Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бухгалтерский учет реализованной готовой продукции




 

Готовая продукция реализуется покупателям согласно существующим договорам (контрактам). При отгрузке работники склада на отобранную и упакованную продукцию выписывают накладную, в которой ставится подпись представителя покупателя или другого уполномоченного лица. Эта накладная и другие первичные документы (железнодорожные квитанции и т.п.) передаются в бухгалтерию предприятия, где на основании этих документов, как правило, выписывается счет-фактура.

Счета-фактуры на отгруженную продукцию направляются покупателям, а их копии остаются в бухгалтерии предприятия-поставщика. В счетах-фактурах указываются: наименова­ние грузополучателя и грузоотправителя, их адреса, номера договора, наименование банками его реквизиты, сумма сче­тов-фактур, наименование железнодорожной станции, дата отгрузки готовой продукции и другие необходимые реквизи­ты. Одновременно (обычно в четырех экземплярах) выписы­вается платежное поручение-требование банку на получение денег от покупателей за отгруженную им продукцию. Пла­тежные поручения-требования нумеруются в едином порядке.

Для вывоза готовой продукции с территории предприятий представителям грузополучателя выдаются товарные пропус­ка на вывоз с территории предприятия готовой продукции. Пропуска подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия либо уполномоченные ими лица. Пропуском может служить копия товарно-транспортной накладной или фактуры, на которой ставятся разрешительные подписи.

При отпуске готовой продукции покупателю непосредст­венно со склада получатель обязан предъявить доверенность на право ее получения.

Схематично организацию учета готовой продукции и ее реализации при журнальной форме учета можно представить следующим образом (рис. 1).

 

Схема организации учета готовой продукции

 

  Цехи   Бухгалтерия    
       
             
Склады   Отдел маркетинга   Ведомость готовой продукции   Налоговая накладная
           
  Реестры сдачи документов на приход и отпуск готовой продукции   Журналы 5, 5а   Приложение № 1 к налоговой накладной  
         
             
  Карточки складского учета готовой продукции, материалов сверка     Приложение № 2 к налоговой накладной  
  Главная книга    
     
         
             
  Ведомости учета остатков готовой продукции     Реестр налоговых накладных  
           
                                   

 

Рис. 1

 

Работник склада на отобранную и упакованную продукцию выписывает наклад­ную, в которой расписывается представитель покупателя или работник транспортно-экспедиционного отдела предприятия.

 

На многих предприятиях приказ и накладная объединяются в один документ – приказ-накладную, которая выписывается в трех экземплярах.

Приказы-накладные после совершения операции передаются в бухгалтерию, где служат основанием для выписки счетов-фактур, с помощью которых доводится до сведения покупате­лей информация о факте отгрузки (отпуска) продукции, указы­вается сумма, причитающаяся за эту продукцию (с учетом налога на добавленную стоимость), а также выписываются платежные документы банку для получения оплаты с покупателей за отгруженную им продукцию.

Поставщик может включить в счет покупателя, кроме стои­мости отгруженной продукции, стоимость тары, отгруженной с продукцией (если она не включена в отпускную цену продук­ции и оплачивается сверх ее отпускной стоимости), а также транспортные расходы, связанные с отгрузкой (если они не включены в отпускную стоимость продукции и покрываются покупателем сверх ее стоимости). При этом распределение транспортных расходов между поставщиком и покупателем опре­деляет "франко-цена", установленная договором при определе­нии отпускной цены на продукцию. Различают отпускные цены:

– франко-склад поставщика, который предусматривает воз­мещение всех транспортных расходов на доставку продукции со склада поставщика до покупателя за его счет;

– франко-станция отправления – при этом поставщик воз­мещает транспортные расходы по доставке продукции на стан­цию (пристань) отправления, включая расходы по погрузке продукции в вагоны (суда), а расходы по перевозке от станции отправления до станции назначения возмещаются покупателем;

– франко-станция назначения – все транспортные расходы вплоть до доставки продукции до станции назначения оплачи­вает поставщик, так как они включаются в отпускные цены, по которым реализуется продукция.

На основе приказов-накладных делают соответствующие за­писи в карточках складского учета об отпуске готовой продук­ции со склада, а также ведут учет реализованной продукции в бухгалтерии.

