Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие научной рациональности. Классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности.




Рационализм – характерная черта западноевропейского типа культуры, сложившегося в Новое время, которая предполагает высокую оценку разума, уверенность человека в том, что он способен самостоятельно мыслить, принимать решения и отвечать за свои действия. На первый план выходит идея автономии и самодостаточности человеческого разума. Поскольку европейская рациональность преимущественно была ориентирована на науку, то об-

суждение вопроса о научной рациональности стало одной из важных тем философии науки. Философы-постпозитивисты Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин сосредоточили свое внимание на проблеме исторических типов научной рациональности. При их выделении необходимо учитывать, как изменения в естественных науках, так и развитие философии.

Формирование классического типа научной рациональности связано с первой научной революцией XVII в., в результате которой оформилась наука. В основе классической научной рациональности лежали следующие философские принципы. Прежде всего, принцип тождества мышления и бытия, согласно которому адекватность познания объективного мира возможна потому, что законы его устройства и развития аналогичны законам устройства и функционирования нашего чувственного восприятия и мышления. Классическая рациональность в основе своей отражала принципы механистического мировоззрения. Мир изучался как набор объектов, которые, хотя и находятся в постоянном движении, но в своей сущности не развиваются и не изменяются. Такие объекты рассматривались преимущественно по аналогии с механическими

устройствами, находящимися в жестких причинно-следственных связях. Свойства целого сводились к сумме свойств частей, движение понималось главным образом как перемещение в пространстве, время было внешним параметром, не влияющим на характер процессов. Объяснение сводилось к поиску механических причин и субстанций, а обоснование – к принципам механики. Важный принцип, на котором строилась классическая рациональность, – возможность идеализации. При этом признавалась правомерность только тех идеальных конструктов, которые воспроизводятся в эксперименте. В научную картину мира «впускалось» только то, что можно практически объективировать и проконтролировать. Отсюда важность эксперимента в классической научной рациональности. Кроме эксперимента, важной также была идея использования математики в качестве образца для построения науки. Научным стало признаваться то, что может быть выражено на языке математических формул. Кроме того, ученые были уверены, что истинное знание однозначно, и поэтому возможно отыскать одну идеальную конструкцию (алгоритм, формулу и т.д.), которая полностью соответствовала бы изучаемому объекту. Неклассический тип научной рациональности (первые две трети ХХ в.) формируется как результат осмысления названныхвыше проблем, которые приобрели еще большую остроту в связи с созданием теории относительности и квантовой механики. Центральными объектами изучения в неклассической науке становятся микромир и сложные развивающиеся системы.

В неклассической парадигме мир видится как вероятностный, в нем большую роль играют принципы неопределенности, дополнительности, относительности.

В неклассической науке происходит дальнейшая трансформация принципа тождества мышления и бытия. В результате формируется новая установка по отношению к объекту познания. Теперь объектне дан, а задан, т.е. ученый изучает объект так, как он является наблюдателю через взаимодействие объекта с прибором. В классической физике эффектом взаимодействия прибора и объекта можно было пренебречь, в силу слабости этого эффекта при анализе простых систем макромира. В неклассической физике необходимо учитывать и фиксировать взаимодействие объекта с прибором, а также метод исследования. В результате мир стал восприниматься как «непрозрачный», стала допускаться множественность истины об одном и том же объекте, в зависимости от способа взаимодействия с ним. Особенностью неклассической науки является, таким образом, идея активности субъекта познания.

Постнеклассический тип научной рациональности формируется в последней трети ХХ в. Объектом науки в это время становятся исторически развивающиеся системы, характеризующиеся открытостью, нелинейностью, самоорганизацией. Историческая реконструкция как тип теоретического знания начинает использоваться не только в гуманитарных науках, но и в космологии, астрофизике, физике элементарных частиц. Ведущей методологической концепцией в понимании и объяснении исторически развивающихся систем стала синергетика. Она базируется на представлении, что исторически развивающиеся системы совершают переход от одного относительно устойчивого состояния к другому. При этом появляется новая, по сравнению с прежним состоянием, уровневая организация элементов системы и ее саморегуляция. Было обнаружено,

что в процессе формирования каждого нового уровня система проходит через так называемые «точки бифуркации» (состояния неустойчивого равновесия). В этих точках система имеет веерный набор возможностей дальнейшего изменения. Постнеклассическая наука обратилась к анализу систем, компонентом которых является человек (экология, генная инженерия и др.). Их изучение с помощью идеальных моделей требует учета огромного числа параметров и переменных. Это невозможно без компьютера, с помощью которого стало возможным конструировать когнитивные виртуальные реальности. Кроме того, познание таких систем не может быть свободно от ценностных установок исследователя (отсюда интерес к проблемам этики науки и социальной ответственности ученого). Объективно истинное объяснение и описание такого рода целостностей предполагает включение оценок общественно-социального, этического характера.

В постнеклассической науке в связи с построением фундаментальных теорий высокого уровня абстракции возникает проблема их экспериментальной проверяемости. К примеру, концепция расширяющейся вселенной показала, что в естествознании сегодня существуют теории, в которых эксперимент в принципе невозможен. Тем самым, в современной науке наблюдается обращение к знанию, которое имеет черты метафизической умозрительности. Кроме того, в постнеклассическую науку возвращаются целевая причина и телеология.

Для постнеклассической рациональности характерно также укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир (целостность общества, биосферы, ноосферы, мироздания, объединение естественных наук, сближение гуманитарных и естественных, синтез опыта Востока и Запада) и коэволюции (сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...