Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 16. Современные формы финансового оздоровления экономики




Институт банкротства как инструмент

Государственного регулирования

Национальной экономики

Целью любого государства является обеспечение устойчи­вости господствующей экономической системы — фундамента стабильности общества, его научно-технического прогресса, ма­териального и нравственного благополучия нации. Устойчи­вость экономической системы государства в значительной мере определяется платежеспособностью всех хозяйствующих субъ­ектов. Именно она создает основу для эффективного функцио­нирования национальной экономики, а кризис платежей, на­против, обусловливает финансовую несостоятельность отдель­ных предприятий и дестабилизацию экономической системы государства.

Для поддержания устойчивости экономической системы на практике реализуется ряд специальных мер, которые можно условно сгруппировать таким образом:

1) меры по восстановлению платежеспособности должников;

2) меры по их выводу из числа действующих предприятий.

Процедуры восстановления платежеспособности должников и ликвидации неэффективно функционирующих субъектов хо­зяйствования составляют суть института банкротства.

Банкротство во всех словарях толкуется как неспособность должника расплатиться по своим долгам и обязательствам. При этом отмечается, что наличие кредиторской задолженнос­ти не всегда свидетельствует о банкротстве предприятия-долж­ника, а лишь в том случае, если сумма задолженности превы­шает стоимость имущества должника.

В глубинных причинах банкротства скрывается множество факторов. Их принято делить на внешние (не зависящие от деятельности предприятия) и внутренние (зависящие от деятель­ности предприятия).

Внешние факторы, ведущие к возникновению кризисного состояния предприятия, можно в свою очередь подвергнуть дальнейшей классификации.

Общегосударственные социально-экономические факторы:

• рост инфляции;

• нестабильность налоговой системы;

• нестабильность финансового законодательства государства;

• рост безработицы.

Рыночные факторы.

• снижение емкости внутреннего рынка;

• усиление монополизма на рынке;

• нестабильность валютного рынка.

Прочие внешние факторы:

• политическая нестабильность;

• стихийные бедствия;

• ухудшение криминогенной ситуации.

Внутренние факторы, обусловливающие возникновение кризисного состояния, также имеют свою градацию. Управленческие факторы:

• высокий уровень коммерческого риска;

• недостаточное знание конъюнктуры рынка;

• неэффективный финансовый менеджмент;

• отсутствие гибкости в управлении.

Производственные факторы:

• устаревшие и изношенные основные фонды;

• низкая производительность труда;

• высокие энергозатраты.

Прочие внутренние факторы:

• низкая конкурентоспособность продукции;

• зависимость от ограниченного круга поставщиков и потребителей.

Это не полный перечень факторов, а лишь основные из них. Они действуют, как правило, в совокупности, что усиливает эффект негативного воздействия и неизбежно приводит к кри­зисному состоянию экономики, неплатежеспособности хозяй­ствующих субъектов и зачастую — к их банкротству.

В иерархии финансовых рисков банкротство является наи­более катастрофическим, влекущим разрушительные послед­ствия прежде всего для экономики должника. В свою очередь неэффективная работа должника генерирует риск для деятель­ности кредитора, который находится с должником в единой

технологической или иной производственной связи. Банкрот­ство содержит в себе разрушающий потенциал и для государ­ства в целом: возникают проблемы с наполнением государствен­ного бюджета, растет безработица, сокращаются рабочие места.

Процедуры банкротства, затрагивающие имущественные права практически всех субъектов хозяйствования — должни­ков, кредиторов и государства, оказываются одним из дей­ственных инструментов влияния на их интересы. Сам факт бан­кротства или его реальная угроза побуждают субъектов хозяй­ствования к активным мерам по поддержанию своего финансо­вого состояния на должном уровне. В таком качестве банкрот­ство можно рассматривать в числе наиболее действенных форм финансового оздоровления национальных экономик.

Как инструмент управления экономикой субъектов хозяй­ствования и государства банкротство имеет давнюю историю. Сам термин итальянского происхождения и в буквальном пере­воде означает «сломанная скамья». В XV—XVI вв. все обмен­ные операции совершались на скамье, и термин «сломанная скамья» свидетельствовал о нарушении обменных (а значит и хозяйственных) операций или о ликвидации хозяйствующего субъекта как такового.

