Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение миссии и целей предприятия




Определение миссии предприятия.

Этот процесс состоит в установлении смысла существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной эко­номике. В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концепцией бизнеса. Он характери­зует направление в бизнесе, на которое фирма ориентируется, ис­ходя из рыночных потребностей, характера потребителей, осо­бенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ и барьеров.

2. Формулирование целей и задач функционирования пред­приятия.

Цели и задачи должны отражать уровень, на который необхо­димо вывести деятельность по обслуживанию потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Не­смотря на ситуационность в выборе целей, можно указать на ряд направлений, в рамках которых фирмы могут устанавливать свои цели. К ним относятся:

• доходы фирмы (величина дохода, прибыль, доход на акцию и т.п.);

• эффективность (издержки, себестоимость, рентабельность, производительность, материалоемкость и т.п.);

• положение на рынке (доля рынка, объем продаж, относи­тельная доля рынка, доля отдельных продуктов и т.д.);

• ресурсы фирмы, включая финансовые, материальные, тру­довые (структура и величина основного и оборотного капитала, активы фирмы, кредиторская и дебиторская задолженность и т.д.);

• производственная мощность предприятия;

• продукция (номенклатура, ассортимент, показатели качест­ва, конкурентоспособность, величина затрат на НИОКР, сроки разработки и освоения и т.п.);

• организационные изменения в фирме (касающиеся штатно­го расписания, производственной структуры, функциональных обязанностей работников и т.д.);

• качество работы с покупателями (скорость обслуживания, число жалоб, количество претензий и рекламаций и т.д.);

 

Цели и задачи анализа внешней среды

Оценка внешней среды осуществляется для того, чтобы:

• выявить изменения, которые воздействуют на разные аспек­ты стратегии. Например, повышение цен на автомобильное топливо может создать определенные проблемы для фирм, производя­щих автомобили. Поэтому последние должны постоянно отслежи­вать динамику цен на рынке топлива в рамках стратегического планирования, чтобы выбирать оптимальный объем двигателей;

• определить, какие факторы внешней среды могут представ­лять угрозу для фирмы. Например, конкуренты могут неожиданно создать барьеры для товаров фирмы. Контроль деятельности кон­курентов позволяет руководству фирмы постоянно быть готовым к любым действиям конкурентов, их потенциальным угрозам;

• оценить, какие факторы внешней среды можно использовать для достижения стратегической цели. Это позволяет направить усилия фирмы в наиболее благоприятном для развития бизнеса направлении.

Анализ внешней среды помогает получить важные результаты:

• прогнозировать непредвиденные обстоятельства;

• разработать меры предупреждения неблагоприятных неп­редвиденных обстоятельств и угроз;

• помогает превратить потенциальные угрозы в выгодные воз­можности.

Роль анализа внешней среды заключается в получении ответа на вопросы:

• где находится организация по отношению к другим участни­кам бизнеса;

• где, по мнению высшего руководства, должна находиться фирма в будущем;

• что необходимо сделать в фирме, чтобы она переместилась из положения, в котором находится, в то положение, где ее хочет видеть руководство.

Наиболее распространенными способами наблюдения являются:

• анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях;

• участие в конференциях;

• анализ опыта работы фирмы;

• изучение мнения сотрудников фирмы;

• проведение собраний, совещаний, "мозговых штурмов", различных конкурсов и т.д.

 

Анализ макроокружения

Макроокружение создает общие условия существования фир­мы. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфи­ческого характера применительно к отдельно взятому субъекту хозяйствования, оно оказывает общее влияние на все субъекты. Тем не менее степень влияния макроокружения на различные ор­ганизации неодинакова, что обусловлено следующими обстоятельствами: во-первых, спецификой бизнеса, в котором действует фирма; во-вторых, внутренним потенциалом организации. Из дру­гих элементов внешней среды в стратегическом отношении наибо­лее важным представляется макроокружение, поскольку возмож­ность влиять на него со стороны фирмы является минимальной, а последствия его действия носят глобальный, всеобъемлющий характер.

Угрозы и возможности, с которыми сталкиваются хозяйствую­щие субъекты, можно сгруппировать в семь областей. Этими областями являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальные условия.

Рассмотрим эти факторы.

1. Экономические факторы. Важнейшие параметры экономики должны постоянно от­слеживаться и прогнозироваться. Среди них важнейшими являют­ся следующие: темпы инфляции или дефляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процен­тные и налоговые ставки; величина и динамика внутреннего вало­вого продукта; производительность труда и т.д.

2. Политические факторы. Политические факторы должны изучаться в первую очередь, чтобы высшее руководство фирмы имело ясное представление о политических намерениях органов государственной власти и конкретных средствах и методах для осуществления этой политики.

3. Рыночные факторы. В анализ рыночной среды входят мно­гочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на фирму: демографические факторы; жизненные циклы изделий и самих хозяйствующих субъектов; уровень конку­ренции; уровень и динамика доходов и т.д.

4. Технологические факторы. Анализ этой сферы внешней сре­ды позволяет своевременно выявить возможности, которые от­крывает для производства развитие науки и техники. Речь идет о возможности совершенствования как продукции, так и технологии ее изготовления.

5. Международные факторы. Известно, что значительная часть фирм действует на международном рынке, что вызывает необ­ходимость отслеживать специфическую область внешней среды -сферу международного сотрудничества. Угрозы и новые возмож­ности здесь могут возникнуть в результате: облегчения доступа к сырьевым ресурсам иностранных компаний или отечественных за рубежом; деятельности иностранных фирм; создания иностран­ных картелей (например, ОПЕК); изменения валютного курса; принятия политических решений в странах, выступающих в качес­тве иностранных инвесторов и т.д. Исследование этих проблем должно быть направлено на укрепление национального рынка, по­иск правительственной поддержки и защиты против иностранных конкурентов.

6. Социальные факторы. Изучение социальных факторов на­правлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес следующих со­циальных явлений и процессов: отношение людей к работе и ка­честву жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования; мобильность людей к перемене жизни и т.п.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...