Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Досуг и культурные ценности




 

Культурные ценности молодежи, доминирующие в молодежной среде стили интеллектуального, эмоционального, духовного восприятия и отражения действительности играют важнейшую роль в выборе ею того или иного будущего. Именно духовная культура, основные формы ее воспроизводства — наука, искусство, нравственность — образуют ядро культуры в целом, определяют характер любой активности поколения, его представителей. В реализации возможностей для саморазвития личности, для культурного и интеллектуального роста важную роль играет использование молодым человеком своего свободного времени.

Динамика свободного времени молодежи за последние несколько лет в среднем не изменилась, но по возрастным группам заметно, что у старших свободное время сокращается, у младших — возрастает. Оценки своих возможностей по проведению свободного времени также различаются у возрастных групп молодежи.

Таблица 29

Отношение респондентов к проведению свободного времени (в %)

Варианты ответов 15–17 лет 18–24 года 25–29 лет
Да, доволен      
Не совсем      
Нет, не доволен      
Затрудняюсь ответить      

 

Данные опроса показывают, что средняя и старшая возрастные группы меньше всего удовлетворены своими возможностями проведения досуга, причем средняя возрастная группа более категорична в своих оценках.

Структура проведения свободного времени молодых людей качественно различается в зависимости от возраста. Формы и содержание досуга у младшей возрастной группы менее структурированны и осмысленны, чем у старшей возрастной группы, и носят более пассивный характер.

Таблица 30

Досуг респондентов (в %)

Варианты ответов 15–17 лет 18–24 года 25–29 лет
Смотрю телевизор, видео      
Слушаю музыку (плейер, магнитофон)      
Гуляю с друзьями      
Хожу на дискотеку      
Занимаюсь спортом      
Хожу в кино, театр, на концерты или выставки      
Играю в компьютерные игры      
"Путешествую" в Интернете      
Ничего не делаю, просто отдыхаю, сплю      
Читаю      

 

Старшие больше читают, посещают выставки и концерты; младшие больше смотрят телевизор, слушают музыку, гуляют с друзьями. Тенденция роста пассивных, не требующих интеллектуальных затрат форм досуга прослеживается наиболее ярко на примере подростков.


В 1998–1999 гг., как и в середине 90-х годов, по данным статистики, остается крайне небольшой доля молодых людей, постоянно или часто посещающих музеи, тех, кто ходит в театры, на концерты. Вместе с тем есть некоторые свидетельства того, что в молодежной среде формируется новая тенденция к ослаблению ее зависимости от форм массовой культуры. Молодежь, в частности, выступает в качестве постоянной и значительной части аудитории целой серии новых фестивалей, обогащающих в конце 90-х годов культурную жизнь как в столицах, так и в регионах (где они организуются с особым энтузиазмом как демонстрация значимости и культурного потенциала территорий).

Наиболее распространенной формой досуга молодежи является просмотр телевизионных передач. Структура предпочтений различных телепрограмм различается по возрастным группам. На первом месте у старшей возрастной группы стоят информационные, у младшей — развлекательные и музыкальные программы.


Таблица 31

Ответы респондентов на вопрос "Какие телепередачи Вы предпочитаете смотреть?" (в % к числу ответивших)

Варианты ответов 15–17 лет 18–24 года 25–29 лет
Информационные программы      
Развлекательные и музыкальные программы      
Спортивные передачи      
Отечественные художественные фильмы      
Зарубежные художественные фильмы      
Молодежные программы("Башня" и т.п.)      
Ток-шоу ("Я сама", "Мы", "Тема" и пр.)      
Мне нравится телереклама      
Другое      

 

Телевидение для подростков — один из основных источников информации, дающий в образной форме модели поведения и стереотипы восприятия жизни. Рекламные клише формируют стиль в моде, музыкальные вкусы, оказывают серьезное влияние на язык подростков. По данным исследований, лишь незначительная часть подростков равнодушна к рекламе (11%), остальные проявляют избирательный интерес, а для 15–20% интересны все рекламные ролики и клипы.

Преобладание западных фильмов на отечественных экранах привело к тому, что облегченно-развлекательное зрелище фактически вытеснило все иные типы кино — киноповести, кинодрамы, серьезные произведения, рассказывающие о современных проблемах, фильмы о возвышенных человеческих отношениях, о большой любви. Их место заняли криминальные и полицейские фильмы, фильмы ужасов, эротика, мистика, фантастика. Развит и нелегальный кинорынок. К 10-му классу опыт просмотра порнофильмов имеют 86% школьников.