В русском обиходе этот термин появился гораздо позднее, чем в европейских странах, — только к концу XVIII в., когда специальным указом императора Павла I был принят Устав о банкротах. В нем подробно излагалась процедура осуществле­ния банкротства, включавшая отсрочку долга, его переоформ­ление на других лиц и судебное разбирательство. По решению суда имущество банкрота подлежало опечатыванию. Информа­ционное сообщение об этом факте трижды публиковалось в прес­се. Опечатанное имущество впоследствии подлежало продаже, с тем чтобы вырученные средства могли пойти на расчеты с кре­диторами. Следует особо отметить, что отдельные процедуры банкротства, разработанные в данном Уставе, без существен­ных изменений дошли до наших дней.

Историками и экономистами единодушно признается тот факт, что именно введение банкротства способствовало процве­танию Российской империи, эффективному функционирова­нию ее экономики, развитию частного предпринимательства.

В период полного огосударствления экономик России, Бела­руси, других стран позитивный регулирующий потенциал идеи был утрачен. И только с началом рыночных преобразований возникла настоятельная необходимость в ее возрождении.

Процесс экономической перестройки народного хозяйства весьма сложен. В переходной экономике неизбежно возникают кризисные ситуации, и ряд белорусских предприятий оказались неплатежеспособными. По данным официальной статис­тики, число убыточных предприятий в Республике Беларусь к 2000 г. составляло в промышленности 40—50 %, в сельском хо­зяйстве — 60—70 %. Объемы просроченной кредиторской и де­биторской задолженности таких предприятий постоянно воз­растали. Абсолютное большинство субъектов хозяйствования превратились в хронических должников, переживавших катаст­рофический спад производства с реальной угрозой его полной остановки из-за отсутствия воспроизводственных ресурсов. Воз­можности улучшения их состояния посредством инструментов стратегического и тактического менеджмента были исчерпаны. Такие предприятия стали обузой для национальной экономи­ки. Ситуация потребовала их реорганизации и решительного вмешательства государства в этот процесс посредством введе­ния национальной системы банкротства. Только официально установленные процедуры банкротства могли способствовать санированию (оздоровлению) неэффективно функционирующих предприятий или ликвидации, выводу из числа действующих тех из них, платежеспособность которых не подлежала восста­новлению (что также содержит в себе эффект экономической санации).

Обязательными элементами системы банкротства в Рес­публике Беларусь (как и в любом другом государстве) являются:

• законодательная база банкротства;

• судебная система, специализирующаяся на ведении дел по банкротству;

• институт специалистов по реализации процедуры банкротства — антикризисных и временных управляющих и т.п.;

• органы государственного управления по делам о банкротстве.

В Республике Беларусь законодательная база банкротства представлена Законом Республики Беларусь «Об экономj ческой несостоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 г. и Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопроса экономической несостоятельности (банкротства)» от 12.11.2003 г. Названные документы четко обозначили основные термин сопровождающие процедуру банкротства в Беларуси, и отразили особенности ее реализации и применения в реалиях национальной экономики.

Специализированную судебную систему, непосредственно осуществляющую судебное производство по делам о банкрот­стве, в Республике Беларусь образует совокупность хозяйствен­ных судов, действующих в соответствии с Хозяйственным про­цессуальным кодексом Республики Беларусь.

Институт специалистов, обеспечивающих реализацию процедур банкротства в Республике Беларусь, включает анти­кризисных и временных управляющих, их помощников, совет­ников и консультантов. В Беларуси создана эффективная систе­ма подготовки и аттестации данных специалистов. Подбор ан­тикризисных и временных управляющих находится под кон­тролем государства. Представление кандидатур временных (ан­тикризисных) управляющих с недостаточной квалификацией, препятствующей выполнению их функции, а также кандида­тур, способных нанести вред должнику, кредиторам и интере­сам государства, влечет наложение штрафа на физическое лицо в размере от 10 до 50 базовых величин, а на юридическое — в размере от 50 до 500 базовых величин.

