Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характер экономических отношений в сфере культуры.




Игнатьева Е.Л. «Экономика культуры»

Учебное пособие. 2-е изд., уточн. и доп. М. ГИТИС, 2006

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

БОР — Бюджетирование, ориентированное на результат.

БК — Бюджетный кодекс.

ГК — Гражданский кодекс. ETC — Единая тарифная сетка.

МРОТ — Минимальный размер оплаты труда.

НК —Налоговый кодекс.

НКО — Некоммерческая организация.

 

"Основы" — Закон РФ "Основы законодательства Российской Феде­рации о культуре".

 

РФ — Российская Федерация.

 

ТК — Трудовой кодекс.

 

ФЦП — Федеральная целевая программа.

 

ФЗ — Федеральный закон.

 

 

Тема 1. КУЛЬТУРА КАК СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Экономика культуры изучает экономические отношения, склады­вающиеся в культуре.

Понятие экономических отношений и культуры.

/. 1. 1. Экономические отношения — отношения по поводу про­изводства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

/. 1. 2. Понятие культуры.

Слово "культура" в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.

В современной науке слово "культура" используется в трех основ­ных значениях:

/. В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной сре­ды и самого человека.

2. В узком смысле — как совокупность отраслей духовного произ­
водства, связанная с непосредственным воздействием на человека.

3. В отраслевом смысле — как отрасль национальной экономики1.
В настоящем пособии имеется в виду главным образом третье, от­
раслевое измерение этого понятия.

Характер экономических отношений в сфере культуры.

70-е годы XX векадискуссия о характере экономических отно­шений в культуре. Точки зрения:

1) экономических отношений в этой сфере быть не может, так как она не производит материальных благ (преобладающая);

2) в сфере культуры складываются экономические отношения, но они "второсортные". Об экономических отношениях можно говорить лишь постольку, поскольку в культуре потребляется продукт, создан­ный в материальном производстве.

Рубеж 80-х — 90-х годов — поиск новых экономических механиз­мов в культуре.

С начала 90-х годов — развитие рыночных отношений, затронув­ших и сферу культуры.

В настоящее время общепризнано, что в процессе культурной дея­тельности складываются полноценные экономические отношения, свя­занные с сохранением, созданием, распространением и освоением (по­треблением) культурных ценностей и культурных благ.

' См.: Воронова Е. Н. Экономика культуры: Учебное пособие для менеджеров. Ря­зань, 1997. С. 90.

 

 

Специфика экономических отношений в культуре:

— выделяется стадия сохранения в связи с тем, что здесь накапли­вается большой культурный потенциал;

— результатами культурной деятельности являются культурные блага и культурные ценности.

Понятия культурных благ и культурных ценностей даны в ст.З За-конаРФ"Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие ис­торико-культурную значимость сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организа­циями и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Культурные ценности как основа для создания культурных благ. Возможность превращения культурного блага в культурную ценность. Культурное благо как категория, более адекватная экономике культуры. Становление рынка культурных благ. Основные субъекты рынка: госу­дарство, производители, потребители, посредники (инфраструктура), профессиональная критика.

Создателями культурных благ выступают:

— так называемые "свободные художники", физические лица, осу­ществляющие индивидуальную трудовую деятельность без образования юридического лица;

— институционально-оформленные структуры: организации (юри­дические лица).

Организации культуры как основной производитель культурных благ.

Субъекты, с которыми вступают в экономические отношения ор­ганизации культуры:

— потребители (индивидуальные и организованные);

— учредители (уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица);

— властные структуры (за исключением учредителей — уполно­моченных органов государственной власти и местного самоуправле­ния): налоговые инспекции, комитеты по имуществу, земельные коми­теты, отделения казначейства и пр.;

— спонсоры и благотворители;

— другие организации.

 

Инфраструктура культурной деятельности — взаимосвязанный комплекс организаций, направлений деятельности и механизмов, обес­печивающий взаимодействие участников культурной деятельности. Элементы инфраструктуры: кассы, специализированные магазины, мас­терские, театральная биржа, продюсерские центры и др.

Необходимость различения существования культуры в рыночных условиях и возможности ее функционирования на рыночных началах. Понятие "провалов рынка" в сфере культуры. Роль государства как од­ного из важнейших субъектов рынка культурных благ. Основные на­правления государственного регулирования: законодательное регулиро­вание культурной деятельности, финансовая поддержка организаций культуры и творческих работников, социальная защита деятелей куль­туры и искусства и др.

1.3. Формирование системы экономических категорий куль­турной деятельности в трудах представителей различных научных школ2.

Экономические категории культурной деятельности начали рас­сматриваться в работах представителей французской (Ж.-Б. Сэй, К. Гарнье), шведской (К. Виксель, Э. Линдаль), английской (А. Смит, Д. Кейнс, Дж. Рескин) и других научных школ. В России первые работы в области экономики культуры появились в конце XIX и начале XX столетия (В. П. Погожев, 1908, В. А. Теляковский, 1926).

В работе американских экономистов У. Баумоля и У. Боуэна "Ис­полнительское искусство: экономическая дилемма" (1966) впервые серь­езно поставлена одна из основных проблем экономики культуры — опе­режающий рост цен на факторы производства по отношению к ценам на культурные услуги, — получившая название "Болезнь Баумоля" или "Болезнь цен". Это послужило обоснованием необходимости государст­венной и общественной поддержки исполнительского искусства.

Французский культуролог А. Моль в труде "Социодинамика куль­туры" (1967) наметил общую теорию социокультурного цикла, напоми­нающего систему экономического товарооборота, и затронул важней­шие экономические категории культурной деятельности: товары, стои­мость, себестоимость, цена, прибыль, рынок и некоторые другие.

Социокультурный цикл Моль изображает в виде взаимодействия творцов и потребителей на рынке интеллектуальной продукции. Участ­никами взаимодействия у него выступают творцы, микросреда (коллеги, критики), средства массовых коммуникаций, макросфера (просвещенные потребители) и широкие народные массы. Эту общую теоретиче­скую схему Моль интерпретирует для разных видов культурной дея­тельности.

2 Данный вопрос освещен в работе: Глаголев А. И. Два века науки об экономике культуры (1776—1976) // Экономические отношения в художественной культуре. М., 1991.С. 131-163.

 

 

В центр своего исследования Моль ставит категорию "сообщения" (знака), которую рассматривает как коммуникационный товар и приме­няет к нему понятие стоимости и цены.

Серьезное исследование проблем экономики культуры в России началось в 70-е годы XX века. Появились труды, в которых культура рассматривается как активный элемент экономической системы (Э. М. Агабабьяна, Г. Г. Дадамяна, Д. И. Правдина, В. М. Рутгайзера, М. В. Солодкова). Работы А. И. Дымниковой, Г. П. Иванова, А. Я. Ру­бинштейна, Б. Ю. Сорочкина, С. В. Шишкина и других авторов посвя­щены экономике культуры на современном этапе.

С последнего десятилетия XX века на Западе формируется новое понимание взаимосвязей между культурой и экономикой. Отношение к культуре как к фактору экономического развития территорий, а к куль­турному продукту как к товару. Курс на развитие культурных (творче­ских) индустрии, глобализацию рынка культурных благ.

Постепенное распространение этих воззрений в нашей стране. Про­тивостояние глобалистов и антиглобалистов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...