Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Различия между пением и текстом




Слово в пении

Язык - это средство общения между людьми. С его помощью происходит передача мысли от одного человека к другому при помощи как разговорной речи, так и всех видов искусства, связанных со словом.

Литературный язык существует не только в написании, но и в звучании. Наряду с письменной литературной нормой вырабатываются также общепринятые правила произношения – произносительная норма – орфоэпия.

Язык эволюционирует; наряду с изменением словарного состава подвергается различным изменениям и орфоэпия.

Русская орфоэпия; по свидетельству историков, складывалась довольно долго и сформировалась примерно к концу ХIХ века. В этот период, ввиду особых условий и прежде всего из–за отсутствия средств связи, которые широко развиты в современных условиях, «отдельные культурные центры не были достаточно объединены и сохраняли известную обособленность, способствовавшую сохранению и выработке местных особенностей произношения».

В результате длительного процесса признанной нормой, «типичным выражением общенародного языка» стало московское произношение, объединяющее в себе «два основных наречия русского языка - северное и южное». В работах советских ученых оно получило название «старого московского произношения». В распространении его видную роль сыграл московский Малый театр.

Крупную роль в распространении произносительной нормы играет драматический театр. Ответственность работников искусства за чистоту и культуру речи особенно возросла в связи с распространением за последние десятилетия таких могучих средств культурной пропаганды, как кино, радио и телевидение. Естественно, что музыкальный театр, музыканты - певцы, как солисты, так и члены хоровых коллективов, наравне с драматическими актерами несут ответственность за чистоту русского языка и обязаны повседневно заботиться о четкости речи и благородной выразительной красоте дикции.

Об этом должны заботиться не только сам певцы, но и все те, кто так или иначе связан с пением, то есть педагоги – вокалисты, режиссеры, хормейстеры и др.

Ясность, понятность и выразительность слова – необходимое условие для художественной передачи вокального произведения. Без этого условия нет певца – художника, а есть певец, издающий звуки более или менее красивые, но лишенные смысла, тогда как слово спетое, произнесенное четко, выразительно, способствует раскрытию образа, идеи произведения. Словом можно «живописать»; оно может быть сказано так многообразно, выпукло и ярко, что само его звучание придаст особую окраску и смысл сказанному – спетому.

Такая выразительность слова не приходит сама собой. В процессе обучения пению певец должен довести свою дикцию до тех вершин, когда можно сказать, что он поет, как говорит, и в то же время не теряет драгоценнейшего качества пения – кантилены. В работе над словом певец всегда должен помнить, что пение имеет свои законы, и поэтому механически применять в нем все правила речевой орфоэпии ни в коем случае нельзя. В то же время орфоэпия в пении не должна резко расходиться с нормами произношения, присущими русскому литературному языку.

Хотя неоспоримо, что процесс обучения пению и дикции в нем должен проходить суммарно, единым синтезированным процессом, все же мы должны его проанализировать, осознать все его простейшие элементы. Такой анализ даст знание техники формирования слова в пении. Если певец научится четкому произношению гласных и согласных, он сумеет также четко произносить слоги, слова фразы. Артикуляционная четкость слова даст возможность говорить об орфоэпии в пении. Но для выразительности передачи вокального произведения этого недостаточно. Слово, даже при соблюдении условий четкости и логики и правил орфоэпии, может остаться тусклым и невыразительным, если к нему подойти только с чисто технических позиций. Различные стили и каждое произведение в отдельности требуют не только особой вокальной формы, но и различия в манере произношения слова, в вокальной декламации, порой очень тонкого, неощутимого.

Певец должен чувствовать музыку самого слова, каждый изгиб мелодии, каждый нюанс, подчеркивающий и углубляющий содержание текста. Искусство пения синтетично, в нем музыка и слово дополняют друг друга, составляют одно целое. Если нет слова – нет произведения.

Роль слова в пении так велика потому, что оно несет огромную смысловую нагрузку и в соединении с музыкой приобретает особенно могучую силу эмоционального воздействия.

Различия между пением и текстом

Пение, лишенное выразительного слова, частично теряет смысл. В то же время преувеличенная роль слова в пении может превратить его в музыкальную декламацию и свести на нет основное, прекраснейшее свойство его – певучесть (кантилену).

