Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет возрастной физиологии и гигиены




Тема. Предмет возрастной АНАТОМИИ, физиологии и гигиены. Закономерности роста и развития организма учащихся

 

План

1. Предмет возрастной физиологии и гигиены:

2. Понятие о росте и развитии организма. Понятие об онтогенезе.

3. Физическое и психическое развитие подростков и юношей.

4. Антропометрические исследования и их прикладное значение.

 

Ключевые понятия и термины: анатомия, физиология, гигиена, рост, развитием, пренатальный и постнатальный периоды, онтогенез, ранний, зрелый и заключительный (период старения) этапы развития, физическое развитие, психическое развитие, гетерохронность и гармоничность развития

 

Литература

1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов. – М.: Высш. шк., 1985 (с. 12 - 21)

2. Гигиена / В.Д. Ванханен, Г.А. Суханова. – К.: Вища шк. Головное изд-во, 1986. (с. 3 - 7)

 

Предмет возрастной физиологии и гигиены

 

Анатомия – это наука о форме и строении живых организмов, в частности строение человеческого тела, его органов. Название «анатомия» происходит от греческого слова anatome – рассечение, расчленение, что указывает на один из основных методов анатомии – рассечение (препаровка).

Анатомия и физиология тесно связаны между собой, так как форма и функции взаимно обусловлены. Анатомия изучает организм человека как целостную систему, которая находится в единстве с условиями существования.

Физиологи я (от греч. физис – природа, логос – учение) – наука о функциях или процессах жизнедеятельности, протекающих в организме на всех его структурных уровнях: клеточном, тканевом, органном, системном и организменном.

Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии человека.

Задача возрастной физиологии - изучение закономерностей становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни.

Возрастная физиология как учебный предмет. Воз­растную физиологию как науку не следует отождествлять с курсом возрастной физиологии, являющимся учебной дисциплиной в педагогических вузах. Задача возрастной физиологии как науки — познавать и открывать новое, ее задача как учебного предмета — сообщить студентам известные знания и методы, созданные наукой.

Предмет курса возрастной физиологии

1. Физиологи­ческие особенностей подростков и юношей

2 Закономерности их становления в процессе индивидуального развития

3. Особенности реакции физиологических функций на педа­гогические воздействия.

Наибольшее значение в практи­ческой деятельности преподавателей и мастеров ПО имеют закономер­ности высшей нервной деятельности подростков и юношей и функциональные особенности их нервной системы.

Курс возрастной физиологии имеет большое практическое и теоретическое значение и являет­ся одним из важнейших и необходимых компонентов пе­дагогического образования.

Прежде всего физиологические знания необходимы педагогу для участия в работе по охране здоровья подростков и юношей и созданию опти­мальных условий в процессе их обучения.

Знание анатомо-физиологических особенностей подросткового и юношеского возраста помогут педагогу рацио­нально организовать всю учебно-воспитательную работу в процессе учебно–производственной деятельности учащихся.

 

Гигиена — наука о здоровье, основа профилактической медицины.

Задачи гигиены:

1. изучение влияние окружающей среды на ор­ганизм человека

2. разработка на основе этого меро­приятий по предупреждению вредного воздействия среды и развития заболеваний.

Цель - предупреждение заболеваний, а не лечение больного человека.

Среда, окружающая человека, чрезвычайно сложна: ее определяют природные, социаль­ные, бытовые факторы, а также производственно-общест­венные отношения.

Объект изучения ги­гиены - факторы окружающей среды с точки зрения влияния их на здоровье населения.

К физическим факторам отно­сят:

- температуру,

- влажность и движение воздуха,

- атмосфер­ное давление,

- солнечную радиацию,

- шум,

- вибрацию и др.

Влияние химических факторов выражается в воздействии на организм различных веществ, являющихся составной частью факторов окружающей среды, например воздуха, воды, продуктов питания.

Биологические факторы:

- патогенные микроорганизмы (вирусы, бактерии, грибки),

- гельминты,

- клещи, воздейст­вие которых может вызвать заболевание человека.

Психофизиологические:

-нервно-психическая загрузка;

-психологический климат в коллективе;

-изменение сознания в результате опьянения.

Боль­шое значение имеют также условия жизни, которые связаны с социальным укладом общества,— характер трудовой деятельности, питания, жилищные условия и т. д. (рис. 1).

 

 

 


Рис. 1. Воздействие внешней среды на здоровье человека

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...