Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На каком основании Бог принимает нас




Ни христоподобные черты характера, ни безупречное поведение не могут служить основанием для принятия нас Богом. Спасающая праведность исходит лишь от одного праведного Человека, Иисуса, и передается нам Духом Святым. Мы не можем добавить ничего к дару праведности Христа; мы можем только принять его. Кроме Христа, нет праведного ни одного (Рим. 3:10). Человеческая самоправедность – это только запачканная одежда (Ис. 64:6; см. Дан. 9:7, 11, 20; 1 Кор. 1:30)14.

Даже то, что мы делаем в ответ на спасающую любовь Христа, не может служить основанием для принятия нас Богом. Это принятие неотъемлемо от служения Христа. Мы принимаемся Богом тогда, когда Христос через Святого Духа вселяется в наше сердце.

На чем основано принятие нас Богом: на оправдывающей праведности Христа, на Его освящающей праведности или на том и другом?

Джон Кальвин показал, что, подобно тому как «Христа нельзя поделить на части, так же нераздельны между собой оправдание и освящение, которые, как нам известно, соединены в Нем»15. Служение Христа необходимо рассматривать в целом. А потому крайне важно не пытаться строить свои предположения относительно оправдания и освящения, скрупулезно вникая во все тонкости различия между ними... Зачем нам быть более скрупулезными, чем Вдохновение, в таких жизненно важных вопросах о праведности по вере?»16 Подобно тому, как свет и тепло, излучаемые солнцем, неотделимы друг от друга, хотя и у света, и у тепла свое уникальное предназначение, так и Христос стал для нас одновременно праведностью и освящением (1 Кор. 1:30). Мы не только полностью оправданы, но и полностью освящены в нем.

Посредством Святого Духа голгофское восклицание Христа «Свершилось» находит исполнение в человеческом сердце. Мы становимся принятыми Богом в истинном смысле этого слова. Это «Свершилось», прозвучавшее на кресте, ставит под сомнение все другие человеческие попытки быть принятыми Богом. Только жизнь Христа, распятого в нашем сердце благодаря работе Духа Святого, дает нам право на спасение, уготованное нам Богом, и делает нас пригодными для него.


УЧЕНИЕ О ЦЕРКВИ

Церковь есть община верующих, исповедующих Иисуса Христа как Господа и Спасителя.

Подобно народу Божию с ветхозаветных времен, современная Церковь призвана из мира и объединена для богослужения, для братского общения, для назидания в славе, для совершения Вечери Господней, для возвещения Евангелия всему миру и служения всему человечеству. Иисус Христос — воплощенное Слово — наделил Церковь авторитетом. Свидетельство тому мы находим в Библии, которая есть записанное Слово Божие. Церковь — это Божья семья; принятые Им как дети ее члены строят свою жизнь на основе Нового Завета. Церковь — это тело Христово, собранная община, глава которой есть Сам Христос. Церковь — это невеста Христа, ради которой Он умер, чтобы освятить и очистить ее. Благодаря этой жертве по торжественном возвращении Своем на землю Он представит ее Себе славной Церковью, «не имеющей пятна или порока», Церковью, хранившей верность во все века (Основание веры, 11).

ГЛАВА 11

ЦЕРКОВЬ

Старец в гневе ударяет посохом по скале. Размахнувшись, он с силой бьет снова и кричит: «Слышите ли вы, бунтовщики! Должно ли нам из этой скалы добыть для вас воду?»

Миг – и поток воды хлынул из скалы и напоил живительной влагой истомившихся от жажды израильтян. Источником, утолившим жажду людей, стала Скала Живая, а Моисей приписал эту заслугу себе. В этом и состоял грех, из-за которого Моисей не вошел в обетованную землю (см. Числ. 20:7–12).

Скалою был Христос, той Скалой, на которой Бог воздвиг Свой народ: как общество в целом, так и каждого верующего в отдельности. Эта мысль прослеживается во всем Писании.

В своем последнем наставлении Израилю Моисей вспомнил, видимо, этот случай, сравнивая Бога со скалой, подчеркивая Его непоколебимость и надежность: «Воздайте славу Богу нашему. Он твердыня (скала, ориг.); совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32:3, 4).