Органом государственного управления по делам о банкрот­стве, наделенным регулирующими и надзорными функциями, является департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь. Среди государственных орга­нов, представляющих в делах о банкротстве интересы государ­ства-кредитора, — налоговая служба, местные исполнительные и распорядительные органы государственной власти.

Департамент по санации и банкротству выполняет следую­щие функции:

• в пределах своей компетенции проводит государственную политику по предупреждению банкротства, а также обеспечивает условия для реализации процедур банкротства;

• организует систему подготовки управляющих;

• устанавливает профессионально-квалификационные требования к управляющим;

• проводит аттестацию физических лиц — кандидатов в управляющие;

• проводит в пределах своей компетенции аккредитацию (признание полномочий): а) юридических и физических лиц на осуществление экспертной деятельности по вопросам банкротства и улучшения финансового состояния должников; б) организаций на осуществление подготовки управляющих или проведение психофизиологического тестирования кандидатов в управляющие;

• обеспечивает осуществление процедуры банкротства отсутствующего должника.

Белорусская система банкротства формировалась с учетом прогрессивных положений французской и английской моде­лей, хорошо зарекомендовавших себя в области регулирования финансовой несостоятельности предприятий. Следует отметить, что они являются продуктами концептуальных идей банкрот­ства — соответственно продебиторской и прокредиторской.

Например, французская система регулирования несостоя­тельности базируется на защите интересов должников. Ее целями являются сохранение действующего предприятия и ра­бочих мест, а также удовлетворение требований кредиторов в обозримые сроки (максимально — 10 лет). При таком подходе допускается продажа имущества должника, но только: а) как целостного технологического комплекса, а не разрозненных ак­тивов; б) при условии продолжения его использования по пря­мому назначению.

Английская модель регулирования несостоятельности яв­ляется откровенно прокредиторской. Согласно ей имущество должника в самые короткие сроки подлежит реализации, с тем чтобы на вырученные средства произвести расчет с кредитора­ми. Но при этом продажа имущества содержит механизмы от­чуждения всего предприятия с целью сохранения его техноло­гической целостности и рабочих мест.

Следует отметить, что выбор модели банкротства во многом зависит от состояния экономики страны. В настоящее время система банкротства Беларуси основывается на стремлении удовлетворить интересы кредиторов посредством преимущес­твенно не ликвидационных, а реорганизационных и оздорови­тельных процедур в отношении должника. Это соответствует целям, стоящим перед национальной экономикой.

Мировой практикой выработана система признаков кризис­ного состояния предприятия. Это необходимо для своевре­менного принятия решения о применении соответствующих мер в отношении неэффективно функционирующего должни­ка. Основными признаками являются следующие:

• наличие у субъекта хозяйствования просроченной задолженности перед бюджетом, бюджетными и внебюджетными фондами государства, банками и прочими кредиторами, которое в короткие сроки оборачивается его неплатежеспособностью;

• неспособность предприятия погасить краткосрочные обязательства за счет оборотных активов, вынуждающая привлечь в эту сферу долгосрочные финансовые вложения, основные средства, внеоборотные активы. Это приводит к снижению производственного потенциала, сокращению объема продаж;

• превышение общей суммы финансовых обязательств предприятия над стоимостью его активов, предопределяющее невозможность расчетов с кредиторами даже при реализации всего имущества;

• дефицит собственных оборотных средств, который ограничивает деловые возможности предприятия и увеличивает иск непогашения долгов;

• хроническая убыточность предприятия, лишающая его сточников расширенного воспроизводства;

• низкое качество дебиторской задолженности, а именно наличие в ее составе больших объемов просроченной задолженности. Это приводит к замедлению оборачиваемости активов, недостатку финансовых ресурсов для приобретения материалов, выплаты заработной платы;

• нарушение ритмичности работы предприятия, продолжительные остановки производства, оборачивающиеся неравномерным выпуском продукции, увеличением объемов незавершенного производства, нарушением хозяйственных договоров, епроизводительными расходами (выплата штрафов).

