Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация и типы проектов




Для классификации проектов используют следующие признаки:

1. Масштаб проекта.

2. Длительность проекта.

3. Состав и структура проекта и его предметной области.

4. Сфера деятельности, в которой осуществляется проект.

5. Направленность проекта.

6. Характер предметной области проекта.

7. Сложность проекта.

 

1. По масштабности, т.е. по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния проекта на окружающий мир автор выделяет следующие проекты:

- мелкие;

- средние;

- крупные;

- очень крупные.

 

2. По длительности, т.е. продолжительности периода осуществления проекты подразделяются на:

- краткосрочные (от 1 до 3 лет);

- среднесрочные (3-5 лет);

- долгосрочные (более 5 лет).

3. По составу и структуре проекта и его предметной области выделяют:

- монопроект – отдельный проект различного типа, вида и масштаба;

- мультипроект – комплексный проект или программа, состоящая из ряда монопроектов и требующая применения особого управления;

- мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов.

4. По сферам деятельности, в которых осуществляется проект, различают:

- социальные;

- экономические;

- организационные;

- технические;

- смешанные проекты.

5. Смешанными являются сложные проекты, включающие подпроекты и элементы различных типов проектов. Примером смешанных проектов могут служить технико-экономические проекты, которые в зависимости от их направленности (генеральной цели) разделяют на 3 группы:

- проекты технологического и материально-технического обновления производства, замены основных средств, модернизации оборудования в целях повышения качества производимой продукции и роста эффективности производства;

- проекты увеличения объемов производства и номенклатуры производимой продукции данного вида с целью более полного удовлетворения запросов, расширения рынков сбыта, повышения дохода;

- проекты освоения производства новых видов продукции, товаров, услуг для проникновения на рынок, создания новых сегментов рынка, получения доходов, прибыли, удовлетворения изменившихся потребностей.

6. По степени сложности выделяют:

- простые;

- сложные;

- сверхсложные проекты.

Критериями сложности проекта могут быть такие показатели, как трудоемкость, многообразие внутренних взаимосвязей и т.п.

7. По характеру предметной области выделяют:

- учебно-образовательные проекты;

- проекты исследования и развития;

- инновационные проекты;

- инвестиционные проекты;

- комбинированные проекты.

Типы проектов по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект, можно разделить на:

1) технический (проект строительства бизнес-центра);

2) организационный (проект перестройки системы высшего образования);

3) экономический (проект финансовой стабилизации России);

4) социальный;

5) смешанный (проект ликвидации запасов ядерного оружия), [5, с. 169-170].

 

 

 

Организация управления проектами

2.1. Процессы управления проектами

Управление проектами - интегрированный процесс. Действия (или их отсутствие) в одном направлении обычно влияют и на остальные направления. Такая взаимосвязь заставляет балансировать между задачами проекта - часто улучшение в одной области может быть достигнуто лишь за счет ухудшения в другой. Для лучшего понимания интегрированной природы Управления Проектами опишем его через процессы, из которых оно состоит и их взаимосвязи.

Термин процесс не принят в России в том контексте, в котором он далее используется. Здесь и далее под процессами понимаются действия и процедуры, связанные с реализацией функций управления. Такое понимание процессов принято в международном сообществе. Поскольку целью настоящей работы является такое изложение основ управления проектами, которое учитывает Российские особенности и при этом соответствует принятым в мире стандартам, мы по возможности сохраняем общепринятую в мире терминологию.

Эта глава представляет собой введение в концепцию Управления Проектами, как совокупность взаимосвязанных процессов, которые будут подробно описаны в последующих главах.

Процессы проекта

Проект состоит из процессов. Процесс - это совокупность действий, приносящая результат. Процессы проекта обычно выполняются людьми и распадаются на две основные группы:

· процессы управления проектами - касающиеся организации и описания работ проекта (которые будут подробно описаны далее);

· процессы, ориентированные на продукт - касающиеся спецификации и производства продукта. Эти процессы определяются жизненным циклом проекта и зависят от области приложения.

В проектах процессы управления проектами и процессы, ориентированные на продукт, накладываются и взаимодействуют. Например, цели проекта не могут быть определены при отсутствии понимания того, как создать продукт.

Группы процессов

Процессы управления проектами могут быть разбиты на шесть основных групп, реализующих различные функции управления:

· процессы инициации - принятие решения о начале выполнения проекта;

· процессы планирования - определение целей и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем их достижения;

· процессы исполнения - координация людей и других ресурсов для выполнения плана;

· процессы анализа - определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям успеха и принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий;

· процессы управления - определение необходимых корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение;

· процессы завершения - формализация выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу.

Наложение групп процессов в фазе.

Процессы управления проектами накладываются друг на друга и происходят с разными интенсивностями на всех стадиях проекта, как проиллюстрировано на рисунке.

Кроме того, процессы управления проектами связаны своими результатами - результат выполнения одного становится исходной информацией для другого...