Много веков спустя Давид использовал это прекрасное сравнение. Спаситель был для него скалой: «В Боге спасение мое и слава моя; крепость (скала, по ориг.) силы моей и упование мое в Боге» (Пс. 61:8).

Пророк Исаия также называет грядущего Мессию «камнем и испытанным, краеугольным, драгоценным, крепко утвержденным» (Ис. 28:16).

Апостол Петр засвидетельствовал, что Христос исполнил это предсказание, являясь этим «живым» камнем, «человеками отверженным, но Богом избранным, драгоценным» (1 Петр. 2:4). Павел сказал о Нем как о единственно надежном основании: «Нет другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11). Вспоминая то знаменательное чудо, которое произошло в древности с народом Божиим, он сказал: «Все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10:4).

Сам Иисус Христос использовал это сравнение: «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Он утвердил христианскую Церковь на Себе, Живой Скале. Его тело было принесено в жертву за грехи мира – по Скале был нанесен смертельный удар. Но ничто не может одолеть Церковь, возведенную на твердом основании, которое положил Он Сам. И текут из этой Скалы целительные воды к жаждущим народам (см. Иез. 47:1–12; Ин. 7:37, 38; Откр. 22:1–5).

Как слаба и беспомощна была Церковь, когда Христос возвещал эти слова. Она состояла из горстки уставших, сомневающихся, поглощенных только своими интересами учеников, нескольких женщин и изменчивой толпы, которая рассеялась, лишь только по Скале был нанесен удар. Однако Церковь была построена не на хрупком фундаменте человеческой мудрости и изобретательности, а на Скале веков. Время показало и еще покажет, что ничто не в состоянии погубить Церковь или помешать ей выполнять поставленную самим Богом задачу: прославлять Имя Его и приводить людей к Спасителю (см. Деян. 4:12, 13, 20–33).

«ЦЕРКОВЬ» В БИБЛЕЙСКОМ СМЫСЛЕ

В Св. Писании слово церковь1 переведено с греческого слова «экклесиа», что значит «вызывать из». Этим словом обычно называли общество людей, собравшихся по особому приглашению.

В Септуагинте, греческом переводе Ветхого Завета, написанного по-еврейски и популярного во дни Иисуса, словом «экклесиа» переведено еврейское слово «кагал», что значит «собрание», «общество» или «братство» (Втор. 9:10; 18:16; 1 Цар. 17:47; 1 Цар. 8:14; 1 Петр. 13:2)2.

В Новом Завете это слово имеет более широкое значение. Обратите внимание, кто в Новом Завете назван «церковью»: 1) верующие, собранные для богослужения на особом месте (1 Кор. 11:18; 14:19, 28); 2) верующие, живущие в определенной местности (1 Кор. 16:1; Гал. 1:2; 1 Фес. 2:14); 3) группа верующих в чьем-либо доме (1 Кор. 16:19; Кол. 4:15; Флм. 2); 4) группа общин на географической территории (Деян. 9:31)3; 5) все братство верующих по всему миру (Мф. 16:18; 1 Кор. 10:32; 12:28; ср. Еф. 4:11–16); 6) все творение, на небе и на земле, сохранившее верность Богу (Еф. 1:20–22; ср. Флп. 2:9–11).

ПРИРОДА ЦЕРКВИ

Согласно Библии Церковь учреждена Самим Богом. Она названа «Церковью Божией» (Деян. 20:28; 1 Кор. 1:2). Иисус наделил Церковь Божественным авторитетом (Мф. 18:17, 18). Природу христианской Церкви можно лучше понять, если обратиться к ее ветхозаветным истокам и различным сравнениям, которые используются в Новом Завете применительно к ней.

