Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Истоки и генеалогия экзистенциального направления.




 

Э, философия считается явлением 20 века, Хотя истоки можно найти в антике, Дзен Буддизме, Даосизме …

Э. терапия и психология переплетается с философией более всех терапий. Основной метод – феноменологический – описание субъективного опыта жизни человека. Экзистенциальное направление трудно определить, так как мнения философов расходятся, но есть любимые темы: смерть, смысл жизни, свобода, ответственность, выбор, страдание …

 

  После первой мировой воины Э. стал движением и особое развитие приобрел во Франции. Как я уже говорил к этому направлению можно отнести Ж. П. Сартра, Г. Марселя, А. Камю, хотя он сам отказывался называть себя Э. Движение это было очень пестрое, как и спектр решаемых проблем. Далее Мартин Лютер, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Бердяев, Шестов, Пауль Тиллих … Основной вопрос Э. , вопрос о природе человека, от ответа на него зависит вся практика. Кроме того практик должен знать связи между негативом и позитивом в жизни человека (Любимая тема Э. соотношение абсурда и смысла в жизни каждого) Без уклона в любую сторону.

  

Уже после появления в 1927 году труда М. Хайдеггера «Бытие и время» появились попытки перенести его взгляды в психиатрию. Уже в 1930 году появилась статья Бинсвангера «Сновидение и экзистенция », в которой была попытка посмотреть на сновидение через призму идей Хайдеггера.  

Людвиг Бинсвангер родился в горном местечке в Швейцарии, где и прожил всю свою жизнь. После окончания Цюрихского университета, он был одним из первых последователей Фрейда, они переписывались. Затем когда появились работы Юнга Фрейд порвал с Бинсвангером как и со многими другими, кто хоть на йоту отходил от его священного учения. Бинсвангер работал директором и врачом горного санатория. Он первым начал применять идеи Э. В психиатрии. Он назвал свой подход Феноменологический анализ человеческой экзистенции. Целью его анализа была реконструкция внутреннего мира человека. Он высказывался против разделения субъекта и объекта. Человека нельзя рассматривать как вещь, как объект, человек свободное существо. И свобода не лежит в плоскости вещей. Как говорил Эдгар По: «Свобода не то, что человек имеет, а то, чем человек является ».

     

  Основное понятие на котором строился подход Хайдеггера, а затем и Бинсвангера – бытие в мире, это и есть человеческая экзистенция.

Человек не имеет своей экзистенции вне мира.

 

Бытие в мире они рассматривали в трех сферах:

- биологическая плоскость, мир природы.

- Плоскость человеческих отношений – социальный уровень.

- Плоскость самости человека – духовный уровень.

Он понимал человеческую экзистенцию как бытие в мире, изменение мира, выход за рамки мира. Под выходом за рамки мира подразумевается не уход на небеса. Возможность выхода за рамки мира заложена в способности превзойти, трансцендентировать мир в котором человек пребывает временно, перестать быть обусловленным реалиями мира. Мы знаем, что умрем и пытаемся обойти эту тему, но смерть есть ключ который открывает субъективное бытие как целостность, благодаря смерти мы можем объять свою жизнь и понять, что мы ответственны за свои выборы и не выборы…

   

Человек, живя в мире, старается реализовать максимально свои возможности и это становится доступным для него если он живет подлинной, аутентичной жизнью. Человек перестает жить подлинно, если он ограничивает свои возможности и позволяет доминировать над собой другим или окружению. Человек свободен выбирать любую форму жизни.

   

    Когда мы говорим о том чем человек является и чем может стать, обязательно заходит речь об еще одной экзистенциальной данности – ограничениях.

Существует большой ряд ограничений – необходимость судьбы, пол, место и время рождения. … Но внутри этих ограничений мы своими решениями создаем подлинность или аутентичность своего существования.

 

Можно отметить три принципа создания подлинности существования:

1. Полное осознание настоящего момента (Свобода, выбор, ограничения…)

2. Выбор как существовать в этом моменте.

3. Принятие ответственности за выбор.

 

Альтернативы аутентичности:

 

1. Плюралистический способ существования - жизнь в формальном ключе, пребывание в мире формальных отношений.

2. Эгоистический – жизнь только для себя.

3. Анонимный способ бытия – попытка спрятаться в толпе.

