Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Данные о количестве вузов и студентов в них




Учебный год 1992/93 1996/97 1998/99
Число вузов — всего      
в том числе:      
государственных вузов      
негосударственных вузов      
Число студентов (тыс. чел.) 2.638 2.965 3.598
в том числе:      
в государственных вузах 2.638 2.802 3.347
в негосударственных вузах      

 

Доля студентов негосударственных вузов в общем числе студентов составляет 7% (по данным 1998/99 учебного года), и нет основания считать, что формирующаяся негосударственная система образовательных услуг подрывает сложившиеся принципы высшей школы. Напротив, появление новых образовательных возможностей — если они основываются на требованиях закона и государственных образовательных стандартах — создает лучшие перспективы для подрастающего поколения и для социального, экономического и культурного развития России. Более того, несмотря на ежегодное увеличение приема в государственные вузы, потребность молодежи в получении высшего образования на бесплатной основе не удовлетворяется: в вузы не могут поступить около половины желающих. Конкурс на вступительных экзаменах в государственные вузы в 1998 г. составлял в среднем 194 заявки на 100 мест, а по отраслевым специализациям "просвещение", "здравоохранение, физическая культура и спорт", "искусство и кинематография" — более 200.

В результате расширение охвата молодежи высшим образованием в период с 1992 г. по 1998 г. обеспечивалось в основном за счет увеличения доли студентов, обучающихся с полным возмещением затрат в вузах госсектора, а также расширения студенческого контингента негосударственных вузов. По данным на 1998 г., общее число студентов, получающих высшее образование с полным возмещением затрат в вузах госсектора, составляет 728,7 тыс. человек, или 20,3% от общего контингента студентов, против 474,4 тыс. человек, или 14,6% в 1997 г.

Такой путь свидетельствует о том, что решение накопившихся проблем развития образовательной сферы оказалось ограниченным малыми возможностями бюджетного финансирования. В последние годы не удавалось преодолеть тенденции к сокращению средств на образование из бюджетов всех уровней. По оценкам специалистов, затраты на образование от совокупного ВВП должны составлять не менее 6%, на самом деле они составляют менее 3%. Россия теряет свои позиции в сфере образования, достигнутые ранее. Расчеты индекса развития человеческого потенциала, исчисляемого как важный интегральный показатель социально-экономического развития стран, показывают утрату Россией своего места в мировом образовательном пространстве: за пять лет с 1992 по 1997 г. по этому показателю Россия спустилась с 52-го на 55-е место в мире и вплотную подошла к черте, отделяющей группу стран с высоким уровнем человеческого развития от других стран (ИРЧП России — 80,4 при пороговом значении 80 пунктов). Индекс интеллектуального потенциала России, определяемый по показателям образованности населения и состояния науки, в 1997 г. оказался примерно на уровне 1960 г. и имеет тенденцию к снижению в начале следующего столетия как результат катастрофического состояния сферы образования в первой половине 90-х годов.

Изменение ситуации в лучшую сторону не может быть осуществлено слишком быстро, и в настоящее время достижением следует считать усиление мотивации молодежи к учебе.

В мотивациях старшеклассников и студентов, определяющих их отношение к учебе, заметнее других выражены стремление подготовиться к будущей профессиональной деятельности, установка на личный жизненный успех. В исследованиях Института молодежи (1998, 1999 гг.) более 70% учащихся старших классов школ и студентов отметили, что цель их учебы — иметь в будущем интересную работу и высокую зарплату, добиться успеха в жизни. Для значительной части опрошенных мотивация к учебе основывается на стремлении к самосовершенствованию (25–32%), к получению знаний (34%). В то же время достаточно распространен и инструментальный подход к образованию — получить диплом или аттестат (33%).

Другие исследования показывают, что в планы выпускников вузов входит работа по специальности (38%); продолжение образования в аспирантуре (15%); временный переезд за границу для работы по специальности (10%). Небольшая часть студентов уже сегодня планирует переезд за границу навсегда (4%).

Отсутствие должного финансирования снижает уровень качества подготовки специалистов. Наличие платных студенческих мест в государственных учебных заведениях и учебных заведениях негосударственного сектора профессионального образования (платное обучение) не может существенно повлиять на доступность образования в связи с ухудшением материального положения семей и снижением платежеспособности населения.

Резкое расслоение населения по имущественному признаку, произошедшее за десятилетие, существенное ухудшение ситуации в сельской местности, наличие депрессивных регионов с большой безработицей и дотационных субъектов Федерации, снижение общих объемов финансирования образования привели к тому, что гарантии равноправного доступа молодежи к более высоким уровням образования находятся под угрозой.

