Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философская концепция К. Маркса




Способствовало: вся предшествующая философия. Бурный рост открытия в науке и технике. Крушение идеалов французской революции. Из революционного класса буржуазия перерастает в реакционный класс.

Марксизм- широкое понятие: философии, политологии, научный коммунизм.

Делится на два раздела: 1) Антиология; 2) Гнесиология (диалектическая).

Антиология: история материализма. Он считал, что люди на каждом этапе своей истории вступают в особые отношения, которые являются и образуют экономические системы, которые являются базисом для институтов государства, общества, которые в свою очередь выступают надстройкой к базису и в зависимости от базиса и надстройки, выделяются общественно экономические формации.

Формации:

1.Первобытоно- общинный строй; экономика присвоения

2.Рабовладельческий строй- экономика на рабстве

3.Азиатская формация- экономика на коллективном и жестко- управляемом труде

4.Феодализм- на земле и труде зависимых крестьян

5.Капитализм- производство основано свободном наемном труде(у которых не было ср. производства

6.Социалистическая- основано на труде равных людей при государственной собственности

Уровень экономики- материальное производство, производственные отношения определяли ход истории. В ходе развития производство происходит отчуждения рабочих масс от средств производства. Товар сосредоточен в руках не многих собственников, а рабочие не имеющие собственности вынуждены наниматься к собственнику за з/п. Но стоимость произведенного ими продукта больше чем з/п.

Выход заключается в новых социалистических отношениях, при которых: - частная собственность переходит в государственную; - ликвидируется эксплуатация человека- человеком.

Гносиология: Основной вопрос в пользу сознания. Бытие отражает сознание. Материя находится в постоянном движении и развитии. Сознание не имеет самостоятельности. Бога как реальности не существует- это фантазия человека. Из-за не достатка объяснения явлений природы, не возможности противостоять ей, Бог является надеждой человека в трудные моменты жизни, поэтому истинным творцом является человек, а Бог его творение.

Абсолютная идея является развитием диалектики.

Диалектика: - теория развития всего сущего, философский вывод.

Закон- это объективные, стабильные, необходимые повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущности. Закон Диалектики основывается по 3 законам:

1. Единство борьбы противоположностей. В каждом объекте 2 составляющих: различия и тождество. Тождество- равенство предмета самому себе.

Виды борьбы: - приносящие выгоду обеим сторонам; - борьба где одна сторона постоянно одерживает вверх над другой, но побежденный не уничтожается и является раздражителем; - Антогонестическая борьба – где одна сторона может выжить только за счет уничтожения другой.

Вид взаимодействия:

- Содействие- обе стороны оказывают встречную помощь друг другу

- Союзничество- не оказывает помощи, но имеет общие интересы

- Нейтралитет- не борются и не помогают друг другу

- Мутуализм- только вместе и не могут существовать автономно.

2. Переход количественных отношений в качественные. Качество не меняется бесконечно, может привести к изменению меры.

3. Отрицание отрицания. Новое всегда отрицает старое, занимает его место, само устаревает и вытесняется новым.

Философская концепция Маркса Карл Маркс (1818-1883) — создатель и творец диалектико-материалистической философии. В своей философской концепции Маркс с самого начала продолжал решать традиционную для европейской мысли проблему отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность на средства производства, и искал пути преодоления этого отчуждения. Эта проблема обсуждается в «Экономическо-философских рукописях 1844 года». Поскольку базисом любого вида отчуждения выступает экономическое отчуждение или отчужденный труд,

то Маркс в дальнейшем много занимается концептуальным анализом природы и особенностей функционирования капиталистической системы экономики. При этом проблемы конкретного человека отходят на второй план, заменяются социальными. Маркс высоко оценивает диалектический метод, разработанный Гегелем, но для него движущей силой выступает не дух, а материя. Маркс специально подчеркивает, что для него идеальное — не демиург всего, а лишь «материальное, пересаженное

в человеческую голову и преобразованное в ней». Движущей, материальной силой в обществе является деятельное отношение человека к окружающему миру, главным звеном которого выступает материальное производство. Материя при подобной интерпретации не сводится к некой неизменной субстанции, она исторична и динамична. На этом построена и соответствующая теоретико-познавательная концепция. В ней Маркс интерпретирует традиционную онтологию материализма, где только познающий субъект активен, а познаваемый объект всегда пассивен. В концепции Маркса исследователь в процессе познания имеет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной «субъективно», как «человеческая чувственная деятельность, практика». Тем самым познание — сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос».