Электронные средства массовой информации определяют значительную часть досуга молодежи и выступают как важнейший инструмент формирования духовного мира, ценностных ориентаций и социальных установок молодых поколений, поэтому на них лежит существенная доля ответственности за те искажения, которые происходят в сознании и системе ценностей молодых людей. Распространение сети Интернет, активно осваиваемой младшей возрастной группой российской молодежи, создает новые проблемы контроля за информацией, делает неэффективными различного рода прямые ограничения в этой области и требует поиска новых форм воспитания молодого поколения, оптимального комплекса культурных ценностей, которые могут быть предложены молодежи со стороны старших поколений.

Важную роль призвана играть выдвинутая на международном уровне (ООН, ЮНЕСКО) концепция перехода от "культуры" войны к культуре мира. Однако провозглашение этого перехода не решает проблему поддержки инициативы взрослых в молодежной среде. Необходимо путем стимулирования внутренних процессов самоорганизации в молодежной среде помочь молодым людям справиться с той угрозой собственной культуре, которая, как они сами чувствуют, исходит и от них. В этом отношении важным становится отмечаемый в 1998–1999 гг. рост внимания в обществе, в органах государственной власти и местного самоуправления к осуществлению воспитательной деятельности. Нельзя допустить, чтобы этот рост оказался временным.

 

Политические ориентации

Многие исследователи не без оснований утверждают, что молодежь постсоветской России негативно настроена по отношению практически ко всем властным структурам, отрицательно воспринимает развитие политической ситуации в стране, не видит для себя возможности оказать влияние на политический процесс, поэтому граждански пассивна и аполитична.

Итак, накануне выборов почти половина молодых избирателей считала, что выборы - это не демократическая процедура участия народа в определении судьбы страны, а лишь инструмент борьбы за власть между политическими кланами, которая не учитывает интересов общества. Казалось бы, такая установка предполагает отказ от участия в выборах. Действительно, в группе придерживающихся такого мнения ("циников") заявленная электоральная активность намного ниже, чем в группе "оптимистов" (соответственно 44% и 78%), но выше, чем в группе затруднившихся ответить (37%). Причем почти 15%"циников" настроены голосовать "против всех", а это тоже гражданская и политическая позиция.

Таблица 32

 

Ожидания молодежи от предстоящих парламентских [13] выборов и готовность принять участие в голосовании (в %)

Суждения Молодежь в целом Обязательно придут на выборы Проголо­суют "против всех"
Выборы окажут определенное влияние на экономическое и политическое развитие страны в XXI веке ("оптимисты") 12,5   -
Выборы будут важны с точки зрения выяснения расстановки сил перед президентскими выборами, но существенного влияния на развитие страны не окажут ("прагматики") 25,8    
На жизнь общества предстоящие выборы никакого влияния не окажут, так как будут исключительно борьбой за власть различных политических кланов ("циники") 42,3   14,8
Затруднились ответить 19,5 37,2 6,4

 

Отношение молодежи к выборам как демократическому институту неоднозначно. По данным опроса НИЦ при ИМ (октябрь 1999 г.), для 26 % выборы — пустая формальность, для 28 % — это обман народа, "комедия", для 4% — рутинная обязанность. Своим гражданским правом, возможностью повлиять на политику страны признавали выборы 21% молодых людей, гражданским долгом — 17%.

Парламентские выборы 1999 года продемонстрировали высокую электоральную активность молодежи (впрочем, как и в свое время президентские выборы 1996 года). Предстоящие в марте 2000 года выборы Президента России могут стать еще одним примером подобной "мобилизационной" активности молодежи. Избирательное право в России имеют 25 млн. молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет. Это 23% от числа всех избирателей РФ. Завоевание такой значительной социальной силы, как молодежь, на свою сторону приобретает для политических сил России особую актуальность в борьбе за власть.

Демографическая структура российского электората в 1998–1999 гг., согласно статистическим данным, существенно отличается от параметров 1995–1996 гг. Соответственно меняется и "перспектива поддержки" у различных политических сил, поскольку известно, что политические симпатии заметно зависят от возраста избирателей.

