Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 14. Культура и цивилизация.




Вопросы для самоподготовки:

1. Философское понимание культуры как “второй природы” человека.

2. Генезис и эволюция культуры как нелинейного социального феномена.

3. Назовите основное отличие культуры от цивилизации. Сводится ли это различие только к терминологическим погрешностям?

4. Что такое опредмечивание и распредмечивание в процессе человеческой деятельности?

5. Чем отличается биологическое наследование от социального? И что их объединяет?

6. Чем отличается свобода от произвола и анархии?

7. Какова структура триады творческой деятельности?

8. Чем отличается практика от опыта? И что их объединяет?

9. Что такое духовность? Что такое ментальность? Что общего между ними и какие различия?

10. Возможно ли творчество в условиях несвободы? Может ли оно в таких условиях существовать как система?

11. Чем отличается творчество (синергетический эффект сборки) от комбинаторики? Возможно ли творчество в линейной социальной среде?

Упражнения и задачи:

1. Что имел в виду К. Маркс, когда писал: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному человеку...». В какой действительности она есть совокупность (ансамбль) всех общественных отношений? Можно ли считать человека марионеткой в руках общества? Природы? Случайностей?

2. Как понимать следующее высказывание Э.Фромма из его «Кредо»: «Я верю, что каждый человек представляет всё человечество. Все мы святые и грешники, но ни один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом, и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и Гитлером» (Э.Фромм. Душа человека. М., 1992, с. 372)?

3. В романе «Тошнота» Ж.-П. Сартр писал: «Ад - это другие...» А где тогда рай? Как, по Вашему мнению, французский философ относится к проблеме взаимоотношения общества и индивида?

4. Ж.-Поль Сартр считает, что «нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы его задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но и такой, каким он хочет стать». (Сумерки богов. М., 1989, с. 323). Можно ли согласиться с философом? За счёт чего, по его мнению, происходит становление человека? Ваше мнение о соотношении социального и индивидуального.

5. «Виноват» - «В чём?» - «В грязных мыслях» (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»). Отвечает ли, по Вашему мнению, человек за собственные мысли? Или его ответственность распространяется только на его поведение? Можно ли обнаружить здесь параллель с древнеиндийскими, в частности, тантрическими идеями?

6. По мнению Н.Бердяева: «Философ - свободный, независимый от «мира», ни к чему не приспосабливающийся человек... Философ не может служить благу людей, не может быть на службе у людей и у частных целей человечества». (Смысл творчества. М., 1989, с. 391.). На какой позиции стоит русский философ в понимании сущности взаимоотношения человека (философа) и общества? Реализуется ли эта позиция в жизни?

7. Определите, с каких философских позиций рассматривается сознание в следующем отрывке: «... существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является...изменение природы человеком, а не... природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу» (К.Маркс., Ф.Энгельс. Соч. т. 20, с. 545).

8. Рассмотрите роль кочевой культуры в становлении мировой цивилизации в концепциях К.Ясперса, А.Вебера, А.Гумилева (см., например, книгу М. Ауэзова «Кочевники»). Не является ли влияние современной цивилизации «глобализирующим», нивелирующим, деструктивным?

9. У Киплинга есть зловещая притча о сушеной обезьяньей лапке. Этот талисман выполняет любые желания. Так, как он их понял… Его обладатель попросил у талисмана большую сумму денег, не оговорив каких-либо условий. И деньги вскоре были получены, как компенсация за гибель одного из его близких.

Кто же виноват в этом? Наверное, любой ребёнок, не задумываясь, обвинит лапку и потусторонние могущественные силы, стоящие за ней. Посоветует выкинуть лапку и не иметь больше дела ни с чем подобным.

Взрослый может увидеть причину несчастья и в отсутствии мудрых людей (компетентных в проблеме экспертов), которые могли бы предупредить о возможной цене принятых решений. Возможно, они посоветуют не расставаться с лапкой, предвидя ситуации, в которых без ее помощи не обойтись.

С другой стороны, корень зла можно увидеть в темноте и невежестве того, кто обратился за помощью к могущественным силам, не подозревая о возможных неприятностях.

Отношение общества, массового сознания к научным исследованиям поразительно напоминает отношение ребёнка к сушёной обезьяньей лапке. Вопрос: является ли повышение могущества человечества путём научно-технического развития верным и разрешающим все проблемы?

а. да. Напрасно мракобесы вешают на науку всех мыслимых и немыслимых собак;

б. нет. Решение проблемы низкого уровня (материального обеспечения) создает проблемы высшего уровня (социальные, духовные, экономические и др.), и так - до бесконечности.

