Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституция как основной закон государства: понятие и юридические свойства.




Введение.

Существует множество нормативно-правовых актов, которые играют ключевое значение в развитии государства, но основополагающим из них в любом государстве всегда является Конституция. В Конституции, как в основном законе государства прописываются самые основные нормы общенационального характера, которые играют главенствующую роль в правовой системе любой страны. Ключевое значение Конституция приобретает в жизни общества через своё специфическое место в разрезе всей правовой системе государства.

Почему роль Конституции так важна в современном мире? Большинство государств давно провозгласили принцип главенствующего правового общества, принципы которого закладывает именно Конституция. В период бурного реформирования государственности в нашей стране ключевое значение всегда отдаётся конституционным нормам, ведь именно они служат опорой для будущих преобразований во всех сфера общества. В них закрепляют многовековые утрой общества и регулируется важнейшие сферы общественных отношений, которые возникают как между гражданами, так и на уровне государственного управления.

В курсовой работе рассматривается понятие Конституция, её формы, виды, а также классификация конституций.

Данная курсовая работа посвящена понятию конституция, её формам и видам, а также методологии её создании.

Объектом моей работы является конституция.

Предметом исследования является понятие конституция.

Целью исследования является изучение понятия конституции, её форм и видов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Исследовать понятие Конституция как основного закона государства: его элементы юридические свойства.

2) Рассмотреть теоретические основы понятия конституция, его отличительные признаки, основные формы и виды.

3) Изучить классификационные признаки понятия конституция, а также представление о ней в разрезе национальных различий.

Информационной базой в написании моей курсовой работы выступают законы и подзаконные акты РФ, приказы Правительства РФ, нормы и кодексы, а также учебная и иная литература содержащая необходимые материал.

 

Конституция: понятие, формы, виды. Классификация конституций.

Конституция как основной закон государства: понятие и юридические свойства.

Само понятие «конституция» (лат. constitutio – установление, постановление, указ) означает «установление, учреждение, устройство». В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.

Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.

Конституция – это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором[1]:

· учреждаются основные принципы устройства общества и государства;

· устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления;

· закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Рассмотрим основные юридические свойства Конституций на примере Конституции РФ.

1. Как основной закон государства Конституция РФ в отличие от других законодательных актов имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы – основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Конституция учреждает государственный строй, правовую систему (при этом может сохраняться в той или иной степени преемственность конституционного развития).

2. Конституция РФ принята народом и от имени народа. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, конституция может быть принята[2]:

· непосредственно народом на референдуме;

· парламентом;

· конституционным (учредительным) собранием или иным специально формируемым для этой цели органом. Кроме того, конституции могут быть октроированные (т.е. дарованные сверху, например, монархом).

3. Конституцию РФ отличают особые юридические свойства. Они характеризуют правовую природу Конституции и ее особое место в правовой системе. К ним относятся: а) верховенство; б) высшая юридическая сила; в) ее качество как ядра правовой системы, юридической базы законодательства; г)ее особая правовая охрана; д) особый порядок ее принятия и пересмотра, внесения в нее поправок.

Рассмотрим эти качества подробнее.[3]

Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть подчиняются Конституции, праву. Верховенство Конституции проявляется в том, что все государственные органы, общественные объединения, граждане должны в своей деятельности основываться на Конституции, ее положениях, принципах. Кроме того, Конституция имеет верховенство на всей территории государства и все иные правовые акты должны ей соответствовать.

Конституция обладает высшей юридической силой. Это проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней, не могут противоречить Конституции. Строгое и точное соблюдение Конституции – это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

Конституция как ядро правовой системы своими положениями способствует согласованности всего правового развития и систематизации права. Она – основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Поэтому Конституция представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его развитие. В ряде случаев Конституция содержит прямые указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ч. 2 ст. 70 Конституции РФ предусматривает, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом).[4]

Особая правовая охрана Конституции РФ – важнейшее условие выполнения всех установленных ею положений и норм. Нормы Конституции РФ обладают высшей юридической силой и имеют прямое действие (ч. 1 ст.15). Поэтому все государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию. Действие Конституции РФ, кроме того, обеспечивается Президентом РФ, который как гарант Конституции (ч. 2 ст. 80) принимает все необходимые меры в пределах своих полномочий, чтобы обеспечить выполнение требований Конституции РФ, ее положений. Особую роль в правовой охране Конституции РФ играет Конституционный Суд РФ, который, в частности, в соответствии со ст. 125 Конституции РФ рассматривает и решает дела о соответствии Конституции РФ правовых актов, их отдельных положений. В случае признания их неконституционными они утрачивают силу. Определенную роль в правовой охране Конституции РФ играют также федеральный парламент, который, в частности, заслушивает послания Конституционного Суда РФ, обращается в Конституционный Суд РФ с запросами, а также Уполномоченный по правам человека. Его полномочия в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина определяет Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г.[5]

4. Конституция РФ как основной закон государства характеризуется стабильностью, которая обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.

Согласно ст. 135 Конституции РФ, положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть пересмотрены парламентом России – Федеральным Собранием. Если же поступит предложение о пересмотре положений этих глав Конституции (перечень тех, кто имеет право вносить такое предложение, дан в ст. 134 Конституции РФ. Это – Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ.

Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (1998 г.) установил, что законодательный (представительный) орган субъекта РФ обязан рассмотреть закон РФ о поправке к Конституции РФ в срок не позднее одного года со дня его принятия Федеральным Собранием РФ.[6]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...