Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные теоретические модели спроса на деньги




Классическая модель спроса на деньги

Основным уравнением классической теории денег является уравнение обмена:

 
 
(74)


M*V = P*Y,

 

где М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег (количество оборотов, которое в среднем совершает каждая единица денежной массы);

Р – уровень цен;

Y – реальный ВВП.

 

Преобразуем данное выражение в функцию спроса на деньги:

 

(75)
МD = (P*Y) / V

 

Предполагается, что скорость обращения денег – величина постоянная, так как связана с достаточно устойчивой структурой сделок в экономике. С течением времени она может меняться в связи с внедрением новых технических средств в банковской сфере, ускоряющих систему расчетов.

Реальный ВВП изменяется медленно при изменении величины факторов производства и технологии. Можно предположить, что ВВП меняется с постоянной скоростью, а на коротких временных интервалах – постоянен. Поэтому колебаний номинального ВВП отражают только колебания цен.

Таким образом, изменение количества денег в обращении отразиться лишь на колебаниях номинальной величины. Следовательно, государство должно поддерживать темпы роста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП, тогда уровень цен в экономике будет стабилен.

Согласно классической концепции реальный спрос на деньги будет определяться динамикой реального ВВП:

 

(76)
(М / Р)D = k * Y,

 

где k = 1/V;

М/Р – реальные денежные запасы.

 

Кейнсианская модель спроса на деньги

Кейнсианская теория денег – теория предпочтения ликвидности. Данная теория выделяет три мотива, побуждающие людей хранить честь денег в виде наличности:

1) Трансакционный мотив – потребность в наличности для текущих сделок;

2) Мотив предосторожности – хранение определенной суммы наличности на случай непредвиденных обстоятельств в будущем;

3) Спекулятивный мотив – намерение сберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим, по сравнению с рынком, знанием того, что принесет будущее.

Спекулятивный момент с точки зрения Дж. М. Кейнса был основан на обратной зависимости между процентной ставкой и курсом облигаций. Данная зависимость выражается следующим образом: если ставка процента растет, то цена облигаций падает, спрос на облигации растет, что ведет к сокращению запаса наличных денег. Таким образом, меняется соотношение между наличными деньгами и облигациями в портфеле активов, то есть спрос на наличные деньги. Очевидно обратная зависимость между спросом на наличные деньги и ставкой процента.

Таким образом, кейнсианская теория спроса на деньги считает главным фактором спроса на деньги ставку процента. Хранение денег в виде наличности связано с определенными издержками. Они равны проценту, который можно было бы получить, положив деньги в банк или использовать их на покупку других финансовых активов, приносящих доход.

(77)

(М / Р)D = f (R, Y),

 

где Y – реальный доход;

R – номинальная ставка процента.

 
 
(78)


(М / Р)D = kY – hR,

 

где k, h – коэффициент чувствительности спроса на деньги к доходу и ставке процента.

Функция спроса на деньги показывает, что при любом данном уровне дохода величина спроса будет падать с ростом ставки процента и наоборот. Увеличение уровня дохода отразиться сдвигом кривой спроса на деньги на величину k ΔY.

Кроме того, в функции спроса на деньги используется номинальная процентная ставка (процентная ставка по кредитным операциям). Реальная процентная ставка, в свою очередь, отражает покупательную способность дохода, который был получен в форме процента. Связь между реальной и номинальной процентной ставкой описывается уравнением Фишера.

 
 
(79)


I = r + π

 

Количественная теория и уравнение Фишера вместе дают связь между объемом денежной массы и номинальной ставкой процента: рост денежной массы вызывает рост инфляции, а последняя приводит к увеличению номинальной ставки процента. Эту связь инфляции и номинальной ставки процента называют эффектом Фишера.

В долгосрочном периоде сохраняется отмеченная классиками «нейтральность денег», то есть изменение номинальной переменной может повлиять лишь на другую номинальную переменную, не затрагивая реальные величины. В краткосрочном периоде изменение номинальной величины может на какое-то время отразиться на реальной переменной. Так, при изменении темпов инфляции банки могут не сразу изменить назначаемую ими ставку процента, тогда, например, темп инфляции снизит на некоторое время реальную процентную ставку процента, что создаст благоприятные условия для инвесторов и других получателей кредитов.

При высоких темпах инфляции используется более точная формула для определения реальной ставки процента:

 
 
(80)


R = (i – π) / (1 + π)

Учитывая возросшее влияние на процессы в экономике инфляционных ожиданий экономических агентов, а также тот факт, что устанавливая определенную ставку процента, банки имеют в виду ожидаемый в перспективе темп инфляции, поскольку фактическое его значение на данный момент неизвестно, формула Фишера несколько модифицируется:

 
 
(81)


I = r + πе,

 

где πе – ожидаемый уровень инфляции.

Обобщая два названных подхода – классический и кейнсианский, можно выделить следующие факторы спроса на деньги:

- уровень дохода;

- скорость обращения денег;

- ставка процента.

Предложение денег

 

Предложение денег – количество денег, предлагаемое на денежном рынке, по определенной цене (процентной ставке). Предложение денег в стране осуществляется государством. На практике эту функцию осуществляет центральный банк.

Денежная масса – совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.

Основу всей денежной массы страны составляют монеты и банкноты, поэтому их называют денежной базой. Банкноты поступают в обращение двумя путями. Во-первых, центральный банк расплачивается ими при покупке у населения или государства золота, иностранной валюты и ценных бумаг. Во-вторых, он может предоставлять государству и коммерческим банкам кредиты.

Банкноты, выходящие из центрального банка распределяются в дальнейшем по двум направлениям: одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм, другая поступает в коммерческие банки в виде вкладов. При наличии бессрочного депозита вкладчик получает право оплачивать свои расходы с помощью чеков в пределах вложенной в банк суммы. В результате наряду с наличными деньгами в роли платежных средств выступают безналичные деньги. Банкноты, поступившие в виде вклада в коммерческий банк, могут быть использованы последним для предоставления кредита, и тогда количество платежных средств в экономике возрастет. При возвращении кредита оно сокращается.

Два основных свойства денег – высокая ликвидность и сохранение ценности во времени – не в одинаковой степени представлены в каждом конкретном виде платежных средств. Наличные деньги и депозиты до востребования более ликвидны, чем сберегательные депозиты, но последние по сравнению с первыми более выгодны для сохранения ценности, поскольку при отсутствии инфляции они не только сберегают, но и увеличивают ценность.

В связи с этим в денежной статистике всю денежную массу делят на агрегаты.

Чаще всего в ней выделяют четыре следующих агрегата:

М0 – банкноты и монеты, находящиеся в обращении вне банковской системы;

М1 – наличные деньги (М)) и остатки на текущих, расчетных счетах до востребования в национальной валюте как населения, как и предприятий;

М2 – «квази-деньги» – помимо М1 включает в себя срочные депозиты – вклады, размещаемые на определенный срок, срочные депозиты предприятий и пр.;

М3 – «широкая денежная масса» – сумма М2 и депозиты в иностранной валюте резидентов РФ, размещенных в действующих кредитных организациях.

Следует обратить внимание на два обстоятельства:

1) каждый следующий агрегат включает в себя более широкий круг активов в сравнении с предыдущим;

2) денежные агрегаты расположены по мере убывания ликвидности. По мере возрастания агрегатов в них включаются активы все в меньшей степени способные выполнять функцию средств обращения, но все в большей степени функцию сбережения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...