Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возраст и его определение в теории деятельности




Представление о социальной ситуации развития было содержательно развито в теории деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин). Деятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Во многом деятельностная парадигма развивает положения Выготского. «В процессе онтогенетического развития человек вступает в особые, специфические отношения с окружающим его миром предметов и явлений, которые созданы предшествующими поколениями людей». «Действительный, ближайший к человеку мир, который более всего определяет его жизнь - это мир, преобразованный или созданный человеческой деятельностью. Однако мир общественных предметов, предметов, воплощающих человеческие способности, сформировавшиеся в процессе развития общественно-исторической практики, он непосредственно не дан индивиду; в этом своем качестве он стоит перед каждым отдельным человеком как задача» [5, с. 372].

Эти положения А.Н.Леонтьева во многом перекликаются с идеями Выготского о реальной и идеальной формах: ребенка окружает не природный мир (не только природный), но мир общественных предметов. Иными словами, сама среда всегда общественна (сравним: среда, прежде всего, социальная). Но А.Н.Леонтьев специально рассматривает и момент присвоения человеческого опыта ребенком. Он пишет: «Ребенок должен осуществить по отношению к ним (предметам - К. П.) такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна (хотя, разумеется, и не тождественна) воплощенной в них человеческой деятельности» [там же, с. 373]. И далее, поясняя эту мысль, Леонтьев приводит пример: если внести в клетку с животными предметы материальной культуры, они выступят лишь ак предметы приспособления, но не собственно человеческой Деятельности. Продолжить этот пример А.Н.Леонтьева можно, вспомнив знаменитую мартышку из басни Крылова «Мартышка и очки».

Процесс онтогенетического развития в деятелъностной пара-игме есть процесс присвоения. Это процесс, в результате которо-

П


го происходит воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций. А.Н.Леонтьев принципе отвергает возможность адаптации к среде.

Присвоение и есть содержание развития, на каждом возрастном этапе - свое. Присвоение состоит в том, что ребенок начинает действовать с предметом сообразно его функциям. Вспомним] пример с ложкой: ребенок не просто знакомится со свойствами) ложки (ее можно ощупать, бросить на пол, засунуть в рот). Он, во-первых, выясняет с помощью взрослого ее орудийную функцию - переносить небольшие количества пищи и, во-вторых, учит-! ся действовать сообразно этой функции.

В продолжение линии анализа Л.С.Выготского в деятельное ной традиции предметом анализа становятся действия субъекта,) сами механизмы изменения действующего.

Особое место в онтогенетическом развитии, по А.Н.Леонтье-1 ву, имеет интериоризация - постепенное преобразование внешних ] действий во внутренние, умственные.

Собственно возрастному развитию, динамике в онтогенезе по-| священа работа А.Н.Леонтьева «К теории развития психики ре-| бенка», впервые опубликованная в 1945 г.

Определяя понятие «возраст», Леонтьев пишет следующее: j «Выясним, прежде всего, что определяет собой психологическую характеристику личности на том или ином этапе ее развития. • Первое, что должно быть указано здесь, заключается в следующем: в ходе развития ребенка под влиянием конкретных обстоятельств его жизни изменяется место, которое он объективно за-] нимает в системе человеческих отношений» [6, с. 281]. Далее на] примере дошкольного детства демонстрируются особенности] жизни и деятельности ребенка-дошкольника. Показано, что эта отношения в первую очередь носят личностный, интимный характер.

При поступлении ребенка в школу многое меняется. В первую! очередь у него появляются обязанности не только перед близкими \ взрослыми, но и перед обществом. Это обязанности, от выполнения которых будут зависеть его место в жизни, его общественная функция и роль, а отсюда - и содержание всей его дальнейшей! жизни. Отношение же общества к ребенку также меняется. В част-] ности, это выражается в оценке (отметке), которая содержит те-1 перь не только отношение близких взрослых, но и отношение об-| щества.

«Итак, - пишет А.Н.Леонтьев, - изменение места, занимаемого! ребенком в системе общественных отношений, есть то первое, что! надо отметить, пытаясь ответить на вопрос о движущих силах! развития его психики». Но оно лишь характеризует наличную,! уже достигнутую ступень. Однако не менее важно проанализировать и саму развивающуюся деятельность ребенка.


«Каждая стадия психического развития характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным ведущим типом его деятельности» [там же, с. 285]. И далее Леонтьев перечисляет основные признаки ведущей деятельности.

В форме этой деятельности возникают и дифференцируются другие, новые виды деятельности; в ней формируются и перестраиваются частные психические процессы; от нее ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные изменения личности ребенка.

Таким образом, ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

В работах А.Н.Леонтьева стадия развития личности (психического развития) определяется двумя моментами - местом ребенка в системе общественных отношений и ведущим типом деятельности. Сравнивая определение возраста, данное в- культурно-исторической теории и в теории деятельности, мы видим, что в первом случае возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а во втором - отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью. Если говорить об определении возраста в деятельностном подходе, то речь здесь идет о взаимоотношении двух внешних факторов, поскольку ни место в системе отношений, ни деятельность не являются собственно интрапсихической формой, не являются субъектной характеристикой.

При этом следует обратить внимание на то, что развитие психики происходит одновременно с развитием самой деятельности, что особенно ярко было продемонстрировано в работах В.В.Давыдова по проблемам развития мышления в процессе формирования учебной деятельности.

В 1971 г. вышла в свет статья Д. Б. Эльконина «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте». В этой статье Д. Б. Эльконин обобщил представления о движущих силах детского развития, опираясь, прежде всего, на теорию деятельности.

