Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень рекомендуемой литературы




Основная литература:

5.1.1. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. Учебное пособие для вузов: 2-е изд., исправ. и доп.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 396 с.

Дополнительная литература:

5.1.2. Давлицарова К.Е. Основы ухода за больными. Первая медицинская помощь. Учебное пособие для учащихся техникумов и колледжей, студентов вузов.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.- 368 с.

5.1.3. Полный справочник по уходу за больным / Ю.Ю. Елисеев. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.- 1008 с.

5.1.4. Фролов Л.А. Общий уход за больными. Учебное пособие.- Минск: Новое знание, 2002.- 95 с.

 

Методические рекомендации (материалы) преподавателю

5.2.1. Жмеренецкая Е.В. Проведение практических занятий по дисциплине «Общий уход за больными» у студентов 2 курса лечебного факультета. Методические указания для преподавателей.- Хабаровск: ГОУ ВПО ДВГМУ, 2010.

 

Методические рекомендации студентам

5.3.1. Бандурко Л.П., Лобастова Г.С. Работа с фантомом для внутримышечных инъекций. Методические указания для студентов 2 курса лечебного факультета по дисциплине «Общий уход за больными».- Хабаровск: ГОУ ВПО ДВГМУ, 2006.- 10 с.

5.3.2. Бандурко Л.П., Лобастова Г.С. Работа с фантомом для внутривенных инъекций. Методические указания для студентов 2 курса лечебного факультета по дисциплине «Общий уход за больными».- Хабаровск: ГОУ ВПО ДВГМУ, 2006.- 12 с.

5.3.3. Жмеренецкая Е.В. Измерение артериального давления и исследование пульса. Методические указания для студентов 2 курса лечебного факультета по дисциплине «Общий уход за больными».- Хабаровск: ГОУ ВПО ДВГМУ, 2010.- 10 с.

 

4. Материально-техническое обеспечение производственной практики:

1. Мультимедийные презентации;

2. Фантом для медсестры. Тренажер универсальный типа «Гоша»- 1;

3. Фантом реанимационный -1;

4. Фантом оказания экстренной врачебной помощи-1;

5. Фантом предплечья для внутрикожных инъекций-2;

6. Фантом кисти руки с предплечьем-1;

7. Фантом таза для внутримышечных инъекций и клизм-4;

8. Фантом ягодиц для внутримышечных инъекций-4;

9. Функциональная кровать с манекеном -1;

10. Операционный стол-1;

11. Сухожаровой шкаф-1;

12. Шприцы одноразовые и многоразового пользования;

13. Жгуты-10;

14. Биксы-2;

15. Перевязочный материал (бинты, марля, вата);

16. Медицинский спирт 70%;

17. Поильники-4;

18. Тонометры-10;

19. Стойки для капельниц-3;

20. Электроотсос;

21. Инсулиновые шприцы-ручки-2;

22. Вкладыши для фантомов ягодиц, руки-20;

23. Видеофильмы-5

24. Различные виды ингаляторов;

25. Таблицы;

26. Персональный компьютер;

 

5. Образовательные технологии:

Образовательными технологиями освоения студентами производственной практики «Помощник процедурной медицинской сестры» являются работа в отделениях стационара клинической базы кафедры. На клинической базе студенты отрабатывают мануальные навыки работы младшего медицинского персонала по уходу за больными терапевтического и хирургического профиля в наиболее встречаемых и распространенных ситуаций оказания медицинской помощи пациентам в стационаре.

Практикуются интерактивные формы и метод проведения занятий производственной практики:

- использование индивидуальной, парной и групповой работы студентов,

- моделирование ситуаций по уходу за больным,

- использование ролевых игр, совместное решение проблем.

- обязательная презентация результатов деятельности студентов – индивидуальных и групповых.

IV. Формы контроля за ходом практики.

 

Текущий контроль

1.1. Дневник практики.

