Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Искусство как эстетический феномен




3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Особое место в скульптуре получает жанр фрагмента - отдельных частей тела человека. Скульптурный фрагмент возникает на основе коллекционирования фрагментов античных статуй и развивается как самостоятельное явление, обладающее новыми художественно-эстетическими возможностями для выражения содержания, в котором нет заданного сюжета, а есть только пластический мотив. Родоначальником этого жанра считают О. Родена.

Исторический жанр связан с отражением конкретных исторических событий и рассказом об их участниках. Чаще всего этот жанр реализует себя в монументальных формах.

Средства выразительности скульптуры: построение объемной формы, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, светотень, иногда цвет.

Эстетика изобразительного искусства заключается в возможности визуализации совершенства. Именно в визуализации возникло ощущение человеком красоты. В основе визуального восприятия красоты лежит способность соотносить непосредственно воспринимаемое с уже сложившимся представлением о совершенстве. Эстетический опыт изображения как никакой другой наполнен разнообразием.

Гений скульптора преобразовывает материю... Еще вчера камень лежал на земле, его попирали ногами. Назавтра толпы людей преклоняются перед ним.

Пьер Жан Давид де 'Анжи

Скульптура - это сила, выраженная в материале.

Генри Мур

 

Хороший бюст стоит биографии.

Огюст Роден

Живопись - это средство забыть жизнь.

Жорж Руо

Живопись есть грохочущее столкновение разных миров, призванных путем борьбы и среди этой борьбы миров между собой создать новый мир, который зовется произведением. Каждое произведение возникает технически так, как возник космос -оно проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой - музыка сфер. Создание произведения есть мироздание.

Василий Кандинский

Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

Сначала нужно сердцем увидеть вещи, и тогда они выйдут из-под кисти одухотворенными.                                     

ЦиБайши

Портрет - это всегда двойной образ-, образ художника и образ народа.

Эмиль АнтуанБурдель

Цвет делает человека храбрым или трусливым, цвет делает уродливым или красивым, цвет делает грустным или радостью, цвет принижает и возвышает многие предметы.

Карель фон Мандер

Живопись служит художнику орудием воплощения своего внутреннего видения.

Анре Матисс

Гармония в живописи - это взаимное уравновешивание рисунка и цвета

Анре Матисс

Вопросы и творческие задания

1. Что входит в понятие «изобразительное искусство»?

2. Почему говорят, что художники не рисуют, а пишут красками?

3. Какие существуют виды техники в живописи?

4. Как соотносятся изображение и выражение в изобразительном искусстве?

5. Как взаимодействуют живопись и скульптура с архитектурой?

6. Что такое графика?

7. Какие жанры считаются специфическими для изобразительного искусства?

8. Что такое «звучание» красок?

3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

9. Вспомните художников, в творчестве которых цвет играет главную роль?

10. Каково значение в плоскостном изображении законов перспективы?

11. Возможно ли в изображении передать движение и пространство?

12. Что такое реализм изображения?

13. В какие эпохи изобразительное искусство выдвигается на первое место среди других искусств?

Темы для рефератов

1. Творческое наследие знаменитых белорусских художников.

2. Белорусская скульптура.

3. Белорусская графика.

4. Изобразительное и выразительное в живописи.

5. Теоретическая система живописи В. Кандинского.

6. Основные идеи кубизма в творчестве и теоретических трудах П. Пикассо.

7. Гёте о цвете.

Советуем прочитать

1. Батракова С. П. Художник XX века и язык живописи. - М., 1996.

2. Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительское восприятие. - М., 1994.

3. Головин В. П. От амулета до монумента: Книга об умении видеть и понимать скульптуру. - М., 1999.

4. Хайдеггер М. Время картины мира. Исток искусства и предназначение мысли. Исток художественного творения.

5. Герчук Ю. Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства. Учеб. пособие. - М., 1998.

6. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент?: Структура и смысл орнаментального образа. - М., 1998.

7. Флоренский П. А. Иконостас. - СПб., 1994.

Литература

Литература - произведения письменности, имеющие общественное значение. В искусствознании и эстетике литература - вид искусства, в котором основным носителем и средством передачи художественного содержания является речь.

Под литературой традиционно понимают:

• художественную литературу;

• литературную критику;

Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

• публицистику;

• научную литературу;

• журналистику;

• философскую поэзию и прозу и др.

Под художественной литературой понимают всю совокупность прозаической и поэтической, устной и письменной словесной деятельности, организованной по законам художественного творчества. Наличие художественных образов, особых средств выразительности и специфического языка передачи художественной информации, а также способность вызывать эмоциональный отклик и переживание дают возможность считать художественную литературу одним из видов искусства.

Существует также утверждение, что литература является вербальной основой культуры вообще. Данное утверждение связано с тем, что язык искусства принято считать вторичной моделирующей системой, в то время как язык литературы - первичной. Однако это не совсем так. Сегодня литературу все чаще рассматривают не как искусство, а как сущностную основу культуры. Слово - не просто главное средство выразительности, а знаковая основа образности. В последнее время с наступлением эпохи постмодернизма все чаще в науке внимание приковывается к совершенно иной структурной единице художественной литературы, называемой текстом. Основным средством выразительности в постмодернистской литературе рассматривается текст. Текст в семиотике - это коммуникационная система организации знаков, обладающая определенным смыслом и художественной целостностью.

Становление художественной литературы связано со становлением художественного языка. Художественный, или литературный язык признаегся в обществе как образцовый, правильный, в отличие от жаргонов, диалектов, просторечия. Художественность языка проявляется, прежде всего, в его эстетичности и изобразительно-выразительной направленности. Интересно, что художественность языка включает в себя и то, что к нему как бы не относится - диалекты, просторечие, жаргон.

Литературой принято называть не только то, что принимает форму, запечатленную в материальном предмете (книжная печать, глиняные таблички, папирусы, рукописи, настенные надписи и т. д. ), но и то, что связано с речевым произношением, то есть озвучиванием. В науке такое разделение обычно называют устным и письменным литературным наследием. Это связано с тем, что восприятие зрительное и восприятие слуховое различным образом связаны с процессами понимания и эстетического переживания.

Основными средствами выразительности в литературе являются слово, метафора, гипербола, смысловые акценты, виды предложения, структура текста, объем и границы элементов смыслового деления,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...