Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диалектика, ее историческое развитие и структура.




Диалектика – теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии. Представления об изменчивости и взаимосвязанности всего сущего возникли в глубокой древности.Первая классическая форма диалектики возникла в недрах немецкой идеалистической философии (XVIII-XIX вв.). В своем завершенном виде (философия Гегеля) представляла систему взаимосвязанных понятий, категорий, законов, отражающих всемирно-историческое шествие абсолютной идеи.

Основные принципы диалектики: 1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - развитие 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения- внутреннее противоречие.

«Три закона диалектики».

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон отрицания отрицания.

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

· сущность и явление;

· форма и содержание;

· причина и следствие;

· единичное, особенное, всеобщее;

· возможность и действительность;

· необходимость и случайность.

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей - всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности.

Под Противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, которые находятся в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. взаимопроникают друг в друга.

Нет противоположностей без их Единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение.

Он раскрывает конкретное Единство многообразия. Диалектическое мышление не рассекает, а охватывает целое как систему, в которой противоположности взаимно проникают друг в друга, обусловливая весь процесс развития. Вот почему этот закон - ядро диалектики. В нем наиболее четко противопоставлено диалектическое мышление метафизическому, которое толкует, что источник движения отличен от самого движения и внешен для него, а единство существует рядом с многообразием.

Родоначальник Диалектики противоречий - Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное и свели к средству опровержения движения и многообразия («отрицательная динамика» - апория). В эпоху Возрождения идею совпадения противоположностей развивали Н. Кузанский и Д. Бруно. И. Кант «устранял» антиномии лишь за счет дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. В.Ф. Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга философа-идеалиста Г. В.Ф. Гегеля.

Он каждый предмет обладает двумя главными качествами - Сходством и различием. Сходство, или тождественность, означает равенство предмета самому себе, в тот же момент в нем есть что-то, что нарушает его тождественность. Борьба между сходством и различием одного предмета приводит к его изменению (самоизменению), а значит, к движению. Марксизм материалистически истолковал и разработал закон единства и борьбы противоположностей как закон познания и закон объективного мира (В. И. Ленин).

Подход к этому закону по принципу совпадения диалектики, логики и теории познания был направлен против сведения его к сумме примеров к пониманию его как всеобщего закона бытия и мышления.

Объективная всеобщность этого закона - основа его методологических функций в познании. Этот закон определяет также и структуру научной теории как диалектику раздвоения единого. Классический образец такой структуры - «Капитал» К. Маркса. Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие - значит понять, как оно развивается и разрешается.

Закон перехода количественных изменений и качественных.

Закон перехода количества в качество выражает взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным изменениям, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.

Таким образом, этот закон показывает, как, каким путем возникает новое качество. Он включает в себя такие исходные категории, как «качество», «количество», «мера», «скачок».

Качество – представляет собой целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, характеристику его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости. Различают природные качества, присущие физическим, химическим, биологическим предметам и явлениям, и социальные, которые могут быть материальными или духовными.

Количество – выражает внешнее, формальное взаимоотношение предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество, класс, степень проявления того или иного свойства.

Мера – это интервал, в котором данное качество остается самим собой. Мера выражает внутреннюю связь качества и количества, состоящую в том, что количественные различия внутри данного качества не могут превышать определенных границ.

При выходе количественных параметров изменений за пределы определенной меры претерпевает изменение и качественная сторона вещи, явления, процесса. Возникает новое качество. Может ли возникнуть новое качество другим путем? Нет. В этом и состоит суть одного из основных законов диалектики.

Процесс перехода количественных изменений в качественные служит одним из проявлений диалектического единства прерывности и непрерывности, который происходит скачкообразно.

Скачок – это момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение, прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений.

В процессе изучения скачкообразного характера развития важно понимание таких терминов, как эволюция, революция, реформа.

Эволюция в широком смысле слова – это процесс развития, включающий в себя не только количественные, но и качественные изменения, в том числе и революции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...