1.2. Журнал учета посещаемости студентов;

1.3. Ход освоения практических навыков

Заключительный контроль

2.1. Тестовый контроль

1. Для обработки рук используют спирт:

1. 96,3 %

2. 80 %

@3. 70 %

4. 50 %

2. Режим стерилизации шприцев и игл в сухожаровом шкафу:

@1. 180 С – 60 минут

2. 200 С – 45 минут

3. 2 атм (132 С) – 20 минут

4. 1,1 атм (120 С) – 45 минут

3. Подкожные инъекции производят:

@1. во внутреннюю поверхность предплечья

2. в верхнюю треть наружной поверхности плеча

3. в верхненаружный квадрант ягодицы

4. в околопупковую область

5. во внутреннюю поверхность бедра

4. Внутримышечную инъекцию производят:

@1. во внутреннюю поверхность предплечья

2. в верхнюю треть наружной поверхности плеча

3. в верхненаружный квадрант ягодицы

4. в околопупковую область

5. во внутреннюю поверхность бедра

5. Перед инъекцией подогревают до температуры 38º С:

1. туберкулин

2. инсулин

@3. масляный лекарственный раствор

4. пенициллин

5. гепарин

6. Масляные растворы вводят:

1. подкожно

2. внутрикожно

3. внутривенно

4. внутриартериально

@5. внутримышечно

7. В 1 мл раствора инсулина содержится:

1. 20 ЕД

@2. 40 ЕД

3. 60 ЕД

4.10 ЕД

5. 30 ЕД

8. При отсутствии инсулинового шприца инсулин можно ввести шприцем с ценой деления:

@1. 0,1

2. 1

3. 2

4. 0,02

5. 0,5

9. Преимущества парентерального введения лекарственных веществ:

@1. быстрый лечебный эффект и точная концентрация раствора

2. простота применения

3. разрушаются соляной кислотой и пищеварительными ферментами

4. доступность метода

5. мало противопоказаний

10. Для разведения антибиотиков используют:

1. 5 % раствор глюкозы

2. 2 % раствор гидрокарбоната натрия

3. 10 % раствор натрия хлорида

@4. 0,9 % раствор натрия хлорида

 

2.2. Ответ на вопросы билета (защита курсовых работ)

2.2.1. Ситуационные задачи

1. Больному необходимо ввести 32 ЕД инсулина. На посту не оказалось инсулинового шприца. Действия медицинской сестры.

2. Перед тем как сделать внутримышечную инъекцию, медицинская сестра обнаружила у больного уплотнение в месте инъекции, болезненность. Действия медицинской сестры.

3. Больному назначены инъекции 50% анальгина. Медицинская сестра выполнила внутримышечное введение иглой для подкожного введения. Правильны ли действия медицинской сестры, возможные осложнения.

4. Медицинская сестра впервые сделала больному инъекции инсулина. Через 1 час Больной пожаловался ей на сильное чувство голода, дрожание рук, потливость. Возможные причины. Действия медицинской сестры.

5. При внутривенном введении лекарственного вещества пациент почувствовал боль и жжение в месте инъекции. Возможные причины. Действия медицинской сестры.

Эталон ответов на задачи:

1. Инсулин можно ввести шприцем емкостью 1,0 мл. цена деления на шприце 0,1 мл=4 ЕД. Медицинская сестра должна набрать 0,8 мл или 8 делений на шприце (32 ЕД:4 ЕД+8 делений).

2. У больного инфильтрат. Вводить в это место лекарственное вещество нельзя. Необходимо сообщить об этом врачу. На место инфильтрата наложить п/спиртовой раствор, йодную сетку.

3. Внутримышечные инъекции нельзя делать иглами для подкожных инъекций, так как это может послужить причиной развития постинъекционных инфильтратов.

4. Перед первой инъекцией инсулина медицинская сестра должна была предупредить пациента о необходимости позавтракать через 30 мин. после инъекции инсулина. У пациента развилось гипогликемическое состояние на фоне введения инсулина, так как инсулин снижает уровень сахара в крови. Необходимо дать больному сладкий чай, накормить.

5. Нарушение техники инъекции. Вливание прекратить немедленно; удалить из вены иглу, на место пункции наложить стерильную ватку, смоченную спиртом, забинтовать. Сообщить лечащему врачу.

 

2.2.2. Вопросы к экзамену

Семестр № 6.

1. Обязанности процедурной медицинской сестры лечебного учреждения. Должностные инструкции.

2. Деонтология. Основы медицинской этики и деонтологии. Моральная и юридическая ответственность медицинского работника.

3. Стерилизация. Контроль качества предстерилизационной обработки. Методы, средства и режимы стерилизации.

4. Централизованное стерилизационное отделение.

5. Профилактика передачи вирусов парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции в лечебных учреждениях. Общие меры предосторожности.

6. Искусственное питание больных парентерально.

7. Хранение в отделении препаратов списка «А» и «Б», средства для наружного, внутреннего (энтерального) и парентерального введения.

8. Парентеральный путь введения лекарственных средств. Устройство шприца и игл. Виды шприцев и игл. Современные способы стерилизации шприцев и игл. Индикаторы стерильности. Способы контроля качества стерилизации.