 

 

Вслед за Хайдеггером Бинсвангер выделяет ряд базовых принципов Э. терапии:

 

1. Исходной точкой любого познания человека является анализ конкретного человеческого бытия. Это бытие единственно подлинная действительность. «Существование прежде сути » А. Камю.

2. Нет общих целей жизни человека и универсальных средств их достижения. Такая общность помогла бы людям отказаться от личной ответственности за жизнь.

3. Подлинность бытия означает отказ от внешних объяснений причин своего поведения. Подлинность – принятие ответственности.

4. Бытие не есть нечто застывшее, а цепь актов сознания. Человеческая жизнь – драма свободы.

5. Человек существует только вплетенным в мир.

6. Не существует единой истины. Истина – субъективна, поэтомумы находим ее посредством углубления в себя, изучая структуру своих внутренних переживаний.

 

Другой экзистенциальный терапевт – Леонард Босс – родился в 1903 г. , работал в Цюрихе Учился анализу у Фрейда, Карен Хорни, работал с Куртом Голдштейном, Абрахамом Маслоу. Познакомился с Хайдеггером, бросил психоанализ.

  

Босс считал, что в реальности человек существует как огромное количество возможностей поддерживать отношения. Теряя способность поддерживать свободные и ответственные отношения, человек становится заложником желаний и ожиданий других людей, человеком овладевает страх потерять любовь и поддержку других.

 

Л. Босс обозначил экзистенциалы – характеристики присущие существованию человека:

- Пространственность, Истинная пространственность человеческого мира – открытость Я. Я могу быть неизмеримо ближе другу, находящемуся за сотни километров, чем соседу.

- Временность. Истинная временность имеет мало общего с календарным временем. Время имеет смысл для чего то, его можно использовать, сжимать расширять.

- Телесность – заполненность человеческой экзистенции в телесной сфере. Телесность шире чем границы тела. Границы телесности совпадают с границами открытости миру.

- Разделенный мир – мы всегда сосуществуем и разделяем мир с другими людьми и существами.

- Установка – в соответствии с ней наши глаза видят определенные вещи.

 

Человеческая экзистенция - это всегда выбор самого человека. Возникает вопрос: Если человек всегда свободен выбирать, то почему он страдает при наличии такой свободы. Необходимо отметить, что свобода выбора не гарантирует мудрости выбора. Для мудрости необходимо глубоко осознавать свои возможности и ограничения в данный момент времени, нужно быть открытым миру.

 

Если смотреть на жизнь как на возможность возможностей, то следующее - человек должен раскрыть эти возможности, реализовать их. Для того, чтобы увидеть, определить эти возможности человек должен быть открытым миру и часто наша задача помочь человеку открыться миру, сделать экзистенциальное зрение человека более острым и более широким. Тогда у человека будет больше возможностей в этом мире.

 

  Один из ответов на вопрос: " Почему люди будучи свободными страдают? " кроется как раз в узости их жизненного зрения.

 

Другой ответ в том, что люди могут трансцендировать - превзойти полученные детские травмы, но они не могут превзойти экзистенциальную вину. Вина является фундаментальной. То, что человек выбирая одни возможности отказывается от других является основной причиной э. вины.

   

Понятие Э. вины принципиально отличается от вины невротической, которая всегда связана с другими людьми, их ожиданиями и требованиями.

  

 Можно обозначить три основных источника Э. Вины:

- отказ от одних возможностей в пользу других, невозможность реализовать все потенции.

- Отказ от выбора вообще, принятие жизни как процесса без выбора.

- Э, вина сопровождает Э. Одиночество – невозможность до конца понять другого.

 

Босс говорил об осознании вины за то, что не реализовал свой потенциал, перед тем, что тебе дано природой.

 

С другой стороны, осознание Э вины помогает быть снисходительным к другим и не требовать слишком многого.

 

 Другая вещь, которую человек не может превзойти это страх ничто. Это ничто всегда рядом, пугающее незнакомое непознаваемое, это ничто значит потерю бытия. И смерть является абсолютным ничто. Есть и другие проявления небытия: изоляция, одиночество.

 

Бытие существует всегда сейчас. Когда мы думаем о прошлом, мы открываемся

прошлому здесь и сейчас, мы не существуем в прошлом, прошлое существует в

нас сейчас. Когда мы смотрим в будущее, мы в данный момент открыты будущему. Мы можем либо сужать, либо расширять участие прошлого и будущего в нашем настоящем. И линия, проходящая из прошлого в будущее, называется становлением и реализуется всегда в настоящем.

 

   

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...