Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3: Принципы построения налоговой системы




Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин, иных платежей, а также форм и методов их сбора и построения, реализуемых соответствующими финансовыми и правовыми институтами, образуют налоговую систему(систе-му налогообложения).

Принципы организации налоговой системы экономиче­ская наука определяет с точки зрения влияния налогов на со­циально-экономическое развитие общества и благосостояние его граждан.

Принято выделять две группы принципов налогообло­жения:

♦ всеобщие (классические) принципы, которые определя­ют базовые характеристики налоговых отношений;

♦ современные функциональные принципы налогообло­жения, учитывающие уровень социально-экономического развития страны и задачи государственной экономической политики.

Всеобщие (классические) принципы оформились в финансо­вой практике еще в XVI в., но впервые были научно сформу­лированы в XVIII в. А.Смитом в его известной работе «Иссле­дование о природе и причинах богатства народов». Это:

♦ принцип справедливости - предполагает всеобщность и равномерность налогообложения. А.Смит писал, что платель­щики должны участвовать в содержании правительства сораз­мерно доходам, которыми они пользуются под его покрови­тельством и защитой;

♦ принцип определенности - означает, что налог должен быть точно определен по срокам, способам и сумме уплаты;

♦ принцип удобства - предполагает, что вид налога, спо­соб платежа и срок уплаты должны быть удобны плательщику;

♦ принцип дешевизны (экономии) - предполагает, что со­держание самих налоговых органов должно как можно дешев­ле обходиться налогоплательщикам.

С развитием экономической системы классические прин­ципы налогообложения совершенствовались, корректирова­лись и дополнялись.

К настоящему времени оформились функциональные прин­ципы налогообложения, отражающие основные тенденции на­логовой политики и современные требования к налогообло­жению со стороны государства и налогоплательщиков. Это:

♦ всеобщность налогообложения;

♦ исключение двойного налогообложения;

♦ стабильность налоговой системы в течение достаточно длительного периода времени;

♦ простота и ясность системы и процедуры уплаты нало­гов;

♦ установление размера налога с учетом возможностей на­логоплательщика, то есть уровня его доходов;

♦ оптимальность налоговых изъятий, обеспечивающая до­статочное финансирование государственных расходов и отно­сительно небольшое и равномерно распределенное налоговое бремя для налогоплательщиков;

♦ минимизация затрат на взимание налогов;

♦ корректировка распределения доходов для обеспечения социальной стабильности в обществе;

♦ соответствие налогообложения структурной политике государства;

♦ воздействие на стабилизацию экономического цикла, уровень занятости, инфляцию и др.

Вопрос 4: Основные понятия и элементы налогообложения

Налоговая система строится на основе законодательных актов, определяющих права и обязанности субъектов налого­обложения и регламентирующих отношения по поводу объек­тов налогообложения.

Элементы налога — установленные в законодательном по­рядке принципы организации и действия налоговой системы. Они включают:

♦ плательщиков налога (налогоплательщиков);

♦ объект налогообложения (облагаемый доход, имущество);

♦ налоговую базу (единицы измерения объекта налога);

♦ налоговую ставку (ставки);

♦ налоговый период;

♦ порядок исчисления и сроки уплаты налога. Налогоплательщик - юридическое или физическое лицо,

владеющее объектом налогообложения и несущее в силу этого налоговые обязательства.

Объект налогообложения - объект, с которого платится налог (доход, земля, имущество, заработная плата, капитал и т. д.).

Налоговая ставка - размер налога с единицы налогообло­жения, та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога.

Прогрессивный налог — налог, ставки которого увеличива­ются по мере роста дохода налогоплательщика. Прогрессив­ным налогом облагаются, как правило, доходы физических лиц (индивидуальный подоходный налог).

Пропорциональный налог - налог, ставка которого остается неизменной независимо от величины дохода налогоплатель­щика.

Регрессивный налог - налог, ставки которого (или доля на­логовых изъятий из дохода) снижаются по мере роста дохода налогоплательщика. Регрессивный характер носят косвенные налоги, поскольку они обратно пропорциональны платеже­способности налогоплательщика.

Налоговое бремя - доля дохода налогоплательщиков, взи­маемая через налоги.

Налоговая льгота — полное или частичное освобождение от налогов в соответствии с законодательством.

Налоговая база — часть объекта налогообложения, прини­маемая за основу при исчислении суммы налога.

Пошлина - обязательная плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за совершение юридически значимых действий и оформление соответствующих докумен­тов. Обычно пошлины существуют в виде регистрационных и гербовых сборов, почтовых, таможенных, судебных, наслед­ственных, патентных, биржевых пошлин.

Сбор - обязательный платеж, взимаемый властями на эко­номические и социальные нужды. Может быть адресным пла­тежом на финансирование целевых программ (например, про­грамм развития определенной территории) либо безадресным платежом за осуществление какого-либо вида деятельности. Устанавливается чаще всего в рамках налогового законода­тельства органами местного самоуправления и зачисляется в местный бюджет.

Кривая Лаффера

Объем налоговых поступлений зависит от уровня налого­вых ставок. Общее правило формирования налоговых ставок гласит, что чем шире налоговая база, тем меньше могут быть ставки налогообложения и, наоборот, ставки налогов будут высоки, если налоговая база их относительно небольшая.

Идея о существовании некоего оптимального уровня нало­говой нагрузки была выдвинута в 1970-е гг. американским экономистом А. Лаффером. Эта идея воплотилась в так назы­ваемой «кривой Лаффера», представляющей собой графиче­ское отображение зависимости между объемом налоговых поступлений в государственный бюджет и уровнем налоговых ставок. Данная кривая указывает на наличие предельной став­ки, при которой налоговые поступления в бюджет достигают максимума, а превышение этой ставки ведет к сокращению налоговых поступлений. Согласно кривой Лаффера зависи­мость налоговых поступлений от уровня ставки имеет нели­нейный характер.

Предполагается, что ставка налога выше оптимальной ли­шает стимулов к производству, а это приводит к сокращению налоговых поступлений. И наоборот, уменьшение налоговых ставок должно стимулировать предпринимательскую актив­ность, вести к росту выпуска продукции, что соответственно увеличит сумму налоговых поступлений в бюджет. В свою оче­редь, расширение базы налогообложения должно компенси­ровать потери, вызванные снижением налоговых ставок.

В 1980-е гг. правительство США использовало теоретиче­ские разработки А. Лаффера при проведении налоговых ре­форм. Однако в настоящее время представители западной экономической науки довольно критично оценивают концеп­цию кривой Лаффера. Статистически подтвержденной зави­симости между величиной налоговых поступлений от разме­ров налоговых ставок не выявлено. Концепция кривой ис­пользуется в основном в качестве одного из элементов более общих экономико-математических моделей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...