На основании этих признаков можно сделать вывод о непла­тежеспособности предприятия, мотивированно определить ста­дию этого состояния — «экономическая несостоятельность» или «банкротство» — и выбрать меры адекватного воздействия на должника: восстановить его платежеспособность или вывести из числа действующих предприятий.

Под неплатежеспособностью должника понимается его не­способность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, выте­кающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом обязательными платежами являются налоги, сборы, пош­лины и иные платежи в бюджет соответствующего уровня и го­сударственные внебюджетные фонды, которые должник обязан уплатить в соответствии с законодательством, в том числе эко­номические (финансовые) санкции, примененные к должнику.

Под экономической несостоятельностью понимается не­платежеспособность, имеющая или приобретающая устойчи­вый характер, признанная решением хозяйственного суда, имеющая перспективы ее преодоления посредством санации должника.

Банкротство — это устойчивая неплатежеспособность, при­знанная решением хозяйственного суда, имеющая или при­обретающая масштабы, исключающие санацию, и преодолеваемая только ликвидацией должника. При этом необходимо раз­личать следующие виды банкротства:

реальное банкротство, характеризующее полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде финансовую устойчивость и платежеспособность в силу катастрофических потерь своего капитала;

фиктивное банкротство, означающее заведомо ложное объявление предприятием своей финансовой несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов и получения от их всевозможных отсрочек, рассрочек, скидок и т.п.;

преднамеренное банкротство, предполагающее преднамеренное, умышленное создание руководителем предприятия ли его собственником состояния неплатежеспособности с целью нанести предприятию экономический ущерб в личных интересах или интересах групп лиц.

Национальная система банкротства в Республике Беларусь в своей практике прибегает к досудебным оздоровительным ме­роприятиям или классическим послесудебным процедурам бан­кротства, среди которых — защитный период, конкурсное про­изводство (санация и ликвидационное производство), мировое соглашение.

¨ Досудебное оздоровление — это система мер, предпринимаемых с целью предупреждения банкротства должником, государственными органами, местными исполнительными и распорядительными органами (в пределах компетенции) до момента подачи в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника.

Данные меры направлены на улучшение финансового состо­яния должника, создание условий для его стабильной и эффек­тивной хозяйственной (экономической) деятельности. Они со­ответствуют законодательству и предполагают:

• изменение структуры и состава органов управления должника;

• взыскание дебиторской задолженности;

• выделение должнику бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключение договоров займа (кредитных договоров), погашение кредиторской задолженности за счет иных источников;

• привлечение инвестиций, в том числе иностранных;

• содействие достижению соглашения должника с кредиторами о реструктуризации кредиторской задолженности;

• реструктуризацию задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы;

• ходатайство об изменении сроков уплаты налогов, сборов пошлин), штрафов (пени) и иных обязательных платежей путем их отсрочки, рассрочки, а также налогового кредита;

• предоставление должнику кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи;

• иные меры, не противоречащие законодательству о банкротстве.

Кроме этого в период досудебного оздоровления должника Правительство Республики Беларусь вправе устанавливать ему отсрочку исполнения гражданско-правовых обязательств (мо­раторий) в целях обеспечения условий для стабильной и эффек­тивной хозяйственной (экономической) деятельности.

В пределах мер по предупреждению банкротства должник может рассчитывать на финансовую помощь учредителей, кре­диторов и государства. Условия ее предоставления за счет рес­публиканского бюджета и государственных целевых бюджет­ных и государственных внебюджетных фондов определяются Законом о бюджете Республики Беларусь на соответствующий финансовый (бюджетный) год, а за счет местных бюджетов и средств местных внебюджетных фондов — актами местных ис­полнительных и распорядительных органов.

Для организации мер по досудебному оздоровлению долж­ника при республиканских органах государственного управле­ния, местных исполнительных и распорядительных органах создаются специальные комиссии по предупреждению экономи­ческой несостоятельности и банкротства предприятий-долж­ников. Эти же комиссии констатируют неэффективность до­судебного оздоровления должника и принимают решение о на­чале судебного этапа процедур банкротства, о подаче соответ­ствующего заявления в хозяйственный суд.