Корни христианской Церкви. Ветхий Завет изображает Церковь как организованное сообщество народа Божьего. С давних времен богобоязненные семьи – потомки Адама, Сифа, Ноя, Сима и Авраама были хранителями Божьей истины. Эти семьи, в которых отец выполнял роль священника, были своего рода Церковью в миниатюре. Бог исполнил щедрые обетования, данные Аврааму. Таким образом, это верное Богу семейство постепенно стало целой нацией. Весь израильский народ должен был осуществлять то, к чему призван был Авраам: служить благословением всем народам (Быт. 12:1–3), являя Божью любовь ко всему миру.

Народ, который Бог вывел из Египта, был назван «Церковью (или «собранием») в пустыне» (Деян. 7:38). Сам Бог именовал их «царством священников и народом святым» (Исх. 19:5), Божьим «святым народом» (Втор. 28:9; ср. Лев. 26:12) – Его Церковью.

Бог поселил их в Палестине – в центре основных мировых цивилизаций. Палестина была точкой пересечения трех великих континентов – Европы, Азии и Африки. Иудеи призваны были «служить» другим народам. Они должны были приглашать эти народы присоединиться к себе как к Божьему народу. Другими словами, Бог вызвал их для того, чтобы призвать к ним другие нации (Исх. 56:7). Через Израиля Он хотел создать самую большую Церковь на земле, Церковь, в которой представители всех народов мира могли бы совершать богослужение, познавать истинного Бога и затем, возвращаясь к своему народу, благовествовать весть спасения.

Несмотря на постоянную Божью заботу, Израиль впал в идолопоклонничество, национализм, гордость, эгоизм и замкнулся в себе. Божий народ не исполнил своего назначения.

Рождение Иисуса Христа в мир было для Израиля поворотным моментом. Избранный народ ожидал такого Мессию, Который освободил бы их от власти иноземцев, а не Того, Кто мог даровать им внутреннюю свободу. Предав смерти Иисуса Христа, Израиль явил миру свою духовную несостоятельность. Голгофа стала наглядным свидетельством внутренней испорченности этого народа. Словами: «Нет у нас царя кроме кесаря!» (Ин. 19:15) они отказались от Божьего руководства в жизни своей нации.

На кресте две противоположные миссии достигли своей кульминации. Первая – миссия Церкви, которая показала свою полную несостоятельность. Церковь была настолько поглощена собой, что не узнала Того, Кто основал ее. Вторая – миссия Христа – была столь преисполнена любовью к людям, что Христос умер вместо них, чтобы дать им спасение и вечную жизнь.

В то время как крест ознаменовал собою конец миссии Израиля, воскресение Христа положило начало христианской Церкви и ее миссии: провозглашению благой вести спасения через Христа. Не выполнив своей задачи, иудеи стали одним из всех остальных народов и потеряли свое особое предназначение – быть Божьей Церковью. На их место Бог поставил новый народ – Церковь, которая должна была теперь осуществлять Его миссию в мире (Мф. 21:41, 43).

Новозаветная Церковь состоит из обращенных людей всех национальностей, которые верят в Иисуса Христа4. Следователь, истинный Израиль – это все люди, которые верою принимают Христа (см. Гал. 3:26–29). Апостол Павел наглядно изображает живую связь между верой обращенных иудеев и христиан из язычников следующим символом: культурной и дикой маслиной. Иудеи, не принимающий Христа, больше не являются детьми Божьими (Рим. 9:6–8). Они представлены здесь ветвями, отсеченными от хорошей маслины, в то время как иудеи, принявшие Христа, остаются на ней. Апостол Павел изображает язычников, которые принимают Христа, ветвями дикой маслины, привитыми к хорошему дереву (Рим. 11:17–25). Он учит этих новых христиан, обращенных из язычников, уважать Божественное наследие, заповеданное избранникам Божьим: «Если корень свят, то и ветки. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись пред ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень – тебя» (Рим. 11:16–18).

Новозаветная Церковь значительно отличается от ее ветхозаветной предшественницы. Апостольская Церковь стала независимой от израильской нации организацией. Национальные различия потеряли свою актуальность, Церковь стала вселенской. Вместо национальной появилась миссионерская Церковь, существующая для того, чтобы выполнить первоначальный Божий замысел. Ее основатель, Иисус Христос, поручил Своим последователям: «Научите все народы» (Мф. 28:19).