Для того, чтобы добиться максимального равновесия в синтезе пения-слова, надо возможно яснее осознать разницу между пением и речью, как таковой осознать, что на ряду со сходством между ними есть и существенные отличия (технические, акустические, орфоэпические и, разумеется, психологические).

К сожалению, все эти особенности далеко не до конца изучены, однако имеющиеся данные, а также педагогическая и певческая практика позволяют провести частичный анализ их и сделать некоторые практические выводы.

Существуют понятия – певческая и речевая форматы (от лат. Formans – образующий) – отнюдь не являются равнозначащими. В чем же заключается разница между ними?

Известно, что звуковые колебания совершаются с различной частотой, имеют различную амплитуду и разный характер. Тела, служащие источником музыкальных тонов, совершают не простые, а сложные колебания. Например, струна колеблется не только вся в целом, но и одновременно своими частями – половиной, третью, четвертью и т. д.

Тон, получающийся от колебания всей струны, называется основным, от колебания частей струны – частичным. Основной тон – самый низкий, частичные – более высокие. От сюда и происходит их название – обертоны. Соединенное звучание обертонов придает звуку определенную окраску – тембр. Все обертоны являются формантами данного звука или гласного. Каждая форманта имеет определенную частоту колебания.

В «Общей фонетике» Зиндера говориться: «Явление тембра имеют в речи, (а в пении особенно – О.П.) колоссальное значение..., - различие гласных может быть обусловлено только различием тембровой окраски, каждый гласный имеет характерный для него тембр, или, иначе говоря, характерные для него форманты.

Формирование гласных – сложное акустическое явление, ибо каждый гласный состоит из основного тона и ряда других второстепенных тонов, определенная комбинация которых и дает характерную звуковую форму того или иного гласного.

В книге Жинкина «Механизмы речи» поэтому же вопросу читаем: «Кроме собственно речевых формант, определяющих различие элементов звукового состава слова, в речи людей могут быть выделены индивидуальные, голосовые форманты, характерные для голоса данного человека… Сигнальное значение голосовой форманты резко отличается от сигнального значения собственно речевой. Речевая форманта определена условной нормой данного языка и служит средством различения значащих слов, голосовая же форманта определена устройством речевого прибора данного человека…». «Кроме указанных двух видов формант (голосовой и речевой), существует третий вид – специально выработанные форманты. В исследовании С. Н. Ржевкина была найдена специальная певческая форманта, которая образуется при определенном положении певческих органов». И далее: «При пении в значительной степени сглаживаются те различия в объемах резонаторов, которые характерны для речи, вследствие чего и появляется специально выработанная певческая форманта.

До настоящего времени еще нет сравнительных данных по речевой и певческой формантам. С возникновением новой отрасли акустики – электроакустики, появились новые возможности для более глубокого исследования этого явления.

По имеющимся данным можно сделать следующий вывод: между речевой и певческой формантами существует резкое различие в функциях.

1.Речевая форманта выполняет смыслоразличительную функцию; певческая форманта определяет тембральную окраску человеческого голоса и может быть изменена путем специальной настройки голосового аппарата.

Ко второму, весьма существенному, различию можно отнести то, что диапазон речи охватывает лишь небольшое количество тонов, всего 4-8, которые обычно находятся примерно в середине (ближе к низу) ряда тонов, охватываемых голосом, между тем как диапазон обыкновенного певческого голоса равен в среднем двум октавам, а в некоторых случаях и больше.

В книге кандидата медицинских наук В. С. Кантаровича «Гигиена голоса» приведены следующие данные об объеме различных голосов:

Бас…………………………….от Е (D) до с1 (g1)

Баритон……………………….от G (Fis) до g1 (g1)

Тенор………………………….то H (A) до h2 (d2)

Контральто…………………....от d (cis) до d2 (f2)

Высокий альт…………………от g (fis) до f2 (a2)

Меццо-сопрано……………….от a (fis) до a2 (a2)

Сопрано……………………….от c1 (h) до c3 (c3)

Певческая практика подтверждает существование значительно больших диапазонов (Долуханова, Гаспарян, Соленкова и дрю), не говоря уже о баса-октавистах, диапазон которых в нижнем регистре достигает значительно более низких звуков (по П. Г. Чеснокову – до фа контроктавы). Ни нормальный «речевой голос» не в состоянии охватить подобные диапазоны.

