Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этнопсихологические исследования личностных черт. Понятие о «национальном характере», проблемы его исследования.

1) Понятие о «национальном характере»

2) Проблемы исследования национального характера, методы и принципы изучения.

3) Ранние и современные исследования национального характера.

4) Изучение национального характера народов в западной науке.

Литература:

1. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 61-105, 344-384.

2. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

3. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. – М.: Академический проект, 2003. С.125-153.

4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.:Аспект-Пресс, 2005.

5.Эриксон Э.Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.

 

Рекомендуемая литература для углубленного изучения этнопсихологии (основная)

3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., Изд-во Моск. ун-та, 1990. - С.103-152.

4. Будилова Е.А.Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983.

5. Вундт В. Задачи и методы психологии народов // Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999. - С. 37-42.

6. Вундт В.Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН; Издательство «КСП+», 1998. - С. 195-308.

7. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988.

8. Кон И.С.Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Кон И. С. Социологическая психология: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - С. 270-303.

9. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., Прогресс, 1977.

10. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., Ключ-С. 1999.

11. Лебон Г. Душа толпы / Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999. - С.42-48.

12. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. - С. 237-257.

13. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

14. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., Республика, 1994.

15. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: «прайм-Еврознак», 2002. 410с.

16. Mид M.Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

17. Поршнев Б.Ф.Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.

18. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.

19. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия. Минск, 1988.

20. Преступная толпа. М., 1999.

21.Сеченов И.М. Замечания на книгу г. Кавелина: «Задачи психологии». Избранные философские и психологические произведения. М.: Гос. изд-во полит. литературы. 1947. - С. 197-209.

22.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., Аспект Пресс, 2005.

23.Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999. – С. 204-209.

24.Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации / Введение в практическую социальную психологию. М., 1966. – С.167-185.

25. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум – М.: Аспект пресс, 2006. –208с.

26.Эриксон Э.Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.

 

Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Агеев В.С. Социальная идентичность личности // Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999. – С. 349-356.

2. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб, 1997.

3. Баклушинский С.А., Белинская В.П., Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» / Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999. – С. 356-364.

4. Бердяев Н.А.Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века //О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. – С. 43-271.

5. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г.Этническая социализация подростка. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

6. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США / Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 271-284.

7. Ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. 1980. С. 161-305.

8. Белик А.А.Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001.

9. Вежбицкая А.Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997.

10. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экоп-рос, 1993.

11. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. №4, 1997.

12. Кон И.С. К проблеме национального характера // И.С.Кон. Социологическая психология: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – С. 304-324.

13. Коул М.Культурно-историческая психология. М.: «Когито-Центр», Издательство «Институт психологии РАН», 1997.

14. Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999. – С.327-349.

15. Лосский И.О. Характер русского народа // Н.О. Лосский Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. – С. 238-360.

16. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. М.: Академический проект, 2003. 624с.

17. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. – С. 3-27.

18. Уайтинг Дж.Процесс социализации и личность // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под ред. А.А.Белика. М.: Смысл, 2001. – С. 104-133.

19. Уоллес Э.Ф.К. Психические заболевания, биология и культура // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология /Под ред. А.А. Белика. М.: Смысл, 2001. – С. 361-404.

20. Хоркхаймер М., Адорно Т. Психоанализ антисемитизма // Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия. Минск: Харвест, 1998. – С. 114-174.

21. Шпет Г.Г.Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г.Психология социального бытия. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МО-ДЭК, 1996. – С. 261-372.

 

Глоссарий

Адаптация –процесс приспособления какой-либо этнической группы к новой этнической природной и социально-культурной среде для взаимного сосуществовования

Аккультурация –процесс взаимного влияиния культур разных этносов, в результате которого происходит восприятие одной культурой элементов другой культуры.

Ассимиляция –этнический процесс растворения ранее самостоятельного этноса (или его части) среди другого, сопровождающийся утратой своего языка, культуры, национального самосознания.

аУТОСТЕРЕОТИПЫ– СТЕРЕОТИПЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К СВОЕЙ (ВНУТРЕННЕЙ ГРУППЕ0

ВНУТРИГРУППОВОЙ ФАВОРИТИЗМ – ТЕНДЕНЦИЯ БЛАГОПРЯТСТВОВАТЬ СВОЕЙ ГРУППЕ И ЕЕ ЧЛЕНАМ ПРИ СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ СОПОСТТАВИМЫМИ С НЕЙ ГРУППАМИ (ПРЕДПОЧТНЕНИЕ СВОЕЙ ГРУППЫ0

Геноцид –тип этнической политики, направленной на полное или чстичное уничтожение отдельныхических, расовых или религиозных групп.

ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПЫ – СТЕРЕОТИПЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ЧУЖОЙ (ВНЕШНЕЙ ГРУППЕ)

Глобализация культуры –процесс интеграции культур разных народов в мировую систему в связи с развитием современных средств транспорта, экономических связей мирового рынка и средств масовой коммуникации (термин появился в конце 80-х в связи с проблемой сближения наций и расширением культурных контактов между народами), имеет как положительные (взаимообогащение культур, сближение народов) так и отрицательные стороны (потеря культурной самобытности, культурное растворение – ассимиляция)

ДЕЛЕГИТИМИЗАЦИЯ – КРАЙЯЯ СТЕПНЬ ЭТНОЦЕНТРИЗМА, КОГДА ДРУГАЯ ГРУППА ОЦЕНИВАЕТСЯ НАСТОЛЬКО НЕГАТИВНО, ЧТО ИСКЛЮЧАЕТСЯ ИЗ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

Идентичность этническая –самоотождествление себя с определенной культурной средой, осознание своей этнической принадлежнгости

инициации –система обрядов, связаных с переводом юношей и девушек в возрастнуЮ кактегории мужчин и женщин, хАРАКТЕРНЫЙ ДЛЯ ПЕРВОБЫТНЫХ КУЛЬТУР ИНСТТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ, ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА КОТОРОГО СОСТОЯЛА В ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ (В КАЫЧЕСТВЕ И ПОЛНОПРАВНЫХ ЧЛЕНОВ ПЛЕМЕНИ, РОДА ИЛИ МУЖСКОГО СОЮЗА

культурная диффузия –стихийный процесс взаимного проникновени культурных черт и явлений из одного общества в другое при их контактах, в результате которого происходит взаимное обогащение культур.

культурные универсалии –Совокупность норм, Ценностей правил, традиций любой этнической культуры, Которые носят всеобщий характер, присутствуют на всех этапах развития человеческого рода и не зависят от географического места или исторического устройства общества.

Маргинальность этническая –одновременная принадлежность человека к двум этническим культурам, Порождающая двойственное этническое самосознание, дискомфорт и неудовлетворенность

мЕНТАЛЬНОСТЬ – СИСТЕМА ОБРАЗОВ, КОТОРЫЕ ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ И О СВОЕМ МЕСТЕ ВМ ЭТОМ МИРЕ И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОСТУПКИ И ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ

ПСИХОЛОГИЧЕКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – ВЕТВЬ ЭТНОПСИХОЛОГИИ, В ОСНОВЕ КОТОРОЙ ЛЕЖИТ EMIC ПОДХОД, И ПРЕДМЕТОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПЕРЕМЕНННЫМИ, Т. Е. ВНУТРЕННИМ МИРОМ ЧЕЛОВЕКА, И ЭТНОКУЛЬТУРНЫМИ ПЕРЕМЕННЫМИ НА УРОВНЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩЕНОСТИ

сОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП – УПРОЩЕННЫЙ СХЕМАТИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ СОЦИАЛЬНОГО ОБЪЕКТА, КОТОРЫЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ВЫСОКОЙ СТЕПНЬЮ СОГЛАСОВАННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

сОЦИАЛЬНАЯ (ИЛИ ГРУППОВАЯ) каузальная атрибуция – это интерпретация поведения и результатов деятельности индивидов на основании их группового членства

СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ВЕТВЬ ЭТНОПСИХОЛОГИИ, В ОСНОВЕ КОТОРОЙ ЛЕЖИТ «ETIC» ПОДХОД, И ПРЕДМЕТОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕНЫХ В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ И ЭТНИЧЕСКИЪХ ОБЩНОСТЯХ

этническая консолидация –процесс слияния относительно самостоятельных этносов или этнических групп, обычно родственных по культуре и языку в единую этническую общность.

этническИЙ СТЕРЕОТИП –УПРОЩЕННЫЙ ОБРАЗ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ, НОСИТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ХАРАКТЕР, ОБЛАДАЕТ, УСТОЙЧИВОСТЬЮ, СОГЛАСОВАННОСТЬЮ, ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ НЕТОЧНОСТЬЮ

Этносы –это реально существующие, функционирующие группы, которые сложились, обрпазовались, в ходе исторического развития, которые взаимодействуют друг с другом и существование которых ограниченно временными рамками.

Этнос(ПО Т.Г. сТЕФАНЕНКО)ГРУППА ИЛЮДЕЙ, ОСОЗНАЮЩИХ СЕБЯ ЕЕ ЧЛЕНАМИ НА ОСНОВЕ ЛЮБЫХ ПРИЗНАКОВ, ВОСПРИНИМАЕМЫХ КАК ЕСТЕСТВЕННЫЕ И УСТОЙЧИВЫЕ ЭТНОДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЙЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЭТНОЦЕНТРИЗМ – ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ВНУТРИ ГРУППОВОГО ФАВОРИТИЗМА ПРЕДПОЧТЕНИЕ СВОЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ, ТЕНДЕНЦИЯ ОЦЕНИВАТЬ МИР С ПОМОЩЬЮ СОБСТВЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ФИЛЬТРОВ

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАКТЕГОРИЯ, КОТОРАЯ ОТНОСИТСЯ К ОСОЗНАНИЮ СВОЕЙ ПРТИНАДЛЕЖНОСТИ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ

ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – ЭТО ЛЮБАЯ КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ГРУППАМИ – ОТ РЕАЛЬНОГО ПРОТИВОБОРСТВА ЗА ОБЛАДАНИЕ ОГРАНИЧЕННЫМИ РЕСУРСАММИ ДО ПРЕДПОЛАГАЕМОГО РАСХОЖДЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ – ВО ВСЕХ ТЕХ СЛУЧАЯ, КОГДА В ВОСПРИЯТИИ ХОТЯ БЫ ОДНОЙ ИХ СТОРОН ПРОТИВОСТОЯЩАЯ СТОРОНА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ЕЕ ЧЛЕНОВ

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.