Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 11. Философский анализ природы.




Вопросы для самоподготовки:

1. Что такое закон? Каковы различия между законами природы и законами общества и есть ли сходство?

2. В чем проявляется единство и в чем противоположность природы и общества?

3. Как влияет природа на развитие общества и общество на природу?

4. В чем актуальность проблемы взаимодействия природы и общества?

5. Что Вы можете сказать о влиянии техногенной цивилизации на жизнь людей? Позитивные и негативные моменты.

6. Что Вы можете сказать о «русском космизме»? Его связь с западным прагматизмом и восточной созерцательностью.

7. Каковы перспективы дальнейшего развития цивилизации в условиях глобализации?

8. Какие новые стратегии Вы можете предложить для решения экологической проблемы?

9. Что такое коэволюция?

10. Что такое ноосфера?

11. Как связан экологический императив с нравственным? С финансово-экономическом фетишем современности?

Упражнения и задачи:

1. Как Вы понимаете знаменитые слова Галилея о том, что Бог оставил нам две книги: просто книгу (по-гречески Библию), написанную словами обычного языка и книгу природы, написанную на языке математики?

2. Общество - это совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения «социальных инстинктов» (Аристотель); «контроля над своими действиями» (Гоббс, Руссо); для выработки индивидуального сознания. Сравните эти подходы. Какой из них ближе всего к потребностям познания природы?

3. Проследите в историко-философском аспекте, как меняется отношение людей (общества) к природе. Современное состояние этого вопроса с позиции концепций русского космизма и системно-синергетических позиции.

4. Прокомментируйте слова Ф.Бэкона «Знание - сила». Какой подход предлагается Бэконом и другими философами Нового времени по отношению к природе? Справедливо ли и насколько продуктивно обратное утверждение: «Сила есть - ума не надо».

5. В чем проявляется глобальный характер проблемы взаимоотношения природы и общества?

6. Что Вам известно о деятельности Римского клуба? В чем заключается глобальная проблема оскудения духа и какими другими проблемами современности занимается Римский клуб?

Тестовые задания:

1. К какому направлению мысли принадлежит следующее утверждение: «Знание, отделенное от нравственности - губительно, а бескорыстие - необходимое условие истины»?

а. Суфизм;

б. Шариат;

в. Учение В. И. Вернадского о ноосфере;

г. Гуманизм эпохи Ренессанса.

2. Кому принадлежит афоризм «Знание - сила»?

а. Декарту;

б. Галилею;

в. Бэкону;

г. Демокриту;

д. Капице.

3. Чем вызван кризис современной цивилизации?

а. Развитием науки, отказом от религиозного мировоззрения;

б. Отсутствием разумной стратегии развития общества;

в. Дефектами социальной системы;

г. Научно-техническим прогрессом.

4. Что такое «экологический императив»?

а. Нравственный закон

б. Изучение глобальных моделей развития человечества

в. Учет экологических требований, как факторов, определяющих стратегию развития общества

г. Требование экологического воспитания молодежи (сбор металлолома, уборка мусора, и т.д.).

5. Что означает термин «коэволюция»?

а. Взаимодействие индивида и общества;

б. Совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы;

в. Современная теория эволюции;

г. Симбиоз в природе.

6. Что означает термин «ноосфера» (в узком и широком смысле)?

а. Объединение человечества в единую мировую систему;

б. Развитие биосферы, определяемое разумом человека;

в. Система глобального моделирования окружающей среды;

г. Вся Вселенная разумна.

д. Разум человека определяет устройство Вселенной

7. Что такое «Римский клуб»?

а. Объединение футбольных болельщиков города Рима;

б. Объединение римских политологов с целью борьбы с коррупцией;

в. Объединение ученых для рассмотрения глобальных проблем современности;

г. Объединение народов Центральной Италии с целью противостояния промышленно развитому Северу;

д. Религиозная организация при Ватикане занимающаяся рассмотрением глобальных проблем современности.

Темы докладов и рефератов:

1. Отличие истории эволюции общества от истории эволюции природы. (Рассмотреть с точки зрения основного вопроса философии и форм движения материи).

2. Объективное и субъективное в истории общества (Например, источник идеи и личная, как правило, материальная заинтересованность ее авторов и носителей).

3. Карл Маркс и Карл Поппер о законах истории.

4. Человечество: для чего оно? “Раковая опухоль” на теле планеты, или закономерная высшая ступень развития материи?

5. «Воскреснет» ли Мальтус из мертвых?

6. Поиск стратегии экологического развития цивилизации (в аспекте глобализации).

7. Проблемы и перспективы Римского клуба: возможен ли противовес глобализации?

8. Взаимодействие общества и природы в условиях глобальных проблем.

9. Способ производства как одна из социально-философских характеристик взаимодействия общества и природы.

10. Проблемы коэволюции экологического и политического сознания в современном Казахстане.

11. Разоружение как глобальная проблема современности: сохранилась ли актуальность этой проблемы сегодня?

12. Можно ли примирить современную экономику с заботой об экологии?

13. Философские идеи В. И. Вернадского.

14. Идеи В. И. Вернадского и цивилизационный выбор России и Казахстана.

15. Глобальные естественнонаучные проблемы современности.

Список литературы

Основная:

1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c.

3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).

4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.

5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.

 

Дополнительная:

  1. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.
2. Зекрист, Р. И.. Философия [Текст]: Учебно-методический комплекс для студентов./ Р.И.Зекрист. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - с. 288
3. Канке, А.В. Философия. Учебник для студ. высш. учеб. зав. [Текст]: учебник/ А.В. Канке. М.: Омега Л, 2010.- 343 c.
4. Философия науки. Учебное пособие для магистрантов/ С.А. Лебедев. – М.: ИД Юрайт, 2011.
5. Философия [Текст]: учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.- 6-е изд., перераб.и доп.- М.: Проспект, 2009.- 672 c.
6. Философия: Учебник для бакалавров/ В.Н.Лавриненко и др.. – 5-е изд., перераб. и доп. – (Бакалавр), (Гриф). – М.: ИД Юрайт, 2012.
7. Философская антропология: Учебное пособие/ П.С. Гуревич. – 2-е изд, стереотип.,9Гриф). – Омега Л, 2012.
8. Шатилов, С.Ф. Проблема человеческой субъективности в философии [Текст]: учебное пособие/ С.Ф. Шатилов. - Костанай: КФ ГОУВПО "ЧелГУ", 2009.- 195 c.
  1. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
  1. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).
 
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...