Функции логистической информационной системы.. 137

 

9. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ.. 146

9.1. Основные функции и формы организации логистического

управления. 146

9.2. Механизм межфункциональной координации управления

материальными потоками. 152

9.3. Контроллинг в логистических системах. 157

9.4. Экономические методы государственного регулирования. 158

9.5. CASE-технологии в логистическом менеджменте. 160

 

ГЛОССАРИЙ.. 172

 

ЛИТЕРАТУРА.. 179

 

Учебное издание

Бажин Игорь Иванович

ЛОГИСТИКА

 

Редактор Т. И. Арсеньева

 

Фото Д.С.Кашканова

 

ЛР

 

Подписано к печати

Формат 60х84 1/16. Гарнитура Times

Печать офсетная. Бумага офсетная.

Усл. печ. л. 12,5. Уч.- изд. л. 12,8.

Тираж 5 000 экз. Заказ 4605. Изд.№ 116.

 

Консум

 


· Walter F. Friedman "The Efficiencies in Distribution", Drug Topics.- Oradell, NU: Medical Economics Co., 1982

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...