Д. Б. Эльконин проследил историю возникновения современных этапов детского развития и показал, что исходно в примитивных сообществах ребенок «встречается» с обществом в целом, Условием развития является система «ребенок - общество». По мере развития общества и его усложнения в этом исходно целостном отношении выявляются более конкретные системы «ребенок -общественный взрослый» или «ребенок - общественный предмет», которые представляют как бы две стороны единого отноше-


 




ния «ребенок - общество». В каждый стабильный период целостность «ребенок - общество» конкретизирована отношением «ребе нок - общественный взрослый» или «ребенок - общественный пред мет».

Ведущая деятельность ребенка предстала в этой работе как конкретизация отношения «ребенок - общество». Каждая из ведущих деятельностей относится либо к системе «ребенок - общественный взрослый», либо к системе «ребенок - общественный предмет». Соответственно есть два типа возрастов.

Дальнейший анализ обнаружил регулярность смены возрастов. Они последовательно сменяют друг друга: сначала возникает деятельность первого типа {«ребенок - общественный взрослый»), она сменяется деятельностью второго типа {«ребенок -общественный предмет») и затем наоборот. Два периода детства (один первого типа, второй - второго) составляют одну возрастную эпоху. Так, дошкольный возраст (игровая деятельность принадлежит к первому типу) и младший школьный (учебная деятельность - второй тип) составляют вместе эпоху, названную Д.Б.Элькониным «детством». Всего ребенок до достижения взрослости проживает три глобальные эпохи: раннее детство (младенчество и ранний возраст), детство (дошкольный и младший школьный возрасты), подростничество (младшее и старшее юношество).

Одним из наиболее важных положений данной работы является представление о том, что в деятелъностях первого типа у ребенка преимущественно развивается мотивационно-потребностная сфера, сфера смыслов и значений, а в деятелъностях второго типа -операционально-техническая сфера. Так, на протяжении дошкольного возраста в игре у ребенка формируются потребности и мотивы на основании открытия им смыслов и значений человеческих отношений. Это открытие происходит посредством условного (игрового) включения в жизнь взрослых, затем этот этап «как будто» включенности в жизнь взрослых исчерпывает себя и начинается этап реального учения, интереса к тому, что «я могу», «я умею», т.е. этап овладения операционально-технической стороной человеческой деятельности.

Таким образом, система «ребенок - общественный взрослый» или «ребенок - общественный предмет» есть особая форма взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью. В этом взаимодействии ребенок воспроизводит особые, характерные для данной системы действия по отношению к окружающему его миру, открывая для себя этот мир и становясь участником этого мира.

Возраст в культурно-исторической теории представляет собой конкретно-историческую категорию. Это означает, что возрасты полагаются возникающими в процессе исторического развития


общества. Они не даны изначально, не связаны с какими бы то ни было врожденными характеристиками индивида. Возраст - период, имеющий свое особое содержание. Это содержание можно выразить через некоторые культурно и исторически возникшие задачи, которые должен решить человек. На каждом историческом этапе развития общества задачи развития различны.

Л. Ф. Обухова пишет по этому поводу следующее: «Детство -период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в Средневековье и в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад.... Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества» [8, с. 14].

Детство не только меняет свою продолжительность от эпохи к эпохе, но и членится на различные периоды - возрасты. Итог можно подвести определением, данным в отечественном психологическом словаре (под ред. В.П.Зинченко и Б.Г.Мещерякова): «...объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (годы, месяцы, дни и т.д.). В науке (психологии) используется условный возраст, определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни».

Онтогенез в различных психологических теориях рассматривается либо как последовательность стадий развития, либо как череда непрерывных изменений. В связи с этим в онтогенезе выделяются (или не выделяются) отдельные возрасты. Соответственно онтогенез может быть описан как последовательность смены отдельных периодов (Пиаже, Фрейд, Ловингер, Выготский, Эльконин, Петровский и др.) или как непрерывная линия (теории личности, нарративные теории и др.).

Членение онтогенеза на отдельные периоды, фазы, эпохи, возрасты - есть периодизация психического развития. Основанием периодизации является некоторая единица - определение возраста. В зависимости от того, как определяется возраст, какова единица описания онтогенеза, возникает представление о возрастах разного типа - стабильных или критических.

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского: возраст определяется через социальную ситуацию развития и возрастное новообразование. Такое описание возраста дает возможность различить стабильный и критический возраст.


Теория деятельности: возраст определяется через ведущую деятельность и место в системе общественных отношений. Эта единица описания возраста нечувствительна к описанию механизма перехода от одного возраста к другому. Вопросы для самостоятельной работы

Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЯ КРИТИЧЕСКИХ ВОЗРАСТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Что в психологии понимают под развитием?

2. Что такое «метафора развития» и какие метафоры могут описывать |
развитие (в отличие от роста или эволюции)?

3. Приведите примеры периодизаций онтогенеза. Укажите их основания.

4. Перечислите и объясните основные характеристики возраста в куль
турно-исторической теории.

5. Перечислите и объясните основные характеристики возраста в теории]
деятельности.

Рекомендуемая литература

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1984.-Т. 4.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
З.Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопро-|

сы психологии. - 1992. - № 1 - 2. - С. 22 - 33.

4. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.

5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

6. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.,|
1983. - Т. 1.

7. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. - М., 1998.

8. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996.

9. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -J
М., 1996.

 

10. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. - М., 1994.

11. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в дет-J
ском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 39 - 51.

12. Эльконин Д. Б. Послесловие // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М.,|
1984.-Т.4.-С. 386-404.

Дополнительная литература

13. Блонский П. П. Психология младшего школьника. - М.; Воронеж, 1997.

14. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. -
М., 1998.

15. ПиажеЖ. Избранные психологические труды. - М., 1969.

16. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.

17. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...