 

 

"Полярные " возрастные группы (молодежь и население старшего возраста) на протяжении долгого времени демонстрировали почти противоположные политические ориентации: старшие активнее других поддерживали КПРФ, а младшие были ориентированы на либералов и "рыночников" (от "Яблока" до ЛДПР). У избирателей среднего возраста не столь сильно выражен акцент в политических пристрастиях, их спектр гораздо сложнее и позиция более самостоятельна и лабильна. Поэтому часто исход выборов зависел именно от соотношения позиций и электоральной активности молодежи и старшего поколения. Так, парламентские выборы 1995 года выиграли "старшие" и КПРФ, а президентские 1996 года - молодежь и "команда Ельцина".

К концу 1998 года старшая возрастная группа, традиционно активная на выборах, сократилась по сравнению с 1995 г. на полтора миллиона человек.

Группа в возрасте до 29 лет увеличилась более чем на миллион человек, в ее составе возросла доля 18–19-летних, а именно они составляют наиболее активную часть молодежного электората, поскольку первое участие в выборах — акт гражданской инициации, один из атрибутов вхождения во взрослость. При этом политические ориентации самой младшей возрастной группы избирателей часто формируются уже в ходе предвыборной кампании.

Исходя из этих предпосылок, теоретически, должен был сократиться электорат КПРФ и увеличиться у "яблочников" и ЛДПР. На практике все оказалось не так просто.

По результатам парламентских выборов электорат КПРФ действительно сократился (сегодня у них нет большинства в Думе), но не настолько, как можно было бы ожидать. Значит, политические ориентации, связанные с КПРФ, активно транслируются на более молодую часть электората[14].

"Яблоко" и ЛДПР едва перешагнули пятипроцентный барьер. Зато активно проявились новые политические субъекты и "персонажи", которые грамотно использовали в своей выборной кампании именно специфику политического сознания молодежи.

Например, представители блока "Правое дело". Вся их агитация была построена с учетом интеллектуальных и психологических особенностей значительной части молодежи младшей возрастной когорты. Активное наполнение ТВ-пространства видеоклипами, основанными на штампах молодежной (прежде всего т.н. попсовой) моды, и попытка общаться с младшей возрастной группой избирателей на "их языке" принесли неожиданный успех – "Правое дело" получило на выборах значительное число голосов.

В преддверии президентских выборов в марте 2000 г. прогнозирование электорального поведения молодежи крайне затруднено. Любая новая коллизия в обществе может изменить существующие предпочтения, кроме того, массовое сознание легко подвергается манипуляции, как уже показали прошлые выборы.

При тотальном, как следует из опросов последних лет, недоверии к политическим партиям больше половины населения (63%), в том числе и значительная часть молодежи, высказывает довольно активную приверженность различным социально-политическим концепциям, направлениям. И это представляется важным.

 

 

Если в 1997 г. различия в идейных ориентациях между старшими поколениями и молодежью были довольно заметны, то с 1998 г. отмечается некоторая сглаженность этих различий.

Хотя молодежь не доверяет политическим партиям,но среди предвыборных политических блоков достаточно определенно выделяет те, за которые намеревается отдать свои голоса. Наиболее привлекательными для молодежи в октябре 1999 г. были избирательные объединения "Отечество — Вся Россия" (28%), "Яблоко" (13%), "Союз правых сил" (10%). Но это соотношение быстро изменилось в короткий предвыборный период.

К примеру, в СМИ прозвучали обвинения в адрес блока ОВР. Как относятся к этому избиратели, в том числе и молодые, видно из табл.33.

Наличие своих "страниц" в Интернете у политических лидеров и партий, возможность прямого контакта по "горячим линиям" и обмена информацией между абонентами информационной сети дают новые возможности для осознанного

Таблица 33

Ответы респондентов на вопрос "Верите ли Вы этим обвинениям?" (в %).

Варианты ответов Данные НИЦ при ИМ[15] Данные ЦИПК России[16]
избиратели в целом из них молодежь (18-29 лет) избиратели в целом
Впервые об этом слышу      
Да, верю      
Нет, не верю      
Нет дыма без огня      
Затрудняюсь ответить     -
Иное мнение      

 

выбора, и, в первую очередь, это касается молодежи. Но выборы 1999 г. также показали, что Интернет используется в информационной войне как новое средство манипуляции общественным мнением.