Церковь в сравнительных описаниях. Новозаветные сравнения, используемые применительно к Церкви, позволяют более полно судить о ее природе.

1 Церковь сравнивается с единым организмом. Сравнение Церкви с человеческим телом подчеркивает ее единство и живую действенную взаимосвязь каждого члена с этим единым организмом. Крест «в одном теле» примиряет всех верующих «с Богом» (Еф. 2:16). Посредством Святого Духа они «крестились в одно тело» (1 Кор. 12:13) – Церковь. Церковь – это также тело Самого Христа (Еф. 1:23). Таким образом, Христос наделял верующих в Него Своей полнотой. Верующие являются членами Его тела (Еф. 5:30). Следовательно, Он дает духовную жизнь каждому истинному верующему посредством Своей силы и благодати. Христос есть «глава тела» (Кол. 1:18) и «глава Церкви» (Еф. 5:23).

В Своей любви Бог дал каждому члену Своей Церкви по крайней мере один духовный дар, посредством которого христианин может совершать для Бога жизненно важное служение. В организме человека важна функция каждого органа, так и в жизни Церкви: успешное завершение церковной миссии зависит от того, насколько полно проявится каждое духовное дарование, которым наделены члены Церкви. Может ли быть полноценным тело без сердца, глаз или рук? Если члены Церкви не используют свои дарования, Церковь будет либо мертвой, либо ущербной. Но эти особые, Богом данные дары не являются самоцелью (см. 16-ю гл. этой книги).

2. Церковь сравнивается с храмом. Церковь – это «Божье строение», «храм Божий», в котором пребывает Дух Святой. Иисус Христос является его основанием или «краеугольным камнем» (1 Кор. 3:9–16; Еф. 2:20). Это нерукотворный храм, он быстро растет и развивается. Подобно тому, как Христос, по словам Петра, является «живым камнем», так и верующие представляют собой «живые камни», из которых состоит «дом духовный» (1 Петр. 2:4–6).

Строение еще не завершено. Новые живые камни занимают свои места в этом удивительном храме, или, другими словами, «устрояются в жилище Божие Духом» (Еф. 2:22).

Апостол Павел настоятельно призывает верующих использовать для возведения этого храма лучшие строительные материалы, чтобы храм мог выдержать «огненное испытание» в День Суда (1 Кор. 3:12–15). Сравнение Церкви с храмом подчеркивает ее святость независимо от того, идет ли речь о небольшой местной общине или всемирном братстве. Как сказал Павел, Божий храм свят. «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3:17). Тесные связи с неверующими, заметил Павел, противоречат ее святости, а потому необходимо избегать подобных союзов, «ибо какое общение праведности с беззаконием?.. Какая совместность храма Божия с идолами?» (2 Кор. 6:14, 16). (Его совет относится как к деловым, так и к брачным отношениям). К Церкви следует относится с большим уважением, потому что Сам Бог изливает на нее Свою особую любовь и внимание.

3. Церковь сравнивается с невестой. В Писании Церковь представлена невестой, а Господь – ее женихом. Господь дает торжественную клятву: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, и благости, и милосердии» (Ос. 2:19). «Я сочетался с вами» – уверяет Он (Иер. 3:14).

Павел также использует сравнение: я «представляю» вас «Христу чистою девою» (2 Кор. 11:2). Христова любовь к Своей Церкви настолько глубока и постоянна, что Он предал Себя в жертву, чтобы «освятить ее, очистив банею водною, посредством слова» (Еф. 5:26).

Через освящающее воздействие Слова Божия (Ин. 17:17) и водного крещения Христос может очистить каждого, кто принадлежит Его Церкви, заменив наши запятнанные одежды одеждой Своей совершенной праведности. Следовательно, Он может приготовить Церковь достойной быть Его невестой – «Славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:27). Но лишь тогда, когда Он придет во второй раз, Церковь облечется полнотою славы и великолепия.

