Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Лексическая сочетаемость.




 

Лексической сочетаемостью называется способность слов соединяться друг с другом. В словосочетания, из которых строится высказывание, речь, одни слова свободно соединяются друг с другом, если они подходят им по смыслу, а иные имеют ограниченную лексическую сочетаемость. Так нельзя сказать я взял автобус и приехал к вам, но можно сказать я взял такси. Нельзя сказать красный крокодил, фиолетовый лимон, глубокий день.При оценке словосочетаний, если можно сказать «такого не бывает». то речь идет о семантическом несогласовании (семантической несочетаемости слов). Но бывает и так, что по смыслу слова как будто и подходят для выражения того или иного значения, но не хотят соединяться в словосочетания. Следует говорить склонить голову и преклонить колени, но не наоборот (одержать победу, но потерпеть поражение).

У тех или иных слов наблюдается ограничение семантической сочетаемости, что объясняется употреблением их в особых значениях. Н-р, слово круглый свободно сочетается со словами соответствующей предметно-тематической группы:круглый стол, лицо, луна и т.д. Но в значении«весь, целый, без перерыва (о времени) это прилагательное сочетается с немногими существительными (год, сутки); а в значении «полный, совершенный» оно сочетается с немногими существительными (невежда. глупец, дурак. отличник, сирота).

В ряде случаев причиной ограничения лексической сочетаемости оказывается закрепленность слова за устойчивыми выражениями (бархатный сезон, бабье лето).

Правила соединения слов в речи определяет и грамматическая сочетаемость, от которой зависит возможность соединения одних частей речи с другими, например, она допускает соединение N с Adj, но не допускает соединения прилагательного с числительным, притяжательного местоимения с глаголом, (нельзя сказать моя твоя не понимает).

Лексическая сочетаемость нередко выступает во взаимодействии с грамматической сочетаемостью. Так, все переходные глаголы сочетаются с существительным в вин. пад. без предлога (купил книгу), но форма этого падежа часто зависит от принадлежности сущ. к одушевленным или неодушевленным: у первых вин. пад. по форме совпадает с родительным (встретил друга), у вторых – с именительным (встретил поезд).

Ограничения сочетаемостной способности не распространяются на переносное употребление (черные мысли, щеки горят, годы летят). Ср. у писателей и поэтов: седой зимы угрозы (Пушкин), резиновая мысль (Ильф и Петров), атака захлебнулась (К. Симонов).

К нарушению лексической сочетаемости часто прибегают юмористы для придания речи комического оттенка: Население тиражного ковчега уснуло; Настал черед Жоржетты Тираспольских. Она вывела за собой табунчик девушек в сарафанах, яблоко с родинкой (Ильф и Петров). [Различные шутки: Гения признали заживо, Он был назначен директором по собственному желанию].

Лексическую сочетаемость расширяют поэты в поисках неожиданных образов: Февраль! Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд... (Б. Пастернак); Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои больные души: К утру расстреляли притихшее горное эхо... И брызнули камни, как слезы, из раненых скал... (В. Высоцкий).

Часто отмечаются так называемые «невезучие слова»: холодный кипяток, повысить кругозор, справиться с указаниями, удовлетворять современным требованиям (следует говорить удовлетворять требования и отвечать потребностям), беседа прочитана (но прочитана лекция, а беседа проведена), завершить обязательства (завершить план, выполнить обязательства), уделить значение (придавать значение, уделить внимание), улучшить уровень (улучшить качество, повысить уровень).

 

Задание.

Исправить стилистические ошибки, указав нарушение лексической сочетаемости:

1. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в душе у князя Андрея.

2. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы (проникнуты).

3. На Раскольникова в шелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы.

4. Катерина оказала протест против темного царства.

5. После гибели Ленского Ольга женится на гусаре.

6. Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.

7. Из глаз Сони беззвучно текли слезы.

8. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями.

9.Вместо с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь.

10.Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.

11. Они работали как самые отъявленные специалисты.

12. В нашем коллективе надвигались радостные события.

13. Не следует умалчивать о вопиющих достижениях наших ребят.

14. Пришли ребята, удрученные опытом работы.

 

Такие ошибки зачастую вызывают ассоциации с противоположным смыслом.

Тема 5. РЕЧЕВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

В устной речи в результате небрежности и спешки, когда говорящий не следит за правильностью выражения мысли, часто происходит случайный пропуск слова, что приводит к так называемой речевой недостаточности. Речевая недостаточность наносит серьезный ущерб не только стилистической, но и смысловой стороне речи: в предложении нарушаются грамматические и логические связи слов. Пропуск слова может совершенно исказить мысль и привести к абсурдности высказывания, например: - Дети до пятилетнего возраста проходят в цирк на руках. - Делаем только срочные переломы (на двери рентгенкабинета). Пропуск слова может стать причиной алогизма – сопоставление несопоставимых понятий. Например: - Сравните показатели первой таблицы с таблицей седьмой. (с показателями). - Язык героев В.Шукшина резко отличается от персонажей других авторов (от языка персонажей).

В результате пропуска слов нередко происходит и подмена понятий. Например:

- На выставке среди экспонатов был и филателист из Омска (экспонировался альбом филателиста). - В кабинете литературы висят великие писатели.

Речевую недостаточность как распространенную ошибку следует отличать от эллипсиса – стилистической фигуры, основанной на сознательном пропуске того или иного члена предложения для создания особой выразительности. Наиболее экспрессивны эллиптические конструкции без глагола-сказуемого, передающие динамические движения: Я за свечку, свечка - в печку! Я за книжку – та бежать и вприпрыжку под кровать (К. Чуковский). При эллипсисе нет необходимости восстанавливать пропущенные слова, так как смысл предложения ясен и введение в него уточняющих слов лишит его выразительности и легкости.

Информативность речи.

Важнейшее условие хорошей речи – богатство содержания. Содержательность означает глубокий внутренний смысл речи, богатство содержания и его полное соответствие теме выступления. Однако содержание речей не всегда оправдывает наши ожидания и может отклоняться от темы. Содержательность речи находится в прямой зависимости от ее информативной насыщенности. Не все то, что приходится говорить и слышать, содержит в себе ценную информацию. Часто выступающие вставляют в предложения ненужные вводные слова и конструкции: так сказать, как бы, вроде бы, некоторым образом, прошу прощения и т.п. (Родилась, некоторым образом четвертая дочь; извините за выражение, вроде как бы ученые...). Лишними оказываются местоимения и близкие к ним слова: Выборы – они показали... А этот – как его – вернулся; Моя дочь уже как бы выросла; Он вроде сказал, что все это как бы не имеет значения... Это так называемые слова-паразиты, употребление которых несовместимо с культурой речи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...