Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антропометрические исследования и их прикладное значение.




В связи с этим темпы физического развития могут быть легко оценены с помощью антропометрических методик. Важным условием для проведения всех антропометриче­ских определений является единообразие применяемых методов, приборов и инструментов. Обычно все исследо­вания проводят в первой половине дня, в теплом, светлом и хорошо проветренном помещении.

Антропометрические признаки:

-соматометрические (дли­на тела стоя и сидя, масса тела, окружность груди и головы и др.),

-физиометрические – определение функциональных показателей (жизненная емкость легких (спиторметр), мышечная сила рук, становая сила (динамометр) и др.) и

-соматоскопические - данные наружного осмотра. Ряд описательных признаков (развитие мускулатуры, степень жироотложения) оценивается потрехбальной шкале. Форма позвоноч­ника, грудной клетки, ног, осанка. Степень полового созревания определяется по совокупности развития вторичных половых признаков.

В настоящее время на основании обследования боль­шого количества детей и подростков разработаны усред­ненные таблицы, содержащие антропометрические показа­тели общего физического развития здоровых детей и под­ростков. Всякое существенное отклонение от средних дан­ных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка; часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания. Следовательно, антропометрические обсле­дования детей и подростков позволяют не только опреде­лить степень физического созревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.

Определение размера обуви производится по замеру длины стопы - расстоянию между наиболее выступающей кзади точкой пяточной кости и концом ногтевой фаланги 1 или 2 пальца с помощью толстотного циркуля.

Таблица 1. - Соотношение длины стопы и размера обуви

Длина стопы, см Размер обуви
22,5  
   
23,5  
  37,5
24,5  
   
25,5  
  40,5
26,5  
   
27,5  
  43,5
28,5  
   
29,5  
  46,5

Определение размера одежды и спецодежды определяют по замеру окружности груди в состоянии спокойного дыхания (пауза), максимального вдоха и максимального выдоха с помощью сантиметровой ленты. Сзади лента должна проходить по нижним углам лопаток, а спереди – по среднегрудинной точке. Размер одежды равен половине окружности груди в сантиметрах.

Определение размера головного убора возможно с помощью замера окружности головы. Сантиметровую ленту накладывают сзади по затылочной точке, спереди – по глабелле (точка между бровями).

Каждый педагог, ежедневно сталки­ваясь со своими учащимися, несет особую ответственность за их нормальное развитие, поэтому для педагога обязательным является умение быстро и пра­вильно оценить степень физического развития детей и под­ростков. Это важно не только с гигиенической стороны, но и необходимо для правильной организации индиви­дуальной учебно-воспитательной работы, так как дети с худшими показателями развития требуют к себе больше внимания.

Для повседневной оценки физического развития подростков в процессе педагогической работы вовсе не обязательно владеть всем комплексом антропометри­ческих методик. Достаточно учитывать основные антро­пометрические показатели: длину и массу тела ребенка, которые на разных этапах онтогенеза меняются с различ­ной интенсивностью, что свидетельствует о различной ин­тенсивности процессов физического развития детей и под­ростков.

Так, наиболее интенсивные изменения длины и массы тела происходят в первые годы постнатального раз­вития. В течение первого года длина тела ребенка воз­растает в среднем на 25 см, а его масса увеличивается на 6—7 кг. Этот этап онтогенеза часто называют периодом первого вытягивания. Затем темпы развития несколько снижаются и наступает период так называемого округле­ния (в среднем от 1 года до 3 лет). Новое нарастание темпов роста наблюдается в 5—7 лет — период второго вытягивания. Годовой прирост тела в это время может составить 7—10 см. Затем наблюдается вновь замедле­ние роста — второй период округления (с 7 до 10—11 лет).

Возрастание темпов физического развития наб­людается в период полового созревания — третий период вытягивания (с 11 —12 до 15—16 лет). В последующие годы темпы физического развития снижаются, и рост у женщин останавливается приблизительно к 18—22 годам, а у мужчин к 20—25 годам.

Внешним показателем развития является также изме­нение пропорций тела: с возрастом уменьшаются относи­тельные размеры головы и увеличивается абсолютная и относительная длина рук и ног. Изменения про­порций тела могут служить косвенными признаками био­логической зрелости детей и готовности их к обучению в школе.