На фоне затянувшегося кризиса на электоральные предпочтения молодежи оказывает существенное воздействие возросший авторитет силовых структур. Доля положительных оценок армии и службы безопасности с 1995 по 1998 г. возросла более чем в два раза и продолжает расти.

В несколько меньшей степени росло доверие к милиции. Такой рост авторитета к силовым структурам является дополнительным свидетельством того, что общество ищет точки опоры и нуждается в защите. При этом доверие к органу власти, структуре управления персонифицируется, связывается непосредственно с личностью лидера. Это стало особенно очевидно при определении доверия к правительству, частая смена состава которого регулярно возобновляла необходимость формировать свое отношение к нему.

Во всяком случае, согласно исследованиям, осенью 1998 г. доверяли не собственно правительству, а "правительству Примакова".

Сегодня внимание общества сконцентрировано на новой фигуре – это исполняющий обязанности Президента В.Путин. Его появление на политической

сцене в определенной мере отвечает запросу массового сознания на "твердую руку". Этим, в частности, объясняется быстрый рост его рейтинга.

В 1998 г. 44% населения (30% молодежи) высказывали убеждение, что России нужна сильная рука. Именно Путину удалось затронуть эти глубинные пласты российского политического подсознания нашего населения, в том числе молодого поколения.

Именно с Путиным 28% молодых людей (т.е. больше чем с другими популярными политическими лидерами, накануне думских выборов – с Примаковым (24%), Лужковым (22%) – связывали возможность улучшения обстановки в стране. В частности, они во многом разделяли его решимость вести войну в Чечне до полной победы.

Таблица 34

Ответы респондентов на вопрос "Ваше отношение к сегодняшним событиям в Чечне?" (Опрос НИЦ при ИМ) (в %):

Варианты ответов Избиратели всех возрастов Из них молодежь (18-29 лет)
Вести войну до полной победы над Чечней    
Освободить только земли, которые принадлежали русским (казачество) до 1917 г. (Северные территории современной Чечни)    
Остановить войну и найти политическое решение этой проблемы    
Затрудняюсь ответить    

 

Сравнение взлета популярности двух политиков, зафиксированного в России в 1999 г. – Примакова и Путина – ждет своих исследователей. Но на главный вопрос: "Соответствуют ли масштаб их личности, реальные достижения их правительств тем ожиданиям, которые отражаются в опросах общественного мнения?" – ответа нет.

На президентский пост в 2000 г. реально претендуют (по мнению большинства политологов) два кандидата: В.Путин и Г.Зюганов.Оба – типичные "харизматические лидеры".

По данным различных исследований, шансы В.Путина представляются более предпочтительными. Одним из факторов растущей популярности является его позиция по Чечне. Так случилось, что эта война стала неотъемлемой частью российской политики.

В сложной общественной ситуации даже молодежь ставит на первое место необходимость порядка в обществе и ценит его намного выше демократии, что во многом предопределяет электоральные предпочтения молодых россиян, правда, в очень противоречивом политическом контексте. Но представления молодежи о "порядке" могут существенно отличаться от того, что ей сможет предложить новый харизматический лидер.

Что касается Г.Зюганова, его рейтинг, поднявшийся после августовского кризиса, вновь снизился в 1999 г. Исследования показывают, что ни коммунистическая идея, ни КПРФ, ни ее лидер не являются привлекательными для абсолютного большинства молодежи. Но электоральная база коммунистов в целом в обществе остается значительной – им симпатизируют не только обездоленные и нищие, но и в определенной степени нашедшие себя в современной России люди, в том числе достаточно молодые, образованные и обеспеченные.[17]

В целом положение таково, что недоверие к государству стало важнейшим регулятором электоральных предпочтений молодежи, предопределяющим их легкую смену и высокий уровень неопределенности, что на поверхности проявляется как безразличие к политике. Государство и большинство других политических сил утеряли во многом связь с молодым поколением и в обозримой перспективе не могут рассчитывать на активную поддержку молодежью того или иного политического курса, если не будут проводить более ясной и эффективной молодежной политики.

Ныне во всех смыслах выиграет тот политик, который основательно и всерьез начнет работать с молодежью (в том числе и как со своим электоратом) заранее и с расчетом не на сиюминутный успех, а на длительную перспективу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...