Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки появления, характеристика, проблематика, основные черты и направления западноевропейской средневековой философии.




(5-15 вв.)

Периодизация:

1) Период аналогетики (1-2 века) – Защита идей христианства

2) Патристика (3-4 века) Вырабатывание идей нового направления. Выработка основ христианского учения.

3) Теологический (5-12 века)- Выдвигается главная идея- ЕДИНСТВЕННО СУЩЕСТВУЮЩИЙ БОГ. Изучение природы, космоса, проблемам человека не уделяется внимания. Но человек выделяется из природы и становится над природой. Свободен человек только в понимании божественном и смысл жизни заключается в спасании души.

Догмой творении- средневековая антология. Бог сотворил мир из ничего, является творческим началом во вселенной, постоянный, вечный. Сотворенный мир вторичен и не может творить сам себя. А так как он зависит от воли творца, то он смертен, непостоянен и изменчив. Между Богом и творение четкой границы не существует.

Гносеология средневековья

Догмат- откровение, мир можно познать через Бога. Но периодически беспричинно Бог дает информацию о себе через пророков, святых и библию. Бог познается только сверхъестественным путем, благодаря вере.

Окружающий мир в средневековье разделяется на экристенцию, которое показывает есть вещь, существует ли она. Эссенцию – сущность которой характеризует вещь (что как и для чего существует). Существование- познание чувств опытом. А сущность- разумом.

Основоположник Августин Блаженный (5 век 354-430 года жизни)

Тезисы

Исследовал ход истории и жизнь общества, и объяснил их как результат борьбы двух противоположных царств- земного и божественного.

Земное царство- воплощение в учреждение гос. Власти, армии, законов, правителей, инструментов власти.

Божественное царство- священнослужители. Т.к. земное царство погрязло в грехах, то светская власть должна быть подчинена церковной власти. Т.к. дух выше материи.

4) Схоластика (13-15 века)

Была реанимирована античная философия

Фома Аквинский (1225-1274 гг.)

Пытается логически доказать существование Бога, т.к. доказательства Августина было не достаточно, существованием окружающего мира. Все сущее движется, должен существовать толчек (Бог).

Причина- Бог. Случайность и необходимость. Высшее существо- это Бог. Цель-Бог.

Антология Фомы.

Сущность- идея вещи или явления, которое существует в разуме Бога, а экзистентрией – факт бытия, что она есть любая вещь или явление. Это сущность которая обрела по форме Бога бытие, к тому же бытие и благо обратимы, т.е. Бог может и лишить блага, поэтому, окружающий мир смертен и не постоянен. Бог не может быть обратим, т.к он не зависит от внешних факторов. Все состоит из материи и Бога. Но форма (идея) первична, а материя- это вместилище форм.

Идея любой формы троична:

-существует в Божьем разуме

-в самой вещи

-в восприятии человека

Гнесиология Фомы

Вера и знание- это различные виды знания, которые участвуют в форме процесса познания. Но если разум противоречит Вере, тогда разум дает ложное знание. Делится на познание разумом и Верой. Для разума- первоначальный грех, троичность Бога, непознаваемость, вечность.

Философия и теология- различные науки.

Философия- рациональна- познание разумом.

Теология- наука о Боге.

Блаженный Августин

Одним из представителей ранней средневековой философии является Блаженный Августин Аврелий (354—430 гг.) — епископ гиппонский (в Северной Африке), влиятельный представитель патристики. Работы этого философа оказали большое влияние на становление христианства в средневековом обществе.

Учение Августина о бытии близко к неоплатонизму. Все сущее, именно потому что оно существует, считается благом (добром). Зло — это не материальный объект, а отсутствие добра. Все сущее создано и поддерживается в состоянии существования Богом. Если Бог «отнимет от вещей свою, так сказать, производящую силу, то их также не будет, как не было прежде, чем они были созданы». Августин считает познаваемой душу и Бога. Идею Бога он рассматривает во взаимосвязи с человеком, а человека в связи с Богом. Душа по Августину — нематериальный объект и существует вечно. В трудах о происхождении души Августин колеблется между идеей о том, что она (душа) переходит при рождении от матери к ребенку и идеей о ее создании Богом (креационизм).

Философия Августина очень теоцентрична: в центре ее Бог, который находится во взаимосвязи с миром, им созданным. Свое учение он противопоставляет пантеизму, считая, что у Бога нет телесного обличия, но при этом считает его отдельной личностью. В связи с этим выдвигает идею о бесконечности божественного начала. «Не мать моя, не кормилицы питали меня сосцами своими, но Ты через них подавал мне, младенцу, пищу детскую, по закону природы».

Считает время характеристикой движения и изменения. До момента создания мира Богом, никакого времени не было. И вообще, нет никакого «перед тем» и никакого «потом». Прошлое обязано своим существованием памяти, будущее — нашей надежде. Хотя в его рассуждениях присутствуют сомнения по этому поводу. В частности, приводится пример с пророками, которые могли видеть будущее, стало быть где-то оно имеется. Считается приверженцем религиозного фатализма.

В теории познания близок к неоплатонизму. Критикует скептицизм, призывая доверять своим ощущениям. Говорит о том, что если бы невозможно было познать истину, то и относительная истина не была бы известна. Считает, что каждому человеку открыто для изучения его внутреннее сознание. Стало быть познание возможно. Считает социальное неравенство объективным фактом, с которым нет смысла бороться. В утешение говорит о том, что «бедный наг, но счастлив, богатый же является рабом своих страстей». Разделяет церковь («царство божие на земле») и государство («дом дьявола»). Существуя и развиваясь параллельно, они пройдут шесть стадий, начиная от Адама и Евы и заканчивая Страшным Судом, после которого граждане «града Божия» попадут в рай, а для граждан «земного града» уготовлены вечные муки.

Фома Аквинский

Фома Аквинский (Ангелический Доктор) (1225 или 1226—1274) — выдающийся философ и богослов средневековья, систематизатор ортодоксальной схоластики, в 1323 г. был причислен к лику святых (назван Аквинатом по месту рождения в Аквино близ Неаполя). Основным положением его философии является то, что для спасения человеку нужно знать что-то такое, что ускользает от разума и может быть познано только через божественное откровение, созданное Им как бы для сравнения. Считал, что блаженство является конечной целью теоретического познания, поиска абсолютной истины, то есть Бога, причем все это невозможно без божественной благодати. Главной целью государственной власти считал содействие общему благу. Отдавал предпочтение монархии, но не тирании. Представитель эвдемонизма.

Причины появления, характеристика, проблематика,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...