Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь основного и дополнительного образования. Проблемы развития образовательной среды.




Три качества — обширные знания, привычка мыслить

и благородство чувств — необходимы для того, чтобы

человек был образованным в полном смысле слова.

Н. Г. Чернышевский

Каждый педагог, и тот, кто только начал работать в школе, и тот, кто отдал ей не один десяток лет, задаёт себе вечный вопрос: в чём суть профессии учителя? Сейчас, когда за плечами более 30 лет педагогического стажа, хотела бы ответить так: это радость видеть невидимое для многих – процесс становления человека, возможность стоять у колыбели личности ученика. От педагога зависят и направление, и скорость, и сам характер этого самого сложного процесса.

Как сделать, чтобы годы учения стали для каждого ученика, по словам В.Ф. Шаталова, «точкой опоры» на всю последующую жизнь?

Мы видим, как за последние годы изменился окружающий нас социальный мир. Иными стали условия и характер жизни, деятельности, возможности самопроявления людей. Какой человек преуспевает в этом мире? Прежде всего, интеллектуально развитый, свободно и самостоятельно мыслящий, творческий, предприимчивый, активный в достижении своих целей. Но хотелось бы, чтобы у этого человека было сердце, способное сострадать и любить, чтобы он понимал прекрасное и, наконец, чтобы человек был патриотом.

Добиваться этих высоких и, казалось бы, почти недостижимых целей общеобразовательной школе может и должно помочь дополнительное образование. В то время, когда общеобразовательная школа нацелена на интеллектуальное развитие ребёнка, теоретическое его образование, строящееся на основе подчинения ребёнка необходимости, дополнительное образование предоставляет ребёнку альтернативу свободного выбора, особо необходимого для формирования востребованных в настоящее время качеств, а также нацелено на развитие практических и технологических знаний и умений ребят. В этом учебном году одним из приоритетных направлений в развитии системы дополнительного образования являлась интеграция основного и дополнительного образования.

Между основным и дополнительным образованием существует прямая зависимость. Чем выше уровень школы, тем больше потребностей у учащихся в дополнительном образовании и наоборот: чем богаче и содержательнее организация форм дополнительного образования, тем больше возможностей реализации основных общеобразовательных программ у школы.

Согласно концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 гола «под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно». Для удовлетворения данной потребности нужны особые условия, позволяющие реализовать интересы каждого ребёнка, приходящего в учреждение дополнительного образования. В нашей школе такие условия были созданы много лет назад и продолжают создаваться всем педагогическим коллективом по сегодняшний день. Всё новое это хорошо забытое старое. Впрочем, не всегда забытое. В лицее № 384 кружки, секции и студии работали и работают в течение многих лет, про них никто и не думал забывать. Просто система ОДОД вдохнула в них новое дыхание, узаконила их существование и позволила существенно расширить спектр студийно - кружковой работы. Убеждать, что занятия в кружках полезны, никого не приходится. Все понимают, что кружки это хорошо. Но давайте, разберёмся, какая конкретная польза от разных студий и секций. У нас в лицее из 860 учащихся в ОДОД занимаются более 760. Причём, некоторые дети ходят в два, а то и в три объединения. С малышами всё понятно. Кружки их развивают. С помощью дополнительного образования можно постепенно определиться в выборе интересов, а иногда даже и профессии. В начальной школе художественно-эстетический компонент образования включает в себя такие предметы, как: музыка, слушание музыки, ритмика, ИЗО, художественный труд. Чтобы учащиеся 1-4 классов могли максимально реализовать себя в этом направлении, в отделении дополнительного образования созданы хоровая студия, студия эстрадного вокала, ИЗО студия, театральный и кружки танца. Что же касается учащихся средней школы, то для них открыли свои двери и кружки военно-патриотической направленности, в которых ребята занимаются разными видами деятельности, из них формируются «Зарничные» отряды. Зарничное движение наша гордость! И младшая, и старшая группы – многократные победители соревнований различных рангов, но главная заслуга движения - это воспитание любви к Родине, благодарности ветеранам. Дважды в год лицей принимает их у себя на концертах. Вот и гражданское, и патриотическое воспитание не на словах, а на деле: встретить пожилого человека, проводить в зал, выслушать, показать музей… Кроме того, к 5-му классу учащиеся уже активно занимаются в кружках по профилю нашего лицея - техническому, а в более старшем возрасте тем более. Очень многие ребята занимаются в кружках «Компьютерный дизайн и графика», «Компьютерная анимация». Применение педагогом на занятиях проектной технологии представляет обучающимся широкие возможности для их самостоятельной работы (изучение специальной литературы, работа с технологическими картами и другими дидактическими материалами). В процессе чего у ребёнка формируется творческое мышление, художественный вкус, воображение, толерантность, формируется способность адекватно оценивать себя, работать в команде, находить совместные решения или отстаивать своё мнение. Занятия в этих кружках, а также исследовательской деятельностью в разы повышает количество победителей НПК, предметных олимпиад различного уровня, всевозможных конкурсов. Ребята имеют прекрасную возможность тщательно и серьёзно проработать при непосредственной помощи преподавателей свои проекты, разрешить проблемы, которые были им не по силам. В старших классах меняются интересы учащихся, определяется круг общения. По данным опроса учащихся старших классов, их больше привлекают кружки технического и спортивного направлений. Чтобы расширить свой кругозор, научиться видеть межпредметные связи, подготовиться к поступлению в ВУЗ, тянутся ребята в эти кружки. А когда так много «сидячих» занятий, как же тут обойтись без спорта? Поэтому для учащихся, начиная с 8 класса, существуют семь спортивных направленностей. Младшие дети тоже не обижены. К их услугам футбол, лёгкая атлетика, фехтование, спортивная секция «Фараон», группа для детей с нарушением осанки и другие. Очень важно, что ОДОД учитывает интересы большинства учащихся, благодаря этому наши дети находят себе занятие в стенах школы, а не идут на улицы города.

Как мы видим, основное школьное и дополнительное образование взаимно дополняют друг друга, при этом дополнительное образование расширяет и углубляет возможности школьника в его саморазвитии. Опора на содержание основного образования является главной чертой развития дополнительного образования детей. Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Конечно, ОДОД даёт больше возможностей реализовывать различные задачи, в первую очередь воспитательные, потому как для того и создан. Вряд ли кто предполагает, что занятия в любого вида кружках и студиях могут носить лишь обучающий характер и не включать в себя воспитательные аспекты. Неважно, каким видом творчества занимается ребёнок, лишь бы он творил, лишь бы включил всю свою личность: чувства, способности, разум в эту деятельность. Таким образом, он достигает той самой «точки опоры обретения достоинства, высокого представления о человеке и его предназначении на земле, это утверждение достойного способа жизни, краеугольные камни которой – честь, совесть, правда».


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...