Правом на подачу заявления в хозяйственный суд обладают:

• должник, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные уполномоченные на то органы — связи с неисполнением должником денежных обязательств;

• должник, прокурор, орган государственного управления о делам о банкротстве, налоговые и иные уполномоченные органы — при неисполнении должником обязательств по уплате обязательных платежей.

Необоснованное непринятие своевременных мер по досудеб­ному оздоровлению должника, не соответствующее действи­тельности мотивирование отказа в принятии таких мер, а так­же принятие мер, приведших к экономической несостоятель­ности (банкротству), влекут наложение штрафа на физическое лицо в размере от 10 до 50 базовых величин, на юридическое лицо — от 50 до 500 базовых величин.

¨ Защитный период — это процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве. На этой стадии идет проверка оснований для возбуждения конкурсного производства, инициируемая хозяйственным судом, который не позднее трех дней со дня принятия заявления о банкротстве должен вынести определение о назначении временного управляющего. Защитный период вводится на срок не более трех месяцев.

Временный управляющий вправе:

• предъявлять в хозяйственный суд требования о признании недействительными сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением установленных правил;

• заявлять в хозяйственный суд ходатайства о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника;

• подавать в хозяйственный суд ходатайства об отстранении от должности руководителя должника;

• производить опись (инвентаризацию) и оценку всего движимого и недвижимого имущества должника;

• подвергать экспертизе финансово-хозяйственную деятельность должника и проводить анализ финансового состояния и платежеспособности должника самостоятельно или с привлечением через хозяйственный суд должника, экспертов и специалистов.

Должник обязан предоставлять временному управляю­щему по его требованию любую информацию, касающуюся своей деятельности, если иное не предусмотрено законодатель­ством об охране государственных секретов.

Временный управляющий обязан:

• принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника и его защите;

• истребовать у должника полный список его кредиторов и дебиторов с указанием суммы задолженности, развернутый баланс активов и пассивов, отчет о финансовом положении и другую необходимую информацию, содержащуюся в книгах, счетах и иных документах;

• устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований;

• проводить анализ финансового состояния и платежеспособности должника;

• оказывать содействие в организации хозяйственной деятельности должника, заключении мирового соглашения;

• убедиться в отсутствии признаков ложного, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору.

Ненадлежащее исполнение временным (антикризисным) управляющим своих обязанностей влечет наложение штрафа на физическое лицо в размере от 10 до 50 базовых величин, на юридическое лицо — от 50 до 500 базовых величин.

Введение защитного периода не является основанием для безусловного отстранения руководителя должника от исполне­ния его функций. Однако совершение им всех сделок и исполне­ние платежных обязательств в этот период возможно только с письменного согласия временного управляющего.

Должник в процессе защитного периода не вправе при­нимать следующие решения:

• о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) или ликвидации предприятия;

• создании организаций, вхождении в организации, выходе из организаций, приостановлении членства в организациях, принятии (непринятии) в связи с участием в организациях мер, которые могут ухудшить их финансовое состояние;

• создании филиалов и представительств;

• выплате дивидендов;

• выпуске (выдаче, размещении) ценных бумаг;

• выходе из состава участников должника — юридического лица;

• участии в ассоциациях, союзах, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц.

С момента введения защитного периода хозяйственным су­дом исключительно в рамках процесса о банкротстве может быть наложен арест на имущество должника и (или) установле­ны иные ограничения на распоряжение им.

По окончании защитного периода временный управляющий должен представить в хозяйственный суд отчет о своей деятель­ности и заключение о финансовом состоянии и платежеспособ­ности должника. На их основании хозяйственный суд прини­мает решение об открытии конкурсного производства или за­ключении мирового соглашения между должником и креди­тором.

¨ Конкурсное производство — это наиболее радикальная из названных процедур банкротства, она зачастую ведет фактически к ликвидации предприятия-должника в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов и защиты прав и законных интересов должника.

