Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление профильной школы в России.




Введение. Образование на современном этапе общественного развития приковывает к себе все более пристальное внимание. На повестке дня остро стоит вопрос о формировании новой модели образования, реализация которой смогла бы обеспечить переход к новому типу социального развития и придать ему новые импульсы. Проблема становления личностно ориентированного образования представляет собой одну из наиболее острых общественных проблем.
Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа. В последнее десятилетие не только негосударственные образовательные учреждения, но и муниципальные стремятся изменить статус, становятся гимназиями или лицеями. В связи с принятием «Концепции общего среднего образования» (1988 г.), «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» (2000 г.), «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002 г.), идеи, ушедшие в прошлое, приобретают новое звучание и актуальность. И сейчас мы возвращаемся к системе профильного образования, давно существовавшей в России. Безусловно, речь идет о принципиально новом подходе, принципиально новом взгляде, и тем не менее гимназии и лицеи как элементы образовательной системы имеют давнюю историю. А значит, накоплен немалый опыт в реализации идеи профильного образования.
Методы исследований исторической дифференциации образовательных учреждений
Основой профилизации служит дифференциация. В настоящее время данное понятие широко используется во многих науках. В нашем исследовании мы исходили из его семантического значения. «Дифференциация» - это разделение, расчленение, расслоение чего-либо на отдельные разнородные элементы [1]. Данное понятие мы используем совместно с термином «обучение». В наиболее употребительном смысле он означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества [2].
Проанализируем исторические аспекты становления профильного обучения в России.
Становление национальной государственной образовательной системы восходит к XVII в. Обучение в большей степени носило прикладной характер. Нам кажется возможным дифференцировать образовательные учреждения этого периода по формальным и содержательным признакам. Так как в XVIII в. мы наблюдаем зарождение целой образовательной системы.
1. Школы: начальное общее образование и профессиональная подготовка. В школы зачислялись дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян. В них обучали грамоте и письму, арифметике и элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. Такие школы назывались цифирными школами или цифирными училищами. Гарнизонные школы: военная школа Преображенского полка, артиллерийские школы, навигацкая, хирургическая, инженерная, горнозаводская. Обучение в них сочетало в себе начальные образовательные навыки, такие как грамота и специальная подготовка.
2. Корпуса: общее образование, специальное образование, светское воспитание. Сухопутный шляхетский корпус, Морской кадетский корпус, Артиллерийский и Инженерный дворянские корпуса. Приоритетом образовательной политики в этом направлении было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. В программу обучения включены были такие предметы как математика, история, политика, география, артиллерия, фортификация, немецкий, французский, латинский языки, чистописание, грамматика. Предметы эстетического курса: риторика, мораль, геральдика, рисование, танцы. Подготовка по фехтованию, верховой езде. В Морском кадетском корпусе впервые были введены вступительные конкурсные испытания и пробное плавание. Важно, что по окончании обучения выпускники могли самостоятельно выбирать сферу деятельности: либо это военная служба, либо служба гражданская, чиновничья.
3. Воспитательные дома: воспитание и общее образование. Новая для Росси форма образовательного учреждения. Попытка создания системы народного образования. Для этой цели был привлечен Иван Иванович Бецкой (1704-1795 гг.), который, как все просветители XVIII в., очень высоко ставил роль воспитания в общественной жизни, говорил, что «корень всему злу и добру - воспитание». Он рассчитывал создать путем воспитания «новую породу людей» - образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, а также разночинцев - «третий чин людей», которые занимались бы промышленностью, торговлей, ремеслом. Учеников делили на три группы сообразно их природным дарованиям:
- люди способные к наукам. Они должны были продолжать изучать науки в высших учебных заведениях;
- люди способные в искусствах и ремеслах. Они должны были становиться искусными мастерами;
- люди способные лишь к самой простой работе, к физическому труду [3].
4. Гимназии: профильное непрерывное образование.
При Академии наук был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете - гимназия. Новым было то, что это первая академическая гимназия. Ее целью была подготовка к слушанию лекций в университете. Ломоносов в своих трудах отмечал отсутствие преемственности между образовательным процессом гимназического и университетского обучения. Он считал необходимым положить в основание учебного курса высшей школы постепенность перехода от широкого общего образования к специализации по отдельным наукам.
Именно в XVIII в. зародилась идея профильной школы.
Самостоятельное существование гимназий начинается собственно с 1803 г. Гимназия провозглашалась основным типом среднего образования в стране и являлась бессословным учебным заведением. «Учреждение гимназий имеет двоякую цель:
- приготовление к университетским наукам юношества, которое по склонности к оным или по званию своему, требующему дальнейших познаний, пожелает усовершенствовать себя в университетах;
- преподавание наук, хотя начальных, но полных в рассуждении предметов учения, тем, кои, не имея намерения продолжать оные в университетах, пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека» [4].
5. Лицеи. 12 апреля 1810 г. Министерство народного Просвещения издает «Постановление о Царскосельском Лицее». После смерти Александра I темпы развития лицейского образования в России резко снизились, и к началу XX в. этот тип образования практически прекратил свое существование.
В первой половине XX в. в образовательной практике появились профуклоны, создавались программы: максимум и минимум для школ с разными условиями работы (с хорошими и плохими) [5].
В противоположность прежней сословно-классовой школе создавалась единая для всех слоев населения трудовая школа, разделенная на две ступени: 1-я с 5-летним, позднее - 4-летним сроком обучения для детей 8-13 лет; 2-я с 4-летним, позднее - 5-летним сроком обучения для детей 13-17 лет. Работа школы строилась на основе принципов связи с жизнью, национального и полового равноправия, обучения на родном языке.
Вторая половина XX в. - период застоя. Фактически игнорировались индивидуальные особенности детей и подростков, весь учебный процесс был ориентирован на несуществующего «среднего» ученика.
По инициативе академика М. Лаврентьева были созданы три школы интерната для математически одаренных детей в Москве, Ленинграде и Новосибирске. Примерно в это же время стали открываться физико-математические классы в общеобразовательных школах [6].
В начале 1970-х гг. профилизация осуществлялась через факультативные занятия, спецклассы и спецшколы с углубленным изучением ряда предметов (главным образом математики, физики и вычислительной техники).
Конец XX в. - начало реформирования общего образования.
В этот период были разработаны следующие основные принципы: демократизация; плюрализм образования, его многоукладность, вариативность и альтернативность; народность и национальный характер образования; открытость образования; регионализация образования; гуманизация образования; гуманитаризация образования; дифференциация образования; развивающий, деятельностный характер образования; непрерывность образования.
Результаты исследования. Среди разных типов учебных заведений самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы, лицеи и гимназии, которые взаимодействуют с вузами и к настоящему времени приобрели признаки обучения, направленного на индивидуальное развитие личности. В числе общих требований к содержанию образования, выдвинутых Законом «Об образовании РФ» -ориентация на самоопределение личности, создание условий для ее самореализации.
Вывод. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в историческом контексте образовательная траектория кардинально изменилась, сохранив при этом содержательные аспекты образования (обучение и воспитание). От удовлетворения культурно-образовательных запросов определенного социального слоя, через удовлетворение социально-экономических запросов государства к удовлетворению социальных, экономических, культурных интеллектуальных потребностей общества в целом и отдельной личности в частности. Средняя школа из образовательного института (учреждения) становится социальным. Наиболее оптимальной и эффективной, на наш взгляд, является современная система образовательных учреждений, где задачи профильности призваны решить лицеи и гимназии, опираясь на культурноисторический образовательный опыт.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...