Третье, не менее существенное, различие заключается в том, что основой певческого искусства является кантилена – певучесть, качество, которое в обычной речи отсутствует. При пении гласный может выдерживаться (тянуться) длительное время на одном и том же звуке или на целом ряде различных по высоте звуков. В речи наблюдается обратное явление: высота одного гласного почти всегда остается неизменной, а время, затрачиваемое на него, неизмеримо короче, чем в пении.

Четвертое различие заключается в характере дыхания. Вследствие малой изученности как речевого, так и певческого дыхания, о различии между ними можно пока говорить, лишь основываясь на внешних данных. Наше дыхание является, в основном, актом непроизвольным, управляемым автоматизированными импульсами соответствующего нервного центра, и в этом качестве оно (дыхание) выполняет физиологическую функцию, призванную поддерживать жизнедеятельность организма. Вместе с тем, вследствие особого строения части мышечной системы дыхательного аппарата, действия его могут контролироваться сознанием и соответственно приспосабливаться к требованиям речевого и певческого процессов.

Известно, что при физиологическом дыхании выдох по времени почти равен вдоху. Частота полного цикла дыхания, то есть вдоха – выдоха, у взрослого здорового человека равно в среднем 16 раз в минуту.

В процессе бытовой разговорной речи, хотя человек не думает, как и сколько он набирает воздуха, его «дыхание специфически перестраивается. Вместо ровного выдоха должна осуществиться тонкая регулировка аэродинамических условий при образовании каждого быстро следующих друг за другом речевого звука».

Специфические изменения в дыхании появляются также из-за вступления в действие чисто психологического фактора, связанного со словом, изменение ритма дыхания в связи с логикой построения фразы и т. п.

В процессе пения картина еще усложняется. Тек, прежде всего, для образования специальной певческой форманты возникает необходимость в значительно большем объеме дыхания, в большей гибкости, силе и эластичности выдоха. Вдох делается более глубоким, а время выдоха возрастает в 20-30 раз (1-20; 1-30) вследствие необходимости непрерывной вокализации продолжительных музыкальных фраз.

Момент творческий, эмоциональный, в той или иной степени всегда присутствующий в пении, так же требует увеличения объема дыхания в сравнении с обыденной речью, как и расширенное положение воздухопроводящих путей, сопровождающее выработку определенной позиции звука. Следовательно, необходима специальная организация дыхания, которая, однако, ни в коем случае недолжна, вступать в противоречие с естественными функциями организма.

Пятая особенность певческого голоса - так называемое вибрато, о котором в своей книге «Психология музыкальных способностей» профессор Теплов говорит, что оно «есть постоянное свойство всякого обработанного певческого голоса». В речевом голосе вибрато, как правило, отсутствует.

Шестое различие, имеющее, пожалуй, значение для певческой и педагогической практики, заключается в специфике речевой и певческой артикуляции. В речи разделяются два стиля произношения, которые, по терминологии Щербы, получили наименование полного и разговорного стилей. Полный стиль характеризуется подчеркнутой особенностью произношения, тщательностью артикуляции, ясностью воспроизведения… Разговорный (неполный) стиль… имеет менее тщательную артикуляцию; в нем сильнее сказывается редукция (ослабление артикуляции) безударных гласных, иногда доходящая до полного исчезновения их…

Певческая артикуляция занимает как бы среднее положение между указанными двумя стилями, определяемое следующими признаками: если в разговорном стиле редукция безударных гласных порой доходит до полного исчезновения гласных (например, в слове колокола – к`л`к`ла), то в пении такого положения быть не может, так как все звуки мелодии, падающие на тот или иной гласный, должны быть пропеты. При исчезновении гласного это становится невозможным. Однако и в пении существует смягчение гласных. Только выражается оно по-другому: в ослаблении силы звука относительно ударного гласного, в изменении краски звука – более мягко, прикрыто.

