Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Имущество учреждения культуры.




В целях обеспечения уставной деятельности учреждения культуры обладают имуществом:

— закрепленным собственником в установленном порядке;

— приобретенным за счет имеющихся финансовых средств, в том числе за счет средств, выделенных по смете, и доходов от пре­дусмотренной уставом (положением) деятельности;

— полученным в форме дара, пожертвования юридических и фи­зических лиц, а также по завещанию, договору или на иных ос­нованиях.

Здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество, переданное учреждению культуры собственником, закрепляются за ним на праве оперативного управления.

Закрепление за учреждением культуры зданий и сооружений, от­несенных к памятникам истории и культуры, а также природных ком­плексов и объектов производится специально уполномоченными госу­дарственными органами на основе акта приемки — передачи и охранно­го обязательства, заключаемого учреждением с указанными государст­венными органами исключительно на праве оперативного управления.

Учреждения культуры распоряжаются имуществом, приобретен­ным за счет средств, выделенных по смете, и доходов, полученных от предусмотренной уставом (положением) деятельности, на праве опера­тивного управления.

регламентирующего механизмы преобразования государственных и муниципальных учреждений в другие организационно-правовые формы НКО, являющиеся собственниками имущества, и поправок в действую­щее законодательство.

Приватизация может стать способом привлечения в сферу культу­ры дополнительных источников финансирования, даст возможность концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях культурной политики.

 

Тема 7. СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры.

Систему хозяйствования в сфере культуры в самом общем виде можно определить как особый срез общественных отношений, связанных с функционированием сферы культуры и управлением ее развитием.

7.1.1. Уровни хозяйствования:

— сфера культуры;

— совокупность организаций культуры конкретной территории;

— подотрасль (театры, концертные организации и др.);

— отдельная организация.

7.1.2. Понятие хозяйственного механизма организаций культу­
ры.

Хозяйственный механизм организаций культуры можно определить как систему экономических, организационных, правовых и других форм, методов и инструментов управления деятельностью организаций культуры.

Употребляемые в научной и учебной литературе понятия произ­водственно-финансовый механизм, организационно-экономический ме­ханизм и т.п. отражают более узкий срез общественных отношений. Организационно-экономический (или производственно-финансовый) механизм — составная часть хозяйственного механизма организаций культуры.

Хозяйственный механизм организаций культуры представляет со­бой совокупность целей и методов деятельности.

7.2. Общие и специфические черты хозяйственного механизма
организаций культуры.

Общие черты.

Хозяйственный механизм организаций культуры — составная часть всей системы хозяйствования. Это определяет его природу, тенденции изменения и принципы совершенствования.

Специфические черты.

Хозяйственный механизм организаций культуры отражает свойст­венные им особенности ресурсов и результатов труда (неповторимость и особая социальная значимость результатов, сложность их измерения и др.).

Преобладание внеэкономических, социально-культурных целей. Экономическая составляющая деятельности организаций культуры, хо­тя и является весьма значимой, не определяет главного содержания их работы, носит подчиненный характер. Анализ и определение путей ре­шения существующих здесь экономических проблем не могут прово­диться в отрыве от творческой стороны деятельности.

 

7.2.3. Ключевые требования к хозяйственному механизму орга­низаций культуры.

В сфере культуры экономический интерес — составная часть мно­гогранных интересов коллектива организации, проявляющихся, прежде всего, в его потребности в творческом развитии.

Поэтому первое ключевое требование к хозяйственному механиз­му — максимально возможное согласование творческих и экономиче­ских интересов организаций культуры.

Хозяйствование понимается как процесс реализации экономических интересов (государства, организации, работника). Как и в первом слу­чае, наблюдается неполное совпадение, а часто и противоречие между указанными интересами. Отсюда вытекает второе ключевое требование к хозяйственному механизму.

Механизм хозяйствования призван служить средством согласова­ния экономических интересов государства, организации культуры и отдельного работника.

7.3. Важнейший признак и составные компоненты экономиче­ской деятельности организаций культуры.

7.3.1. Важнейший признак экономической деятельности орга­низаций культуры.

Важнейшим признаком экономической деятельности организаций культуры является использование измеримых, ограниченных ресурсов для получения измеримых результатов.

К экономическим относятся все те ресурсы, которые могут быть количественно измерены и объем которых ограничен по отношению к потребностям общества в этих ресурсах.

К экономическим результатам относятся такие результаты преоб­разования указанных ресурсов, которые измеримы в показателях:

— отражающих потребности общества в получении соответствую­щих культурных благ;

— позволяющих сопоставить эти культурные блага с произведен­ными затратами.

7.3.2. Составные компоненты экономической деятельности ор­ганизаций культуры.

В экономической деятельности организаций культуры можно вы­делить три основных компонента:

— процесс преобразования измеримых, ограниченных ресурсов в измеримые результаты;

— действия по сопоставлению осуществляемых затрат и получае­мых результатов;

отношения по присвоению указанных ресурсов и результатов.

 

Необходимость количественного измерения результатов деятель­ности организаций культуры.

При этом чисто экономические показатели являются вспомогатель­ными, а основную роль с учетом специфики культуры играют социаль­ные показатели.

С точки зрения возмещения, окупаемости затрат можно выделить два типа хозяйственного механизма организаций культуры: коммерче­ский и некоммерческий.

На практике наблюдается взаимодействие коммерческих и неком­мерческих форм хозяйствования. Коммерческие организации культуры осуществляют и некоммерческие виды деятельности. Некоммерческим организациям разрешено вести предпринимательскую деятельность (ст.50 ГК РФ).

7.4. Методы управления экономической деятельностью органи­заций культуры.

Методыэто способы, инструменты, с помощью которых осу­ществляется управленческое воздействие.

Существует три вида методов управления экономической деятель­ностью:

— административные;

— экономические;

— социально-психологические.

7.4.1. Административные методы.
Административные методы заключаются в прямом регулировании

работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством принуждения (команды, приказа и т.п.). Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века.

7.4.2. Экономические методы.
Экономические методы основаны на использовании материальных

стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XX века.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...