4. Церковь сравнивается с «горним Иерусалимом». В Писании город Иерусалим назван Сионом. В нем Бог пребывает со Своим народом (Пс. 9:12). С Сиона дается спасение (Пс. 13:7; Пс. 52:7). Этот город должен стать «радостью всей земли» (Пс. 47:2).

Новый Завет сравнивает Церковь с небесным Иерусалимом, духовным прообразом земного Иерусалима (Гал. 4:26). Граждане этого Иерусалима имеют «жительство на небесах» (Флп. 3:20). Они названы «детьми обетования», «рожденными по духу», и живут в свободе, которую даровал им Христос (Гал. 4:28, 29; 5:1). Живущие в этом городе осознали всю тщетность найти «оправдание законом» (Гал. 4:22, 26, 31; 5:4), и поэтому единственным их стремлением и надеждой является «праведность по вере». Они понимают, что во Христе Иисусе небесное гражданство дается им «верою, действующею любовью» (Гал. 5:5, 6).

Принадлежащие к этому славному обществу «приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12:22, 23).

5. Церковь сравнивается с семьей. Согласно Св. Писанию Церковь на небесах и на земле – это единая семья (Еф. 3:15). Два ярких библейских сравнения показывают, каким образом люди могут присоединиться к этой семье: получить усыновление (Рим. 8:14–16; Еф. 1:4–6) или новое рождение (Ин. 3:8). Через веру во Христа рожденные свыше христиане не являются больше рабами. Они становятся детьми Небесного Отца (Гал. 3:26–4:7), живущими под сенью Нового Завета. Теперь они «свои Богу» (Еф. 2:19) и «свои» собратьям по вере (Гал. 6:10).

Члены Его семьи обращаются к Богу как своему «Отцу» (Гал. 4:6) и относятся друг к другу как братья и сестры (Иак. 2:15; 1 Кор. 8:11; Рим. 16:1). Апостол Павел, приобщивший многих к церковной семье, считал себя их духовным отцом. «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием», – «возлюбленными детьми» (1 Кор. 4:14; ср. Еф. 5:1).

Церкви присуще особое качество, характерное для семьи, – братское общение. Христианское общение («койнониа», греч. ориг.) – это не просто социальная общность людей, а совместное «участие в благовествовании» (Флп. 1:5). Оно включает в себя как общение с Богом Отцом, Его Сыном и собратьями – верующими (1 Ин. 1:3, 7). Всякому, кто присоединяется к этой семье, ее члены подают так называемую «руку общения» (Гал. 2:9).

Сравнение Церкви с семьей говорит о том, что Церковь – это общество, которому естественно заботиться о людях, где «они любимы, уважаемы и ценимы» как личности. «В Церкви люди сознают, что они нуждаются друг в друге. Церковь способствует росту дарований. В ней люди возрастают, и каждый находит удовлетворение своим чаяниям»5. Принадлежность к Церкви предполагает также определенную ответственность, уважение к духовным родителям, заботу о духовных братьях и сестрах. И наконец, быть членом Церкви – значит любить всех своих собратьев преданно и самозабвенно, подкрепляя и поддерживая друг друга.

Несмотря на то что к церковной семье принадлежат люди очень разные по склады своего характера, они смогут испытывать истинное наслаждение, общаясь друг с другом. Члены церковной семьи учатся жить в единстве, не утрачивая в то же время своей индивидуальности.

6. Церковь сравнивается со столпом и основанием истины. Церковь живого Бога есть «столп и утверждение (основание, англ. пер.) истины» (1 Тим. 3:15). Оно является хранилищем и оплотом истины, защитницей ее от нападок врагов. Однако истина не есть нечто раз и навсегда постигнутое, она развивается. Если члены Церкви заявляют, что они обладают новым светом, новой доктриной или новым толкованием Писаний, то члены, имеющие духовный опыт, должны испытать это новое учение мерилом Писания (см. Ис. 8:20). Если новый свет согласуется с этим мерилом, то Церковь должна принять его, если нет – отвергнуть. Все члены Церкви должны согласиться с этим основанием на Библии решением, ибо «при многих советниках» народ «благоденствует» (Притч. 11:14).