Согласно Закону Украины «О налоге на добавленную стоимость» [2] поставщик (продавец) должен представить покупателю налоговую накладную. В налоговой на­кладной, кроме прочих реквизитов, указывается цена товара, ставка и сумма НДС, общая сумма, подлежащая уплате постав­щику. При освобождении от налогообложения това­ров (продукты детского питания, лекар­ственные средства, товары специального назначения для инвалидов, подписка и доставка периодических изданий оте­чественного производства и др.) в налоговой накладной указы­вается "Освобождено от НДС".

Налоговая накладная выписывается на каждую поставку товаров в двух экземплярах, оригинал которой вручается покупа­телю (получателю товаров или услуг), а копия хранится у про­давца (поставщика) товаров как отчетный и расчетный налоговый документ. Налоговая накладная дает право покупателю, зарегистриро­ванному как плательщик НДС, на включение в налоговый кредит расходов по уплате НДС поставщику (продавцу) при приобретении товаров (услуг).

Кроме налоговой накладной поставщик выписывает покупателю счета-фактуры и другие расчетно-платежные документы, подтверждающие факт передачи (сбыта) товара и его оплату с указанием суммы НДС. Датой реализации продукции, товаров, работ, услуг считается дата отгрузки (передачи) продукции, товаров (подписания документов о выполнении работ, предоставлении услуг).

Фактическая себестоимость реализованной го­товой продукции (работ, услуг) отражается по себестоимости, которая определяется в соответствии с п. 11 П(С)БУ 16 [11] исходя из сумм:

– производственной себестоимости продукции (работ, услуг), которая была реализована на протяжении отчетного периода;

– нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов;

– сверхнормативных производственных расходов.

В ведомости № 16 или 16а и журнале 5 и 5а по кредиту счета 26 в корреспонденции с дебетом счета 901 отражается сумма производ­ственной себестоимости продукции, которая была реализована на протяжении отчетного периода.

Для отражения себестоимости реализованной продукции введен активный счет 90 "Себестоимость реализации", который в конце отчетного периода списывается на уменьшение финан­совых результатов предприятия (в дебет счета 79 "Финан­совые результаты").

В связи с реализацией продукции предприятие осуществляет расходы, связанные с вывозом этой продукции своим транс портом. Эти расходы относятся за счет предприятия и включаются в состав расходов на сбыт. Вывоз отгруженной продукции возможен также и транспортом сторонней организации.

В состав сбытовых расходов (дебет счета 93 "Расходы на сбыт"), связанных с реализацией продукции (сбытом), товаров, работ, услуг включаются:

– расходы упаковочных материалов для затаривания готовой продукции на складах готовой продукции;

– расходы на ремонт тары;

– оплата труда и комиссионные вознаграждения продавцам, торговым агентам и работникам подразделений, обеспечиваю­щих сбыт;

– расходы на рекламу и исследования рынка (маркетинг);

– расходы на предпродажную подготовку товаров;

– расходы на командировочные работникам, занятым сбытом;

– расходы на содержание основных средств, прочих материальных необоротных активов, связанных со сбытом продукции, товаров, работ, услуг (операционная аренда, страхование, амор­тизация, ремонт, отопление, освещение, охрана);

– расходы на транспортировку, перевалку и страхование готовой продукции (товаров), транспортно-экспедиционные и услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров) в соответствии с условиями договора (базиса) поставки;

– расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

– прочие расходы, связанные со сбытом продукции, товаров, работ, услуг.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию (выполненные работы и услуги), кроме задолженности, обеспеченной векселями, ведется на одноименном счете 36, кото­рый имеет два субсчета: 361 "Расчеты с отече­ственными покупателями" и 362 "Расчеты с ино­странными покупателями". По дебету этих субсче­тов отражается продажная стоимость реализован­ной продукции (работ, услуг), в том числе во ис­полнение бартерных контрактов. В продажную стои­мость включаются НДС, акцизы и другие налоги и сборы (обязательные платежи), подлежащие пере­числению в бюджеты и внебюджетные фонды.

По кредиту субсчетов 361 и 362 отражается сумма платежей, поступивших на счета предприя­тия в банковских учреждениях, в кассу, и другие виды расчетов. Сальдо по дебету счета 36 отра­жает задолженность покупателей и заказчиков за полученную продукцию (работы, услуги).

Согласно п. 5 П(С)БУ 10 [9] дебиторская за­долженность (т.е. сальдо счета 36) признается активом (то есть числится на балансе предприя­тия), если существует вероятность получения пред­приятием будущих экономических выгод и сумма задолженности может быть достоверно определе­на. Кроме того, признание этой задолженности ак­тивом должно осуществляться одновременно с признанием дохода от реализации продукции (работ, услуг).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...