9. Набор лекарственных средств из ампул и флаконов, разведение твердого вещества во флаконе. Правила разведения антибиотиков. Доставка шприца к постели больного.

10. Подготовка кожи больного к инъекции. Особенности введения масляных растворов.

11. Техника внутримышечных инъекций. Возможные осложнения и их профилактика.

12. Техника подкожных и внутрикожных инъекций. Особенности введения масляных растворов, инсулина, гепарина.

13. Расчет дозы инсулина, гепарина. Правила хранения. Возможные осложнения и их профилактика.

14. Техника внутривенных инъекций. Венепункция.

15. Постоянный катетер вене, уход за ним.

16. Заполнение системы для капельного внутривенного влияния жидкостей.

17. Техника внутривенного капельного вливания. Возможные осложнения и их профилактика.

18. Кровопускание. Взятие крови для исследования.

19. Осложнения инъекций.

20. Понятие об аллергических реакциях, анафилактическом, шоке. Первая доврачебная помощь.

21. Хранение в отделении препаратов списка «А» и «Б», средств для наружного, внутреннего (энтерального) и парентерального введения.

22. Виды медицинской документации. Характеристика основных документов. Выборка назначений из истории болезни, составление требования на лекарственные средства.

23. Получение лекарственных средств из аптеки, хранение лекарственных средств в отделении.

24. Учет ядовитых и наркотических лекарственных средств. Хранение и организация раздачи лекарств.

25. Наблюдение за дыханием, подсчет дыхательных движений. Создание больному удобного положения в постели.

26. Методы оксигенотерапии. Техника безопасности при работе с кислородным баллоном. Признаки отравления чистым кислородом.

27. Первая доврачебная помощь при удушье, кровохаркание и лёгочном кровотечении.

28. Понятие об артериальной гипертензии, сердечной и сосудистой недостаточности.

29. Исследование артериального пульса. Цифровая и графическая запись. Техника измерения артериального давления.

30. Оказание первой доврачебной помощи при болях в области сердца, удушье, подъёме АД, при обмороке.

31. Понятие об основных патологических симптомах при заболеваниях органов пищеварения: боли в животе, диспепсические явления, желудочно-кишечные кровотечения, желтуха и т.д.

32. Оказание первой доврачебной помощи при рвоте. Сбор рвотных масс и направление их в лабораторию. Промывание желудка.

33. Оказание первой доврачебной помощи при желудочном кровотечении.

34. Понятие об основных патологических симптомах при заболеваниях почек и мочевыводящих путей: боли в пояснице, расстройства мочеиспускания, лихорадка, отеки, повышение АД и т.д.

35. Наблюдение за мочеиспусканием, его чистотой и характером.

36. Мероприятия при острой задержке мочи, вызов рефлекса на мочеиспускание.

37. Отделение реанимации и интенсивной терапии.

38. Структура, оснащение, оборудование, общие принципы организации труда.

39. Общие правила ухода за тяжелыми и агонирующими больными.

40. Понятие о реанимации.

41. Уход за больными, находящимися в бессознательном состоянии.

42. Констатация смерти и правила обращения с трупом.

 

2.3. Прием практических навыков

Контрольные вопросы для проверки уровня усвоения навыков полученных при прохождении практики.

1. Набор лекарственных средств из ампул и флаконов, разведение твердого вещества во флаконе.

2. Правила разведения антибиотиков.

3. Доставка шприца к постели больного.

4. Подготовка кожи больного к инъекции.

5. Особенности введения масляных растворов.

6. Техника внутримышечных инъекций.

7. Техника подкожных и внутрикожных инъекций.

8. Особенности введения масляных растворов, инсулина, гепарина.

9. Расчет дозы инсулина, гепарина.

10. Техника внутривенных инъекций.

11. Венепункция.

12. Постоянный катетер вене, уход за ним.

13. Заполнение системы для капельного внутривенного влияния жидкостей.

14. Техника внутривенного капельного вливания.

15. Кровопускание. Взятие крови для исследования.

16. Первая доврачебная помощь при аллергических реакциях.

17. Выборка назначений из истории болезни, составление требования на лекарственные средства.

18. Хранение лекарственных средств в отделении.

19. Учет ядовитых и наркотических лекарственных средств.

20. Первая доврачебная помощь при удушье, кровохаркание и лёгочном кровотечении.

21. Исследование артериального пульса. Цифровая и графическая запись.

22. Техника измерения артериального давления.