Распространяя истину, то есть свидетельствуя о ней, Церковь становится «светом мира», «солью земли», «городом, стоящим на верху горы», который «не может укрыться» (Мф. 5:13–15).

7. Церковь сравнивается с воинственной и побеждающей армией. Церковь на земле подобна сражающейся армии. Она призвана бороться против духовной тьмы: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Христианам следует «облечься во всеоружие Божие», чтобы они «могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять» (Еф. 6:13).

Веками Церковь должна была сражаться как против внутреннего, так и против внешнего врага (см. Деян. 20:29, 30; 1 Тим. 4:1). Она шагнула далеко вперед и добилась многих побед, но это еще не триумф. К сожалению, в Церкви еще много недостатков. Иисус показал несовершенства внутри Церкви с помощью такого сравнения: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел» (Мф. 13:24, 25).

Пшеница и плевелы росли на поле вместе. Когда же слуги предложили выдернуть сорняки, хозяин сказал: «...чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы...» (Мф. 13:29, 30). Бог приводит в Церковь обращенных людей, сатана приводит необращенных. Они оказывают соответствующее влияние на Церковь в целом: одни содействуют ее очищению, другие разлагают. Эта внутренняя борьба будет продолжаться до жатвы, до Второго пришествия.

Внешняя борьба Церкви также еще не окончена. Впереди ее еще ждут скорби и столкновения. Сатана, зная, что немного у него остается времени, свирепствует против Божьей Церкви (Откр. 12:12, 17). Библия предупреждает, что он наведет на нее «время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди». Но Христос вступится за Свой верный народ, и «спасутся... все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан. 12:1). Иисус уверяет нас, что «претерпевший до конца спасется» (Мф. 24:13).

Триумф Церкви будет вполне очевиден при Втором пришествии Христа. Именно в то же время Он сможет представить ее «Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного» (Еф. 5:27). Искупленные всех веков будут встречать Его, когда Он явится во славе.

Церковь видимая и невидимая. Термины видимая и невидимая Церковь используются для того, чтобы показать две ипостаси, в которых предстает Церковь. Сравнения, о которых шла выше речь, относятся главным образом к видимой Церкви.

1. Видимая Церковь. Видимая Церковь – это церковная организация, которая призвана Богом для служения. Она исполняет великое поручение Христа: несет Евангелие миру (Мф. 28:18–20) и приготавливает людей к Его славному возвращению (1 Фес. 5:23; Еф. 5:27).

Церковь избрана Богом для особого свидетельства. Она просвещает мир и служит так, как служил Христос, благовествуя нищим, исцеляя сокрушенных сердцем, проповедуя слепым прозрение, отпуская измученных на свободу, проповедуя лето Господне благоприятное (Лк. 4:18, 19).

2. Невидимая Церковь. Невидимая Церковь, названная также Церковью вселенской, состоит из всего Божьего народа по всему миру. К ней принадлежат верующие видимой Церкви и многие, кто живет согласно свету, дарованному им Христом, хотя они и не числятся в церковной организации (Ин. 1:9). В эту последнюю группу входят те, кто никогда не имел возможности узнать истину об Иисусе Христе, но кто откликнулся на призыв Святого Духа и «по природе законное делает» (Рим. 2:14).

Само существование невидимой Церкви показывает, что служение Богу – это в высшем смысле духовное понятие. «Истинные поклонники, – сказал Иисус, – будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23). Поскольку истинное поклонение Богу духовно, люди не могут со всей точностью определить, кто принадлежит Божьей Церкви, а кто нет.

Посредством Духа Святого Бог ведет Свой народ из невидимой Церкви к единению с Церковью видимой. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16). Только в видимой Церкви они могут узнать полноту Божьей истины, братскую любовь и радость общения, потому что Он дал видимой Церкви духовные дары, которые укрепляют ее членов: каждого лично и все братство в целом (Еф. 4:4–16). Первым опытом, которые пережил Павел после своего обращения, было знакомство с видимой Церковью Божией, а затем и приобщение к ее служению (Деян. 9:10–22). И сегодня Бог чудесным образом ведет Свой народ в Свою видимую Церковь, отличительным признаком которой является верность Божьим заповедям и вера в Иисуса. Став членами этой Церкви, новообращенные смогут участвовать в завершении Божьей миссии на земле (Откр. 14:12; 18:4; Мф. 24:14; см. 12-ю гл. этой книги). Понятие «невидимая Церковь» также включает в себя единство Церкви небесной и земной (Еф. 1:22, 23) и Церковь, сокрытую в течение долгого времени преследований (Откр. 12:6, 14).

