Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инвентаризация активов и обязательств




Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств.

Инвентаризация от лат.inventarium – опись хозяйственных предметов) – это проверка соответствия фактического наличия имущества и обязательств организации данным бухгалтерского учета.

Основными целями инвентаризации являются:

- выявление фактического имущества;

- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

- проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризации подлежит все активы организации независимо от их местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации, которое устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

Проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально-ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации и ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состав которой утверждает руководитель организации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.п.). В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Инвентаризация проводится по местам хранения товарно-материальных ценностей и по материально-ответственным лицам.

До начала проверки фактического наличия имущества материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в двух экземплярах в инвентаризационные описи. По результатам проведенной инвентаризации составляется протокол инвентаризационной комиссии.

Этапы проведения инвентаризаций представлены на Рис.31.

Различают два вида проверок: натуральную и документальную.

Натуральная (вещественная) проверка состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера. Натуральной проверке подвергаются основные средства, материально-производственные запасы, наличные денежные средства и бланки документов строгой отчетности.

При документальной проверке наличие в организации имущественных прав (нематериальных активов, расходов будущих периодов, дебиторской задолженности и др.) и финансовых обязательств подтверждается непосредственно документами.

 

Рис. 31. Этапы проведения инвентаризации

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация, и регулируются в следующем порядке:

- излишки имущества приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма направляется на увеличение финансовых результатов деятельности организации:

 

Дебет счетов 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса» и др.

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

 

- недостача имущества независимо от причин возникновения недостачи сначала учитывается на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:

 

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит счетов 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса» и др.;

 

Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства и обращения:

 

Дебет счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

 

Недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц:

 

Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

 

Возмещение виновными лицами недостач и потерь от порчи имущества может производиться наличными денежными средствами в кассу или путем удержания недостачи из заработной платы виновных лиц:

 

Дебет счета 50 «Касса»

Кредит счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

 

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

 

Недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли при отсутствии конкретных виновных лиц, а также недостача, во взыскании которой отказано судом, списывается на уменьшение финансовых результатов деятельности организации:

 

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...