В результате открытия конкурсного производства управле­ние делами и имуществом, полномочия руководителя должни­ка и иных органов управления возлагаются на временного уп­равляющего. Органы управления должника в течение трех дней со дня назначения временного управляющего обязаны обеспечить передачу ему бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, материальных и иных ценностей должни­ка — юридического лица. Приостанавливается начисление про­центов, неустойки (штрафа, пени) и иных экономических (фи­нансовых) санкций по всем видам задолженности должника.

Сведения о финансовом состоянии должника на период про­ведения конкурсного производства не относятся к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являю­щихся коммерческой тайной. Информация об открытии кон­курсного производства в отношении должника публикуется в средствах массовой информации в целях извещения всех кре­диторов и заинтересованных лиц.

Завершая процедуру конкурсного производства, хозяйст­венный суд принимает: а) решение о банкротстве с санацией должника; б) решение о банкротстве с ликвидацией должника; в) определение о прекращении производства по делу о бан­кротстве.

Общий срок конкурсного производства при проведении лик­видационного производства составляет 16 месяцев, а при прове­дении санации — 22 месяца.

Санация — процедура конкурсного производства, преду­сматривающая переход права собственности, изменение дого­ворных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуриза­цию или оказание финансовой поддержки должнику, осуще­ствляемая для восстановления его устойчивой платежеспособ­ности и урегулирования взаимоотношений должника и креди­торов в установленные сроки.

По ходатайству собрания кредиторов или управляющего срок санации может быть сокращен или продлен хозяйствен­ным судом, но не более чем на 12 месяцев.

При этом для восстановления платежеспособности должни­ка могут приниматься следующие меры:

• ликвидация дебиторской задолженности;

• предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве;

• перепрофилирование производства;

• закрытие нерентабельных производств;

• продажа части имущества должника;

• предоставление должнику в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций.

План санации должен содержать наиболее эффективные ме­ры по восстановлению платежеспособности должника. Это мо­жет быть продажа предприятия, если она позволяет достигнуть целей санации и не противоречит государственным или обще­ственным интересам. Решение о продаже предприятия прини­мается после проведения экспертизы, назначенной хозяйствен­ным судом, установившей финансовое состояние должника и возможные последствия от продажи предприятия.

Отчет управляющего по итогам санации рассматривается на собрании кредиторов и не позднее пяти дней после проведения собрания поступает в хозяйственный суд. К отчету должны быть приложены реестр требований кредиторов и жалобы кре­диторов (если таковые имеются), голосовавших против реше­ния собрания или не принимавших участия в голосовании. На основании этих документов хозяйственный суд выносит опре­деление: а) об утверждении отчета управляющего по итогам са­нации; б) отказе в утверждении отчета управляющего по итогам санации; в) продлении срока санации; г) утверждении мирового соглашения.

При восстановлении платежеспособности должника, под­твержденной хозяйственным судом, временному (антикризис­ному) управляющему по решению хозяйственного суда может быть выплачена премия в размере до 100 базовых величин за счет средств должника, находившегося в процедуре санации. Лицо, выполнявшее обязанности временного управляющего, включается в соответствующий кадровый реестр государствен­ных должностей.

Если реализация мер по восстановлению платежеспособнос­ти должника, предусмотренных в плане санации, привела к восстановлению платежеспособности должника, то дело о бан­кротстве прекращается.

Ликвидационное производство — процедура конкурсного производства, применяемая к должнику, признанному банкро­том, предполагающая его ликвидацию посредством продажи его имущества с целью освобождения от долгов и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Следует еще раз отметить, что законодательство Республики Беларусь о банкротстве отдает предпочтение не ликвидационным, а оздоровительным процедурам. Процедура банкротства с ликвидацией должника производится лишь в крайних слу­чаях, когда достоверно обоснована невозможность или нецеле­сообразность досудебного оздоровления предприятия или его санации. Для начала ликвидационного производства обяза­тельно наличие трех оснований:

1) кредитор должен располагать достоверными, документально подтвержденными сведениями о неплатежеспособности должника, имеющей (или приобретающей) устойчивый характер. Подача заявления кредитора с недостоверными, документально не подтвержденными сведениями о неплатежеспособности влечет наложение штрафа на физическое лицо в размере 50 базовых величин, на юридическое — 500 базовых величин;

2) кредитор должен предъявить хозяйственному суду доказательства применения к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо сведения об отсутствии у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных ему требований;

3) задолженность перед кредитором должна составлять 100 и более базовых величин. Если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией или имеющей долю государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, то размер задолженности должен быть равен 2500 и более базовых величин.