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ

Христово поручение – нести Евангелие миру – подразумевает в том числе и заботу о воспитании новых членов Церкви. Им нужно помочь утвердиться в вере и научить посвящать данные Богом способности и дарования на служение Ему. Библия говорит, что «Бог не есть Бог неустройства». Он желает, чтобы все было «благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:33, 40). Поэтому Церковь должна иметь простую, но слаженную организацию.

Природа церковной организации. Давайте порассуждаем о церковном членстве и церковной организации.

1. Церковное членство. Когда вновь обращенные достигают определенного уровня подготовки, они становятся членами новозаветного сообщества верующих. Присоединившись к Церкви, они начинают по-новому относиться к другим людям, государству и Богу.

А. Что необходимо члену Церкви. Люди, которые желают стать членами Его Церкви, должны принять Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя, покаяться в своих грехах и креститься (Деян. 2:36–41; ср. 4:10–12). Им необходимо пережить опыт нового рождения и принять поручение Христа: учить других соблюдать все, что Он повелел им (см. Мф. 28:20).

Б. Равенство и служение. Христос провозгласил: «Все вы – братья» и «больший из вас да будет всем слуга» (Мф. 23:8, 11). И с этих слов явствует, что члены Церкви равны между собой. Разумеется, они должны также сознавать, что следовать примеру Христову означает не что иное, как служить нуждам других, подводя их к Всевышнему. Это и есть подлинное подражание Христу.

В. Все верующие являются священниками. Когда Христос начал Свое служение в небесном святилище, необходимость в левитском священстве отпала. Теперь вся Церковь стала «святым священством» (1 Петр. 2:5). «Вы, – сказал Петр, – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2:9).

Новый статус священников, который имеют все верующие, отнюдь не дает никому из них права думать, верить и учить по своему собственному усмотрению, не считаясь со всем телом Церкви. Смысл священства в другом: на каждого члена Церкви возложена обязанность служить ближним во славу Божию. Это подчеркивает зависимость членов Церкви друг от друга. В то же время христианин может общаться с Богом без человеческого посредника. И это говорит о взаимозависимости членов Церкви, равно как и об определенной самостоятельности каждого. Итак, мы видим, что в новозаветной Церкви не существует качественных различий между духовенством и простыми членами, хотя необходимо учитывать, что те и другие выполняют разное служение в Церкви.

Г. Преданность Богу и своей стране. Библия учит, что власти установлены Богом, Она призывает верующих уважать гражданские власти и повиноваться им. Человек, в руках которого находится гражданская власть, есть «Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Поэтому члены Церкви воздают «всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13:4, 7).

В своем отношении к государству члены Церкви руководствуются Христовы принципом: «Отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу, (Мф. 22:21). Но если государство вынуждает нас нарушать Божьи принципы, то верность Богу должна оставаться на первом месте. Апостолы сказали: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29).

2. Главное назначение церковной организации. Церковь была организована с целью исполнить замысел Божий: наполнить Землю «опознанием славы Его». Только видимая Церковь может организовать деятельность, необходимую для осуществления этой цели.

А. Поклонение и увещевание. На протяжении всей истории Церковь Божия объединяла верующих, поклоняющихся Творцу в субботу. Христос и Его апостолы вместе поклонялись Богу в субботу. Св. Писание призывает верующих не оставлять «собрания своего... но увещевать друг друга, и тем более, чем более усматривает приближение дня оного» (Евр. 10:25; ср. 3:13). Объединяясь в поклонении Богу, верующие находят взаимную поддержку, ободрение и радость.