23. Оказание первой доврачебной помощи при болях в области сердца, удушье, подъёме АД, при обмороке.

24. Оказание первой доврачебной помощи при рвоте. Сбор рвотных масс и направление их в лабораторию. Промывание желудка.

25. Оказание первой доврачебной помощи при желудочном кровотечении.

26. Наблюдение за мочеиспусканием, его чистотой и характером.

27. Мероприятия при острой задержке мочи, вызов рефлекса на мочеиспускание.

28. Общие правила ухода за тяжелыми и агонирующими больными.

29. Сердечно-легочная реанимация.

30. Констатация смерти и правила обращения с трупом.

 

Критерии оценки экзамена по производственной практике:

Заключительный контроль осуществляется сдачей экзамена в специально выделенный деканатом день на кафедре сестринского дела (3 неделя сентября).

К экзамену допускаются студенты, выполнившие всю программу
(20 дней по 6 аудиторных часов).

На экзамен студент должен явиться, имея при себе следующие документы:

1. Зачетную книжку.

2. Документ, подтверждающий прохождение практики в данном лечебном заведении, заверенный главным врачом больницы или зам. главного врача по лечебной работе и печатью ЛПУ (отрывной корешок к путевке на практику №__).

3. Оформленный дневник практики, подписанный руководителями практики за каждый день, заверенный подписью базового руководителя и печатью ЛПУ на титульном листе и в конце.

4. Производственную характеристику студента-практиканта, заверенную подписью базового руководителя и печатью ЛПУ;

5. УИРС.

6. Материалы санитарно-просветительной работы в дневнике или отдельно.

Предварительно проводится тестовый контроль.

Экзамен проводится с участием сотрудников кафедры сестринское дело, непосредственных руководителей практики по билетам, включающих 2 вопроса и 1 практическую задачу.

При проведении экзамена ведется собеседование по вопросам производственной практики. Студентам могут задаваться вопросы теоретического и практического характера с возможностью демонстрации отдельных манипуляций на фантомах, касающиеся техники выполнения тех или иных процедур, ситуационные задачи.

Студенты должны быть готовы к ответам на анкеты по впечатлению о практике, рекомендациям и пожеланиям в адрес кафедры и лечебного учреждения по организации проведения практики.

Критерии оценки за работу на практике, учитываемые на экзамене

1. Теоретическая подготовка (не ниже 3-его уровня усвоения):

– решение типовых задач, структурно-логических ситуации;

– правильная формулировку, точное определение;

– аргументировать свой ответ с использованием межпредметных и внутрипредметных связей.

2. Владение практическими навыками на уровне стандартов профессиональной деятельности.

3. Активность и интерес к выполняемой работе.

4. Соблюдение этико-деонтологических требований.

5. Коммуникативные навыки.

6. Внешний вид.

7. Соблюдение внутреннего распорядка и графика работы.

8. Объем выполненной программы практики.

По результатам собеседования и оценки в характеристики студент получает общую оценку по предмету («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») в зачетную книжку.

Итоговая оценка за практику складывается из оценки за работу, за дневник, за аттестацию практической подготовки с отчетом УИРС.

 

V. ПРИЛОЖЕНИЕ.

Дневник практики.

Дневник заполняется ежедневно в конце рабочего дня и подписывается базовым руководителем (старшей медицинской сестрой отделения) или постовой медицинской сестрой, проверяется и подписывается курсовым руководителем.

В первый день практики описывается отделение, с которого студент начал проходить практику, его расположение, количество коек, распределение коек по палатам, организацию работы отделения, распорядок дня, штатное расписание и т.д.

В манипуляционном листе ежедневно отражается количество выполненных манипуляций, вся выполненная работа перечисляется за каждый час, в конце подводится цифровой итог проведенной работы.

В записях в дневнике студент должен четко выделить:

а) что видел и наблюдал;

б) что им было проделано самостоятельно;

в) проведенная сан. просветительная работа с указанием темы, вида (беседа, сан. бюллетень), для кого проведена, числа присутствующих.

Ежедневно студент подводит цифровой итог проведенной работы.

В случае нарушения графика работы, программы практики, студенту в дневнике о данном факте руководители практики обязаны сделать отметку и выставить сроки отработки (взыскание) независимо от предоставляемых оправдательных документов. Студент, в свою очередь пишет в дневнике объяснительную. Отрабатываемые по взысканию часы работы оформляются на отдельных листах – Отработка пропущенного рабочего времени.

Последний лист – анкета.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...