Заявление об экономической несостоятельности (банкрот­стве) рассматривается хозяйственным судом не позднее 30 дней со дня его поступления. При отсутствии одного из указанных оснований оно возвращается кредитору.

Решение хозяйственного суда об открытии ликвидацион­ного производства подлежит немедленному исполнению. Для практической реализации этой процедуры назначается вре­менный управляющий. В производстве по делу о банкротстве он выступает от имени должника, выполняя следующие основные задачи:

• обеспечение максимально возможной защиты прав и законных интересов должника и его трудового коллектива (коллектива работников организации), а также кредиторов и иных лиц;

• урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов;

• максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в установленной очередности;

• содействие производству по делу о банкротстве;

• осуществление в установленном порядке ликвидации неплатежеспособного должника и освобождение его от долгов.

Для выполнения задач, связанных с производством по делу о банкротстве, и обеспечения своей деятельности управляющий может привлекать помощника (помощников) в порядке, уста­новленном законодательством, на договорной основе, с оплатой его деятельности из назначенного управляющему вознагражде­ния. Помощником управляющего не может быть лицо, заинте­ресованное в отношении должника.

Срок ликвидационного производства не должен превышать одного года, но по решению хозяйственного суда он может быть продлен на 6 месяцев.

За счет денежных средств, вырученных в результате реали­зации имущества должника, производятся все его расчеты. Вне очереди покрываются судебные расходы и расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему, в процессе кон­курсного производства производятся текущие платежи долж­ника за коммунальные, эксплуатационные и иные услуги, по ходу удовлетворяются требования кредиторов по денежным обязательствам должника.

Удовлетворение требований кредиторов имеет строгую оче­редность.

В первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причи­нение вреда их жизни или здоровью.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выход­ных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), и выплачиваются вознаграж­дения по авторским договорам.

В третью очередь удовлетворяются требования по обяза­тельным платежам.

В четвертую очередь удовлетворяются требования креди­торов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

В пятую очередь производятся расчеты с другими креди­торами.

Кредиторы, требования которых в процессе ликвидационно­го производства не были удовлетворены в полном объеме, име­ют право обращаться с требованиями к третьим лицам, неза­конно получившим имущество должника, в размере непога­шенной части долга. Указанное требование может быть предъ­явлено в течение 10 лет со дня завершения ликвидационного производства в отношении должника.

После всех расчетов с кредиторами управляющий обязан представить в хозяйственный суд отчет по итогам ликвидаци­онного производства с приложением следующих документов:

• подтверждающих продажу имущества должника;

• подтверждающих погашение требований кредиторов;

• содержащих сведения об оставшемся после погашения требований кредиторов и (или) нереализованном имуществе должника;

• реестра требований кредиторов с указанием размера погашенных требований.

Имущество должника, оставшееся после полного погаше­ния всех требований кредиторов и произведения необходимых выплат, передается его собственникам — учредителям должни­ка; если их местонахождение неизвестно — то соответствую­щей административно-территориальной единице Республики Беларусь. Уполномоченные органы таких административно-территориальных единиц не позднее одного месяца со дня полу­чения соответствующего уведомления принимают на учет (ба­ланс) имущество ликвидированного должника и несут все рас­ходы по его содержанию.

Рассмотрев отчет управляющего по итогам ликвидационно­го производства и признав его обоснованным, хозяйственный суд выносит определение о завершении ликвидационного про­изводства, которое является основанием для внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С мо­мента внесения такой записи полномочия временного управля­ющего прекращаются, ликвидационное производство считает­ся завершенным, а должник — ликвидированным и свободным от долгов.

¨ Мировое соглашение в производстве по делу о банкротстве — это процедура банкротства в виде соглашения между должником и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором предусматриваются: а) освобождение должника от долгов; б) уменьшение долгов; в) рассрочка их уплаты; г) срок уплаты долгов.