в. другие варианты (желательно, с точки зрения системной нелинейности). Ваше личное мнение?

Тестовые задания:

Выберите правильный ответ из следующих утверждений:

1.Свобода – это (с точки зрения диалектического материализма):

а. возможность человека делать то, что он хочет;

б. свобода - это осознанная необходимость;

в. свобода - это добровольное следование долгу;

г. свобода - это умение подчинять все своей воле;

д. свобода - умение действовать на основе познанной необходимости;

е. свобода - это то, что невозможно устранить;

ж. свобода не существует, является лишь выдумкой.

2. Высшая цель культуры (с точки зрения современной науки):

а. создание условий для формирования личности;

б. выработка алгоритма творчества;

в. человек как личность;

г. сама культура как самоцель.

д. разрешение противоречий путем практической преобразовательной деятельности человека.

3. Какое, по Вашему мнению, понимание духовности является наиболее правильным:

а. духовный человек - это тот, который низшие потребности подчиняет высшим;

б. духовность - это приобщение к мировому духу, разлитому в пространстве Вселенной;

в. духовный человек - это тот, кто верит в Бога;

г. духовность - это синоним бескорыстия;

д. духовность - это приобщение к мировой культуре, активное ее обогащение.

4. Каково, по Вашему мнению, правильное понимание сущности человека:

а. сущность человека закодирована в генах и передаётся по наследству при рождении человека;

б. сущность человека есть «ансамбль» всех общественных отношений;

в. сущность человека творится самим индивидом в процессе его жизнедеятельности, социализации.

г. сущность человека зависит от божественной благодати.

д. сущность человека есть совокупность потоков высших энергий и информации Космоса.

5. Выберите из приведенных определений правильное понимание сущности практики (с точки зрения современной науки):

а. практика - это весь опыт человечества, накопленный за многовековую историю;

б. практика-это человеческая деятельность на основе познанной истины;

в. практика - то, что ведет вперед;

г. практика - это совокупность экспертных данных, выработанных путем научных исследований.

Темы докладов и рефератов:

1. Культура как «очеловеченная» (вторая) природа.

2. Почему только единство человека с культурой обеспечивает развитие его разумности и духовности?

3. В каком смысле можно утверждать, что культура есть мера развития человеческого в человеке?

4. Наследование биологическое и социальное.

5. Чем отличается приспособительная деятельность животных от практической деятельности людей.

6. Формирование личности как смысл и цель культуры. Диалектическое взаимодействие личности и культуры.

7. Духовная жизнь общества и ее структура.

8. Творческие возможности человека и их социальная востребованность / невостребованность.

9. Сущность творческой деятельности, признаки творческого продукта и творческое отношение человека к миру.

10. Управление и самоуправление в деятельности человека. Социальное управление и его формы.

11.Творчество и свобода. Саморегуляция, иерархия и управление в природе и обществе.

12. Авторитарный и демократический стили управления. Самоуправление как высшая форма социальной регуляции.

13. Культура как опосредующее звено в отношении человека к миру.

14. Виды познания; взаимодействие познавательной и практической деятельности. Роль художественной интуиции в этом процессе.

Список литературы

Основная:

1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c.

3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).

4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.

5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.

 

Дополнительная:

  1. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.
2. Зекрист, Р. И.. Философия [Текст]: Учебно-методический комплекс для студентов./ Р.И.Зекрист. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - с. 288
3. Канке, А.В. Философия. Учебник для студ. высш. учеб. зав. [Текст]: учебник/ А.В. Канке. М.: Омега Л, 2010.- 343 c.
4. Философия науки. Учебное пособие для магистрантов/ С.А. Лебедев. – М.: ИД Юрайт, 2011.
5. Философия [Текст]: учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.- 6-е изд., перераб.и доп.- М.: Проспект, 2009.- 672 c.
6. Философия: Учебник для бакалавров/ В.Н.Лавриненко и др.. – 5-е изд., перераб. и доп. – (Бакалавр), (Гриф). – М.: ИД Юрайт, 2012.
7. Философская антропология: Учебное пособие/ П.С. Гуревич. – 2-е изд, стереотип.,9Гриф). – Омега Л, 2012.
8. Шатилов, С.Ф. Проблема человеческой субъективности в философии [Текст]: учебное пособие/ С.Ф. Шатилов. - Костанай: КФ ГОУВПО "ЧелГУ", 2009.- 195 c.
  1. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
  1. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).
 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...