Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Искусство как эстетический феномен




3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Искусство является целостным феноменом культуры, обладающим рядом специфических черт и признаков, которые, в свою очередь, динамичны и разнообразны в каждой культуре. Целостность искусства определяется теми критериями, которыми определяется функциональность и понимание сущности искусства как феномена в конкретной культуре.

Многообразие проявлений искусства в видах обусловлено динамикой культурного развития. Каждая культура создает свои виды искусства и «отбирает» для себя некоторые из тех, которые создали другие культуры. Поэтому можно говорить о системности искусства и его морфологии только в рамках конкретного культурного контекста.

В эстетике возникло несколько моделей морфологии искусства, а также представлений о его структуре.

Первая модель основана на акцентировании преобладания в произведении искусства объективного или субъективного начал: изобразительные виды искусства (преобладание объекта), выразительные виды искусства (преобладание субъекта) и изобразительно-выразительные (в которых эти начала равнозначны).

Вторая модель выделяет пространственно-временное существование художественного образа в произведении искусства: временное, пространственное, пространственно-временное.

Третьей моделью видообразования можно считать способ восприятия художественного произведения определенными органами чувств: визуальные и аудиторные виды искусства.

Четвертая модель классификации подразделяет виды искусства на изящные (свободные, фундаментальные) и прикладные (практические, сервисные).

Общепризнанным является тот факт, что древнее искусство было синкретично и строилось на нерасчлененности художественного мышления. Рождение различных видов искусства явилось результатом развития человеческой культуры. Однако разные виды искусства не существуют раздельно друг от друга, а постоянно взаимодействуют. Сам процесс взаимодействия входит как обязательный в сферу реального бытия искусств. Первым это доказал Лессинг в «Лаокооне».

В эстетике и искусствоведении наших дней существует деление на традиционные виды искусства (музыка; живопись; скульптура; архитектура; литература; декоративно-прикладное искусство).

В классической эстетике есть также синтетические виды искусства, объединяющие в себе несколько традиционных видов (хореография; цирк; театр; кино и др. ). Однако все перечисленные виды морфологии искусства представляются однобокими и неполными.

Искусство - это сложное явление, которое существует как целостность и в то же время разнообразно по своим проявлениям. Цело-

Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

стный взгляд на искусство как единую систему предполагает представление его как стереофоническую, многоплоскостную систему относительно самостоятельных, но взаимосвязанных друг с другом элементов. Такой взгляд возможен только при рассмотрении каждого вида искусства как сложной подсистемы искусства.

Вопросы и творческие задания                                   '■ '

1. Что такое морфология искусства?

2. Какие существуют принципы в разных моделях морфологии искусства? В чем их недостатки и в чем достоинства?

3. Сделайте таблицу сравнения систематизации видов искусства Г. Гегеля и А. Шопенгауэра.

4. Подготовьте сообщения на темы:

- Музыка как выразительное искусство.

- Скульптура как пространственное искусство.

- Изобразительность в живописи.

- Интерпретация и исполнение как эстетическая проблема.

- Выразительное и изобразительное в разных видах искусства.

Темы для дискуссий и размышлений

1. Спортивные танцы - это спорт или искусство?

2. Как можно типизировать с позиций морфологии мультипликацию?

3. Является ли самостоятельным видом искусства видеоклип?

4. Можно ли считать искусством рекламу?

Советуем прочитать

1. Каган М. С. Морфология искусства: Ист -теорет. исслед-е внутр. строения мира искусств. Ч. 1; 2, 3 - Л., 1972.

2. Александрова И. В. Диалоги искусств: Учеб. пособие по курсу «Культурология» - Мн., 2001.

3. Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. - М., 1995.

4. Иоффе И. И. Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления. - Л., 1933.

Архитектура

Архитектура (зодчество) - вид искусства, основанный на проектировании и создании зданий, сооружений и комплексов, нацеленый на эстетическое оформление и организацию пространственной среды человека.

3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Архитектура представлена совокупностью всех мировых построек, территориальной застройкой, комплексом сооружений, сборным зданием, особым зданием, открытым или закрытым помещением. В ней проявляется перенесение функциональности здания в сферу его художественного оформления. Здание получает в своем оформлении целостный образ, наделенный художественностью.

Еще в I веке н. э. Витрувий считал, что архитектура должна создаваться на основе единства красоты, пользы и прочности. Прекрасным будет то здание, где эти три компонента соблюдены и находятся в гармонии друг с другом. Со временем происходит переоценка подхода к красоте здания. Классическая симметричность фасада постепенно приходит в противоречие с критерием пользы. Поэтому на рубеже XIX и XX веков рождается новый принцип архитектурности «изнутри-наружу», наиболее ярко представленный в модерне. Модерн начинает с декора и форм отделки, потом переключается на форму здания вообще. Далее модернизация связана с использованием новых материалов, что привело к переосмыслению таких средств выразительности, как цвет, орнамент, материал.

Архитектура изначально пространственна. Человек модулирует с помощью различных материалов желаемое для себя пространство, организуя его по своим законам. Поскольку архитектура несет в себе образ желаемой человеком среды, то ее можно считать носителем человеческой субъективности.

Архитектура способна «записывать на себе» течение времени. Руины выстраивают череду событий, свидетелем которых им пришлось стать.

Архитектура многообразна по жанрам. Греческая античность в качестве главного типа сооружений имела храм, в котором жили боги. Римская античность начала строить здания светского и развлекательного характера. Средневековье воздвигало могучие крепости для защиты земной жизни человека и возвышенные храмы для его духовной судьбы. Новое время значительно расширяет прикладной спектр архитектурных сооружений от монументальных арок и мостов до общественных зданий самого разного назначения и жилых домов.

Позднее, в XIX веке, возникает новый тип сооружения - особняк, который несет в себе уже выраженное индивидуальное начало.

Художественная значимость архитектуры проявляется в ее способности отражать и запечатлевать специфику культуры, дух времени своего создания. Архитектура - отражение специфики жизни людей в данное время в данном месте. Кроме того, в архитектуре осуществляется синтезирование разных видов искусства, что делает ее способной воплощать ценностные ориентиры эпохи. Наиболее ярко это проявляется в архитектурных стилях. Всякий архитектурный стиль (барокко или классицизм, романский или модерн) воплощает1 в себе некую идею, основанную на представлении людей о

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...