Певческая артикуляция ближе к полному стилю речи, так как здесь протяженность звучания слова во времени также требует четкой артикуляции и ясности дикции. Но пение имеет свои законы, поэтому полного совпадения нет и быть не может.

Как показывают произведенные Жинкиным кинорентгеносъемки, в процессе речевых движений глоточный и ротовой резонаторы непрерывно артикулируют или, по его терминологии, «непрерывно модулируют». Речевая артикуляция имеет чрезвычайно резкие и мелко детализированные градации. Краски отдельных гласных, их объемность и до известной степени место формирования значительно отличаются друг от друга.

В процессе пения эти градации должны быть значительно смягчены, и положение артикулирующих частей голосового аппарата до некоторой степени унифицировано. При певческой артикуляции рот, а отсюда и вся надставная трубка раскрываются больше, чем при речи.

В пении существует закон. Который можно сформулировать как единый поток гласных. Он настоятельно требует сглаживания, как бы взаимопроникаемости красок гласных, выравненности их объема и максимального приведения к единому знаменателю характера их звучания.

При игнорировании этого закона голос потеряет ровность звучания и приобретет крайне неприятную для слуха пестроту. Надо иметь в виду, что сглаженность гласных нельзя доводить до такой степени, чтобы она искажала смысл произносимых слов. По этому поводу в «Общей фонетике» Зиндера говориться: «Сочетание хорошего голосоведения с положением произносительных органов, необходимым для образования тех или иных гласных, может представить известные трудности. Некоторые гласные в этом отношении неудобны для пения; это относится в первую очередь к узким гласным, особенно к «и», при котором полость рта полости закрыта. Поэтому в пении некоторые гласные подвергаются деформации. Однако не на столько, чтобы их нельзя было узнать».

Дмитриев в своей статье говорит: «Как показывают наблюдения, установка голосовых органов в пении отличается то речевой установки у того же индивидуума. Основное, что вносит изменение в певческий уклад артикуляторных органов по сравнению с речевым, - это особое положение и приспособление гортани и большее открытие рта при пении» и далее: «Пение всегда происходит при более открытом, чем в речи, рте. Надставная трубка певца представляет собой своеобразный рупор, устьем которого является ротовое отверстие. Из акустики известно, что отдача звуковой энергии рупором тем лучше, чем больше размеры устья рупора. Именно по этому закону, когда мы кричим, то, естественно, сильнее открываем рот. Пение никогда не происходит на той степени раскрытия рта, которая характерна бытовой речи, открывая шире рот, певец увеличивает и объем ротовой полости». В результате активизируется артикуляция, стенки полости рта относительно твердеют, усиливая и улучшая ее резонаторные способности. То обстоятельство чрезвычайно важно, так как полость рта является наиболее гибким и подчиняющимся нашей воле резонатором. Однако надо очень следить за тем. Чтобы раскрытие рта не было чрезмерным, так как слишком низко опущенная нижняя челюсть будет давить на гортань и, сопровождаясь определенным напряжением мышц, может передать это напряжение в голосовой аппарат. Следует всегда помнить, что степень раскрытия рта вполне индивидуальна, и при отработке артикуляции следует учитывать не только качество формируемого звука, но также и эстетическую сторону.

На практике сглаживание гласных можно наблюдать у хороших певцов. Хотя у них часто по форме рта трудно определить исполняемую гласную, дикция их отличается большой четкостью, свободой и красотой.

В связи с этим не лишне вспомнить о требовании, предъявляемом певцам чуть не с первых шагов обучения: «петь так как говоришь». Условия образования певческого звука резко отличаются друг от друга. Потому надо помнить, что к указанному требованию, особенно на первых этапах обучения, как солиста, так и начинающего или малоопытного хорового коллектива, следует подходить с большой осторожностью. «Пение требует особого «певческого» произношения и выражения «пой, как говоришь» относится к естественности и легкости процесса голосообразования и произношения слов в пении, а не к буквальному переносу речевых установок на пение».

Умение «петь так, как говоришь» - вершина вокального искусства и вырабатывается только в результате длительного процесса овладения мастерством пения, сущностью его – кантиленой, ибо без кантилены (певучести), хотя и при наличии ясной дикции, пения нет.

Этапы работы над словом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...