Б. Христианское общение. Церковь удовлетворяет глубочайшую нужду ее членов в общении. Совместное «участие в благовествовании» (Флп. 1:5) – это самое ценное, потому что оно тесно сближает собратьев по вере с Богом и друг с другом (1 Ин. 1:3, 6, 7).

В. Исследование Священного Писания. Христос дал Церкви «ключи Царства Небесного» (Мф. 16:19). Эти ключи – учение Христа и библейские истины. Именно в них содержится «ключ разумений»: ответ на вопрос, как войти в Царство Божие (Лк. 11:52). Слова Иисуса есть дух и жизнь для тех, кто принимает их (Ин. 6:63). Они приносят вечную жизнь (Ин. 6:68)6.

Истины Библии, эти ключи спасения, могут «связать и развязать», «открыть и закрыть небеса», потому что именно они определяют критерий, согласно которому люди принимаются или отвергаются, спасаются или гибнут. Таким образом, когда Церковь провозглашает Евангелие, для одних оно – «запах живительный на жизнь», для других – «запах смертоносный на смерть» (2 Кор. 2:16).

Иисус знал, насколько важно жить «всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Только при этом условии Церковь может исполнить поручение Иисуса: научить все народы «соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:20).

Г. Священные установления в Церкви. Бог поручает Церкви совершать служение крещения, торжественного принятия в Церковь (см. 14-ю гл. Этой книги), Он установил также ногоомовение и Вечерю Господню (см. 15-ю гл. этой книги).

Д. Всемирная евангелизация. Церковь организована для миссионерского служения, чтобы исполнить миссию, возложенную некогда на Израиль. Самое большое служение, которое Церковь может совершить для мира, – это завершить проповедь Евангелия «во свидетельство всем народам» (Мф. 24:14). Силу для этого ей даст крещение Святым Духом.

Проповедь Евангелия включает весть о Втором пришествии Христа и необходимости приготовиться к встрече с Ним. Эта весть направлена как и к самой Церкви (1 Кор. 1:7, 8; 2 Петр. 3:14; Откр. 3:14–22; 14:5), так и к остальному человечеству (Откр. 14:6–12; 18:4).

РУКОВОДСТВО ЦЕРКВИ

После вознесения Иисуса руководство Церковью перешло в руки апостолов. Первым организационным вопросом, решенным ими совместно с другими верующими, было избрание апостола, который должен был занять место Иуды (Деян. 1:15–26).

По мере роста Церкви апостолы сознавали необходимость не только в проповеди Евангелия, но и в заботе о насущных нуждах ее членов. Поэтому заботы о практической благотворительной деятельности Церкви они поручили семи мужам, которых назначила Церковь. Хотя Церковь делала разницу между служением «слова» и заботой «о столах» (Деян. 6:1–4), она не стремилась разделить духовенство и простых членов в миссионерском служении. Двое из семи диаконов – Стефан и Филипп – отличались особо вдохновенной проповедью и успешным миссионерским служением (Деян. 7-я и 8-я гл.). Появление новых церковных общин на территории Азии и Европы потребовало дополнительных организационных мер. В каждой из них были рукоположены пресвитеры, чтобы обеспечить надежное ее руководство (Деян. 14:23).

Когда в Церкви возникла кризисная ситуация, спорившим сторонам было предложено изложить их точку зрения главному совету, состоявшему из апостолов и пресвитеров, которые представляли Церковь в целом. Решение этого совета считалось обязательным для всех сторон и было воспринято как голос Божий (Деян. 15: 1–29). И если сегодня в Церкви возникает особо важный спорный вопрос, решение которого может повлиять на Церковь в целом, также необходим совет на более высоком уровне, чем местная церковь. При этом совет принимает решение, исходя из договоренности с представителями всех участвующих сторон (Деян. 15:22, 25).

Из Нового Завета мы видим, что, когда появлялась нужда, Бог всегда управлял людьми, стоящими руководства Церковью. При Его водительстве и советуясь с Церковью они организовали такое церковное устройство, которое, существуй оно в настоящее время, способствовало бы осуществлению ее великого поручения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...