Мировое соглашение может быть заключено с момента воз­буждения хозяйственным судом производства по делу о бан­кротстве на любой его стадии, после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Оно имеет письменную форму и заключается в условиях:

• отсрочки и (или) рассрочки исполнения обязательств должника;

• уступки требования должника;

• исполнения обязательств должника третьими лицами;

• перевода долга;

• обмена требований кредиторов на акции;

• удовлетворения требований кредиторов иными способами, не противоречащими законодательству.

От имени предприятия-должника мировое соглашение под­писывает временный управляющий, от имени кредиторов — лицо, уполномоченное собранием кредиторов.

Управляющий в течение пяти дней со дня принятия реше­ния о заключении мирового соглашения должен подать в хо­зяйственный суд соответствующее заявление, приложив к нему:

• текст мирового соглашения;

• протокол собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения;

• список всех конкурсных кредиторов, в котором указываются имя (наименование) каждого кредитора, его почтовый адрес и банковские реквизиты, а также сумма задолженности;

• документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди;

• письменные возражения конкурсных кредиторов, не принимавших участие в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения или голосовавших против его заключения.

Мировое соглашение вступает в силу со дня утверждения хо­зяйственным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в миро­вом соглашении. Односторонний отказ от выполнения вступив­шего в силу мирового соглашения не допускается. С момента утверждения соглашения руководитель должника или управ­ляющий (временный управляющий) приступает к погашению задолженности перед кредиторами в соответствии с разработан­ными условиями. Одновременно с утверждением мирового со­глашения хозяйственный суд выносит определение о прекра­щении производства по делу о банкротстве.

Хозяйственный суд может признать мировое соглашение не­действительным, если:

а) оно содержит условия, дающие преимущества одним кредиторам или ущемляющие права и законные интересы других;

б) его выполнение может вновь привести должника к банкротству;

в) оно содержит основания, в результате которых предусмотренные по законодательству сделки могут быть признаны недействительными.

Недействительность мирового соглашения является основа­нием для возобновления производства по делу о банкротстве. Она не влечет за собой обязанность для кредиторов первой и второй очереди возвратить должнику все полученное ими в счет погашения задолженности по их требованиям. Кредиторы, по условиям мирового соглашения получившие преимущества за счет ущемления прав и законных интересов других кредиторов, обязаны возвратить должнику все полученное ими в порядке выполнения мирового соглашения. Сообщение о возобновлении производства по делу о банкротстве должника в случае недей­ствительности мирового соглашения передается хозяйственным судом для опубликования в средствах массовой информации.

Таким образом, в приведенных алгоритмах досудебного оз­доровления неплатежеспособных белорусских предприятий и механизмах осуществления послесудебных процедур отчетливо прослеживается роль государства, его регулирующее воздей­ствие на эти сложнейшие процессы. Своим непосредственным участием в процедурах установления экономической несостоя­тельности и банкротства государство выступает гарантом удов­летворения требований кредиторов и одновременно защиты ин­тересов должников.

С принятием в Республике Беларусь Закона «Об экономи­ческой несостоятельности (банкротстве)» и вступлением в дей­ствие Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» бы­ла создана база для регламентации досудебного оздоровления должника, его санации, ликвидации или заключения мирового соглашения между ним и кредиторами. В названных докумен­тах проявилась государственная политика в этом вопросе, осно­ванная на предпочтении оздоровительных процедур ликвида­ционным.

Государство создало инфраструктуру института банкрот­ства и разработало эффективные механизмы, приводящие ее в действие. В Республике Беларусь осуществляется достаточная финансовая поддержка государством реализации процедур бан­кротства: ежегодно в республиканском и местных бюджетах предусматриваются средства для осуществления реорганизаци­онных и оздоровительных процедур. Национальному банку Республики Беларусь вменено в обязанность предоставлять кредиты для досудебного оздоровления, санации неэффективно функционирующих предприятий. Все это позволяет превра­тить институт банкротства в инструмент укрепления нацио­нальной экономики, ее реструктуризации и оздоровления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...