Большое число молодых, проживающих в сельской местности, вследствие некачественного школьного образования не могут выдержать вступительные экзамены в вуз, отсеиваются после первого года обучения вследствие неуспеваемости, не имеют возможности содержать себя и оплачивать необходимые даже льготные услуги (общежитие, питание, бытовое обслуживание, транспорт).

Большая часть учащихся дневных отделений из семей со средним достатком вынуждена работать, что негативно сказывается на успеваемости. Денежное выражение социальной поддержки со стороны государства (размер стипендий, дотаций и льгот) недостаточно и не покрывает издержек даже на 30%. Группа россиян с относительно высокими доходами, способная инвестировать их в высшее образование, существенно сократилась после финансового кризиса 17 августа 1998 г.

Поддержка федеральных органов государственной власти в этой сфере оценивается как ощутимая лишь немногим более четверти молодых россиян, территориальных органов государственной власти, органов местного самоуправления — несколько более трети. В то же время доля тех, кто считает действия федеральных органов государственной власти по решению проблем в сфере образования слишком незначительными, превышает половину опрошенных в мониторинге НИЦ ИМ. Этот факт общественного мнения не может быть истолкован только в смысле недостатка у населения информации о мероприятиях, проводимых органами власти. В вопросах образования мнение молодежи следует рассматривать как экспертное (в % к числу опрошенных, без затруднившихся с ответом).

Таблица 6

Ответы респондентов на вопрос "Ощущается ли поддержка властей в решении проблем образования?" (в %)

Варианты ответов 16–18 лет 21–22 года 25–29 лет В среднем
  Центральные власти
Да        
Нет        
  Местные власти
Да        
Нет        

 

Общественностью справедливо ставится вопрос о необходимости разработки и принятия федеральной программы и национальной доктрины развития образования. Крупные стратегические решения призваны создать механизм постоянного партнерства между системой образования, государством и обществом. Образование должно рассматриваться как сфера выгодных инвестиций, а не отвлечения ресурсов и непроизводительных затрат, поскольку постиндустриальная экономика — это экономика технологий, наращивания качества человеческого капитала. Показательно, что в таких странах, как Канада, Австралия, Республика Корея, США, Финляндия, Новая Зеландия, Норвегия, численность студентов на 1000 населения превосходит соответствующий показатель по России примерно в 1,5 раза.

В этой связи особо остро стоит проблема трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования. Отказ от плановой обязательной системы распределения выпускников таких учреждений (снимавшей в прошлом проблему востребованности молодых специалистов на рынке труда, создавая, правда, другие проблемы), определенные диспропорции, сложившиеся между потребностями рынка труда и структурой специальностей, по которым ведется подготовка в системе профессионального образования, дисбаланс в оплате труда, сопровождающий дефицит определенных специалистов, — все это не могло не сказаться на проблеме занятости молодежи, получившей профессиональное образование, ее востребованности и конкурентоспособности на рынке труда. Так, в 1998 г. из 287,2 тыс. подготовленных вузами страны специалистов 37,3% не получили направления на работу, из 325,4 тыс. выпускников средних специальных учебных заведений не получили направления на работу 44,4% (следует, однако, подчеркнуть, что положение несколько улучшилось в сравнении с серединой 90-х годов. В 1994 г. аналогичные показатели по выпускникам вузов и ссузов составляли 47 и 55,5%).

Наиболее значимый негативный фактор, снижающий эффективную занятость молодежи после завершения профессиональной подготовки, — сохраняющееся профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. В результате три пятых выпускников вузов, одна треть выпускников ПТУ и три четверти выпускников техникумов работают не по специальности, а около четверти безработной молодежи — это выпускники школ, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Резко упала конкурентоспособность молодых специалистов при занятии вакансий в промышленности (по традиционным специальностям), что сказывается на уменьшении приема студентов в вузы технического профиля. В то же время большое число вакансий имеется в банковско-финан­со­вых структурах, в сфере обслуживания, органах управления и в области юриспруденции. Вследствие этого наметилось явное перепроизводство специалистов в области экономики, управления и финансов, а также юристов, что, однако, пока не повлекло за собой снижения конкурса в вузы по этим специальностям.

Общее повышение уровня образованности населения как потребность развивающегося общества неотъемлемо связано с воспроизводством профессиональной и квалификационной структуры совокупной рабочей силы, адекватной потребностям формирующейся рыночной экономики. Удовлетворение потребностей государства в этом плане тесно связано с удовлетворением индивидуальных потребностей молодых людей на основе учета их способностей и склонностей.