Маркс — не традиционный, кабинетный философ, размышлявший об истине самой по себе. По его мнению, философия призвана помочь не только объяснять мир, но и изменять его. При решении социально-философских проблем Маркс продолжал традиции эпохи Просвещения и Гегеля, верил в науку и прогресс, рассматривая развитие общества как естественно- исторический процесс смены общественно-экономических формаций. В трактовке этих проблем сказалось влияние господствовавшей классической научной парадигмы. Вместе с Марксом в разработку этих философских представлений определенный вклад внес Фридрих Энгельс. Уже в ранней работе «Наброски к критике политической экономии» (1843). оказавшей влияние на формирование взглядов Маркса, проявилась материалистическая позиция Энгельса. На протяжении всей жизни разрабатывал он материалистическую концепцию бытия. Значительна роль его в выработке новой теории и концептуальном ее обогащении в работах «Анти- Дюринг», «Диалектика природы» (незакончена), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Особое внимание Энгельс уделял разработке и концептуализации сущности диалектического способа мышления в сопоставлении с метафизическим подходом к миру, осмыслению достижений естественно- научного знания. Философским новаторством Маркса стало материалистическое понимание истории.

Исторический материализм — это распространение материализма на общественную жизнь, социальный мир, историю. Философию Маркс рассматривал как руководство к действию, имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов. Марксистская философия была не только рационалистической, но и сциентистско- ориентированной. Несмотря на различные подходы в целом, и позитивизм, и марксизм исходили из признания большой роли научного разума для решения комплекса социальных, экономических, экологических, антропологических и других проблем.

Карл Маркс (1818-1883) — создатель и творец диалектико-материалистической философии.
В своей философской концепции Маркс с самого начала продолжал решать традиционную для европейской мысли проблему отчуждения человека в обществе, тде господствует частная собственность на средства производства, и искал пути преодоления этого отчуждения. Эта проблема обсуждается в «Экономическо-философских рукописях 1844 года». Поскольку базисом любого вида отчуждения выступает экономическое отчуждение или отчужденный труд, то Маркс в дальнейшем много занимается концептуальным анализом природы и особенностей функционирования капиталистической системы экономики. При этом проблемы конкретного человека отходят на второй план, заменяются социальными. Маркс высоко оценивает диалектический метод, разработанный Гегелем, но для него движущей силой выступает не дух. а материя. Маркс специально подчеркивает, что для него идеальное — не демиург всего, а лишь «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
Движущей, материальной силой в обществе является деятельное отношение человека к окружающему миру, главным звеном которого выступает материальное производство. Материя при подобной интерпретации не сводится к некой неизменной субстанции, она исторична и динамична. На этом построена и соответствующая теоретико-познавательная концепция. В ней Маркс реинтерпретирует традиционную онтологию материализма, где только познающий субьект активен, а познаваемый объект всегда пассивен.
В концепции Маркса исследователь в процессе познания имеет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной «субъективно», как «человеческая чувственная деятельность, практика». Тем самым познание — сложный процесс взаимодействия субъекта и обьекта. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос». Маркс — не традиционный, кабинетный философ, размышлявший об истине самой по себе. По его мнению, философия призвана помочь не только объяснять мир, но и изменять его.
При решении социально-философских проблем Маркс продолжал традиции эпохи Просвещения и Гегеля, верил в науку и прогресс, рассматривая развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций. В трактовке этих проблем сказалось влияние господствовавшей классической научной парадигмы.
Вместе с Марксом в разработку этих философских представлений определенный вклад внес Фридрих Энгельс. Уже в ранней работе «Наброски к критике политической экономии» (1843). оказавшей влияние на формирование взглядов Маркса, проявилась материалистическая позиция Энгельса. На протяжении всей жизни разрабатывал он материалистическую концепцию быгия. Значительна ррль его в выработке новой теории и концептуальном ее обогащении в работах «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» (незакончена), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Особое внимание Энгельс уделял разработке и концептуализации сущности диалектического способа мышления в сопоставлении с метафизическим подходом к миру, осмыслению достижений естественно-научного знания.
Философским новаторством Маркса стало материалистическое понимание истории.
Исторический материализм — это распространение материализма на общественную жизнь, социальный мир, историю.
Философию Маркс рассматривал как руководство к действию, имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов.
Марксистская философия была не только рационалистической, но и сциентистско-ориенгированной. Несмотря на различные подходы в целом, и позитивизм, и марксизм исходили из признания большой роли научного разума для решения комплекса социальных, экономических, экологических, антропологических и других проблем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...