Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие факторы влияют на спрос, на труд?




Как найти оптимальное сочетание ресурсов, исходя из минимума издержек?

А как реализовать условие максимума прибыли?

1.11. Рынок труда и заработная плата (Л.3, глава 30)

Конкурентный рынок труда

Мы выяснили, что спрос отдельной фирмы на труд → это кривая предельной доходности труда MRPL в зависимости от количества труда (L):

 

 

Рассмотрим сначала конкурентный рынок труда. Он характеризуется следующими чертами:

— Большое число фирм конкурируют друг с другом при найме конкретных работников;

— Многочисленные квалифицированные работники (имеющие одинаковую квалификацию) независимо друг от друга предлагают свой труд;

— Ни фирмы, ни работники не осуществляют контроль за рыночной ставкой з/п.

Как определить рыночный (т.е. общий) спрос на конкретный вид труда? Путём суммирования по горизонтали кривых спроса на труд отдельных фирм (не обязательно, чтобы эти фирмы были в одной отрасли).

 

 

А как будет выглядеть предложение труда?

 

 

Для отдельной фирмы:

Кривая предложения труда совершенно эластична, т.е. горизонтальна. Почему? Потому что фирме выгодно нанимать работников до точки, где ставка з/п (W) равна предельной доходности труда, т.е. до точки, где
MRP = MRC (предельным издержкам на ресурс на конкурентном рынке).

А рыночная кривая предложения труда плавно поднимается.

 

 

Почему? Потому что фирмы должны привлечь к себе работников из других мест, отраслей или даже городов, а значит платить всё более высокие ставки з/п.

Экономисты говорят: кривая рыночного предложения поднимается потому, что она является кривой издержек упущенных возможностей: заработная плата должна привлечь тех людей на данное рабочее место, у которых существуют альтернативные варианты использования своего времени (либо на других рынках труда, либо на отдыхе). Низкая з/п не покрывает этих высоких издержек упущенных возможностей.

Равновесная ставка з/п определяется из равенства рыночного спроса и предложения:

 

Итак, в условиях чисто конкурентного рынка труда каждая отдельная фирма нанимает такое небольшое количество работников, что это не влияет на ставку з/п в целом; каждая фирма «соглашается с ценой на труд»,т.е. кривая предложения труда для фирмы абсолютно эластична.

 

Модель монопсонии

Монопсония – это монополия одного покупателя. Примеры:

1.Крупная автомобильная компания («Форд», «Крайслер», «Дженерал Моторс») обладает значительной монопсонической властью как покупатель запасных частей (тормозных устройств, покрышек и т.д.) и может вести переговоры о более низких ценах, чем те, которые платят мелкие покупатели;

2.Фирма IBM обладает монопсонической властью на рынке комплектующих для компьютеров.

Монопсонии присущи следующие черты:

1.Количество занятых на данной фирме составляют основную часть всех занятых данным видом труда;

2.Данный вид труда является немобильным (т.е. либо работать здесь, либо приобретать новую квалификацию);

3.Фирма диктует з/п, т.е. ставка з/п, выплачиваемая фирмой, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых работников.

В случае, если 1 фирма обладает монопсонической властью, (как в городке, где только один завод и всё!) имеет место чистая монопсония. Если же фирм-покупателей труда несколько, то имеет место олигопсония (а значит «тайный сговор» олигопсонистов вероятен).

Предположим для простоты, что есть только 1 наниматель конкретного вида труда. В этом случае кривая предложения труда для фирмы и кривая общего предложения труда для рынка труда в целом совпадают. Вид этой кривой:

 

 

Каждая точка на кривой предложения показывает ставку з/п (издержки) одного работника, которую следует платить для привлечения соответствующего числа работников. Но в случае, если более высокая з/п будет выплачиваться только дополнительным работникам, а не всем, уже нанятым, моральный климат среди работников ухудшится. Недовольство работников из-за разной оплаты одного и того же труда → трудно будет снять нанимателю. Поэтому наниматель будет выплачивать единую ставку з/п всем (L) работникам.

Рассмотрим пример: Пусть имеет место монопсония при найме труда, тогда:

 

 

Единицы труда L Cтавка з/п W, д.е. Общие издержки на оплату труда (W∙L), д.е. Предельные издержки на труд, MRC(∆W∙L/ΔL), д.е.
       
       
       
       
       
       

 

[MRC — величина, на которую каждая дополнительная единица ресурса даёт прирост издержек]

MRC — marginal recourse cost

Сравним: предельные издержки на труд (4-ый столбец MRC) и ставку з/п (2-ой столбец). Мы видим: предельные издержки труда превышают ставку з/п (везде, кроме L = 1). Это значит, что кривая MRC расположена выше кривой предложения труда:

 

 

Сколько работников наймёт максимизирующая прибыль фирма?

Прежде чем использовать правило (2) максимизации прибыли: = =1 (2) его надо скорректировать в связи с тем, что оно получено для условий совершенной конкуренции (где цена ресурса PL и предельные издержки на ресурс MRCL совпадали из-за абсолютной эластичности для фирм.)

Теперь мы, рассуждая следующим образом: фирма будет нанимать работников до точки, где предельная доходность ресурса (MRP) сравняется с предельными издержками на ресурс (MRC), получим MRPL = MRCL; . Аналогично, если ресурсом является капитал: = 1.

В итоге, для несовершенной конкуренции, получим условие максимизации прибыли:

= 1 (2')

Понятно, что в условиях несовершенной конкуренции и правило (1) минимизации издержек = . должно быть скорректировано.

Заменив цену на предельные издержки, на ресурс, получим:

(1')

 

Вернёмся к графику (примеру).

 

 

Реализуя правило (2') максимизации прибыли, монопсонист будет нанимать работников до точки («а»), т.е. до количества Lm. Ставка з/п при этом будет снижаться, т.е. W↓ (точка на кривой предложения, т.е. совокупности всех з/п).

Сравним полученные для монопсонии ставку з/п и количество труда с аналогичным значением для случая конкурентного рынка. При конкурентном рынке: фирма нанимает работников до точки, в которой ставка з/п и предельная доходность труда (MRPL) равны, т.е. до точки («в»). Мы видим, что в условиях конкуренции уровень занятости (Lс) и ставка з/п (Wc) выше, чем в условиях монопсонии.

Вывод: Подобно тому, как монополист считает выгодным сократить производство, чтобы поднять цену на свои товары выше, чем у конкурентной, точно так же монопсонист — наниматель ресурсов считает выгодным сокращать занятость (Lm < Lc), чтобы снизить ставки з/п ниже конкурентных (Wm < Wc).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...