 

Молодежь в материальном производстве [4]

 

Труд занимает ведущее место в жизненных ориентациях и планах большинства молодых людей. Три четверти (76,3%) из них определенно связывают с ним свою жизнь. По сравнению с 1997 г. повысилась ценность труда как способа самоутверждения молодых людей (42% в 1997г. и 46,9% в 1999 г.).

Вместе с тем каждый четвертый имеет иную, не связанную с трудом ориентацию. Среди них 14,3% однозначно не стали бы работать, если бы были материально обеспечены, и 9,4% не определились твердо в своем выборе.

Подобный тип ориентации достаточно равномерно представлен в распределении молодежи по возрасту, полу, материальному положению и типу поселения. Это свидетельствует о наличии довольно представительной социокультурной группы молодых людей, для которых труд не является способом жизненного самоопределения. Отмечается тенденция роста этой группы. В 1997 г. она составляла 11,3%, т. е. на 3% меньше. База ее роста - те 9,4% молодых людей, которые не определились в своем выборе.

Как видно, надежда на саморегулирование рынка в трудовых отношениях не оправдывается. Предав забвению трудовое воспитание подрастающего поколения и одновременно усиливая пропаганду нетрудовых способов обогащения, общество не может рассчитывать даже на простое воспроизводство. Поэтому формирование этических ориентаций в труде должно занять ведущее место в государственной молодежной политике.

Трудом в материальном производстве занято 44,2% работающей молодежи, т.е. меньше, чем в среднем среди занятого населения (62,3%). За годы реформ ее занятость в этой сфере сократилась более чем на четверть, что связано с развалом производства в стране. Особенно пострадал государственный сектор производства, где занятость молодежи за эти годы сократилась почти в 1,5 раза. В 1997 г. ее занятость в госсекторе равнялась 58%, т.е. за 2 года сократилась на 12%. Приток же молодежи в материальное производство с другими формами собственности составил по отношению к 1997 г. 17%.

Таким образом, перераспределение молодежи в структуре занятости продолжается, хотя и замедленными темпами, в направлении из государственной в частные, личные и акционерные формы собственности.

Еще 2 года назад госсектор являлся основным каналом интеграции молодежи в сферу труда и материального производства. Ныне он постепенно утрачивает эту роль. При наличии возможностей выбора лишь 30% молодежи, занятой в материальном производстве, предпочли бы работу на государственном предприятии или в учреждении.

Возможности выбора места работы для сельской молодежи еще более ограничены, чем для городской. Для 6,9% это разваливающиеся колхозы и для 17,2% - предприятия с акционерной формой собственности. В личных (фермерских) хозяйствах заняты в материальном производстве лишь 5,7% молодых людей.

Доверие со стороны молодежи к госсектору в материальном производстве продолжает сокращаться.

Вместе с тем сегодня уже больше половины молодежи занято в негосударственном секторе, который становится главным фактором ее интеграции в сферу материального производства. Следовательно, поиск новых форм стимулирования и социальной защиты интеграционного поведения молодежи в этой сфере приобретает в молодежной политике характер приоритетного направления.

По характеру труда в материальном производстве молодежь распределилась следующим образом: 85,4% работают по найму, 2,3% владеют бизнесом с наемным трудом, 4,1% работают по найму и имеют собственный бизнес, 3,9% заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 4,3% - другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве). То есть подавляющее большинство молодежи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу. Лишь немногим более 2% молодых людей владеют собственными предприятиями, производящими продукцию, являются работодателями. И около 10% занимаются малым бизнесом.

Это значит, что развитие молодежного предпринимательства и малого бизнеса, осуществляемое в рамках государственной молодежной политики, распространяется по меньшей мере на каждого десятого молодого человека, занятого в сфере материального производства. Повышение эффективности этих мероприятий имеет важное значение для роста производства в стране.

За последние 2 года произошли некоторые изменения в уровне образования и профессиональной подготовки молодежи, занятой в сфере материального производства. Отмечается приток в материальное производство молодежи с общим средним и средним специальным образованием. Каждый второй имеет среднее специальное образование (55,5%) и каждый восьмой (12,2%) - незаконченное высшее и высшее образование. Это значит, что почти 70% молодежи в материальном производстве имеют не только профессию, но и профессиональное образование, что свидетельствует о высоком воспроизводственном потенциале данной сферы.

О положении молодежи в материальном производстве можно судить также по уровню ее квалификации, по степени соответствия профессии выполняемой работе, по отношению к своей профессии.

Чем выше оценки этих показателей, тем устойчивее социально-профессиональное положение молодых людей и выше уровень их социально-профессионального статуса в материальном производстве (см.табл. 7).


 

Таблица 7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...