Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этнические границы, как базис формирования этнической идентичности

Этнос, как социальная группа, существует благодаря тому, что существует объективная возможность "узнавания" этой группы среди других. Узнавание же возможно только в том случае, если существует возможность каким-то образом сопоставить эту общность с другими, как-то отличить ее: "этническое "Мы" проявляет себя благодаря тому, что есть некоторые "Они", отличающегося от данного "Мы" языком, культурой, обычаями и другими характеристиками". Таким образом, именно существование этнических границ, построенных на этнических маркерах, определяет формирование этнической идентичности: поскольку этнос есть ни что иное, как социальная группа, следовательно, этнос есть совокупность членов этой социальной группы осознающих свою принадлежность к ней, то есть этническая идентификация есть "узнавание своих членами группы", которое возможно только при наличии определенных отличительных признаков данного этноса. Отличительные признаки этноса есть этнические маркеры, которые определяют этнические границы.

Проблемы этнических границ впервые в отечественной этнологии затрагивает П.И. Кушнер. Говоря об этом термине, Кушнер ссылается на работы чешского этнографа Л. Нидерле, который определяет этническую границу как границу области, компактно заселенной тем или иным народом. Главным признаком ее определения является язык и другие признаки этноса, определяющие его сущность. Далее формирование и функционирование этнических границ изучается статистическими методами: этническая граница определяется только в том случае, если она ограничивает территорию, на которой проживает более 50% представителей этноса, к которому относится данная территория. Представляет интерес позиция Кушнера по отношению к этому подходу. Он утверждает, что мажоритарный статистический метод не применим к изучению этнических границ, поскольку этнос не существует вне времени и пространства, этнос историчен, мобилен, гибок. Представители этноса постоянно вступают в контакты с представителями других народов, что также обуславливает этногенез и, следовательно, этнические границы.

В контексте данной работы более интересной является постановка проблемы этнических границ в западной антропологии. В частности, взгляды на данную проблематику норвежского антрополога Ф. Барта.

Барт обратил внимание на то, что этнические различия сохраняются, не смотря на то, что количество межэтнических контактов увеличивается, а их интенсивность постоянно возрастает. Более того, этнические различия сохраняются даже после того, как человек в течение жизни имеет возможность менять членство в социальной или этнической группе. На важность и устойчивость этноса также указывает тот факт, что многие социальные отношения становятся противопоставленными после того, как проходят через этнические границы. И не смотря на то, что этносы существуют часто в единой социальной системе, различия между ними не стираются. Барт утверждал, что "взаимодействие \этносов\ в социальной системе не ведет к ликвидации этнических различий путем их изменения или аккультурации; культурные различия могут сохраняться вопреки межэтническому контакту и взаимной зависимости".

Основой консолидации этноса является культура. Культурное единство, по мнению Барта, следует рассматривать не как основную характеристику этноса, но как результат его существования, более того, возможно, что даже как смысл.

Этническая группа, по Барту, есть особая социальная группа, отличительной чертой которой является построение группы на основе категоризации. Категоризация предполагает соотнесение своей этнической группы с другой, то есть, "узнавание" своей этнической группы возможно только в том случае, когда существуют другие этнические группы не похожие на свою. "Непохожесть" своей этнической группы на другую обеспечивают, так называемые, этнические маркеры. Таким образом, этнос существует благодаря этнической идентичности членов группы, основой которой являются этнические границы.

Этнические категории (маркеры) могут пронизывать всю социальную жизнь или функционировать только в ограниченных секторах реальности.

Этнические маркеры особым образом структурируют социальное поведение членов этноса, обусловленное взаимной категоризацией этноносителей. Поэтому существование в полиэтническом обществе различных базовых этнических ценностей поддерживает существование этнических границ. То есть, полиэтническое общество существует по принципу взаимной дополняемости культур.

В тех же сферах жизни обще6ства, где не существует принципа дополняемости, нет базы для этнического взаимодействия. В этом случае либо не будет взаимодействия вообще, либо оно будет осуществляться без учета этнической идентичности [см. 58, с.21]

Роль Ф. Барта в истории развития этносоциологии можно охарактеризовать как ключевую. Поскольку именно он перевел акцент исследований с эмпирических характеристик этнических границ на их функциональное значение. То есть, с объективно заданных этнических маркеров на восприятие членов различных этнических групп через призму этих маркеров конкретного этноносителя. Кроме того, тезис Барта о социальном взаимодействии на основе культурной взаимодополняемости послужил основой для дальнейшего развития отечественной этносоциологии.

Так, Л.М. Дробижева и Ю.В. Арутюнян в своей работе "Этносоциологические очерки" пришли к выводам, которые были основаны на высказывании Барта: "культурные различия имеют тенденцию к снижению в условиях интенсивного межэтнического контакта, построенного без учета этнического фактора (то есть, без опоры на этническую идентичность) – в сферах трудовой деятельности к примеру, а в сферах досуга, семейно-ролевых и бытовых формах поведения культурная отличительность растет".

Однако стоит сделать оговорку, что этническая принадлежность, как конституированная примордиальность, выступает на первый план, достаточно возникнуть определенной напряженности, поскольку в сознании этноносителей этническая принадлежность – врожденное качество, в котором можно всегда "обвинить" человека, и от которого он не сможет дистанцироваться, даже если он это сможет сделать для себя, то этого может не получиться для других.

Итак, существование этноса определяет этничность, которая, в свою очередь, очерчивается этническими границами. Таким образом, этнические границы неотъемлемая часть формирования и функционирования этноса.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.