Процессы роста и развития детей не имеют резких по­ловых отличий лет до десяти. Далее физическое развитие девочек идет быстрее, что характеризуется и более высо­ким их ростом. К 14—15 годам мальчики догоняют, а за­тем и перегоняют девочек в росте, однако продолжают отставать в физическом развитии в целом. Образно говоря, к финишу — функциональному уровню взрослого орга­низма— девочки приходят на 1—3 года раньше мальчи­ков. С достижением морфологического и функционально­го уровня взрослого организма процессы развития продолжаются до последних дней жизни.

Рост и развитие всех органов и физиологических сис­тем организма человека происходит не одновре­менно и неравномерно, т. е. гетерохронно (от греч. гетерос — другой, хронос — время).

Прежде всего развиваются и совершенствуются те ор­ганы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки форми­руются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

Гетерохронность развития не отрицает его гармонич­ности, поскольку неодновременное созревание морфофункциональных систем организма ребенка обеспечивает ему необходимую их подвижность, надежность функци­онирования целостного организма и оптимальное (гар­моничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.

«Гетерохрония является специальной закономерно­стью, состоящей в неравномерном развертывании наслед­ственной информации. Благодаря этой наследственно за­крепленной особенности созревания обеспечивается ос­новное требование выживания новорожденного, — писал П. К. Анохин, — гармоническое соотношение структуры и функции данного новорожденного организма с внезапно возникающим воздействием на него экологических факто­ров».

Таким образом, гармоничность развития характери­зуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма соответствуют требованиям, предъявляемым к человеку со стороны окружающей среды.

Наряду с гармоничностью развития существуют осо­бые этапы наиболее резких скачкообразных анатомо-физиологических преобразований. В постнатальном разви­тии выделяют три таких «критических периода», или «воз­растных криза». Первый критический период наблюдается в возрасте от 2 до 3 1/2 лет, т. е. в период, когда ребенок начинает активно двигаться. При этом резко возрастает сфера его общения с внешним миром, происходит интен­сивное формирование речи и сознания. Вместе с интенсивным физическим и психическим разви­тием ребенка растут и воспитательные требования, что в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем его организма, а в случае слишком высо­ких требований — к их «поломке». Особенно ранимой оказывается нервная система, ее перенапряжение приво­дит к нарушению психического развития и появлению различных психических заболеваний. По данным меди­цинской статистики, именно в этот период развития появляется большинство психических заболеваний, и тем, кто воспитывает малыша, никогда не следует об этом забывать. В этот период онтогенеза для родителей и вос­питателей также важно принять все возможные меры по предупреждению детского травматизма, так как около 40 % смертных случаев при детских бытовых и транспорт­ных травмах приходятся на первое четырехлетие ребенка.

Второй критический период совпадает с началом школьного обучения и приходится на возраст 6—8 лет. В эти годы в жизнь ребенка входят новые люди — школь­ные учителя и школьные друзья. Меняется образ всей его жизни, появляется ряд новых обязанностей, падает двига­тельная активность и т. д. Все эти факторы в совокупности приводят к напряженной деятельности физиологических систем организма, поэтому в этот период адаптации, или приспособления, к школьным условиям вновь необходимо особо бережное отношение к ребенку со стороны школы и родителей. Учителям, воспитателям и родителям следует также учесть, что на второй критический период приходится наи­большее количество транспортных несчастных случаев, и разъяснение детям правил дорожного движения являет­ся важным фактором предупреждения транспортных тра­гедий.

Третий критический период (пубертатный) связан с из­менением в организме гормонального баланса, с созрева­нием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Обычно это происходит в 11 —15 лет, т. е. в подростковом возрасте, который также характеризуется повышенной ра­нимостью нервной системы и возникновением многих нер­вных расстройств и психических заболеваний.

Вопросы самоконтроля

1. Раскройте схему последовательности роста и развития организма.

2. Обоснуйте физиологическую необходимость явления гетерохронности.

3. Назовите основные физиологические характеристики подросткового и юношеского возраста.

 

Тест

1. Количественные изменения в организме называют… (ростом)

2. Качественные изменения в организме называют … (развитием)

3. Какие из нижеперечисленных признаков являются антропометрическими

а) вес тела

б) вторичные половые признаки

в) физическое развитие

г) жизненная емкость легких

д) онтогенез

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...