И, наконец, имеются взаимосвязи групп процессов различных фаз проекта. Например, закрытие одной фазы может являться входом для инициации следующей фазы (пример: завершение фазы проектирования требует одобрения заказчиком проектной документации, которая необходима для начала реализации).

В реальном проекте фазы могут не только предшествовать друг другу, но и накладываться.

Повторение инициации на разных фазах проекта помогает контролировать актуальность выполнения проекта. Если необходимость его осуществления отпала, очередная инициация позволяет вовремя это установить и избежать излишних затрат.

Взаимосвязи процессов

Внутри каждой группы процессы управления проектами связаны друг с другом через свои входы и выходы. Фокусируясь на этих связях, опишем отдельные процессы через:

· входы - документы или документированные показатели, согласно которым процесс исполняется;

· выходы - документы или документированные показатели, являющиеся результатом процесса;

· методы и средства - механизмы, по которым вход преобразуется в выход.

Описываемые ниже процессы характерны для большинства проектов и подробнее освещены в последующих главах.

Процессы инициации

Инициация включает единственный подпроцесс - авторизацию, т.е. решение начать следующую фазу проекта.

Процессы планирования

Планирование имеет большое значение для проекта, поскольку проект содержит то, что ранее не выполнялось. Естественно, что планирование включает сравнительно много процессов. Однако не следует считать, что Управление проектами это в основном планирование. Усилия, прилагаемые для планирования, следует соизмерять с целями проекта и полезностью полученной информации.

Напомним, что следует различать цели проекта и цели продукта проекта, под которым понимается продукция (или услуги), созданная или произведенная в результате исполнения проекта.

Цели продукта - это свойства и функции, которыми должна обладать продукция проекта.

Цели проекта - это работа, которую нужно выполнить для производства продукта с заданными свойствами.

В ходе исполнения проекта эти процессы многократно повторяются. Изменениям могут подвергнуться цели проекта, его бюджет, ресурсы и т.д. Кроме того, планирование проекта - это не точная наука. Различные команды проекта могут разработать различные планы для одного и того же проекта. А пакеты управления проектами могут составить различные расписания выполнения работ при одних и тех же исходных данных.

Основные процессы планирования

Некоторые из процессов планирования имеют четкие логические и информационные взаимосвязи и выполняются в одном порядке практически во всех проектах. Так, например, сначала следует определить из каких работ состоит проект, а уж затем рассчитывать сроки выполнения и стоимость проекта. Эти основные процессы выполняются по несколько раз на протяжении каждой фазы проекта. К основным процессам планирования относятся:

· планирование целей - разработка постановки задачи (проектное обоснование, основные этапы и цели проекта),

· декомпозиция целей - декомпозиция этапов проекта на более мелкие и более управляемые компоненты для обеспечения более действенного контроля,

· определение состава операций (работ) проекта - составление перечня операций, из которых состоит выполнение различных этапов проекта,

· определение взаимосвязей операций - составление и документирование технологических взаимосвязей между операциями,

· оценка длительностей или объемов работ - оценка количества рабочих временных интервалов, либо объемов работ, необходимых для завершения отдельных операций,

· определение ресурсов (людей, оборудования, материалов) проекта - определение общего количества ресурсов всех видов, которые могут быть использованы на работах проекта (ресурсов организации) и их характеристик;

· назначение ресурсов - определение ресурсов, необходимых для выполнения отдельных операций проекта;

· оценка стоимостей - определение составляющих стоимостей операций проекта и оценка этих составляющих для каждой операции, ресурса и назначения;

· составление расписания выполнения работ - определение последовательности выполнения работ проекта, длительностей операций и распределения во времени потребностей в ресурсах и затрат, исходя и с учетом наложенных ограничений и взаимосвязей;

· оценка бюджета - приложение оценок стоимости к отдельным компонентам проекта (этапам, фазам, срокам);

· разработка плана исполнения проекта - интеграция результатов остальных подпроцессов для составления полного документа.

· определение критериев успеха - разработка критериев оценки исполнения проекта.

Вспомогательные процессы планирования

Кроме перечисленных основных процессов планирования имеется ряд вспомогательных процессов, необходимость в использовании которых сильно зависит от природы конкретного проекта. Такие процессы включают в себя:

· планирование качества - определение того, какие стандарты качества использовать в проекте, и того, как эти стандарты достичь;

· планирование организации - определение, документирование и назначение ролей, ответственности и взаимоотношений отчетности в организации;

· назначение персонала - назначение человеческих ресурсов на выполнение работ проекта;

· планирование взаимодействия - определение потоков информации и способов взаимодействия, необходимых для участников проекта,

· идентификация риска - определение и документирование событий риска, которые могут повлиять на проект;

· оценка риска - оценка вероятностей наступления событий риска, их характеристик и влияния на проект;

· разработка реагирования - определение необходимых действий для предупреждения рисков и реакции на угрожающие события;

· планирование поставок - определение того, что, как и когда должно быть поставлено;

· подготовка условий - выработка требований к поставкам и определение потенциальных поставщиков.

Взаимосвязи между вспомогательными подпроцессами, как и само их наличие, в большой мере зависят от природы проекта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...